230
А. М. ГОРЬКОМУ
...*** По
вопросу о боге, божественном и обо всем, связанном с этим, у Вас получается
противоречие — то самое, по-моему, которое я указывал в наших беседах во время
нашего последнего свидания на Капри: Вы порвали (или как бы порвали) с «впередовцами»,
не заметив идейных основ «впередовства».
Так и теперь. Вы «раздосадованы»,
Вы «не можете понять, как проскользнуло слово на время» — так Вы
*** Начало
письма не разыскано. Ред.
231
пишете,
— и в то же самое время Вы защищаете идею бога и богостроительства.
«Бог есть комплекс тех выработанных
племенем, нацией, человечеством идей, которые будят и организуют социальные
чувства, имея целью связать личность с обществом,
обуздать зоологический индивидуализм».
Эта теория явно связана с теорией или теориями Богданова и Луначарского.
И она — явно неверна и явно реакционна.
Наподобие христианских социалистов (худшего
вида «социализма» и худшего извращения его) Вы употребляете прием, который (несмотря на Ваши наилучшие намерения) повторяет
фокус-покус поповщины: из идеи бога убирается
прочь то, чтό исторически и житейски в ней есть (нечисть, предрассудки, освящение
темноты и забитости, с одной стороны, крепостничества и монархии, с другой), причем вместо исторической и житейской реальности
в идею бога вкладывается добренькая мещанская фраза (бог = «идеи будящие и
организующие социальные чувства»).
Вы хотите этим сказать «доброе и
хорошее», указать на «правду-справедливость» и тому подобное. Но это Ваше доброе желание остается Вашим личным достоянием,
субъективным «невинным пожеланием». Раз Вы его
написали, оно пошло в массу, и его з н а ч е н и е определяется не Вашим добрым пожеланием, а соотношением общественных сил, объективным соотношением классов. В силу этого
соотношения в ы х о д и т (вопреки Вашей воле и независимо от Вашего
сознания), выходит так, что Вы подкрасили, подсахарили идею клерикалов,
Пуришкевичей, Николая II и гг.
Струве, ибо н а д е л е идея бога им помогает держать народ в
рабстве. Приукрасив идею бога, Вы приукрасили цепи,
коими они сковывают темных рабочих и мужиков. Вот — скажут попы и К° —
какая хорошая и глубокая это — идея (идея
бога), как признают даже «ваши», гг.
демократы, вожди, — и мы (попы и К°) служим этой идее.
Неверно, что бог есть комплекс идей, будящих и организующих социальные
чувства. Это — богдановский
232
идеализм,
затушевывающий материальное происхождение идей. Бог есть (исторически и
житейски) прежде всего комплекс идей,
порожденных тупой придавленностью
человека и внешней природой и классовый гнетом, — идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу. Было время в истории, когда, несмотря на
такое происхождение и такое действительное значение идеи бога, борьба
демократии и пролетариата шла в форме борьбы
одной религиозной идеи против другой.
Но и это время давно прошло.
Теперь и в Европе и в России всякая, даже самая утонченная, самая
благонамеренная защита или оправдание
идеи бога есть оправдание реакции.
Все Ваше определение насквозь реакционно и буржуазно. Бог = комплекс
идей, которые «будят и организуют
социальные чувства, имея целью связать личность
с обществом, обуздать зоологический индивидуализм».
Почему это реакционно? Потому,
что подкрашивает поповско-крепостническую идею «обуздания»
зоологии. В действительности «зоологический индивидуализм» обуздала не идея
бога, обуздало его и первобытное стадо и первобытная коммуна. Идея бога всегда усыпляла и притупляла «социальные чувства», подменяя живое
мертвечиной, будучи всегда идеей рабства (худшего, безысходного рабства). Никогда идея бога не «связывала личность с обществом», а всегда связывала угнетенные классы верой в
божественность угнетателей.
Буржуазно Ваше определение (и не
научно, неисторично), ибо оно оперирует
огульными, общими, «робинзоновскими» понятиями
вообще — а не определенными к л а с с а м и определенной исторической эпохи.
Одно
дело — идея бога у дикаря зырянина и т. п. (полудикаря тоже), другое — у Струве
и К°. В обоих случаях эту идею поддерживает классовое господство (и эта идея поддерживает его). «Народное» понятие о
боженьке и божецком есть «народная» тупость, забитость, темнота, совершенно такая же, как «народное представление»
о царе, о лешем, о таскании жен за
233
волосы. Как можете Вы «народное представление» о боге называть «демократическим», я абсолютно не понимаю.
Что философский идеализм «всегда
имеет в виду только интересы личности», это
неверно. У Декарта по сравнению с Гассенди больше
имелись в виду интересы личности? Или у Фихте и Гегеля против Фейербаха?
Что «богостроительство есть процесс
дальнейшего развития и накопления социальных
начал в индивидууме и в обществе», это прямо ужасно!! Если бы в России была свобода,
ведь Вас бы вся буржуазия подняла на щит за такие вещи, за эту социологию и
теологию чисто буржуазного типа и характера.
Ну, пока довольно — и то
затянулось письмо. Еще раз крепко жму руку и желаю здоровья.
Ваш В. И.
Написано во
второй половине ноября 1913
г.
Послано из
Кракова на о.Капри (Италия)
Впервые
напечатано е 1924 г. в Ленинском сборнике 1
|
Печатается по рукописи
|