И. И. МАКАРОВ. АВТОДЕМОКРАТИЯ
Начало Вверх

АВТОДЕМОКРАТИЯ

И. И. МАКАРОВ

Материал этой статьи был написан в апреле 1992 года в порядке обсуждения Устава и Программы РПК для принятия последних на первом съезде данной партии. Идея автодемократии, а также идея дискретного финансирования, которые предлагались в ней, были заслушаны Исполкомом ленинградской организации РПК, и получили оценку как анархо-синдикалистские и приняты не были, но тем не менее, автор был приглашен в качестве гостя на I Съезд РПК в Москве.

При создании КП РФ в Ленинграде, автор, будучи представителем в Оргкомитете по проведению учредительной конференции города и области от Кировского района, имел честь вручить текст вышеупомянутой статьи Ю. П. Белову, обещавшему дать критические замечания по ней, но так и недавшему их.

Данный материал посылался автором и в газету «Правда», но редакция, очевидно посчитав его не заслуживающим внимания, даже не ответила на письмо.

Материал статьи не был напечатан ни в одном коммунистическом издании, и вероятно его не стоило печатать и в нашем журнале. Однако, учитывая просьбы друзей, а также появление великолепной возможности для наших оппонентов подвергнуть «конструктивной» критике какую-нибудь теоретическую работу самого редактора по вопросам партийного строительства, мы этот материал все же публикуем (данная статья была напечатана в журнале “Вопросы марксистской философии” № 1 за 1997 год – И. М.).

* * *

Основной целью предлагаемых идей является попытка разрешить противоречие между представительной и непосредственными формами партийной власти, обострение которого в критический для партии момент, привело к распаду ее организационных структур, что и было затем юридически оформлено Указами президента Б.Н.Ельцина. Необходимость попытки найти формы разрешения вышеназванного противоречия актуальна и в настоящий момент. Практически все новые коммунистические партии России в своих проектах Программ и Уставов, на наш взгляд, идут старой теоретической тропой, которая и привела КПСС к распаду. В частности это касается попыток обновления принципа демократического централизма в виде очередной словесной интерпретации. В качестве доказательства, рассмотрим следующие выдержки из партийных уставов:

1. 28 съезд КПСС: КПСС решительно отвергает демократический централизм в том виде, как он сложился в условиях административно-командной системы, жесткую централизацию, отстаивает демократические принципы — выборность и сменяемость, гласность и отчетность, подчинение меньшинства большинству, право меньшинства отстаивать свои взгляды, в том числе в партийных органах массовой информации. /Материалы 28 съезда КПСС. М.1990 г. С.95 /

2. РПК: Принцип демократического централизма предусматривает, формирование всех функций и прав выборных органов снизу, от первичных организаций к центру, а также — выполнение низовыми органами и парторганизациями решений, принимаемых сверху выборными органами в пределах предоставленной им компетенции,коллегиальность руководства и персональную ответственность члена выборного органа за порученный участок работы, сменяемость, подконтрольность и подотчетность всех выборных органов членам РПК, а аппарата — выборным органам, подчинениеменьшинства большинству./Из УставаРПК.1991 год./

3. РКРП: Партия действует на основе демократического централизма, предусматривающего коллегиальность руководства, регулярную его сменяемость и отчетность, подчинение меньшинства большинству при сохранении прав меньшинства на отстаивание своих взглядов и после принятия решения при условии его выполнения.Мнение меньшинства фиксируется в документах партии. /Из УставаРКРП.1991 год/

4. ВКПБ: Принцип демократического централизма означает:

а/ выборность всех руководящих органов снизу доверху,

б/ периодическую отчетность партийных органов перед своими партийными организациями и передвышестоящими органами,

в/строгую партийную дисциплины и подчинение меньшинства большинству при фиксировании и учете мнения меньшинства,

г/ обязательность решений руководящих и вышестоящих партийных органов для нижестоящих и всех коммунистов,

д/ коллективность в работе и личную ответственность каждого коммуниста за выполнение своих обязанностей ипартийных поручений.

/Из Устава ВКПБ.1991 год./

5. ВКП(б): Демократический централизм — руководящий принцип организационного строения ВКП(б), означающий выборность всех руководящих органов снизу доверху, периодическую отчетность партийных органов перед своими партийными организациями, строгую партийную дисциплину и подчинение меньшинства большинству,безусловную обязательность решений высших органов для низших осуществление внутрипартийной критики и самокритики. Принцип демократического централизма осуществлен в построении советских органов в СССР.../Краткий словарь иностран.слов.М.,1951 год./

ВЫВОД: Даже беглое сравнение трактовки принципа демократического централизма с 1951 года по настоящий момент даетоснование утверждать,чтонынешние партии коммунистов впадают в противоречие — отвергая, они отстаивают, то, что отвергают. И это при их единодушном признании отрыва руководящих органов от партийных масс, перерождении лидеров партии практически всех уровней!

Сверхцентрализация властных полномочий сталавозможной при допущении разновеликих принципов прямой и обратной связи в структурах партийной власти. Сделать их равновеликими, значит разрешить противоречие междупредставительной и непосредственнойформами партийной власти.

Практически это сводится, на наш взгляд, к задаче вовлечения коммунистов от периодического участия в делах управления к постоянному. От принятия отчетов-рапортов от своих руководящих органов, от выборов,полностью отчуждающих право на собственную свободу, в пользу центра — к равновеликому участию не только в деле разделения партийного труда, но ив деле ликвидации такого разделения.Для достижения этих целей и предлагается идея дискретного финансирования и идея автодемократии.

 

ИДЕЯ АВТОДЕМОКРАТИИ

1. Автодемократия - это синтез непосредственной и представительной форм власти в единую.

2.Партийная автодемократия - это равновеликость власти в управлении партийной организации (партийного общества) как со стороны ее секретаря, так и со стороны остальных ее членов (как вместе взятых, так и в отдельности).

3.Партийная автодемократия осуществляется в следующих формах:

1) Через идею дискретного финансирования партии. Несогласие члена парторганизации не только фиксируется в протоколе, для его морального утешения, но и влечет за собой материальные последствия для данной организации. Член партии обязан подчиниться партийному обществу и выполнять его волю, но только за его, общества, счет. Отказ означал бы распад самой организации, превращение её в аморфное образование, состоящее из неуправляемых фракций, которое быстро было бы погребено жесткими условиями современной общественной жизни. Принуждение же члена партии на свои собственные деньги строить то, что, по его мнению, рухнет - безнравственно.

2) Через право созыва собрания любым членом партии по чрезвычайному вопросу, который может касаться как всей парторганизации, так и его лично, но со всеми вытекающими последствиями, вплоть до исключения при необоснованном сборе.

3) Через право созыва секретарем собрания вышестоящего органа, а любой парторганизацией проведения конференции по чрезвычайно актуальным вопросам, но также с самыми серьезными последствиями, если сбор был необоснован. Это может быть денежный штраф, или исключение.

4) Любой член партии имеет право присутствовать с правом совещательного голоса на заседаниях всех выборных органов в данной организации, а ее секретарь — аналогично в работе органов вышестоящей организации. В такой же форме осуществляется и доступ ко всем партийным документам.

5) Исключение из первичной партийной организации еще не означает окончательного исключения из партии. Исключенный из первичной партийной организации имеет право, если он стаким решением не согласен, перейти в другую партийную организацию, если такая даст на это согласие. В случае, если ни одна первичная партийная организация не желает принять исключенного в свои ряды, что может произойти и, в частности, из-за отсутствия их достаточного количества в данном районе, то исключенный имеет право либо на создание своей первичной партийной организации, либо на работу в партии в индивидуальном порядке. Деятельность члена партии в последних вариантах, разумеется,по истечении определенного времени,должна получать соответствующую аттестацию на уровне уже районной партийной организации со всеми как положительными, так и отрицательными выводами, вытекающими из оценки самого первоначального факта исключения.

6) Любой член партии имеет право на выход из любой первичной партийной организации и на переход в другую первичную парторганизацию с согласия последней, а также на право создания новой первичной парторганизации, если он не имеет возможности или желания добиться такового перехода.

4. На что направлена партийная автодемократия? На то, чтобы члены партии чувствовали себя соратниками общего дела как по горизонтали, так и по вертикали. Чтобы они не превращались в членовзносцев, от которых ничего в партии не зависит. И чтобы некоторые из них не имели возможность уйти от ответственности за отрыв лидеров партии от масс,за проведение в жизнь тех или иных программ, давших отрицательные результаты.

Партийная автодемократия способствует усилению обратной связи центра партии в лице его выборных органов с партийными массами. От равновеликого участия — к равновеликой ответственности, вот ее один из основных лозунгов. И если она себя оправдает, то, я уверен, она станет прообразом нового здания государства в нашем обществе. Коммунист должен чувствовать себя в партийной организации гораздо свободнее, чем вне ее. Только тогда он и его парторганизация будут существовать в диалектическом единстве, неразрывно как единое целое.

При таком подходе в деле поиска истинызаинтересованы две взаимообусловливающие друг друга противоположности — партийное общество и личность, из которых оно состоит. Тогда не только член партийной организации будет стремиться к убеждению в своей правоте всех ее членов, но и они, в свою очередь, будут вынуждены не только ограничиваться голосованием, демонстрируя лес рук и подчас лес незрелых аргументов, но и действительно разбираться, убеждать и не только на собрании, а и в самой трудной практике партийной жизни, вырабатывая знания, опыт и политическое чутье, о которыхчасто упоминал В.И.Ленин и другие классики рабочего движения.

 

ИДЕЯ ДИСКРЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

Идея дискретного финансирования предполагает:

1. Партийные деньги тратятся не по статьям, а по конкретным программам с последующим отчетом о проделанной работе.

2. Партийный бюджет партийной организации любого уровня разрабатывается и утверждается в основном на год с необходимым делением и координацией в зависимости от характера программ.

3. Каждый коммунист, уплачивая членские взносы, имеет право вето на их использование в виде определенной денежной квоты, если он не согласен с предлагаемой программой, за исключением той доли, которая тратится для текущей работы парторганизации (канцтовары, оплата труда освобожденного секретаря и т.п.)и которая всегда строго ограничивается определенной суммой, а также той доли, которая идет на финансирование вышестоящей организации.

4. Распределение денежных средств по программам осуществляется каждым членом партийной организации из общего денежного фонда конкретномулицу лично отвечающему за воплощение данной программы в жизнь.

5. Каждый членпервичной парторганизации имеет право голоса на равную долю из партийных средств, на которую он может наложить вето.

6. Деньги, на которые член первичной организации наложил вето,переводятся в ее фонд ППД (перспективной партийной деятельности), из которого он, вместе с другими членами партии, которые так жеперевели свою квоту в фонд ППД,сможет истратить либо на осуществление своей идеи, либо на программу, которая устраивает всех членов фонда ППД. Однако, как в первом,так и во втором случае, данная деятельность не должна противоречить ни Уставу, ни Программе РПК.

7. Если во время ежегодного отчета об исполнении партийного бюджета, выяснится,что на счете фонда ППД остались денежные средства, то они автоматически включаются вовновь формируемый бюджет на следующий год, в котором его члены уже теряют свое особое право на эти средства.Это выражается в частности в том,что данные средства не могут быть уже включены в фонд ППД следующего года, а расходуются на программы, принятые большинством членов партии.

8. Финансирование вышестоящей партийной организации осуществляется секретарем нижестоящей и делится на две части. Первая идет непосредственно на ее нужды в виде конкретных программ, и поэтому секретарь имеет право наложить вето, аналогично любому члену своей организации. Вторая часть идет непосредственно секретарю вышестоящей организации, из которой он финансирует следующую вышестоящую парторганизацию на таких же правах.

Следует особо отметить, что квота, на которую имеет право наложить вето секретарь, определяется количеством членов его организации, а не суммой, которую они должны по Уставу выделить на деятельность вышестоящих организаций.

9. Для программ, требующих периодического, а не разового финансирования, последнее осуществляется по согласованной квоте, но всегдас разрешения секретаря нижестоящей организации, если он считает,что осуществление данной программы соответствует ее содержанию. В случае сомнений, после изучения соответствующей информации, он имеет право наложить вето на квоту,выделяемую им от своей организации и перечислить ее в фонд ППД.

10. Неспособность убедить финансировать те или иные программы говорит либо о нежизненности их, либо о безответственном их претворении в жизнь, либо амбициозности тех секретарей,или членов партии, кто отказывается их финансировать. В любом случае, это повод для серьезного партийного обсуждения, котороев результате сравнения итоговпрограмм из разных фондов действительно будет конкретным, а не пустословным.

ОБОСНОВАНИЕ ИДЕИ ДИСКРЕТНОГО

ФИНАНСИРОВАНИЯ

Справедливо ли, что каждый член партии, уплачивая разные по размеру взносы, равно как и секретарь, финансирующий вышестоящую организацию, имеет право вето не на всю реальную долю, а только на равную квоту? Ведь в одном случае эта доля будет больше, а в другом меньше, чем квота.

Да, справедливо. Так как уплачивая партийные взносы, тот кто их уплачивает теряет на них право, они становятся общими. Однако, став общими, они не должны стать, как это было раньше, ничьими. Становясь общими из неравных, они превращаются в равные. Процессэтого становления есть процесс превращения интереса отдельной личности как таковой, в интерес общественно-отдельной личности, т.е. коммуниста. Ранее этот процесс превращения трактовался упрощенно — доуплаты членских взносов он индивидуалист, после-коллективист. То есть, весь процесс превращения личного интереса в общественный сводился к одноразовому действию — уплате взносов, да к многоразовому поднятию руки на собраниях. Тогда как этот процесс, если это действительно процесс, измеряется временем такой общественной работы, которую каждый коммунист делает конкретно сам либо по своей инициативе, либо выполняя партийное поручение. Нежелание работать подчас возникало у него ранее от того, что он был не согласен с теми трактовками общих положений Устава и Программы, которые им не признавались. Он не выходил из партии поскольку был согласен с Уставом и Программой, но формально выполняя партпоручение саботировал работу, вытекающую из их трактовки, которую давала партократия, незнающая реальной партийной жизни. У него не было ни прав, ни финансовых возможностей доказать обратное. Именно на это и направлена предлагаемая идея дискретного финансирования.

Из всего вышесказанного наиболее слабым местом кажется вопрос о критерии, позволяющем судить о правильной или неправильной трактовке Устава и Программы партии. От партийной анархии до партийной монархии — таковыобразные рамки его действия. Ответа здесь может быть два.

ПЕРВЫЙ. Критерием истины является практика партийной работы, которая не противоречит основополагающим принципам Устава и Программы, позволяющим проводить четкую разграничительную линию по отношениям к партиям противоположного лагеря.

ВТОРОЙ. Критерием истиныявляется такая новая практика партийной работы, в рамках которой вопрос об истинности старой партийной деятельности теряет свой смысл, т.е. при факте поступательного развития старой ее формы в новую, более высокую.

В первом случаепартийная организация освобождает себя от бесконечных и бесплодных дискуссий по вопросам, не носящим принципиального xарактера. Во втором, она также уходит от схоластических препирательств,переставляя акценты с личностей и борьбы их точек зрения, на изменение самой материальной действительности, породившей конфликтную ситуацию. А этого можно достичь как в первом, так и вовтором случае только такой партийной работой, которая имеет возможность реализовать противоположные варианты решения. Абсолютнойистины нет. Восхождение же к ней не есть восхождение по ступенькам партийной иерархии на вершину партийного олимпа. Чем выше партийный чин, тем большей истиной он обладает — такой принцип в условиях бывшего демократического централизма и привел визвестной мере КПСС к своему краху, отрыву ее лидеров от членов партийного общества.

Тот, кто до бесконечности в дискуссии требует критерия истины, ставит саму дискуссию выше того дела, истинность которого она призвана выявить. Поэтому такая дискуссия для партии, ее дела сама теряет всякий смысл. А это, подчас и есть тот ответ, который и не хотят признать те, которые ее, дискуссию, начали.

В заключение, мы приведем два отрывка из работыВ.И.Ленина «Детская болезнь «левизны» в коммунизме»:

1.«Сочинить такой рецепт или такое общее правило, которое бы годилось на все случаи, есть нелепость. Надо иметь собственную голову на плечах, чтобы в каждом отдельном случае уметь разобраться. В том-то и состоит, между прочим, значение партийной организации и партийных вождей, заслуживающих этого звания, чтобы длительной, упорной,разнообразной, всесторонней работой ВСЕХ мыслящих представителей данного класса вырабатывать необходимые знания, необходимый опыт,необходимое... политическое чутье, для быстрого и правильного решения сложных политических вопросов./ПСС, т.41с.52-53/

2. «Чем держится дисциплина революционной партии пролетариата? Чем она проверяется?

Во-первых, сознательностью пролетарского авангарда и его преданностью революции, его выдержкой, самопожертвованием, героизмом.

Во-вторых, его умением связаться,сблизиться, до известной степени, если хотите слиться с самой широкой массой трудящихся, в первую голову пролетарской, но также и с непролетарской трудящейся массой.

В-третьих, правильностью политического руководства,осуществляемого этим авангардом, — правильностью его политической стратегии и тактики, приусловии, чтобы самые широкие массы собственным опытом убедились в этой правильности. Без этих условий дисциплина в революционной партии...неосуществима. Без этих условий попытки создать дисциплину неминуемо превращаются в пустышку, в фразу, в кривляние.»/ПСС,т.41с.6-7./

Как видно из вышесказанного без привлечения  всех мыслящих представителей, и «самых широких масс», без их участия в процессе определения «правильности», т.е. истинности, данный процесс всегда будет превращаться,говоря словами В.И.Ленина, в пустышку, в фразу, в кривляние. Мы можем добавить лишь следующее:

При современном развитии информационных систем, значительном уровне образованности народа - отказ от развития формобщественного участия в управлении или трактовка такого развития как движение, от «подлинных» принципов демократического централизма времен Сталина к «самым подлинным» времен застоя, а от них к «наиподлиннейшим» в годы перестройки и т.д., означает их превращение в наиподлейшие, хотя, разумеется, они сами по себе это не заслуживают.

 

Яндекс.Метрика

© libelli.ru 2003-2014