Братья Стругацкие и конец
шестидесятничества.
Во второй половине 2002 года
на книжных прилавках появилась книжка под названием «Бессильные мира сего»,
автором её указан некий С. Витицкий, но всем ясно, что это – новое явление из
«Миров братьев Стругацких».
Формально роман «Бессильные
мира сего» принадлежит перу Бориса Стругацкого. Тем не менее это произведение
всё-таки можно рассматривать как результат коллективного творчества –
продолжение деятельности единой творческой мысли, имя которой – «братья Стругацкие».
Более того, решимся утверждать, что «Бессильные мира сего» - пик писательского
труда братьев Стругацких, целостный взгляд на всё их творчество. И даже –
подведение исторических итогов «реального социализма», который последние
десятилетия своего существования прошёл под знаком шестидесятничества.
Доказательства? – Вот
«Трудно быть богом»: «… Король затолкал за ворот сероватую салфетку, окинул
взглядом блюда и схватил куриную ножку. Едва он впился в неё зубами, как сотня
ножей с лязгом опустилась на тарелки и сотня рук потянулась над блюдами. Зал
наполнился чавканьем и сосущими звуками, забулькало вино. У неподвижных
гвардейцев с двуручными мечами алчно зашевелились усы. Когда-то Румату тошнило
на этих обедах. Сейчас он привык.
Разделывая кинжалом баранью
лопатку, он покосился направо и сейчас же отвернулся: дон Пифа висел над
целиком зажаренным кабаном и работал, как землеройный автомат. Костей после
него не оставалось.»
Сравните: «Расселись с
грохотом, двигая тяжёлые дедовские стулья, распределились в привычном порядке
вокруг стола; уже разливалось спиртное, и ножи брякали об тарелки, и тянулись
через стол с закусками руки, удлинённые серебряными вилками из старинного
сервиза; все оживились (или сделали вид, что оживились), все галдели, кто во
что горазд, все казались голодными (а возможно и были голодными на самом деле),
и всё было совершенно как обычно, как встарь, когда все собирались просто чтобы
беспредметно погалдеть и вкусно поесть.
… Боже мой, подумал Богдан.
Как же всё это я любил раньше! … весь этот милый гардимер, всю эту
раблезианскую, почти даже олимпийскую атмосферу предвкушения божественной
Жрачки Души и Тела…».
Итак, перед нами зеркальное
отражение сцены из «Трудно быть богом», с той только разницей, что в качестве
жрущего стада выступают прогрессоры, эти теперь бывшие лучшие люди, разменявшие
свои идеалы на тёпленькое место обслуги у «новых русских», на положение
местечковых пророков и на беззаботные забавы, короче говоря – на
удовлетворённость собой в покое и сытости. Конечно, кто-то умер, кто-то спился,
кто-то уехал. – Всё как и в реальной истории последних десятилетий, которая в
духовном плане представляет собой историю проекта «шестидесятничества», его
взлёта и его краха.
Стругацкие, безусловно,
шестидесятники по принадлежности к поколению, характеру выдвигаемых идей,
отбору героев. Первая их повесть, принадлежащая к собственно к направлению
«братья Стругацкие», «Попытка к бегству», совпала с периодом «оттепели»,
полётами советских космонавтов, революционными процессами в мире («Куба, любовь
моя…») и иными событиями, которые, казалось, безусловно доказывали очевидную
правоту советского проекта. Но именно в эти «оттепельные» годы Стругацкие
впервые ставят вопрос о том, не может ли история коварно заводить «не туда», и
не опасна ли она глухими тупиками?
После этого были
«Возвращение. Полдень XXII век», «Стажёры»,
«Понедельник начинается в субботу» с их вполне доказательным оптимизмом, но
нотки трагического диссонанса вновь прорвались в «Трудно быть богом», где
Стругацкие окончательно сформировали своё видение мира и собственную позитивную
программу – программу прогрессорства. – Да, говорят братья Стругацкие, -
история – это не победное шествие в
рай, она чревата провалами в «чёрные дыры» исторических тупиков. Но деятельность прогрессоров-вожаков
(пассионариев, передовых людей), вооружённых знанием и силой, даёт надежду на
восстановление поступательного движения в светлое будущее. Фактически
Стругацкие рисуют образ советского проекта, каким он определился в общественном
сознании после XX съезда с его критикой «культа личности»: да, были,
мол, ошибки, но мы «с нашим рулевым» идём верной дорогой. Или, «партия не
ошибается», как частенько изрекали экранные и литературные персонажи того
времени.
Обаятельные прогрессоры -
Румата (из «Трудно быть богом»), Иван Жилин («Стажёры», «Хищные вещи века»),
Максим Каммерер («Обитаемый остров») не дают затухнуть искрам сопротивления и
непокорства, честности и ума, - и иным чертам, живущим в душах лучших людей
«недочеловеческой истории». Одновременно они возвышаются над стадом «жрущей и
размножающейся протоплазмы» мещан и обывателей. Вообще общество в произведениях
Стругацких шестидесятых годов чётко делилось на три части: передовую элиту,
простой народ, в своих чаяниях устремлённый к лучшему будущему, и тянущих
общество назад тупых мещан-обывателей, наподобие двуногих из «Второго нашествия
марсиан». Именно обыватель – главная угроза культуре. В этом Стругацкие были
безусловно не одиноки, только они смотрели немного дальше, глубже и шире, чем
иные. К сожалению, «дальше, глубже и шире» их миропонимания оказалось
недостаточно. И в этом отнюдь не вина Стругацких.
Вспомним обывателя, мещанина
– пьяницу, рвача и хапугу, алиментщика и «летуна» сего излюбленного этим
временем персонажа, коего ретиво и успешно бичевали и разоблачали наши реальные
прогрессоры шестидесятых годов: поэты-витии (огненный Евтушенко и авангардный
Вознесенский), писатели-народники (бородатые плакальщики Белов и Можаев),
режиссёры – театральщики (шутник-экспериментатор, мастер кукиша в кармане Ю. Любимов
и мнимо-глубокомысленный О. Ефремов, с его грошовым правдолюбием),
барды-песнопевцы (томно-унылый Окуджава и злобно-едкий Галич). И другие, им
подстать, в основном из руководящего звена КПСС и ВЛКСМ, призывавшие «порвать с
мещанством», «покончить с накипью» и «преодолеть обывательские настроения».
Обыватель-приспособленец фигурировал в разных видах на страницах и журнала
«Крокодил», и толстых «производственных» романов. Мудрости, изрекаемые нашими
прогрессорами от культуры, казались непререкаемыми и очевидными. (Что до
конкретных персоналий этих владык умов того времени, то пусть каждый подберёт
их себе по вкусу, если приведённый список покажется ему не полным).
Теперь же, по прошествии
сорока с лишним лет, мы имеем возможность воочию наблюдать как конечные
результаты их многотрудной деятельности, так и светлые лики этих бывших
носителей истины, обернувшихся… - нет, не ликом Дориана Грея, а того самого
обывателя-мещанина, который готов вывесить над своей кормушкой флаг любого
цвета – ради живота своего, и на карачках бежать за денежной подачкой-премией
из фонда Букера ли, Солженицына ли …
Итак, Стругацкие выносят
приговор прогрессорству, то есть официальному шестидесятничеству. Его программа
полностью выработана; утверждают они, она привела к опустошению и реальную
политическую действительность, и души людей, и всю культуру огромной страны.
Правда, некоторые реальные «герои» тех лет ещё продолжают свою деятельность,
мелькая в прессе и на телеэкране, но все телодвижения этих душевных мертвецов
имеют, скорее, гальванический характер.
Тем не менее, выдающийся
автор, по выражению М. Горького, никогда не остановится на негативных выводах и
печальных итогах. И Стругацкие тоже предлагают основы новой программы, которая,
конечно, присутствовала во всех предшествующих произведениях, но никогда не
выступала на первый план, оставаясь надеждой и загадкой второстепенных
персонажей, таких, как Горбовский («Полдень. XXII век.», «Малыш»), Арата
Горбатый («Трудно быть богом»), Георгий Носов («Отягощенные злом»). Это – люди
не «передовые», но сомневающиеся, ищущие, вносящие неуспокоенность в любую
окостеневающую структуру, хоть мыслительную, хоть социальную (в прошлом,
настоящем или будущем – неважно). Словом, люди недовольные и знающие, что с
самоудовлетворённости, самодовольства, презрения к миру и людям начинаются
предательство и гибель. Духовная. Физическая. Социальная. То есть мещанство,
морем разливающееся по России сегодня. Вот слова дальновидного человека, в
своём роде – пророка из «Бессильных мира сего»: «Но вот ведь что поражает
воображение: все довольны! Или почти все. Или почти довольны.»
Самоудовлетворённость, переходящая в ограниченность и желание отыскать способ
получить свои тридцать сребренников – вот причина неудач прогрессорства. А
заодно – и раскрытие глубинной причины краха проекта шестидесятников: беда их в
том, что они хотели сохранить разделение общества на народ и элиту (в которую
зачисляли прежде всего себя), то есть стремились двигаться в будущее, любыми
способами сохраняя при этом своё главенство и своё благополучие в этой элите,
которая теперь, осуществив передел собственности, надеется отдохнуть на лаврах.
Беспокойство по этому поводу – суть всего второго периода творчества Стругацких
(«Беспокойство», «Жук в муравейнике»). А о перспективе катастрофы, к которой
безусловно приведёт сохранение такой разделённости в историческом процессе –
все поздние произведения («Град обречённый», «Гадкие лебеди»). Это – негативный
вывод нового романа Стругацких.
Но есть и позитивный,
который не только объясняет неудачу прогрессорства, но и создаёт своего рода
«теорию надежды». Это – проблема ЧЕЛОВЕКА ВОСПИТАННОГО. – Все прежние века
«предыстории» конкретный человек с его задатками, способностями и потенциалами
всегда оказывался на втором плане. На Западе и Востоке он всегда выступал в
роли винтика в социальных и политических структурах, и, как следствие, в роли
страдательного элемента истории, пассивной основы общественных движений.
Единственному политику в истории Человечества приходило в голову «ставить на
человека», да и то мало кто это понял. А вот Стругацкие провозглашают
необходимость такой ставки. И это – начало нового проекта.
В.А. Рыбин,
Б.А. Марков,
доценты госуниверситетов
г. Челябинска.