Элез Й. Совпадение изложения и доказательства в
диалектической логике. – В сб.: Проблемы диалектической теории, обоснование и
доказательство. М., 1990. С. 3-17
С. 16-17: Никакое научное философское, а следовательно – истинно
теоретическое, - доказательство невозможно, если истина не рассматривается как
процесс; а коль скоро она рассматривается как процесс, доказательство
осуществляется как диалектическое изложение. Соответственно, когда
доказательство истины рассматривается на примере отдельного суждения (как-то:
«Форточка открыта» […]), а не в плане отношения некоторой целостной системы
знаний к действительности, то о научном доказательстве говорить не приходится.
Только построение или воссоздание системы есть истинная форма, в которой
осуществляется доказательство истинности как самой системы, так и всех
содержащихся в ней необходимых положений (частей, моментов, элементов и т.д.).
Такое доказательство имеет синтетический, творческий характер. Изложение, таким
образом, является диалектическим только тогда, когда каждый новый шаг в нем
является в то же время новым шагом в доказательстве как положения, принятого за
исходное основание, так и конечных выводов теории. Доказательство же в свою
очередь является диалектическим, когда каждый новый шаг в нем является в то же
время новым шагом в обогащении знаний, восхождением от абстрактного к
конкретному. Выписывая известные слова Гегеля о доказательстве как движении
вглубь, В.И. Ленин замечает: «Очень недурно подводит своего рода итог тому, что
такое диалектика» (ПСС. Т. 29. С. 212).