Значительная часть работающих в
России товарищей, в том числе Бюро Комитетов
Большинства, высказывается за один центр в
России.
Что собственно значит такая реформа? В
одном центре должны преобладать товарищи,
работающие в России,— это, несомненно, вытекает
из указанной тенденции. Осуществление ее всецело
зависит от воли съезда, выбирающего состав
центра. Следовательно, тут не о чем спорить и не о
чем разговаривать.
Но далее, каково будет отношение
Центрального Органа к Центральному Комитету?
Центральный Орган, говорят нам, есть комиссия,
назначенная Центральным Комитетом. Один (или два)
члена редакции Центрального Органа могут (говорят
те же товарищи) входить, как часть и как меньшая
часть, в Центральный Комитет. Спрашивается тогда,
в чем же будет проявляться участие этой
заграничной части Центрального Комитета в делах
Центрального Комитета? “По переписке” участвовать
реально в делах Центрального Комитета, это явная
утопия, об этом можно говорить только в насмешку.
За границей лишь с великим трудом, ценой бездны
хлопот, труда, руготни и неприятностей удается
добиться плохенького осведомления post factum, а
об “участии в решении дел” из-за границы можно
говорить только “для ради важности” или для
лицемерия.
Итак, одно из двух: или заграничные
члены (respective 1 заграничный член)
Центрального Комитета выговаривают себе по
уставу партии (ибо иные “договоры”
недействительны) периодические собрания всего
Центрального Комитета за границей. Если так,
тогда этот верховный центр фактически вполне
совпадает с теперешним Советом партии, т. е.
становится учреждением, собирающимся 3—4—5 раз в
год и лишь дающим общее направление всей
работе. Или же Центральный Комитет
собирается в России и там решает все дела, без
заграничного члена; тогда последний только
числится, и заведомо фиктивно числится,
членом Центрального Комитета. На деле он не
может участвовать в решении общих дел. При
таких условиях можно бы с полным правом
усомниться в том, чтобы нашлись люди на этот “пост”
(или на эту синекуру?) “заграничных членов”
Центрального Комитета!
Другое (и последнее возможное)
предположение. Весь состав Центрального
Комитета, как одного центра, — товарищи,
работающие в России. Только такой центр будет реально
единым русским центром. За границей он назначает
свою агентуру. Практически эта агентура
будет существовать, однако, как самостоятельный
центр: в самом деле, представьте себе редакцию
Центрального Органа. Понятно, что тут нужна целая
коллегия, которая образуется, складывается,
спевается лишь долгим и долгим путем (Россия,
чтобы сложить новый Центральный Орган, после
II съезда, потратила полтора года усилий, и это
при громадной заинтересованности всей России в
тяжелом общепартийном кризисе!). На практике
эта коллегия ведет еженедельный орган вполне
самостоятельно. Русский Центральный Комитет
откликается на ее ведение дела в лучшем случае
“совещанием” раз в полгода (или раз в ½ года)—
чем такое “совещание” отличается от “Совета”?
— или “письмом” отдельного члена
Центрального Комитета. На практике эта
заграничная коллегия ведет агитацию и
подготовку работников за границей (рефераты и
собрания) перед сотнями членов партии.
Центральный Комитет физически не в силах на
деле направлять эту работу, на деле
руководить этой работой заграничной коллегии.
Центральный Комитет физически не в силах участвовать
в этой работе иначе как редкими совещаниями с
лицами, ведущими ее. И еще раз: чем будут
отличаться эти совещания от Совета??
Итог: на деле, на практике “один”
центр будет либо фикцией, либо он сведется,
непременно и неминуемо сведется к теперешней
системе того, что насмешливо зовут “троецентрием”.
На деле, на практике различие условий
географических, политических, условий характера
работы неизбежно и неминуемо вызовет и будет
вызывать (впредь до падения самодержавия) два
центра в нашей партии, объединяемые лишь время
от времени, “совещаниями”, которые на деле
всегда и будут играть роль верховного или
высшего “Совета” партии.
Вполне понятно, что реакция против
заграницы вызвала у россиян общий крик: долой
заграницу! долой два центра! Эта реакция законная
и похвальная, ибо она знаменует громадный
рост партийных сил и партийного самосознания
после II съезда. Эта реакция выражает шаг вперед
нашей партии, об этом спору нет. Но не следует
давать себя обольщать словами или возводить в “систему”
настроение данной минуты, преходящий “гнев”
против “заграничников”. На гневе никакой
партийной системы не построишь. Нет ничего легче,
как постановить простое и краткое правило: “центр
один”, но таким постановлением нисколько не
приближаемся к решению очень сложного вопроса о
способах реального (а не бумажного) объединения
различных функций работы в России и за границей.