Дуйцев С. В чём смысл жизни?
Начало Вверх

В чём смысл жизни?

 

Введение.

В чём смысл жизни? Есть ли вообще смысл жизни? Если есть, то кто на него может дать ответ? У каждого человека свой смысл жизни или он всеобщ для человечества? Зачем человек задаёт себе этот вопрос? Можно ли жить без смысла? Эти вопросы человечество задавало себе с давних времён, в наше время они не потеряли своей актуальности. Человек снова и снова задумывается о смысле своего существования. Человечество подозревало, что ответ на этот вопрос “перевернёт мир”. Философия задалась задачей ответить на этот вопрос. В разные исторические эпохи ответ на него находил своё отражение в различных философских работах. Каждый философ в явной или неявной форме стремился ответить на него.

На вопрос о смысле жизни нельзя ответить однозначно, ибо каждый человек сам выбирает жизненные приоритеты, и попытка ответить на этот вопрос в рамках человечества- глупость. Вот самый распространённый ответ на этот “труднейший вопрос”. Из этого ответа следует, что смысл жизни у каждого человека свой  (сколько людей столько и мнений).

А что же думают наши современники о смыли жизни. Смысл жизни: в социальном благополучие меня и моих близких; в карьерном рост, для получения высокого статуса в обществе (власти); в всеобщей популярности посредствам преуспевания в кино (музыке, литературе, живописи и т.д.); в продление рода и т.д.

 

Человек и общество.

Для того чтобы ответить на вопрос, который тревожил умы многих, надо разобраться в теме, человек и общество (без знание её дальнейшие рассуждения бессмысленны).

На известном этапе своего развития природа подготовила условия для появления человека. В этом отношении человек- продукт природы и её часть. Собственно, этот вывод не нов. Как известно, все материалисты всегда за признание этого тезиса. Но то, что они утверждали и по мере развития естествознания подкрепляли выводами науки, является теперь научно обоснованным, доказанным фактом. Однако дело не только и, пожалуй, не столько в этом. Главное состоит в том, что были выявлены определяющие факторы выделения человека в особую часть природы, в известном отношении противостоящую всей остальной природе. Материалисты прошлого, равно как стихийно стоящие на материалистических позициях естествоиспытатели, выделили природные факторы, игравшие роль в появление человека. Слов нет, роль природных факторов, таких, например, как появление центральной нервной системы и её значительное развитие у высших представителей животного мира, исключительно велика. Но переход от природы есть переход от натурального к социальному. Одни природные, точнее говоря, биологические факторы и закономерности не могут объяснить характера и сущности подобного перехода. Необходимо нащупать постепенное появление и развитие социального фактора, сыгравшего решающую роль в окончательном выделении человека из природы. Этот фактор открыл Маркс. Им является человеческий труд.

Труд лежал в основе выделения человека из природы. Он превратил нашего предка в современного человека. Если не в деталях, то в основе наука даёт достаточные данные для того, чтобы охарактеризовать появление человека в результате развития трудовой деятельности человекоподобных обезьян. Труд создал человека и его сознание. Человек перестал быть просто видом животного царства. Возникло человеческое общество, имеющее свои социальные законы развития. Возникновение общества представляло собой скачок, знаменующий переход к закономерностям нового типа, закономерностям истории.

Значение труда, материального производства в том, что они выделили общество из природы. Оно состоит и в том, что труд, производство являются решающей, определяющей силой всего общественного развития и лежит в основе всех других, и в частности духовных, сторон общественной жизни.

Почему материальное производство играет определяющую роль в жизни человеческого общества? Прежде всего потому, что оно является источником жизни общества. Люди, прежде чем думать, заниматься искусством или политикой, должны жить. Но для того чтобы жить, они должны производить материальные блага- предметы пищи, одежды, обуви, жилища. Животные берут готовыми свет и тепло солнца, растительную и животную пищу из внешней природы. Этого достаточно для того, чтобы они могли существовать и развиваться по биологическим законам природы. Человеческое общество как общество погибнет, если не будет создавать из вещества природы продукты питания, одежду и жилища.

Основные изменения в обществе начинаются прежде всего в материальном производстве, а затем уже находят отражение в духовной жизни общества. Общественные взгляды и учреждения в конечном счёте отражают характер производства и порожденных им материальных (экономических) отношений между людьми. Новые общественные взгляды и теории рождаются лишь тогда, когда созревают материальные условия для их осуществления.

Итак, человек является социальным существом и формирование сознания вне общества не возможно, т.е. при рождении человек, не обладает сознанием и если его изолировать от общества, то само по себе сознание сформироваться, не сможет. Развиваясь в обществе человек, прежде чем он осознаёт, что живёт в тех или иных производственных отношениях, уже включён в эти отношения. Как сказал К. Маркс: “не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание”.

Так в чём же смысл этой жизни?

В обществе кроме материальных производственных отношений есть и другие отношения, а именно идеологические. Производственные отношения складываются объективно, не проходя предварительно через сознание человека. Идеологические общественные отношения складываются, проходя через сознание людей, затрагивая в той или иной мере сознание людей. В этом их главное отличие от производственных отношений. 

Введение упоминалось, что существует мнение о том, что смысл жизни у каждого человека свой и попытка дать на него ответ в рамках человечества- глупость. На самом деле кажущееся разнообразие ответов на вопрос вводит в заблуждение. Все ответы можно разделить на два тип: эгоистический и альтруистический (эти типы соответствуют двум типам людей: эгоистам и альтруистам).

Эгоизм- себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих. Альтруизм- готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. [1]

 Что является главным интересам общества? Главным интересам является прогрессивное развитие общества, т.е. переход  на следующую ступень исторического развития. Так в рабовладельческом строе следующей ступенью общественного развития является феодальный строй, а за ним капиталистический. К. Марксом и Ф. Энгельсом было доказано, что следующей ступенью развития после капиталистического строя будет коммунистический строй.

Из выше сказанного можно вывести следующее, что альтруистам является человек, у которого цель жизни, содействия обществу в переходе на следующую ступень исторического развития. Эгоист  является противоположностью альтруисту, и находится в антагонистических отношениях с ним.

А теперь для лучшего понимания выше сказанного хотелось бы привести примеры: альтруизма и эгоизма. Чем является в рабовладельческом строе борьба раба с рабовладельцем? В большинстве случаев эгоизмом. Читатель, наверное,  недоумевает. Как так эгоизмом? Не спешите с выводами! Сейчас вы поймёте почему. Как сказано выше альтруизм заключается в содействие обществу в переходе на следующую ступень исторического развития, т.е. раб должен бороться с производственными отношениями в рабовладельческом строе. В большинстве случаев раб боролся против конкретного рабовладельца (а не с рабовладельческим строем)  и при этом сам был не прочь занять его место. Если же раб был бы альтруистам, он бы боролся не за свою свободу, а за свободу всех рабов и отмену отношений рабовладелец-раб, отсюда и вытекает борьба со своим (и другими) рабовладельцем.

Как упоминалось в начале этой главы идеология, есть  отражение  не мира, а нашего отношения к нему[2]. Именно поэтому прогрессивный класс (пролетариат) может вести осознанную классовую борьбу за отмену капиталистических отношений, буржуа-пролетариат (рабовладелец-раб). Для того чтобы свергнуть капиталистический способ производства надо уничтожить частную собственность[3] (базис капиталистического общества), и параллельно защищающую её систему[4] (надстройку капиталистического общества). Если же вести борьбу только с надстройкой, то капитализм как таковой не исчезнет, просто  произойдёт смена владельцев частной собственности, что приведёт к появлению “новых буржуа”.

Альтруизм современного человека должен заключается в борьбе с капиталистическими производственными отношениями (так как они себя уже изжили) и замене их на социалистические. Когда же борьба будет закончена, человек должен работать на благо общества и тогда будет построено социалистическое общество, где не будет межклассовой ненависти (т.к. не будет классов), всё общество будет альтруистично. Когда коммунистическое общество себя изживет (возникнут противоречия между производительными силами и производственными отношениями) на смену ему придёт другая общественная формация,[5] которая будет более совершена по отношению к предыдущей.

Возможен ли переход от эгоизма к альтруизму? Да, возможен. Но, как правило, очень редок и занимает долгое время.

Так в чём же смысл этой жизни? Т.к. существует два варианта ответов на этот вопрос, то вопрос надо задавать иначе. К какому типу, относятся цели в вашей жизни: альтруистическому или эгоистическому?

Заключение.

Я не отрыл Америку! Всё что изложено выше является лишь компиляцией марксистских теорий. Множество людей пыталось разделить общество (по жизненным приоритетам) но в каждой из этих теорий в большинстве своём находились изъяны. Я не стал придумывать новые понятия, ибо они уже существуют и достаточно их всего лишь  раскрыть.

 К сожалению, в статье не возможно полностью отразить теорию об эгоизме и альтруизме, так же как невозможно изучить физику за один вечер. В этой статье не затронута тема: альтруизм и эгоизм в понимание буржуазной идеологии (размер статьи не позволяет).

Скорее всего, после прочтения этой статьи  большинство людей не согласится с изложенным в ней материалом. Но не спишите брызгать зелёной слюной. Я признаю недостатки своей работы, т.к. она является первой моей работой в этой  области. Но как настоящий диалектик я надеюсь, что в процессе своего интеллектуального развития моя работа будет также “развиваться”.

                                                            ДиаМат



[1] Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов и Н.Ю.Шведова 1997 г.

[2] Подробно об идеологических отношениях можно узнать, изучив законы базиса и надстройки. Законы базиса и надстройки, являются основными законами Исторического материализма.

[3] Буржуазную частную собственность надо заменить на социалистическую.

[4] Капиталистов, государство и т.д.

[5] На данный момент, нельзя предугадать какие будут производственные отношения в общественной формации следующей после коммунизма.

Яндекс.Метрика

© libelli.ru 2003-2014