Вопрос об отношении социал-демократии
или рабочей демократии к демократии буржуазной
есть старый и в то же время вечно новый вопрос. Он
стар, ибо выдвинут с тех самых пор, как
возникла социал-демократия. Его теоретические
основы выяснены еще в самых ранних произведениях
марксистской литературы, в “Коммунистическом
манифесте” и в “Капитале”. Он вечно нов, ибо
каждый шаг в развитии каждой капиталистической
страны дает особое, оригинальное сочетание
различных оттенков буржуазной демократии и
различных течений в социалистическом движении.
И у нас в России этот старый вопрос
сделался особенно новым в настоящее время. Чтобы
отчетливее выяснить себе теперешнюю постановку,
мы начнем с небольшой исторической справки.
Старое русское революционное народничество
стояло на утопической, полуанархической точке
зрения. Мужика-общинника считали готовым
социалистом. За либерализмом образованного
русского общества ясно видели вожделения
русской буржуазии. Борьба за политическую
свободу отрицалась, как борьба за учреждения,
выгодные буржуазии. Народовольцы сделали шаг
вперед, перейдя к политической борьбе, но связать
ее с социализмом им не удалось. Ярко
социалистическая постановка вопроса была даже
затемнена, когда падающую веру в
социалистичность нашей общины стали подновлять
теориями в духе г-на В. В. о неклассовом,
небуржуазном характере русской демократической
интеллигенции. Этим положено было начало тому,
что народничество, прежде безусловно отрицавшее
буржуазный либерализм, стало постепенно
сливаться с этим последним в одно
либерально-народническое направление.
Буржуазно-демократическая сущность русского
интеллигентского движения, начиная от самого
умеренного, культурнического, и кончая самым
крайним, революционно-террористическим, стала
выясняться все более и более, одновременно с
появлением и развитием пролетарской идеологии
(социал-демократии) и массового рабочего
движения. Но рост этого последнего сопровождался
расколом среди социал-демократов. Ясно
обнаружилось революционное и
оппортунистическое крыло социал-демократии,
выражавшие первое — пролетарские, второе —
интеллигентские тенденции нашего движения.
Легальный марксизм 1 скоро на деле оказался
“отражением марксизма в буржуазной литературе” 2
и через бернштейнианский оппортунизм дошел
прямиком до либерализма. “Экономисты” в
социал-демократии, с одной стороны, увлекались
полуанархической концепцией чисто рабочего
движения, считали поддержку буржуазной
оппозиции социалистами изменой классовой точке
зрения, заявляли, что буржуазная демократия в
России есть фантом a. С другой стороны,
“экономисты” другого оттенка, увлекаясь тем же
чисто рабочим движением, упрекали революционных
социал-демократов в игнорировании той
общественной борьбы с самодержавием, которую
ведут наши либералы, земцы, культурники b.
Старая “Искра” показывала элементы
буржуазной демократии в России еще тогда, когда
многие не видели их. Она требовала поддержки этой
демократии пролетариатом (см. № 2 “Искры” о
поддержке студенческого движения c, № 8 о
нелегальном земском съезде, № 16 о либеральных
предводителях дворянства d, № 18 e о
брожении в земстве f и др.). Она отмечала
постоянно классовый, буржуазный характер
либерального и радикального движения и говорила
по адресу виляющих освобожденцев: “Пора бы
понять ту нехитрую истину, что действительная (а
не словесная) совместность борьбы с общим врагом
обеспечивается не политиканством, не тем, что
покойный Степняк однажды назвал самоурезываньем
и самозапрятываньем, не условной ложью
дипломатического взаимопризнанья, а фактическим
участием в борьбе, фактическим единством борьбы.
Когда у немецких соц.-дем. борьба против
военно-полицейской и феодально-клерикальной
реакции действительно становилась общей с
борьбой какой-либо настоящей партии,
________________________
a См. рабочедельскую брошюру “Два
съезда” (стр. 32), направленную против “Искры”.
b См.
“Отдельное приложение к “Рабочей Мысли””,
сентябрь 1899 г.
c См.
Сочинения, 5 изд., том 4, стр. 391—396. Ред.
d См.
Сочинения, 5 изд., том 6, стр. 264—270. Ред.
e См.
Сочинения, 5 изд., том 6, стр. 349—358. Ред.
f Пользуюсь
случаем, чтобы выразить мою искреннюю
признательность Староверу и Плеханову, которые
начали чрезвычайно полезную работу раскрытия
авторов неподписанных статей старой “Искры”.
будем надеяться, что они доведут эту работу до
конца — материал получится в высшей степени
характерный для оценки поворота новой “Искры” к
рабочедельству.
опирающейся на известный класс народа
(напр., либеральную буржуазию), тогда
совместность действия устанавливалась без
фразерства о взаимопризнании” (№ 26) a.
Эта постановка вопроса старой
“Искрой” вплотную подводит нас к теперешним
спорам об отношении социал-демократов к
либералам. Как известно, начались эти споры со
второго съезда, вынесшего две резолюции,
соответствующие точке зрения большинства
(резолюция Плеханова) и меньшинства (резолюция
Старовера). Первая резолюция точно указывает
классовый характер либерализма, как движения
буржуазии, и выдвигает на первый план задачу
выяснять пролетариату антиреволюционный и
противопролетарский характер главного
либерального направления (освобожденства).
Признавая необходимость поддержки
пролетариатом буржуазной демократии, эта
резолюция не впадает в политиканское
взаимопризнанье, а в духе старой “Искры” сводит
дело к совместности в борьбе: “поскольку
буржуазия является революционной или только
оппозиционной в своей борьбе с царизмом”, постольку
соц.-демократы “должны поддерживать” ее.
Наоборот, резолюция Старовера не дает
классового анализа либерализма и демократизма.
Она полна добрых намерений, она сочиняет условия
соглашения возможно более высокие и хорошие, но,
к сожалению, — фиктивные, словесные: либералы
или демократы должны заявить то-то, не
выставлять требований таких-то, сделать
своим лозунгом то-то. Как будто бы история
буржуазной демократии везде и всюду не
предостерегала рабочих от веры в заявления,
требования и лозунги! Как будто бы история не
показывала нам сотни примеров, когда буржуазные
демократы выступали с лозунгами не только полной
свободы, но и равенства, с лозунгами социализма,
не переставая от этого быть буржуазными
демократами и внося этим еще больше
“затемнения” сознания пролетариата!
Интеллигентское крыло социал-демократии хочет
бороться против этого затемнения предъявлением
условий буржуазным демократам о незатемнении.
Пролетарское крыло борется анализом классового
содержания демократизма. Интеллигентское крыло
гонится за словесными условиями соглашений.
Пролетарское — требует фактической
совместности борьбы. Интеллигентское крыло
сочиняет мерку хорошей, доброй и заслуживающей
соглашения с нею буржуазии. Пролетарское никакой
доброты от буржуазии не ожидает, а поддерживает
всякую, хотя бы и самую худую буржуазию — постольку,
поскольку она на деле борется против царизма.
Интеллигентское крыло сбивается на точку зрения
торгашества: если встанете на сторону
социал-демократов, а не соц.-революционеров,
тогда мы согласны войти в соглашение против
общего врага, а то так нет. Пролетарское крыло
стоит на точке зрения целесообразности: мы вас
поддерживаем исключительно в зависимости от
того, можем ли мы ловчее нанести хоть
какой-нибудь удар нашему врагу.
Все недостатки резолюции Старовера
выступили воочию при первом же ее
соприкосновении с действительностью. Таким
соприкосновением явился знаменитый план
редакции новой “Искры”, план “высшего типа
мобилизации”, в связи с принципиальными
рассуждениями № 77 (передовица: “Демократия на
распутьи”) и № 78 (фельетон Старовера). О плане
была уже речь в брошюре Ленина, а на рассуждениях
придется остановиться здесь.
Основной мыслью (или, вернее, основным
недомыслием) указанных рассуждении новой
“Искры” является различение между земцами и
буржуазной демократией. Это различение проходит
красной нитью через обе статьи, причем
внимательный читатель видит, что вместо термина
буржуазная демократия и наряду с ним
употребляются, как равнозначащие, термины:
демократия, радикальная интеллигенция (sic!),
нарождающаяся демократия, интеллигентная
демократия. Это различение возводится новой
“Искрой”, со свойственною ей скромностью, в
великое открытие, в оригинальную концепцию,
“которой не дано было уразуметь” бедному
Ленину. Это различение прямо связывается с тем
новым методом борьбы, о котором мы так много
наслышаны и от Троцкого и от редакции “Искры”
непосредственно, — именно: земский либерализм,
дескать, “годен разве на то, чтобы его бичевали
скорпионами”, а интеллигентная демократия годна
на соглашения с нами. Демократия должна
действовать самостоятельно в качестве
самостоятельной силы. “Российский либерализм,
от которого отнята его исторически необходимая
часть, его движущий нерв (слушайте!), его
буржуазно-демократическая половина, годен разве
на то, чтобы его бичевали скорпионами”. В
ленинской концепции “русского либерализма не
было места таким общественным элементам, на
которые социал-демократия могла бы оказать когда
бы то ни было (!) свое
_______________________
a См.
Сочинения, 5 изд., том 7, стр. 42. Ред.
воздействие в качестве авангарда
демократии”.
Такова новая теория. Как и все новые
теории теперешней “Искры”, она представляет из
себя сплошную путаницу. Во-первых,
неосновательна и смешна претензия на приоритет в
открытии интеллигентной демократии. Во-вторых,
неверно различение земского либерализма и
буржуазной демократии. В-третьих, несостоятельно
мнение, что интеллигенция может стать
самостоятельной силой. В-четвертых,
несправедливо утверждение, что земский
либерализм (без “буржуазно-демократической”
половины) годен лишь для бичевания и т. д.
Разберем все эти пункты.
Ленин будто бы игнорировал нарождение
интеллигентной демократии и третьего элемента.
Открываем “Зарю” № 2—3. Берем то самое
“Внутреннее обозрение”, которое цитируется в
фельетоне Старовера. Читаем заголовок отдела
третьего: “Третий элемент” a.
Перелистываем этот отдел и читаем о “росте числа
и влияния служащих в земстве врачей, техников и т.
п.”, читаем о “непокорном экономическом
развитии, вызывающем потребность в
интеллигентах, число которых все возрастает”, о
“неизбежности конфликтов этих интеллигентов с
бюрократией и с управскими воротилами”, о
“прямо эпидемическом характере этих конфликтов
в последнее время”, о “непримиримости
самодержавия с интересами интеллигенции
вообще”, читаем прямой призыв этих элементов
“под знамя” социал-демократии...
Не правда ли, хорошо? Новооткрытая
интеллигентная демократия и необходимость ее
призыва под знамя социал-демократии “открыты”
зловредным Лениным три года тому назад!
Конечно, тогда не было еще открыто
противопоставление земцев и буржуазной
демократии. Но это противопоставление так же
умно, как если бы мы сказали: Московская губерния и
территория Российской империи. Земцы-цензовики и
предводители дворянства суть демократы,
поскольку они выступают против самодержавия и
крепостничества. Их демократизм ограничен, узок
и непоследователен, как ограничен, узок и
непоследователен в разных степенях весь и всякий
буржуазный демократизм. Передовица № 77 “Искры”
анализирует наш либерализм, деля его на группы: 1)
крепостники-помещики; 2) либералы-помещики; 3)
интеллигенция либеральная, стоящая за цензовую
конституцию, и 4) крайняя левая — демократическая
интеллигенция. Этот анализ — неполный и путаный,
ибо интеллигентские деления смешиваются с
делением разных классов и групп, интересы
которых выражает интеллигенция. Кроме интересов
широкого слоя помещиков, русский буржуазный
демократизм отражает интересы массы торговцев и
промышленников, преимущественно средних и
мелких, а также (что особенно важно) массы хозяев
и хозяйчиков среди крестьянства. Игнорирование
этого наиболее широкого слоя русской буржуазной
демократии есть первый пробел в анализе
“Искры”. Второй пробел есть забвение того, что
русская демократическая интеллигенция не
случайно, а необходимо распадается, по своей
политической позиции, на три русла:
освобожденское, социалистско-революционное и
социал-демократическое. Все эти направления
имеют за собой длинную историю и каждое выражает
(с возможной в самодержавном государстве
определенностью) точку зрения умеренных и
революционных идеологов буржуазной демократии и
точку зрения пролетариата. Нет ничего курьезнее,
как невинное пожелание новой “Искры”:
“демократия должна действовать в качестве
самостоятельной силы”, причем тут же рядом
демократия отождествляется с радикальной
интеллигенцией! Новая “Искра” позабыла, что
радикальная интеллигенция, или интеллигентная
демократия, ставшая “самостоятельной силой”, это
и есть наша “партия
социалистов-революционеров”! Иной “крайней
левой” у нашей демократической интеллигенции не
могло и быть. Но само собой разумеется, что о
самостоятельной силе такой интеллигенции можно
говорить только в ироническом или только в
бомбистском смысле слова. Стоять на почве
буржуазной демократии и двигаться влево от
“Освобождения”, значит двигаться к
социалистам-революционерам и никуда более.
Наконец, еще менее выдерживает критику
последнее новое открытие новой “Искры”, именно,
что “либерализм без буржуазно-демократической
половины” годен разве на то, чтобы его бичевали
скорпионами, что “идею гегемонии разумнее
выбросить за борт”, если не к кому обращаться,
кроме земцев. Всякий либерализм годен на то,
чтобы социал-демократия поддерживала его ровно
постольку, поскольку он на деле выступает борцом
против самодержавия. Именно эта поддержка
единственным последовательным до конца
демократом, т. е. пролетариатом, всех
непоследовательных (т. е. буржуазных) демократов
и осуществляет идею гегемонии. Только
_________________________
a См.
Сочинения, 5 изд., том 5, стр. 327—335. Ред.
мелкобуржуазное, торгашеское
понимание гегемонии видит суть ее в соглашении,
во взаимопризнании, в словесных условиях. С
пролетарской точки зрения гегемония в войне
принадлежит тому, кто борется всех энергичнее,
кто пользуется всяким поводом для нанесения
удара врагу, у кого слово не расходится с делом,
кто является поэтому идейным вождем демократии,
критикующим всякую половинчатость a.
Глубоко ошибается новая “Искра”, думая, что
половинчатость есть моральное, а не
политико-экономическое свойство буржуазной
демократии, думая, что можно и должно подыскать
такую мерку половинчатости, до которой
либерализм заслуживает лишь скорпионов, за
которой он заслуживает соглашения. Это именно
значит “заранее определять меру допустимой
подлости”. В самом деле, вдумайтесь в следующие
слова: ставить условием соглашения с
оппозиционными группами признание ими
всеобщего, равного, прямого и тайного
избирательного права, значит “преподносить им
неотразимый реактив своего требования,
лакмусову бумажку демократизма, и класть на весы
их политического расчета всю ценность
пролетарского содействия” (№ 78). Как красиво это
написано! и как хочется сказать автору этих
красивых слов. Староверу: друг мой, Аркадий
Николаевич, не говори красиво! Г-н Струве одним
почерком пера отразил неотразимый реактив
Старовера, когда написал в программе “Союза
освобождения” всеобщее избирательное право. И
тот же самый Струве на деле уже не раз доказал
нам, что все эти программы для либералов —
простая бумажка, не лакмусова, а обыкновенная
бумажка, ибо буржуазному демократу ничего не
стоит сегодня написать одно, а завтра другое.
Этим свойством отличаются даже многие
переходящие к социал-демократии буржуазные
интеллигенты. Вся история европейского и
русского либерализма показывает сотни примеров
расхождения слова с делом, и именно поэтому
наивно стремление Старовера придумать
неотразимые бумажные реактивы.
Это наивное стремление приводит
Старовера и к той великой идее, что поддерживать
несогласных на всеобщее избирательное право
буржуа в их борьбе с царизмом — значит “сводить
на нет идею всеобщего избирательного права”!
Может быть, Старовер напишет нам еще один
красивый b фельетон, доказывая, что, поддерживая монархистов в их
борьбе с самодержавием, мы сводим на нет “идею” республики? В том-то и беда, что
мысль Старовера беспомощно вертится в рамках условий, лозунгов, требований,
заявлений и упускает из виду единственный реальный критерий: степень
фактического участия в борьбе. От этого на практике неизбежно получается
подкрашивание радикальной интеллигенции, с которой объявляется возможным
“соглашение”. Интеллигенция, в насмешку над марксизмом, объявляется “движущим
нервом” (а не краснобайствующим слугой?) либерализма. Французские и итальянские
радикалы награждаются званием людей, коим чужды антидемократические или
антипролетарские требования, хотя всякий знает, что эти радикалы бесчисленное
количество раз изменяли своим программам и затемняли сознание пролетариата, хотя
в том же номере (№ 78) “Искры” на следующей (7-ой) странице вы можете прочитать,
как монархисты и республиканцы в Италии оказались “заодно в борьбе с
социализмом”. Резолюция саратовских интеллигентов (санитарного общества) о
необходимости участия представителей всего народа в законодательстве объявляется
“действительным голосом (!!) демократии” (№ 77). Практический план участия
пролетариев в земской кампании сопровождается советом “вступить в некоторое
соглашение с представителями левого крыла оппозиционной буржуазии” (знаменитое
соглашение о непроизведении панического страха). На вопрос Ленина, куда девались
пресловутые староверовские условия соглашений, редакция новой “Искры” отвечала:
“Эти условия должны быть всегда в памяти членов партии, и последние, зная, на
каких условиях партия только и согласна формально вступить в политические
соглашения с демократической партией, морально обязаны и при частных
соглашениях, о которых идет речь в письме, строго различать между надежными
представителями буржуазной
_________________________
a Примечание
для проницательного новоискровца. Нам скажут,
вероятно, что энергичная борьба пролетариата без
всяких условий поведет к утилизации плодов
победы буржуазией. Мы ответим вопросом: какая
возможна гарантия исполнения условий
пролетариата кроме самостоятельной силы
пролетариата?
b Еще
маленький образчик прозы нашего Аркадия
Николаевича: “Всякий тот, кому за последние годы
приходилось следить за общественной жизнью
России, не мог, без сомнения, не заметить
усиленной демократической тяги к обнаженной от
всех идеологических наслоений, от всяких
пережитков исторического прошлого, к
неподкрашенной идее конституционной свободы.
Эта тяга была в своем роде реализацией долгого
процесса молекулярных изменений в среде
демократии, ее овидиевых превращений,
заполнявших своей калейдоскопической пестротой
внимание и интерес целого ряда сменявшихся
поколений на протяжении двух десятилетий”. Жаль,
что это неверно, ибо идея свободы не обнажается, а
именно подкрашивается идеализмом у новейших
философов буржуазной демократии (Булгаков,
Бердяев, Новгородцев и пр. См. “Проблемы
идеализма” и “Новый Путь”), жаль также, что
через все калейдоскопически пестрые овидиевы
превращения Старовера, Троцкого и Мартова
проходит обнаженная тяга к фразе.
оппозиции — действительными
демократами, и либеральными пенкоснимателями” a.
Со ступеньки на ступеньку. Наряду с
партийным соглашением (единственно допустимым,
по резолюции Старовера) явились частные
соглашения в отдельных городах. Наряду с
формальными соглашениями явились моральные.
Словесное признание “условий” и их
“моральной” обязательности оказалось дающим
звание “надежного” и “действительного
демократа”, хотя всякий ребенок понимает, что
десятки и сотни земских говорунов сделают любые
словесные заявления, уверят даже честным словом
радикала, что они социалисты, лишь бы успокоить
социал-демократов.
Нет, пролетариат не пойдет на эту игру
с лозунгами, заявлениями и соглашениями.
Пролетариат никогда не забудет, что надежными
демократами не могут быть буржуазные демократы.
Пролетариат будет поддерживать буржуазную
демократию не на основании сделок с ней о
непроизведении панического страха, не на
основании веры в ее надежность, а поддерживать
тогда и постольку, когда и поскольку она на деле
борется с самодержавием. Такая поддержка
необходима в интересах достижения
самостоятельных социально-революционных целей
пролетариата.
“Вперед” № 3,
24 (11) января 1905 г.
Печатается по рукописи
________________________
a
См. второе
редакционное “Письмо к партийным
организациям”, тоже изданное конспиративно
(“только для членов партии”), хотя ничего
конспиративного в нем нет. Чрезвычайно
поучительно сравнить этот ответ всей редакции с
“конспиративной” брошюрой Плеханова: “О нашей
тактике по отношению к борьбе либеральной
буржуазии с царизмом” (Женева. 1905. Письмо к
Центральному Комитету. Только для членов партии).
Мы надеемся вернуться к обоим этим
произведениям.
________________________
1“Легальный
марксизм” — либерально-буржуазное извращение
марксизма, возникшее как самостоятельное
общественно-политическое течение в 90-х годах XIX
века среди либеральной буржуазной интеллигенции
России.
К этому времени в России марксизм
получил довольно широкое распространение и
буржуазные интеллигенты под флагом марксизма
стали проповедовать свои взгляды в легальных
газетах и журналах. Поэтому они получили
название “легальных марксистов”.
“Легальные марксисты”, критикуя
народников как защитников мелкого производства,
пытались использовать в этой борьбе марксизм, но
только очищенный от всяком революционности,
пытались подчинить рабочее движение интересам
буржуазии. Из учения Маркса они выбрасывали
самое главное — учение о пролетарской революции
в диктатуре пролетариата. Глава “легальных
марксистов” П. Струве восхвалял капитализм и
вместо революционной борьбы против буржуазных
порядков призывал “признать нашу
некультурность и пойти на выучку к капитализму”.
Ревизуя все основные положения марксизма,
“легальные марксисты” стояли на позициях
буржуазного объективизма, на точке зрения
кантианства и субъективного идеализма.
Ленин раньше других распознал
либерально-буржуазную природу “легального
марксизма”. Еще в 1893 году в работе “По поводу так
называемого вопроса о рынках” Ленин наряду с
разоблачением взглядов либеральных народников
критиковал воззрения представителей
нарождавшегося тогда “легального марксизма”. В их лице русские
марксисты впервые встретились с
замаскированными врагами, которые называли себя
сторонниками учения Маркса, а на деле
выхолащивали революционное содержание
марксизма. Однако в борьбе с народниками русские
революционные марксисты шли на временные
соглашения с “легальными марксистами”,
помещали свои произведения 'в журналах, которые
редактировались “легальными марксистами”.
Одновременно Ленин в работе “Экономическое
содержание народничества и критика его в книге г.
Струве” подверг решительной критике “легальный марксизм”,
назвав его отражением марксизма в буржуазной
литературе, и разоблачил “легальных
марксистов” как идеологов либеральной
буржуазии. Ленинская характеристика “легальных
марксистов” впоследствии целиком
подтвердилась: они стали видными кадетами, а
потом ярыми белогвардейцами.
Решительная борьба Ленина против
“легального марксизма” в России была вместе с
тем борьбой против международного ревизионизма
и являлась примером идейной непримиримости к
искажениям марксистской теории.
2 Далее в
ленинской рукописи следует зачеркнутый текст:
“(как назвал Тулин еще в 1894 году Критические
заметки Струве)”. В. И. Ленин имеет в виду свою
работу “Экономическое содержание народничества
и критика его в книге г. Струве” (см. Сочинения, 5
изд., том 1, стр.
347— 534).