Вопрос: Виталий Лазаревич! Господин
А.Кураев, православный богослов, модный
литературный критик и успешный преподаватель
МГУ, заявил в одном из интервью “Литературной
газете”: “Сегодня атеист – крайне редко
встречающееся существо, занесенное в Красную
Книгу. Лично я уже давно с настоящими атеистами
не встречался”.
Как Вы относитесь к подобной оценке
положения атеистов в нашей стране?
Ответ: Утверждение А.Кураева
совершенно не соответствует действительности. В
этой связи Е.Л.Фейнберг и я опубликовали в
“Литгазете” № 22 от 3 июня 1998 г. статью “Нас,
атеистов, не так уж мало…”. Полный текст этой
статьи, которая называется “Об атеизме,
материализме и религии”, помещен в журнале
“Здравый смысл” № 9, с. 54, 1998 г. К сожалению, мне не
известны результаты каких-либо современных
опросов (если они проводились), характеризующих
число верующих в России. В научных кругах
верующих меньшинство, я думаю, у нас не больше 10%.
Проведение подобного опроса необходимо, но
делать это нужно не только осторожно, но и с умом.
Недостаточно просто спросить: верите ли Вы в
бога? Нужно различать веру в бога в духе деизма от
принадлежности к какой-либо традиции или
конфессии, например, к христианству и, конкретно,
к православию. Чем человек образованнее, тем реже
он верит в бога. Так, опрос ряда членов
Национальной академии наук США показал, что
верующими являются лишь 7% опрошенных (Nature, 394, 313,
1998). У нас в РАН, думаю, процент верующих еще ниже.
Вопрос: Мы являемся свидетелями
бурного, и, на мой взгляд, неестественного
возрождения титульных церквей на территории
вчера еще почти полностью безбожного
государства. Россия, с ее глубокими
атеистическими корнями, становится клерикальной
державой на официальном уровне и в быту, в
здравоохранении, в образовании, в
психотерапевтическом обслуживании
пенитенциарной системы и армии.
Что бы Вы могли сказать по поводу этого
явления?
Ответ: Рост клерикализма в России –
печальное явление. В некоторых случаях нужно
выразиться еще резче – насаждение
религиозности, или, точнее, показной
религиозности, просто возмутительно. Если
церковь отделена от государства, то как же можно
оправдать появление священников в армии,
“освящение” различных зданий и т.п. Недопустима
и трата государственных средств на
строительство и ремонт церковных зданий.
Безобразна передача церкви (и, конкретно, РПЦ)
бывших церквей, использованных для размещения
музеев и т.п. Нельзя согласиться и с тем, что,
например, на телевидении все время ведется
религиозная пропаганда (например, каждую субботу
выступает по 1-ому каналу митрополит Кирилл), в то
время как атеистическому просвещению не
уделяется никакого внимания.
Кстати, я не только убежденный атеист,
но и столь же убежденный сторонник свободы
совести, в частности, свободы исповедания любой
религии (не касаюсь, конечно, каких-то
воинствующих или изуверских сект). Но атеизм или
вера в бога (в том числе отправление религиозных
обрядов) это частное дело любого гражданина, и
государство (власть) не должно в это вмешиваться.
В царской России позиции православной
церкви (РПЦ) формально были очень сильны. Но мы
знаем, что ни к какому положительному результату
это не привело. Светлое будущее России будет
обеспечено только на пути демократии и развития
науки, а не в результате возвращения к религии..
Вопрос: Церковь, прежде всего ее
самые распространенные конфессии, почувствовав
поддержку нынешней власти, все чаще вмешивается
в светские дела, начинает диктовать –свои
условия жизни. Прошлой весной, например, по
настоянию высшего иерарха РПЦ был отменен бал в
Москве, организованный под патронажем жены
президента. Повод – соблюдение требований
“великого поста”. Госпожа президентша,
пригласившая на бал немало мировых звезд (в том
числе любимца московской публики пианиста Ван
Клиберна), попала в весьма щекотливое положение,
однако вынуждена была отменить мероприятие. Но
это, так сказать, “цветочки”. “Ягодки”
демонстрируют клерикалы наших кавказских
республик, “ура-патриоты” России от генерала
Макашова до скульптора Клыкова, повылезавшие
невесть откуда монархисты, казаки, “Черная
сотня” Штильмарка, националисты Васильева и
любители “Русского порядка” Баркашова.
Ваша оценка подобной тенденции.
Ответ: По сути дела я уже дал ответ на
этот вопрос. Заигрывание властей и различных
партий с РПЦ просто позорно. Особенно меня
возмущает лицемерие и подлость коммунистов. Ведь
раньше они хотя бы на бумаге объявляли себя
атеистами и интернационалистами. А сейчас чуть
ли не целуются с церковниками и расистами.
Разумеется, дискутировать с макашовыми,
ильюхиными и им подобными бессмысленно, самые
элементарные законы логики им недоступны (я уже
не говорю о порядочности). Но меня удручает тот
факт, что все эти люди не встречают должного
отпора. *
К величайшему сожалению, люди
внецерковные, нерелигиозные, оказались
неготовыми к подобному клерикальному напору.
Грешен и я. Когда бывший физик, занимавшийся
режиссурой, а ныне популярный политик г-н
Кургинян стал доказывать, что современная физика
подтверждает постулаты библии и сыпать
известными именами, я оказался бессилен что-либо
ответить ему путное.
Вопрос: Сегодняшние СМИ, а вернее,
нынешнее поколение журналистов, почти полностью
стоят на религиозных позициях, и им невозможно
доказывать иную правоту. Не хотят и слушать.
Могли бы вы в этих условиях сказать
свое слово правды как ученый, гражданин, как
человек, воспитанный в иной атмосфере?
Ответ: Мне трудно поверить Вашему
утверждению о том, что “нынешнее поколение
журналистов почти полностью стоит на
религиозных позициях”. Откуда у Вас такие
сведения? Проведите опрос. Разве он имел место?
Что касается меня, то я не претендую на
многое, но “свое слово” говорил, говорю и, пока
жив, буду говорить. Выше я уже указал на статью в
“Литгазете” и “Здравом смысле”. Я опубликовал
также статьи: “Вера в бога несовместима с
научным мышлением” (газета “Поиск”, № 29-30, 1998) и
“Еще раз о религии и науке” (газета “Поиск”, №
38, 1998). Наконец, в связи с опубликованной в конце
прошлого года энцикликой папы Иоанна-Павла II
“Вера и разум” (“Fides et ratio”), я написал статью
“Разум и вера” и направил ее еще в конце 1998 г. в
“Вестник РАН”. Обещают опубликовать эту статью
в “Вестнике” № 6 за этот год. Жаль, конечно, что
приходится так долго ждать. Но в статье около 20
машинописных страниц, и для газеты это многовато,
да я и не знаю газеты, которая опубликовала бы эту
мою статью. Хорошо еще, что она, надеюсь, появится
до помпезного празднования 2000-летия
христианства.
ДОПОЛНЕНИЕ
Из уже упомянутой статьи “Об атеизме,
материализме и религии” в журнале “Здравый
смысл” № 9 за 1998 год хочется привести отрывки,
дополняющие ответ на последний вопрос.
“Характерным направлением атаки на
атеизм и материализм… является следующее.
Утверждается, что новые достижения в области
физики и астрономии (космологии) как-то
–поколебали материалистическое здание. Здесь
упоминают, например, вероятностные элементы в
квантовой механике, представления о
космологическом “большом взрыве”,
существование целого ряда неясных вопросов и
трудностей в теории частиц.
Да, возникло новое замечательное
знание и, как обычно, оно породило и новые
вопросы. Найти на них ответы – задача
дальнейшего развития науки. Но причем же здесь
появление каких-то аргументов в пользу религии?
Мы можем, как профессионалы,
много лет занимающиеся физикой и достаточно
знакомые с ее развитием, сообщить, что не узнали
ничего, могущего свидетельствовать против
справедливости научных подходов к
естествознанию”.
“Мы можем только повторить, что
величайший физик XX века Альберт Эйнштейн был
атеистом.
Нам твердо известно также, что
атеистом был Нильс Бор. Интересно, что атеистом
являлся и знаменитый физиолог И.П.Павлов; этот
факт мы узнали лишь недавно”.