...Но не наделаете ли вы с антисемитизмом
больше вреда, чем добра, — вот о чем прошу я вас
поразмыслить. Антисемитизм — это признак отсталой культуры,
и поэтому имеет место только в Пруссии и Австрии, да еще в
России. Если бы здесь, в Англии, или в Америке кто-нибудь
вздумал проповедовать антисемитизм, его бы просто высмеяли,
да и в Париже г-н Дрюмон своими сочинениями — а они
несравненно умнее писаний немецких антисемитов — производит
лишь ничтожную, минутную сенсацию, не оказывающую никакого
действия. К тому же теперь, когда он выступает кандидатом в
муниципальные советники, ему самому приходится заявлять, что он такой же противник христианского капитала, как и еврейского!
А ведь г-на Дрюмона стали бы читать,
если бы он даже высказывал противоположное мнение.
В Пруссии распространителем антисемитизма
является мелкое дворянство, юнкерство, получающее 10 000
марок дохода, а расходующее 20 000 марок и попадающее поэтому
в лапы ростовщиков; и в Пруссии и в Австрии
антисемитам хором подпевают гибнущие от конкуренции крупного
капитала мелкие буржуа: цеховые ремесленники и мелкие
лавочники. И если уничтожает эти насквозь реакционные
классы общества, то он делает то, что ему надлежит делать, и
делает хорошее дело - все равно, является ли он семитским или
арийским, обрезанным или крещеным; он помогает отсталым
пруссакам и австрийцам двигаться вперед, способствует тому,
чтобы они достигли, наконец, современного уровня развития,
при котором
* - И.
Эренфрейнду. Ред.
54
все прежние общественные различия растворяются в одной великой противоположности между капиталистами и наемными рабочими. Только там, где этого еще нет, где еще не существует сильного класса капиталистов, а следовательно и сильного класса наемных рабочих; где капитал еще слишком слаб, чтобы овладеть всем национальным производством, и поэтому главной ареной его деятельности является фондовая биржа; где производство,
следовательно, находится еще в руках крестьян,
помещиков, ремесленников и тому подобных классов, сохранившихся от средневековья, — только там
капитал является преимущественно
еврейским, и только там имеет место антисемитизм.
Во всей Северной Америке, где существуют
миллионеры, богатство которых лишь с трудом можно выразить
в наших жалких марках, гульденах или франках, среди
этих миллионеров нет ни одного еврея, и Ротшильды
являются просто нищими рядом с этими американцами. Даже
здесь, в Англии, Ротшильд — это человек со скромными
средствами по сравнению, например, с герцогом
Вестминстерским. Даже у нас на Рейне, откуда мы 95 лет тому назад с помощью
французов прогнали дворянство и создали современную
промышленность, — где там евреи?
Антисемитизм, таким образом, — это не что
иное, как реакция средневековых, гибнущих общественных
слоев против современного общества, которое состоит в
основном из капиталистов и наемных рабочих; он служит,
поэтому, лишь реакционным целям, прикрываясь
мнимосоциалистической маской; это уродливая разновидность феодального
социализма, и мы не можем иметь с ним ничего общего. Если он
оказывается возможным в какой-нибудь стране, то это лишь
доказывает, что капитал там еще недостаточно развит. В
настоящее время капитал и наемный труд неразрывно связаны друг
с другом. Чем сильнее капитал, тем сильнее класс
наемных рабочих, тем ближе, следовательно, конец
господства капиталистов. Нашим немцам, а к ним я причисляю и венцев,
я желаю поэтому поистине бурного развития капиталистического
хозяйства и вовсе не желаю, чтобы оно коснело в состоянии
застоя.
К тому же антисемитизм извращает истинное
положение дел. Он даже не знает этих евреев, против
которых он вопиет. Иначе ему было бы известно, что здесь,
в Англии, и в Америке — благодаря восточноевропейским антисемитам, а в Турции благодаря
испанской инквизиции имеются тысячи и многие тысячи еврейских
пролетариев, и именно эти еврейские рабочие подвергаются
наиболее жестокой эксплуатации и влачат самое
55
нищенское существование. У нас здесь, в Англии, за последний год произошли три стачки еврейских рабочих80, — как же можно говорить об антисемитизме как о средстве борьбы против капитала?
Кроме того, мы евреям очень многим обязаны. Не
говоря уже о Гейне и Бёрне, Маркс был чистокровным евреем; евреем был Лассаль. Многие из наших лучших людей — евреи.
Мой друг Виктор Адлер, который
теперь расплачивается за свою преданность
делу пролетариата заключением в венской тюрьме, Эдуард Бернштейн,
редактор лондонской газеты «Sozialdemokrat», Пауль Зингер, один из наших лучших
депутатов рейхстага, — все это люди, дружбой которых я
горжусь, и все они — евреи! Журнал «Gartenlaube» 81 даже
и меня сделал евреем, и во всяком случае, если бы мне
пришлось выбирать, так лучше еврей, чем «господин фон»!
Лондон, 19 апреля 1890 г.
Напечатано в «Arbeiter Zeitung» № 19,
9 мая 1890 г.
Фридрих Энгельс
Печатается по тексту газеты.
Перевод с немецкого
79 Данное письмо является ответом Энгельса австрийскому банковскому служащему
Эренфрёйнду. Последний в письме к Энгельсу от 21 марта 1890 г. сообщил, что среди членов клуба чиновников
венских банков ских и кредитных учреждений, к которому он принадлежит, а также среди некоторой части населения Вены широкое распространение получает
антисемитизм в форме пропаганды борьбы против еврейского капитала. Ответ
Энгельса Эренфрёйнду был опубликован в «Arbeiter-Zeitung» № 19, 9 мая 1890 г. под
заглавием «Фридрих Энгельс об антисемитизме». Публикация сопровождалась
следующим примечанием редакции: «Едва ли нужно указывать, что мы печатаем
данное письмо с обоюдного согласия как автора, так и адресата». Имя адресата в
публикации не было указано.
Письмо
Энгельса было перепечатано под тем же заглавием в газете «Berliner Volksblatt» № 109, 13 мая 1890 г. и в
немецком социально-политическом еженедельнике «Das Recht auf Arbeit» («Право на труд») № 315, 28 мая
1890 года. — 53.
80 Энгельс имеет в виду следующие
стачки еврейских рабочих в Лондоне: портных
и меховщиков в
августе — сентябре 1889 г.,
булочников в ноябре 1889 г. и сапожников в марте — апреле 1890 года.
Эти стачки закончились удовлетворением хозяевами требований рабочих. Портные,
меховщики и булочники добились установления десятичасового рабочего дня вместо
четырнадцати — шестнадцатичасового, а
сапожники — замены домашнего труда трудом в мастерских и согласия хозяев на
введение трудового арбитража. — 55.
81 «Die Gartenlaube
» («Беседка») — немецкий еженедельный литературный иллюстрированный журнал
мелкобуржуазного направления, выходил
в Лейпциге с 1853 года. — 55.
Источник: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. Т. 22.