Ответ на анкету о будущности религии,
журналу «Mercure de France»
Вы позволите мне стать на точку зрения
социально-эволюционную и формулировать вопрос следующим образом: не является ли
разложение религиозной идеи естественным концом ее эволюции? Чтобы ответить на
этот вопрос, отдадим себе отчет в том, чем была до сего времени эволюция этой
идеи.
Но прежде всего, что такое религия? Если мы
воспользуемся тем определением, которое Эдуард Б. Тэйлор называет
определением-минимумом термина «религия», - то мы скажем, что религия есть вера
в духовные существа, существующие рядом с телами и процессами природы.* Эта
вера, являющаяся необходимым элементом всякой религии, служит в то же время для
объяснения всех явлений природы. Но на более высокой стадии социальной эволюции
к этому примитивному элементу присоединяется еще новый: моральный элемент.
Связь обоих элементов становится все более и
более тесной. Тогда мы доходим до того, что я мог бы назвать
определением-максимум религии: вера в духовные существа, связанная с моралью и
служащая ей санкцией. Вот почему многие полагают, что сущность религии
заключается в морали.
Но мы далеки еще от конца этой эволюции.
Связь между моралью и религией, казавшаяся
неразрывной, должна исчезнуть благодаря прогрессу человеческого разума.
Научное объяснение феноменов может быть
только материалистическим. Вмешательство духовных существ, которое в глазах
дикаря объясняет все явления, ничего не объясняют в глазах Бертело; значение
такого объяснения падает для каждого цивилизованного человека по мере того, как
он усваивает результаты работы науки.
Если многие верят еще в существование духов и
сверхъестественных существ, то это потому, что, по разным причинам, они не
смогли победить препятствий по пути к научной точки зрения.
Когда препятствия эти будут устранены - а все
заставляют думать, что это будет делом социальной эволюции, - исчезнет всякий
след супранатуралистической концепции, а мораль вынуждена будет занять свое
независимое место. Религия, в максимальном смысле этого слова, отживает. Что
касается религиозного чувства, то очевидно, что оно исчезает вместе с
разложением религиозной идеи. Но в чувствах конечно больше консерватизма, чем в
идеях. Могут и будут иметь место различные пережитки, народятся ублюдочные
концепции мира, полуматериалистические, полуспиритуалистические.
Но и пережитки эти осуждены на исчезновение в
свой черед, в особенности, по исчезновении некоторых социальных учреждений,
якобы санкционированные религией.
Прогресс человечества несет с собой смертный
приговор и религиозной идеи, и религиозному чувству. Только робкие или заинтересованные
выражают опасения за судьбу морали. Мораль, повторяю, способна вести
самостоятельное существование.
Вера в духовные существа даже и теперь далека
от того, чтобы быть опорой морали. Напротив, религиозные верования
цивилизованных наций нашего времени, в большинстве случаев, отстали от их
морального развития.
В. К. Клиффорд справедливо замечает: «Если бы
люди не были лучше своих религий, мир был бы адом!».
Правда,
что духовное существо не есть еще бог. Чтобы стать богом, духовное
существо должно совершить известную эволюцию. Бог, это - духовное
существо, связанное взаимными услугами с данным племенем или народностью.
Но всякий бог есть духовное существо. В данном случае для нас это вполне
достаточно.