На днях одна легальная газета выразила
мнение, что теперь не время указывать на
“противоречия” интересов различных классов,
выступающих против самодержавия. Мнение это не
ново. Мы встречаем его на страницах
“Освобождения” и “Революционной России”,
конечно, с теми или иными оговорками.
Естественно, что такой взгляд господствует среди
представителей буржуазной демократии. Что
касается социал-демократов, то среди них не может
быть двух мнений по этому вопросу. Совместная
борьба пролетариата и буржуазии против
самодержавия не должна и не может заставить
пролетариат позабыть о враждебной
противоположности его интересов и интересов
имущих классов. А выяснение этой
противоположности необходимо требует выяснения
глубоких различий между воззрениями различных
направлений. Из этого никак не следует,
разумеется, что мы должны отказываться от тех
временных соглашений со сторонниками других
направлений, которые второй съезд нашей партии
признал допустимыми для социал-демократов, и с
социалистами-революционерами и с либералами.
Социал-демократы считают
социалистов-революционеров представителями
крайней левой фракции нашей буржуазной
демократии. Социалисты-революционеры негодуют
на это и видят в таком мнении не что иное, как
скверное стремление унизить противника и
заподозрить чистоту его намерений и
добросовестность. На самом же деле такое мнение
не имеет ничего общего ни с каким
заподозриванием, будучи лишь марксистской
характеристикой классового происхождения и
классового характера воззрений
социалистов-революционеров. Чем яснее и
определеннее излагают свои воззрения
социалисты-революционеры, тем более
подтверждается марксистская характеристика их
воззрений. Громадный интерес представляет, в
этом отношении, проект программы партии
социалистов-революционеров, напечатанный в № 46
“Рев. России”.
Проект представляет из себя
значительный шаг вперед не только в отношении
большей ясности изложения принципов. Прогресс
сказывается и в содержании принципов, прогресс
от народничества к марксизму, от демократизма к
социализму. Плоды нашей критики, направленной
против соц.-рев., налицо: критика заставила их
с особенной силой подчеркнуть свои
социалистические благие намерения и свои общие с
марксизмом воззрения. Тем ярче выступают черты
старых, народнических,
расплывчато-демократических воззрений. Тому, кто
упрекнул бы нас в противоречии (с одной стороны,
признание социалистических благих намерений
социалистов-революционеров, с другой стороны,
характеристика их социальной природы как
буржуазно-демократической), мы напомним, что еще
в “Коммунистическом манифесте” анализированы
были образчики социализма не только
мелкобуржуазного, но и буржуазного. Благие
намерения быть социалистом не исключают
буржуазно-демократической сущности.
Три основные черты миросозерцания
социалистов-революционеров выступают пред нами
при ознакомлении с проектом. Во-первых,
теоретические поправки к марксизму. Во-вторых,
пережиток народничества во взглядах на трудовое
крестьянство и аграрный вопрос. В-третьих, такой
же пережиток народнических мнений о
небуржуазном будто бы характере предстоящей
России революции.
Я сказал: поправок к марксизму.
Именно так. Весь основной ход идей, весь остов
программы свидетельствует о победе марксизма
над народничеством. Это последнее все еще живет
(при помощи вспрыскиваний ревизионизма самой
последней моды), но лишь в виде частичных
“исправлений” марксизма. Возьмите главную
общетеоретическую поправку: теорию
благоприятного и неблагоприятного отношения
между положительными и отрицательными сторонами
капитализма. Эта поправка, поскольку она не
сводится к одной путанице, есть внесение в
марксизм старого русского субъективизма.
Признание “творческой” исторической работы
капитализма, обобществляющего труд и создающего
“социальную силу”, способную преобразовать
общество, силу пролетариата, такое признание
есть разрыв с народничеством и переход к
марксизму. В основу теории социализма кладется
объективное развитие экономики и классового
деления. Поправка: “в некоторых отраслях
промышленности, в особенности же земледелии, и в
целых странах” отношение положительных и
отрицательных сторон капитализма “становится
(вот даже как!) все менее и менее благоприятным”.
Это — повторение Герца и Давида, Ник.—она и В.
В. со всей его теорией об особых “судьбах
капитализма в России”. Отсталость России вообще
и русского земледелия в особенности выступает
уже не как отсталость капитализма, а как
самобытность, оправдывающая отсталые теории.
Наряду с материалистическим пониманием истории
проглядывает стародавний взгляд на
интеллигенцию, которая будто бы в состоянии
выбирать более или менее благоприятные пути для
отечества и стать внеклассовым судьей
капитализма, а не выразителем класса, который
порождается как раз в силу разрушения старых
форм жизни капитализмом. Чисто по-народнически
упускается из виду тот факт, что
капиталистическая эксплуатация в России
приобретает особенно отвратительные формы
вследствие переживания отношений
докапиталистических.
Еще яснее народническая теория
выступает в рассуждениях о крестьянстве. Во всем
проекте употребляются без различия слова:
трудящиеся, эксплуатируемые, рабочий класс,
трудовая масса, класс эксплуатируемых, классы
эксплуатируемых. Если бы авторы подумали хоть
над этим последним, нечаянно сорвавшимся у них
выражением (классы), то они поняли бы, что
трудятся и подвергаются эксплуатации при
капитализме не только пролетарии, но и мелкие
буржуа. Про наших социалистов-революционеров
приходится сказать то же, что было сказано про
легальных народников: им предстояла честь
открыть невиданный в мире капитализм без мелкой
буржуазии. Они говорят о трудовом крестьянстве,
закрывая глаза на тот доказанный, изученный,
подсчитанный, описанный, разжеванный факт, что
среди этого трудового крестьянства сейчас уже
безусловно преобладает у нас крестьянская
буржуазия, что зажиточное крестьянство,
несомненно имея право на звание трудящегося, тем
не менее не обходится без найма работничков и
держит в своих руках уже теперь больше половины
производительных сил крестьянства.
Прекурьезна, с этой точки зрения, та
задача, которую ставит себе партия
социалистов-революционеров в программе-минимум:
“использовать, в интересах социализма и борьбы
против буржуазно-собственнических начал, как
общинные, так и вообще трудовые воззрения,
традиции и формы жизни русского крестьянства, и в
особенности взгляд на землю, как на общее
достояние всех трудящихся”. Эта задача кажется,
на первый взгляд, совершенно безвредным, чисто
академическим повторением давно опровергнутых и
теорией и жизнью общинных утопий. Но на самом
деле перед нами стоит тут насущный политический
вопрос, решение которого русская революция
обещает дать в ближайшем будущем: кто кого
использует? революционная ли интеллигенция,
мнящая себя социалистической, использует в
интересах борьбы с буржуазно-собственническими
началами трудовые воззрения крестьянства? или
буржуазно-собственническое и в то же время
трудовое крестьянство использует
социалистическую фразеологию
революционно-демократической интеллигенции в
интересах борьбы против социализма?
Мы думаем, что осуществится вторая
перспектива (вопреки воле и сознанию наших
оппонентов). Мы убеждены, что она осуществится,
ибо она уже на девять десятых осуществилась.
Именно “буржуазно-собственническое” (и в то же
время трудовое) крестьянство использовало уже в
своих интересах социалистическую фразеологию
народнической, демократической интеллигенции,
которая своими артелями, кооперациями,
травосеяниями, плужками, земскими складами,
банками мнила поддержать “трудовые традиции и
формы жизни”, а поддержала на деле развитие
капитализма внутри общины. Русская
экономическая история уже доказала таким
образом то, что завтра будет доказано русской
политической историей. И вся задача
сознательного пролетариата состоит в том, чтобы,
отнюдь не отказываясь от поддержки
прогрессивных и революционных стремлений буржуазного
трудового крестьянства, разъяснять сельскому
пролетарию неизбежность завтрашней борьбы
против этого крестьянства, разъяснять ему
действительно социалистические цели в отличие
от буржуазно-демократических мечтаний об
уравнительном пользовании. Вместе с буржуазным
крестьянством против остатков крепостничества,
против самодержавия, попов, помещиков, вместе с
городским пролетариатом против буржуазии вообще
и буржуазного крестьянства в частности, — вот
единственно правильный лозунг сельского
пролетария, вот единственно правильная аграрная
программа российской социал-демократии в
настоящий момент. Именно такая аграрная
программа и принята нашим вторым съездом. Вместе
с крестьянской буржуазией за демократию, вместе
с городским пролетарием за социализм, — этот
лозунг будет усвоен деревенской беднотой
гораздо прочнее, чем блестящие, но мишурные
лозунги народничествующих
социалистов-революционеров.
Мы подошли теперь к третьему из
намеченных выше главных пунктов проекта. Авторы
его порвали уже со взглядом последовательных
народников, которые были против политической
свободы, способной-де лишь передать власть в руки
буржуазии. Но остатки народничества выступают
очень ясно, когда проект дает характеристику
самодержавия и отношения к нему разных классов. И
здесь, — как и всегда, — мы видим, что первые же
попытки мелкобуржуазной революционной
интеллигенции изложить точно понимание действительности
ведут неминуемо к полному изобличению
противоречивости и устарелости ее точки зрения.
(Заметим поэтому, в скобках, что именно к вопросу
о понимании действительности надо сводить
всегда споры социалистов-революционеров, ибо
только этот вопрос вскрывает отчетливо причины
нашего глубокого политического расхождения.)
“Более реакционный, чем где-либо, —
читаем в проекте — класс крупных промышленников
и торговцев все сильнее нуждается в
покровительстве самодержавия против
пролетариата...” Это неверно, ибо нигде в Европе
не сказывается так, как у нас, равнодушие
передовых буржуа к самодержавной форме
правления. Недовольство самодержавием
усиливается среди буржуазии, несмотря на боязнь
пролетариата, — отчасти уже просто потому, что
полиция при всей ее безмерной власти не может
вытравить рабочего движения. Говоря о “классе” крупных
промышленников, проект смешивает подразделения
и фракции буржуазии со всей буржуазией как
классом. Это тем более неправильно, что именно
средних и мелких буржуа всего менее способно
удовлетворить самодержавие.
“...Поместное дворянство и деревенское
кулачество все сильнее нуждаются в такой же
поддержке против трудовых масс деревни...” Вот
как? Откуда же земский либерализм? Откуда
взаимное влечение культурнической
(демократической) интеллигенции к
хозяйственному мужичку и обратно? Или кулак не
имеет ничего общего с хозяйственным мужичком?
“...Существование самодержавия
становится в непримиримое и прогрессивно
обостряющееся противоречие со всем
хозяйственным, общественно-политическим и
культурным ростом страны...”
Ну, вот и довели свои посылки до
абсурда! Разве мыслимо такое “непримиримое
противоречие” со всем хозяйственным и проч.
ростом страны, которое бы не выражалось в
настроении хозяйственно-командующих классов??
Одно из двух. Или самодержавие действительно
непримиримо с хозяйственным ростом страны. Тогда
оно непримиримо также и с интересами всего
класса промышленников, торговцев, помещиков,
хозяйственных мужичков. Что именно этот класс
держит в руках “наш” хозяйственны!! рост с 1861
года, это, вероятно, не безызвестно и
социалистам-революционерам (хотя они у В. В.
учились обратному). Что правительство,
непримиримое с классом буржуазии вообще, может
спекулировать на раздоры между фракциями и
слоями буржуазии, мириться с протекционистами
против фритредеров, опираться на один слой
против другого и тянуть такую эквилибристику
годами и десятилетиями, — этому учит вся
европейская история. Или же у нас и
промышленники, и помещики, и крестьянские буржуа
“все сильнее нуждаются” в самодержавии. Тогда
придется принять, что они, хозяйственные владыки
страны, не понимают, взятые даже в целом, как
класс, интересов хозяйственного роста страны,
что этих интересов не понимают даже передовые,
образованные и интеллигентные представители и
вожди этих классов!
Но не естественнее ли принять, что не
понимают дела наши соц.-революционеры?
Посмотрите: немного дальше они сами признают
“наличность либерально-демократической
оппозиции, охватывающей преимущественно
промежуточные в классовом отношении элементы
образованного общества”. Неужели наше
образованное общество не есть общество
буржуазное? Неужели оно не связано тысячами
нитей с торговцами, промышленниками, помещиками,
хозяйственными мужичками? Неужели России бог
судил переживать такой капитализм, в котором
либерально-демократическая оппозиция не
представляет из себя буржуазно-демократической
оппозиции? Неужели соц.-революционеры знают
такой исторический пример, неужели они могут
представить себе такой случай, когда бы
оппозиция буржуазии самодержавию выражалась не
через либеральное, образованное “общество”?
Путаница проекта есть неизбежный
результат смешения народничества с марксизмом.
Только марксизм дал научно правильный,
подтверждаемый все более и более
действительностью, анализ отношения между
борьбой за демократию и борьбой за социализм. И у
нас, Как во всем мире, есть демократия буржуазная
и демократия рабочая. И у нас, как и во всем мире,
социал-демократия должна беспощадно разоблачать
неизбежные иллюзии буржуазной демократии и
непонимание ею своей природы. И у нас, как во всем
мире, сознательный пролетариат должен
поддерживать буржуазную демократию в ее
оппозиции и в ее борьбе против остатков
крепостничества, против самодержавия, ни на
минуту не забывая о своей классовой особности и о
своей классовой цели ниспровержения буржуазии.
“Вперед” № 3,
24 (11) января 1905 г.
Печатается по тексту
Газеты “Вперед”