...Задачею автора было
исследовать вопрос об эстетических отношениях произведений искусства к явлениям
жизни, рассмотреть справедливость господствующего мнения, будто бы истинно
прекрасное, которое принимается существенным содержанием произведений искусства,
не существует в объективной действительности и осуществляется только
искусством. С этим вопросом неразрывно связаны вопросы о сущности прекрасного и
о содержании искусства. Исследование вопроса о сущности прекрасного привело
автора к убеждению, что прекрасное есть — жизнь. После такого решения надобно
было исследовать понятия возвышенного и трагического, которые, по обыкновенному
определению прекрасного, подходят под него, как моменты, и надобно было
признать, что возвышенное и прекрасное — не подчиненные друг другу предметы
искусства. Это уже было важным пособием для решения вопроса о содержании
искусства. Но если прекрасное есть жизнь, то сам собою решается вопрос об
эстетическом отношении прекрасного в искусстве к прекрасному в
действительности. Пришедши к выводу, что искусство не может быть обязано своим
происхождением недовольству человека прекрасным в действительности, мы должны
были отыскивать, вследствие каких потребностей возникает искусство, и
исследовать его истинное значение. Вот главнейшие из выводов, к которым привело
это исследование:
1) Определение
прекрасного: “прекрасное есть полное проявление общей идеи в индивидуальном
явлении”— не выдерживает критики; оно слишком широко, будучи определением
формального стремления всякой человеческой деятельности.
2) Истинное определение
прекрасного таково: “прекрасное есть жизнь” прекрасным существом кажется
человеку то существо, в котором он видит жизнь, как он ее понимает; прекрасный
предмет — тот предмет, который напоминает ему о жизни.
3) Это объективное
прекрасное, или прекрасное по своей сущности, должно отличать от совершенства
формы, которое состоит в единстве идеи и формы, или в том, что предмет вполне
удовлетворяет своему назначению.
4) Возвышенное действует
на человека вовсе не тем, что пробуждает идею абсолютного; оно почти никогда не
пробуждает ее.
5) Возвышенным кажется
человеку то, что гораздо больше предметов или гораздо сильнее явлений, с
которыми сравнивается человеком.
6) Трагическое не имеет
существенной связи с идеею судьбы или необходимости. В действительной жизни
трагическое большею частью случайно, не вытекает из сущности предшествующих
моментов. Форма необходимости, в которую облекается оно искусством,— следствие
обыкновенного принципа произведений искусства: “развязка должна вытекать из
завязки” или неуместное подчинение поэта понятием о судьбе.
7) Трагическое по
понятиям нового европейского образования есть “ужасное в жизни человека”.
8) Возвышенное (и момент
его, трагическое) не есть видоизменение прекрасного; идеи возвышенного и прекрасного
совершенно различны между собою; между ними нет ни внутренней связи, ни
внутренней противоположности.
9) Действительность не
только живее, но и совершеннее фантазии. Образы фантазии — только бледная и
почти всегда неудачная переделка действительности.
10) Прекрасное в
объективной действительности вполне прекрасно.
11) Прекрасное в
объективной действительности совершенно удовлетворяет человека.
12) Искусство рождается
вовсе не от потребности человека восполнить недостатки прекрасного в действительности.
13) Создания искусства
ниже прекрасного в действительности не только потому, что впечатление,
производимое действительностью, живее впечатления, производимого созданиями
искусства: создания искусства ниже прекрасного (точно так же, как ниже возвышенного,
трагического, комического) в действительности и с эстетической точки зрения.
14) Область искусства не
ограничивается областью прекрасного в эстетическом смысле слова, прекрасного по
живой сущности своей, а не только по совершенству формы; искусство воспроизводит
все, что есть интересного для человека в жизни.
15) Совершенство формы
(единство идеи и формы) не составляет характеристической черты искусства в
эстетическом смысле слова (изящных искусств); прекрасное как единство идеи и
образа, или как полное осуществление идеи, есть цель стремления искусства в
обширнейшем смысле слова или “уменья” цель всякой практической деятельности
человека.
16) Потребность,
рождающая искусство в эстетическом смысле слова (изящные искусства), есть та же
самая, которая очень ясно высказывается в портретной живописи. Портрет пишется
не потому, чтобы черты живого человека не удовлетворяли нас, а для того, чтобы
помочь нашему воспоминанию о живом человеке, когда его нет перед нашими
глазами, и дать о нем некоторое понятие тем людям, которые не имели случая его
видеть. Искусство только напоминает нам своими воспроизведениями о том, что
интересно для нас в жизни, и старается до некоторой степени познакомить нас с
теми интересными сторонами жизни, которых не имели мы случая испытать или
наблюдать в действительности.
17) Воспроизведения
жизни — общий, характеристический признак искусства, составляющий сущность его;
часто произведения искусства имеют и другое значение — объяснение жизни; часто
имеют они и значение приговора о явлениях жизни.
Н. Г. Чернышевский.
Полн. собр. соч., т. 2, с. 90—92.