Новое крестьянское движение, с каждым
днем растущее и усиливающееся, выдвигает опять
на первый план вопрос о нашей аграрной программе.
Основной принцип этой программы, конечно, не
может вызвать разногласий и споров. Партия
пролетариата должна поддерживать движение
крестьянства. Она никогда не станет защищать
современное помещичье землевладение от
революционного натиска крестьян, но наряду с
этим она всегда будет стремиться к развитию
классовой борьбы в деревне и к внесению
сознательности в эту борьбу. Эти принципы, мне
кажется, разделяются всеми социал-демократами.
Разногласие начинается лишь тогда, когда эти
принципы приходится прилагать к
действительности, когда их приходится
формулировать в программе применительно к
задачам момента.
Действительность лучше всего
разрешает всевозможные теоретические
разногласия, и я уверен, что быстрый ход
революционных событий устранит и эти
разногласия по аграрному вопросу среди
социал-демократии. Вряд ли станет отрицать
кто-нибудь, что не наше дело прожектерствовать
насчет всевозможных земельных реформ, что мы
должны укреплять связи с пролетариатом, поддерживать
крестьянское движение, не упуская при этом из
виду собственнические тенденции
крестьянина-хозяина, тенденции, враждебность
которых пролетариату тем скорее и резче будет
проявляться, чем быстрее пойдет вперед
революция.
Но, с другой стороны, ясно, что
переживаемый революционный момент требует
вполне определенного конкретного лозунга. Таким
лозунгом должно стать образование революционных
крестьянских комитетов, и наша партийная
аграрная программа очень правильно выдвинула
его. В крестьянском движении масса темноты,
бессознательности, и было бы крайне опасно
строить себе на этот счет какие-либо иллюзии.
Темнота мужика выражается прежде всего в
непонимании политической стороны движения,
— в непонимании, например, того, что без коренных
демократических преобразований во всем
политическом строе всего государства совершенно
невозможны никакие прочные шаги по пути
расширения землевладения. Крестьянину нужна
земля, и его революционное чувство, его
инстинктивный, первобытный демократизм не
может выразиться иначе, как в наложении руки на
помещичью землю. Этого, конечно, никто не станет
отрицать. Социалисты-революционеры
останавливаются на этом положении вместо того,
чтобы подойти к этому туманному стремлению
крестьянства с классовым анализом.
Социал-демократы на основании такого анализа
утверждают, что все крестьянство вряд ли может
солидарно идти дальше требования возвращения
отрезных земель, так как за пределами такого
аграрного преобразования неизбежно выступит
ярко антагонизм сельского пролетариата и
“хозяйственных мужичков”. Социал-демократы,
конечно, ничего не могут иметь против того, чтобы
восставший мужик “добил до конца помещика”,
отнял у него всю землю, но они не могут
вдаваться в авантюризм в пролетарской программе,
не могут заслонять классовой борьбы против
собственников розовыми перспективами таких
перестроек землевладения (хотя бы v демократических
перестроек), которые окажутся лишь передвижением
классов или разрядов собственников.
До сих пор у нас в программе было
выдвинуто требование возвращения отрезков, а в
разных комментариях к программе указывалось, что
отрезки вовсе не загородка, а “дверь, чтобы идти
дальше”a, что пролетариат охотно поддержит
крестьянство на этом дальнейшем пути, но
непременно оглядываясь и присматривая за своим
временным союзником, крестьянином-хозяином, не
выпускает ли он свои хозяйские коготки. Теперь,
перед лицом революционных событий, невольно
возникает вопрос: не целесообразнее ли перенести
такое положение нашей тактики из
комментариев в самую программу? Ведь как-никак
программа является официальным общепартийным
выражением взглядов социал-демократии, а всякий
комментарий по необходимости представляется
более или менее личным воззрением того или
другого социал-демократа. Не разумнее ли поэтому
внести в программу более общее положение нашей
политики по этому вопросу, а в комментариях
развивать частные мероприятия, отдельные
требования, вроде, например, отрезков?
Чтобы конкретнее выяснить мою мысль, я
приведу здесь ту формулировку, которую приняло
бы соответствующее место в нашей программе:
(РСДРП
______________________
a См.Сочинения, 5 изд., том 7, стр. 190. Ред.
требует прежде всего)... “4) учреждения
революционных крестьянских комитетов для
устранения всех остатков крепостничества, для
демократического преобразования всех вообще
деревенских отношений и для принятия
революционных мер к улучшению положения
крестьянства, не останавливающихся перед
отнятием земли у помещиков. Социал-демократия
будет поддерживать крестьянство во всех его
революционно-демократических предприятиях,
отстаивая самостоятельные интересы и
самостоятельную организацию сельского
пролетариата”.
В предлагаемой формулировке в
программу внесено то, что до сих пор обыкновенно
развивалось в комментариях, “отрезки” же из
программы переносятся в комментарии. Такое
изменение имеет то преимущество, что в программе
яснее указывается особность пролетарской
позиции, а ясность в таком важном вопросе
перевешивает все редакционные неудобства (таким
неудобством является включение в программу
вместо определенного требования — разъяснения,
обыкновенно относимого в комментарий. Надо
заметить, впрочем, что в нашей программе уже
имеются такие разъяснения: сравни, напр., пункт о
борьбе с реформами, связанными с упрочением
полицейско-чиновничьей опеки 1.
Преимуществом является также и то, что программа
раз навсегда устраняет нелепую мысль, будто
социал-демократия говорит крестьянину, что
дальше отрезков он не может и не должен идти.
Мысль эту необходимо устранить ясной
формулировкой программы, а не ограничиваться
разъяснением ее в комментариях. Недостатком
предлагаемой мною формулировки может показаться
то, что в ней не указывается никаких определенных
способов экспроприации земли. Но есть ли это,
собственно говоря, недостаток?
Социал-демократы, писавшие по
аграрному вопросу, неоднократно показывали,
насколько неуместно нам пускаться на этот счет в
прожектерство, ибо самая главная мера земельной
реформы — национализация земли — в полицейском
государстве по необходимости будет извращена
и послужит для затемнения классового характера
движения. А между тем все другие меры к
преобразованию земельных отношений будут при
капиталистическом строе лишь приближением к
национализации, лишь частными мерами, лишь
некоторыми из возможных мер, т. е. такими,
которыми ограничивать себя
социал-демократия вовсе не намерена. В настоящее
время социал-демократы против национализации, и
даже социалисты-революционеры под влиянием
нашей критики стали гораздо осторожнее
относиться к этой национализации (сравни проект
их программы с их прежним “удальством”).
Но дело в том, что революционное
движение ведет нас к демократической республике,
представляющей одно из наших ближайших
требований, наряду с уничтожением постоянной
армии и т. п.
При демократической же республике, при
вооружении народа, при осуществлении других
подобных же республиканских мер
социал-демократия не может зарекаться и
связывать себе руки по отношению к
национализации земли. Итак, недостаток
предлагаемой мною формулировки только
кажущийся. В действительности же она дает
выдержанный классовый лозунг для данной минуты,
— притом лозунг вполне конкретный, — оставляя
вместе с тем полный простор для тех
“революционно-демократических” шагов, которые
могут оказаться необходимыми или желательными, в
случае благоприятного развития нашей революции.
В настоящее время, а также и далее до полной
победы крестьянского восстания, революционный
лозунг необходимо должен учитывать антагонизм мужика
и помещика; и пункт об отрезках совершенно
верно подчеркивал это обстоятельство; между тем,
всевозможные “национализации”, “передачи
ренты”, “социализации” и т. п. — и в этом как раз
их недостаток— игнорируют и затемняют
характерный антагонизм.
Предлагаемая мною формулировка вместе
с тем расширяет задачу революционных
крестьянских комитетов до “демократического
преобразования всех вообще деревенских
отношений”. В нашей программе крестьянские
комитеты выдвинуты, как лозунг, причем
совершенно правильно они характеризованы, как крестьянские,
т. е. сословные, ибо сословный гнет может быть
уничтожен только всем низшим угнетенным
сословием. Но есть ли основание ограничивать
задачи этих комитетов одними аграрными
реформами? Неужели же для других преобразований,
например, административных и т. д., нужно
создавать другие комитеты? Ведь вся беда
крестьян, как я уже указывал, в полном
непонимании политической стороны движения. Если
бы удалось связать хотя бы в отдельных случаях
успешные революционные мероприятия крестьян в
деле улучшения их положения (конфискация хлеба,
скота, земли) с учреждением и деятельностью крестьянских
комитетов и с полной санкцией этих комитетов
революционными партиями (а при особо
благоприятных условиях временным революционным
правительством), тогда можно было бы считать
выигранной борьбу за привлечение крестьян на
сторону демократической республики. Без такого
же привлечения все революционные шаги
крестьянства будут очень непрочны, и все их
завоевания будут легко отобраны стоящими у
власти общественными классами.
Наконец, говоря о поддержке
“революционно-демократических” мероприятий,
предлагаемая формулировка ясно проводит грань
между обманчивой, якобы социалистической, внешностью
таких мер, как захват земли крестьянами, и их
действительным демократическим содержанием.
Чтобы видеть, насколько важно для
социал-демократа проведение такой грани,
довольно вспомнить отношение Маркса и Энгельса к
аграрному движению, например, в Америке (Маркс в
1848 году о Криге2, Энгельс в 1885 о Генри
Джордже3) Теперь, конечно, никто не станет отрицать
крестьянскую войну из-за земли, погоню за землей
(в полукрепостных странах или в колониях). Мы
вполне признаем ее законность и прогрессивность,
но вместе с тем мы разоблачаем ее
демократическое, т. е. в конечном счете буржуазно-демократическое
содержание, а потому, поддерживая это содержание,
мы с своей стороны вносим особые “оговорки”,
указываем на “самостоятельную” роль пролетарской
демократии, на особые цели социал-демократии, как
классовой партии, стремящейся к
социалистической революции.
Вот те соображения, вследствие которых
я предлагаю товарищам обсудить на предстоящем
съезде мое предложение и расширить
соответственный пункт программы в указанном
мною духе.
“Вперед” № 12.
29 (16) марта 1905 г.
Подпись: - ъ
Печатается по тексту
газеты “Вперед”
___________________________
1
Речь идет
о следующем положении программы партии, принятой
на II съезде
РСДРП: "Стремясь к достижению своих ближайших
целей, РСДРП поддерживает всякое оппозиционное и
революционное движение, направленное против
существующего в России общественного и
политического порядка, решительно отвергая в то
же время все те реформаторские проекты, которые
связаны с каким бы то ни было расширением или
упрочением полицейско-чиновничьей опеки над
трудящимися классами" ("II съезд РСДРП. Протоколы". 1959,
стр. 424).
2
“Циркуляр против Криге” написан К. Марксом и
Ф. Энгельсом в мае 1846 года. По требованию
Брюссельского коммунистического
корреспондентского комитета, основанного
Марксом и .Энгельсом, Криге, взгляды и
деятельность которого резко критиковались в
циркуляре, вынужден был напечатать этот документ
в редактируемой им газете “Der Volks-Tribun” (“Народный Трибун”) №№ 23 и 24
от 6 и 13 июня 1846 года (а не в 1848 году, как ошибочно
указывает Ленин. На эту свою ошибку Ленин
специально указал в статье “Маркс об
американском “черном переделе””).
Маркс и Энгельс, беспощадно высмеивая
утопизм и фразерство мелкобуржуазных идеологов
типа Криге, критиковали попытки Криге придать
движению за аграрную реформу в США видимость
борьбы за социализм, но в то же время отмечали
действительно прогрессивное содержание
подобных мелкобуржуазных демократических
движений, которые являются первым шагом, первой
формой пролетарского движения и которые должны
“развиться дальше в коммунистическое движение”
(К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 4, стр. 8).
3
Ф. Энгельс
критиковал Генри Джорджа в предисловии к
американскому изданию своей книги “Положение
рабочего класса в Англии” за его ограниченные,
мелкобуржуазные взгляды по аграрному вопросу. В
то время как Маркс считал причиной современного
антагонизма между классами экспроприацию у
рабочего класса всех средств производства, в
число которых входит и земля, Генри Джордж видел
главную причину деления населения на богатых и
бедных только в экспроприации земли у народных
масс и предлагал в качестве радикального
средства избавления от нищеты национализацию
земли. “То, чего хочет Генри Джордж, — писал Ф.
Энгельс, — оставляет нынешний способ
общественного производства нетронутым и в
сущности предвосхищено крайним крылом
буржуазных экономистов рикардианской школы,
которое также требовало конфискации ренты
государством” (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т.
XVI, ч. 1,1937, стр. 288). В. И. Ленин называл Джорджа
“буржуазным национализатором земли”.