Источник: “История эстетики. Памятники мировой эстетической
мысли”: в 5-и тт. Т. 1.— С. 572-574.
Диалог первый
[движение как форма
бытия, разнообразие как источник наслаждения]
София. Всякое
наслаждение, как мы видим, состоит ни в чем ином, как в известном переходе,
пути и движении. В самом деле, отвратительно и печально состояние голода;
неприятно и тяжело состояние сытости; но что дает нам наслаждение, так это
движение от одного состояния к другому. Состояние любовного пыла мучит нас,
состояние удовлетворенности страсти угнетает, но что дарит нам удовольствие,
так это переход от одного состояния в другое. Ни в каком настоящем положении
нельзя было бы найти наслаждения, если б нам прошлое не стало в тягость. Если
работа и приятна нам, то только вначале — после отдыха; и в отдыхе есть
наслаждение только сначала, после работы.
Саулин. Если это так, то
нет радости без примеси Горя; не в движении ли одинаково соприкасаешься и к
тому, что нас радует, и с тем, что нас печалит.
София. Правильно
говоришь. К сказанному добавлю только, что иной раз сам Юпитер, когда ему
надоедает быть Юпитером, устраняется от дел и становится то земледельцем, то
охотником, то солдатом — вот он вместе с Богами, вот с людьми, вот со зверьми.
Горожане устраивают для себя праздники и развлечения в деревнях, а поселяне
отдыхают, празднуют и проводят свободные от работы часы в городах. Кто только
что сидел или лежал, тот с удовольствием и радостью ходит; напротив, находит
себе отдых в сидении, кому пришлось много бегать. Нравится на воздухе тому, кто
слишком долго пробыл дома; влечет к себе комната того, кто пресытился полянами.
Часто есть какое бы то ни было приятное кушанье значит, в конце концов,
получить к нему отвращение. Только перемена одной крайности в другую, благодаря
своему соучастию и в той и в другой крайности, только движение от одной
противоположности к другой, благодаря своим серединам, может удовлетворить; и,
наконец, насколько велико родство между крайностями, мы можем видеть из того,
что они скорее сходятся меж собою, нежели подобное с подобным себе.
Джордано Бруно. Изгнание
торжествующего зверя// “Огни”. 1914 С. 27-28. Пер. А. Золотарева
Вторая часть третьего диалога
[об одухотворенности материи]
Саулин. Стало быть,
natura est deus in rebus (природа — это Бог в вещах — лат.).
София. Поэтому, —
продолжал Юпитер, — различные живые вещи представляют собой различные божества
и различные свойства, так как кроме независимого бытия, которое имеют сами по
себе, приобретают еще бытие, сообщаемое всем предметам, сообразно способностям
и мере каждого. Так что Бог весь (не всецело, но всюду более или менее проявляя
себя ) находится во всех вещах. Поэтому Марс, например, не только в ящерице или
в скорпионе, но и в луковице и чесноке, присутствует действеннее, чем в
какой-либо неодушевленной картине или статуе. Так же точно ты мысли о солнце в
шафране, нарциссе, гелиотропе, в петухе, во льве; так же ты должен думать о
каждом из Богов для различных родов сущего, ибо поскольку божественность
снисходит в некоем роде, сообщаясь природе, поскольку через жизнь, которая
просвечивает в явлениях природы, возвышаются к жизни, которая главенствует над
природой.
— Ты правду говоришь, —
возразил Мом, — ибо в самом деле я вижу, каким путем эти мудрецы могли делать
для себя близкими, милостивыми и кроткими Богов, которые голосами, исходящими
из статуй, давали им советы, учение, откровения и сверхчеловеческие
установления. Ведь египтяне своими молитвами и божественными обрядами возвышались
до божества по той же самой лестнице природы, по которой само божество
спускалось вниз ради сообщения себя самого ничтожнейшим вещам.
...Египтяне же, чтобы
добиться известных благодеяний и даров от Богов, согласно глубокой магии,
прибегали к посредничеству определенных вещей природы, в коих до известной
степени была скрыта божественность и через которые она могла и хотела
проявляться и сообщать себя... Эти мудрецы знали, что Бог находится в вещах, и
что божественность, скрытая в природе, проявляясь и сверкая по-разному в разных
предметах и посредством различных физических форм, приобщает их всех к себе в
известном порядке, приобщает, говорю, к своему бытию, разуму, жизни.