Центральным
пунктом диалектического понимания природы является уразумение того, что эти
противоположности и различия, хотя и существуют в природе, но имеют только
относительное значение, и что, напротив, их воображаемая неподвижность и
абсолютное значение привнесены в природу только нынешней рефлексией. К
диалектическому пониманию природы можно прийти, будучи вынужденным к этому
накопляющимися фактами естествознания; но его можно легче достигнуть, если к диалектическому
характеру этих фактов подойти с пониманием законов диалектического мышления.
Энгельс Ф. Анти-Дюринг. — С. 14.
Для метафизика
вещи и их мысленные отражения, понятия, суть отдельные, неизменные, застывшие,
раз навсегда данные предметы, подлежащие исследованию один после другого и один
независимо от другого. Он мыслит сплошными непосредственными
противоположностями; речь состоит из: “да-да, нет-нет; что сверх того, то от
лукавого”. Для него вещь или существует или не существует, и точно так же вещь
не может быть самой собой и в то же время иной. Положительное и отрицательное
абсолютно исключают друг друга; причина и следствие по отношению друг к другу
тоже находятся в застывшей противоположности. Этот способ мышления кажется нам
на первый взгляд вполне приемлемым потому, что он присущ так называемому
здравому человеческому рассудку. Но здравый человеческий рассудок, весьма
почтенный спутник в четырех стенах своего домашнего обихода, переживает самые
удивительные приключения, лишь только он отважится выйти на широкий простор
исследования. Метафизический способ понимания, хотя и является провомерным и
даже необходимым в известной области, более или менее обширных, смотря по
характеру предмета, рано или поздно достигает каждый раз того предела, за которым
он становится односторонним, ограниченным, абстрактным и запутывается в
неразрешимых противоречиях, потому что за отдельными вещами он не видит их
взаимной связи, за их бытием — на возникновения и исчезновения, из-за их покоя
забывает их движение, за деревьями не видит леса.
Энгельс Ф.
Анти-Дюринг // Собрание сочинений. Т. 20. — С. 21.
Для диалектики
же, для которой существенно то, что она берет вещи и их умственные отражения в
их взаимной связи, в их сцеплении, в их движении, в их возникновении и исчезновении,
— такие Процессы, как вышеуказанные, напротив, лишь подтверждают ее собственный
метод исследования. Природа является пробным камнем для диалектики, и надо
сказать, что современное естествознание доставило для такой пробы чрезвычайно
богатый, с каждым днем увеличивающийся материал и этим материалом доказало, что
в природе все совершается диалектически, а не метафизически...
Итак, точное
представление о вселенной, о ее развитии и развитии человечества, равно как и
об отражении этого развития в головах людей, может быть получено только
диалектическим путем, при постоянном внимании к общему взаимодействию между
возникновением и исчезновением, между прогрессивными изменения и изменениями
регрессивными.
Энгельс Ф.
Анти-Дюринг // Собрание сочинений. Т. 20. — С. 21—22.
Но ведь
логические схемы могут относиться только к формам мышления, здесь же
речь идет только о формах бытия, о формах внешнего мира, и эти формы
мышление никогда не может черпать и выводить из самого себя, а только из
внешнего мира. Таким образом, все соотношение оказывается прямо
противоположным: принципы — не исходный пункт исследования, а его
заключительный результат; эти принципы не применяются к природе и к
человеческой истории, а абстрагируются из них; не природа и человечество сообразуется
с принципами, а, наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они
соответствуют природе и истории. Таково единственно материалистическое
воззрение на предмет.
Так бывает
всегда, когда “сознание”, “мышление” берется вполне натуралистически, просто
как нечто данное, заранее противопоставляемое бытию природе. В таком случае,
должно показаться чрезвычайно удивительным то обстоятельство, что сознание и
природа, мышление и бытие, законы мышления и законы природы до такой степени
согласуются между собой. Но если далее поставить вопрос, что же такое мышление
и сознание, откуда они берутся, то мы увидим, что они продукты человеческого
мозга и что сам человек — продукт природы, развившийся в определенной среде и
вместе с ней. Само собой разумеется, в силу этого, что продукты человеческого
мозга, являющиеся в конечном счете тоже продуктами природы, не противоречат
остальной связи природы, и соответствуют ей.
Энгельс Ф. Анти-Дюринг //
Собрание сочинений. Т. 20. — С. 34.
Суверенно ли
человеческое мышление? Прежде, чем ответить “да” или “нет” — мы должны
исследовать, что такое человеческое мышление. Есть ли это мышление отдельного
единичного человека? Нет. Но оно существует только как индивидуальное мышление
многих миллиардов прошедших, настоящих и будущих людей.
Другими
словами, суверенность мышления осуществляется в ряде людей, мыслящих
чрезвычайно несуверенно; познание, имеющее безусловное право на истину, — в
ряде относительных заблуждений; ни то, ни другое не может быть осуществлено
полностью иначе как при бесконечной продолжительности жизни человечества.
Мы имеем здесь
снова то противоречие, с которым уже встречались выше, противоречие между
характером человеческого мышления, представляющимся нам в силу необходимости
абсолютным, и осуществлением его в отдельных людях, мыслящих только
ограниченно. Это противоречие может быть разрешено только в бесконечном
поступательном движении, в таком ряде последовательных человеческих поколений,
который, для нас по крайней мере, на практике бесконечен. В этом смысле человеческое
мышление столь же суверенно, как несуверенно, и его способность познавания
столь же неограниченна, как ограниченна. Суверенно и неограниченно по своей
природе, признанию возможности, исторической конечной цели; несуверенно и
ограниченно по отдельному осуществлению, по данной в то или иное время
действительности.
Точно так же
обстоит дело с вечными истинами. Если бы человечество пришло когда-либо к тому,
чтобы оперировать одними только вечными истинами — результатами мышления,
имеющие суверенное значение и безусловное право на истину, то оно дошло бы до
той точки, где бесконечность интеллектуального мира оказалась бы реально и
потенциально исчерпанной и тем самым совершилось бы пресловутое чудо
сосчитанной бесчисленности.
Но ведь
существуют же истины, настолько твердо установленные, что всякое сомнение в них
представляется нам равнозначащим сумасшествию? Например, что дважды два равно
четырем, что сумма углов треугольника равна двум прямым, что Париж находится во
Франции, что человек без пищи умирает с голоду и т. д.? Значит существуют
все-таки вечные истины, окончательные истины в последней инстанции?
Конечно, всю
область познания мы можем, согласно издавна известному способу, разделить на
три больших отдела. Первый охватывает все науки о неживой природе, доступные в
большей или меньшей степени математической обработке, таковы: математика,
астрономия, механика, физика, химия. Если кому-нибудь доставляет удовольствие
применять большие слова к весьма простым вещам, то можно сказать, что некоторые
результаты этих наук представляют собой вечные истины, окончательные истины в
последней инстанции, почему эти науки и были названы точными. Однако далеко не
все результаты этих наук имеют такой характер. Когда в математику были введены
переменные величины и когда их изменяемость была распространена до бесконечно
малого и бесконечно большого, — тогда и математика, вообще столь строго
нравственная, совершила грехопадение: она вкусила от яблока познания, и то
открыло ей путь к гигантским успехам, но вместе с тем и к заблуждениям.
Девственное состояние абсолютной значимости, неопровержимой доказанности всего
математического навсегда ушло в прошлое; наступила эра разногласий, и мы дошли
до того, что большинство людей дифференцирует и интегрирует не потому, что они
понимают, что они делают, а просто потому, что верит в то, так как до сих пор
результат всегда получается правильный. Еще хуже обстоит дело в астрономии и
механике, а в физике и химии находится среди гипотез, словно в центре пчелиного
роя. Да иначе оно и не может быть. В физике мы имеем дело с движением молекул,
в химии — с образованием молекул из атомов, и если интерференция световых волн
не вымысел, то у нас нет абсолютно никакой надежды когда-либо увидеть эти
интересные вещи собственными глазами. Окончательные истины в последней
инстанции становятся здесь с течением времени удивительно редкими.
Еще хуже
положение дела в геологии, которая, по своей природе, занимается главным
образом такими процессами, при которых не только не присутствовали мы, но и
вообще не присутствовал ни один человек. Поэтому добывание окончательных истин
в последней инстанции сопряжено здесь с очень большим трудом, а результаты его
крайне скудны.
Уразумение
того, что вся совокупность процессов природы находится в систематической связи,
побуждает науку выявлять эту систематическую связь повсюду, как в частности,
так и в целом. Но вполне соответствующее своему предмету, исчерпывающее научное
изображение этой связи, построение точного, мысленного отображения мировой
системы, в который мы живем, остается как для нашего времени, так и на все
времена делом невозможным. Если бы в какой-нибудь момент развития человечества
была построена подобная окончательно завершенная система всех мировых связей,
как физических, так и духовных и исторических, то тем самым область
человеческого познания была бы завершена, и дальнейшее историческое развитие
прервалось бы с того момента, как общество было бы устроено в соответствии с
этой системой, — а это было бы абсурдом, чистой бессмыслицей. Таким образом,
оказывается, что люди стоят перед противоречием: с одной стороны, перед ними
задача — познать исчерпывающим образом систему мира в ее совокупной связи, а с
другой стороны, их собственная природа, как и природа мировой системы, не позволяет
им когда-либо полностью разрешить эту задачу. Но это противоречие не только
лежит в природе обоих факторов, мира и людей, оно является также главным
рычагом всего умственного прогресса и разрушается каждодневно и постоянно в
бесконечном прогрессивном развитии человечества — совершенно так, как,
например, известные математические задачи находят свое решение в бесконечном
ряде или непрерывной дроби. Фактически каждое мысленное отображение мировой
системы остается ограниченным объективно-историческими условиями,
субъективно-физическими и духовными особенностями его автора.
Энгельс Ф.
Анти-Дюринг // Собрание сочинений. Т. 20. — С. 35—36.
Во-первых,
мышление состоит столько же в разложении предметов сознания на их элементы,
сколько в объединении связанных друг с другом элементов в некоторое единство,
без анализа нет синтеза. Во-вторых, мышление, если оно не делает промахов,
может объединить элементы сознания в некоторое единство лишь в том случае, если
в них или в их реальных прообразах это единство уже до этого существовало. От
того, что сапожную щетку мы зачислим в единую категорию с млекопитающими, — от
этого у нее еще не вырастут молочные железы.
Энгельс Ф.
Анти-Дюринг // Собрание сочинений. Т. 20 .— С. 41.
Когда мы
говорим о бытии и только о бытии, то единство может заключаться лишь в том, что
все предметы, о которых идет речь, суть существуют. В единстве этого бытия, — а
не в каком-либо ином единстве, — они объединяются мыслью, и общее для всех них
утверждение, что все они существуют, не только не может придать им никаких
иных, общих или необщих свойств, но на первых порах исключает из рассмотрения
все такие свойства. Ибо как только мы от простого основного факта, что всем
этим вещам общее бытие, удалимся хотя бы на один миллиметр, тотчас перед нашим
взором начинают выступать различия в этих вещах. Состоят ли эти различия в том,
что одни вещи белы, другие черны, одни одушевлены, другие неодушевлены, одни
принадлежат, скажем, к посюстороннего миру, другие к потустороннему, — обо всем
этом мы не можем заключать только на основании того, что всем вещам в равной
мере приписывается одно лишь свойство существования.
Единство мира
состоит не в его бытии, хотя его бытие есть предпосылка его единства, ибо
сначала мир должен существовать прежде, чем он может быть единым. Бытие есть
вообще открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле
зрения. Действительное единство мира состоит в его материальности, а эта
последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным
развитием философии и естествознания.
Энгельс Ф.
Анти-Дюринг // Собрание сочинений. Т. 20. — С. 42, 43.
Вопрос сам по
себе разрешается очень просто. Вечность во времени, бесконечность в
пространстве, — как это ясно с первого же взгляда и соответствует прямому
смыслу этих слов, — состоять в том, что тут нет конца ни в какую сторону, ни
вперед, ни назад, ни вверх, ни вниз, ни вправо, ни влево. Эта бесконечность
совершенно иная, чем та, которая присуща бесконечному ряду, ибо последний
всегда начинается прямо с единицы, с первого члена ряда. Неприменимость этого
представления о ряде к нашему предмету обнаруживается тотчас же, как только мы
пробуем применить его к пространству. Бесконечный ряд в применении к
пространству — это линия, которая из определенной точки в определенном направлении
проводится в бесконечность. Выражается ли в этом хотя бы в отдаленной степени
бесконечность пространства? Отнюдь нет: требуется, напротив, шесть линий,
проведенных из одной точки в трояко противоположных направлениях, чтобы дать
представление об измерениях пространства; и этих измерений у нас было бы,
следовательно, шесть. Кант настолько хорошо понимал это, что только косвенно
обходным путем переносил свой смысловой ряд на пространственность мира. Г-н
Дюринг, напротив, заставляет нас принять шесть измерений в пространстве и
тотчас же вслед за этим не находит достаточно слов для выражения своего
негодования по поводу математического мистицизма Гаусса, который не хотел
довольствоваться обычными измерениями пространства.
В применении ко
времени бесконечная в обе стороны линия, или бесконечный в обе стороны ряд
единиц, имеет известный образный смысл. Но если мы представляем себе время как
ряд, начинающийся с единицы, или как линию, выходящую из определенной точки, то
мы тем самым уже заранее говорим, что время имеет начало, мы предлагаем как раз
то, что должны доказать. Мы придаем бесконечности времени односторонний,
половинчатый характер; но односторонняя, разделенная пополам бесконечность есть
также противоречие в себе, есть прямая противоположность “бесконечности,
мыслимой без противоречий”. Избежать такого противоречия можно лишь приняв, что
единицей, с которой мы начинаем считать ряд, точкой, отправляясь от которой мы
производим измерение линии, может быть любая единица в ряде, любая точка на
линии и это для линии или ряда безразлично, где мы поместили эту единицу или
эту точку.
...Основные
формы всякого бытия суть пространство и время: бытие во времени есть такая же
величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства...
Затем время, в
течение которого не происходит никаких заметных изменений, далеко от того,
чтобы совсем не быть временем; оно, напротив, есть чистое, не затронутое
никакими чуждыми примесями, следовательно, чистое время, время как таковое.
Действительно, если мы хотим уловить понятие времени, во всей его чистоте,
отделением от всех чуждых и посторонних примесей, то мы вынуждены оставить в
стороне, как сюда не относящуюся, все же различные события, которые происходят
во времени рядом друге другом или друг за другом,— иначе ничего. Действуя таким
путем, мы, следовательно, вовсе не даем понятию времени потонуть в общей идее
бытия, а лишь впервые приходим к чистому понятию времени.
Энгельс Ф.
Анти-Дюринг // Собрание сочинений. Т.20. — С.49—52.
Движение
есть способ существования материи. Нигде и никогда не бывало и не может быть
материи без движения. Движение в мировом пространстве, механическое движение
менее значительных масс на отдельных небесных телах, колебание молекул в
качестве теплоты или в качестве электрического или магнитного тока, химическое
разложение и соединение, органическая жизнь — вот те формы движения, в которых
— в одной или нескольких сразу — находится каждый отдельный атом вещества в
мире в каждый данный момент. Всякий покой, всякое равновесие только
относительны, они имеют смысл только по отношению к той или иной определенной
форме движения. Так, например, то или иное тело может находиться на Земле в
состоянии механического равновесия, т. е. в механическом смысле в состоянии
покоя, но это нисколько не мешает тому, чтобы данное тело принимало участие в
движении Земли и в движении всей солнечной системы, как это ничуть не мешает по
мельчайшим физическим частицам совершать обусловленные его температурой
колебания или же атомам его вещества — совершать тот или иной химический процесс.
Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение
поэтому так же несотворимо и неразрушимо, как и сама материя — мысль, которую
прежняя философия (Декарт) выражала так: количество имеющегося в мире движения
остается всегда одним и тем же. Следовательно, движение не может быть создано,
оно может быть только перенесено. Когда движение переносится с одного тела на
другое, то поскольку оно переносит себя, поскольку оно активно, его можно
рассматривать как причину движения, поскольку это последнее является
переносимым, пассивным. Это активное движение мы называем силой, пассивное же —
проявлениями силы. Отсюда ясно как день, что сила имеет ту же величину, что и
ее проявления, ибо в них обоих совершается ведь одно и то же движение.
Таким образом,
лишенное движения состояние материи оказывается одним из самых пустых и нелепых
представлений, настоящей “горячечной фантазией”. Чтобы прийти к нему, нужно
представить себе относительное механическое равновесие, в котором может
пребывать то или иное тело на нашей Земле, как абсолютный покой и затем это
представление перенести на всю вселенную в целом. Такое перенесение
облегчается, конечно, если сводить универсальное движение к одной только
механической силе. И тогда подобное ограничение движения одной механической
силой даст еще то преимущество, что оно позволяет представить себе силу,
покоящейся, связанной, следовательно, в данный момент бездействующей. А именно,
если перенос движения, как это бывает очень часто, представляет собой
сколько-нибудь сложный процесс, в который входят различные промежуточные
звенья, то действительный перенос можно отложить до любого момента, опуская
последнее звено цепи. Так происходит, например, в том случае, если, зарядив
ружье, мы оставляем за собой выбор момента, когда будет спущен курок и
вследствие этого совершится разряжение, т. е. будет перенесено движение,
освободившееся благодаря сгоранию пороха. Можно поэтому представить себе, что
во время неподвижного, равного самому себе состояния материя была заряжена силой,
— это и подразумевает, по-видимому, г-н Дюринг, если он вообще что-либо
подразумевает под единством материи и механической силы. Однако такое
представление бессмысленно, ибо на вселенную в целом оно переносит, как нечто
абсолютное, такое состояние, которое по самой природе своей относительно и
которому, следовательно, может быть подвержена в каждый данный момент всегда
только часть материи.
Энгельс Ф.
Анти-Дюринг. — С. 59, 60.
Итак,
несотворимость и неразрушимость материи и ее простых элементов, поскольку она
состоит из них, а равно несотворимость и неразрушимость движения — это старые
общеизвестные факты.