Ленин В. И. МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ
Начало Вверх

442

МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ

"КАК НАМ РЕОРГАНИЗОВАТЬ РАБКРИН"*

 

1

ПЛАН СТАТЬИ

(ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ С РАБКРИНОМ?)

1. - Госаппарат наш в целом наиболее связан, наиболее пропитан старым духом.

Таким путем мы наиболее обновляем его.

2. - Наибольшая подвижность такого типа аппарата, как связанного непосредственно с ЦК.

3. - Наибольший авторитет его.

4. - Не будет ли тогда слишком много членов ЦК?

5. - Характер пленумов ЦК как конференций вырос уже из нашего предыдущего партстроительства.

6. - Возможно постановление об ограничении присутствия членов ЦК на заседаниях высших правительственных учреждений (СНК, СТО, ВЦИК и т. д.).

7. - Возможна очередь их для присутствия на этих заседаниях.

8. - Возможна очередь их на заседаниях коллегии Рабкрина.

9. - Возможное возражение против этого плана: слишком много ревизоров, слишком много надзора, слишком много начальства, имеющего право требовать немедленного ответа и отрывающего служащих от своей прямой работы, и т. д.

10. - Ответ: мы предполагаем не обычного типа состав служащих в РКИ.

_____________________

* См. настоящий том, стр. 383 - 388. Ред.

443

11. - Чем объясняется то, что в Наркоминделе лучше состав служащих? И какие условия возникают для того, чтобы получить из РКИ такой же обновленный аппарат?

12. - РКИ должна начать теперь же организацию работы по-новому на основании опыта пяти лет.

13. - Новая организация работы со стороны Секретариата ЦК (организация обучения новых членов ЦК всем деталям управления).

14. - Большее упорядочение заседаний Политбюро уже вытекает из хода работы.

15. - Важный плюс от увеличения числа членов ЦК - уменьшение личного, случайного элемента в его решениях и т. д.

Продиктовано в январе,

не позднее 9, 1923 г.

Впервые напечатано в 1959 г. в Ленинском сборнике XXXVI

Печатается по записи секретаря  (машинописный экземпляр)

__________

444

2

ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ С РАБКРИНОМ?

Несомненно, что Рабкрин представляет для нас громадную трудность. Из него до сих пор ничего не выходило, и вопрос о его организации и даже о его целесообразности вообще остается вопросом.

Я думаю, что сомневающиеся в его надобности неправы. Но я не отрицаю в то же время, что вопрос о нашем госаппарате и его улучшении представляется очень трудным и далеко не решенным.

Наш госаппарат, за исключением Наркоминдела, в наибольшей степени представляет из себя пережиток старого, в наименьшей степени подвергнутого коренной ломке. Он только слегка подглажен сверху. И в остальных отношениях для того, чтобы привести его в действие как следует, нужно рабочему и крестьянскому государству, притом государству, построенному на началах сплошь новых, для этого требовалось всегда и требуется теперь сосредоточение в нем, в самых иерархических рамках, членов партии.

Стоит припомнить, как мы действовали в опасные моменты гражданской войны, как мы сосредоточивали лучшие наши партийные силы в Красной Армии, как мы прибегали к мобилизации передовых партийных рабочих, - чтобы подтвердить сказанное.

И вот, мне думается, что в результате всех наших попыток переорганизовать Рабоче-Крестьянскую инспекцию, вывод получается тот, что мы не сделали еще одной попытки. Именно, мы не попытались отдать это дело

445

нашим рабочим и крестьянам, поставив их во главе нашей партии, как членов ЦК.

Я мыслю себе это преобразование Рабкрина следующим образом: несколько десятков (от 50 до 75 чел.) рабочих и крестьян, вполне испытанных по части добросовестности и преданности, выбираются в ЦК партии дополнительно к прочим членам ЦК. Вместе с тем Рабкрин сводится наконец (наконец!) к нескольким стам лиц, с одной стороны, наиболее испытанных в делах Рабкрина вообще, т. е. наиболее знакомых с общим надзором за нашим аппаратом высококвалифицированных специалистов и по знанию нашего аппарата, и по теоретической подготовке к вопросам организации труда в учреждениях, и по приемам проверки, следствия, - с другой стороны, лиц чисто секретарского, подсобного аппарата.

Новым членам ЦК, которые совершенно равноправны с другими членами ЦК, дается задание: длительной и упорной работой изучить и улучшить наш госаппарат. Все остальные служащие Рабкрина получают задание помочь им в этом: одни, как наиболее знакомые с этим аппаратом и наиболее знакомые с работой Рабкрина, другие - как служащие секретарского типа.

Наркомат Рабоче-Крестьянской инспекции мог бы остаться при этом таким же наркоматом, как до сих пор. Новые члены ЦК могли бы считаться во временной командировке при нем. Нарком Рабоче-Крестьянской инспекции мог бы сохранить свое звание, свое положение и свои права, равно как и члены его коллегии.

Какие же выгоды извлекли бы мы из такой организации? Прежде всего, мы бы отказались раз навсегда от новых реорганизаций, предпринимаемых на основании недостаточного изучения нашего аппарата. Во-вторых, мы бы подняли сразу авторитет этого наркомата как посредством привлечения к нему членов ЦК, так и посредством уменьшения числа служащих в нем до немногих сот. Ибо из теперешнего состояния, когда члены Наркомата Рабоче-Крестьянской инспекции по общему правилу живут подачками инспектируемых учреждений, мы перешли бы сразу к такому положению,

446

когда максимальная независимость служащих Рабкрина гарантировалась бы либо очень высоким жалованьем (этого возможно достигнуть посредством сокращения числа служащих до немногих сотен исключительно высококвалифицированных и проверенных высших служащих), либо теми помощниками чисто секретарского типа, которые бы находились под постоянным контролем и надзором как вышеуказанных членов ЦК, так и немногих специалистов, оставленных нами по внимательной проверке числа служащих наркомата.

Новые члены ЦК получили бы задание внимательнее и осторожнее изучить наш государственный аппарат во всех его разветвлениях, между прочим и в гострестах.

Это дело нельзя сделать скоро. Поэтому никакого определенного срока для своего задания они бы не получили. С другой стороны, они могли бы рассчитывать на несколько лет работы путем смены одних членов ЦК другими на такое же задание, т. е. решением съезда партии мы гарантировали бы членам ЦК на этом месте возможность проработать несколько лет и затем вернуться на свое прежнее место.

Ленин

9-го января 1923 г.

Записано М. В.

 

ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ С РАБКРИНОМ?

(продолжение)

Я предвижу, что такой именно план вызовет целую кучу возражений, из которых большинство будет подсказано злостным воем худших из старых элементов нашего госаппарата, оставшихся действительно старыми, т. е. дореволюционными. Будут говорить, что это создаст полный хаос в работе, что члены ЦК, не зная, что делать, будут слоняться по наркоматам, по учреждениям, всюду и везде мешая работе, требуя разъяснения и т. д. и т. п.

Мне кажется, что характер таких возражений слишком изобличает их источник и что на эти возражения

447

едва ли стоит даже и отвечать. Само собой разумеется, что если предполагать обычного типа состав служащих, то, вероятно, можно бы оправдать хоть часть таких возражений. Но дело в том, что мы именно не предполагаем обычного типа состава служащих в этом наркомате, а берем в нем исключительно состав наилучших рабочих, которые по проверке съезда партии заслуживают выбора в ЦК. Этим, мне кажется, мы гарантируем, что состав Наркомата РКИ будет впредь не хуже по качеству лучшего из наших наркоматов, именно Наркоминдела. Чем объясняется то, что в Наркоминделе лучший состав служащих? Тем, то там, во-первых, не могли остаться в сколько-нибудь заметной доле дипломаты старой марки, во-вторых, тем, что мы подбирали там заново товарищей, подбирали их исключительно во новым меркам, по соответствию новым задачам, в-третьих, тем, что там, в Наркоминделе, нет того обилия служащих с бора да с сосенки, в сущности, целиком повторяющих старые качества чиновников, как в других наркоматах, и, в-четвертых, тем, что Наркоминдел работает под непосредственным руководством нашего ЦК. Это, собственно говоря, единственный из наших наркоматов, который обновлен у нас полностью, который работает действительно на рабоче-крестьянскую власть и в ее духе, а не только считается работающим так, на самом деле работая в массе против нее или не в ее духе.

Теперь, какие условия возникают перед нами для того, чтобы получить из РКИ такой же действительно обновленный аппарат? Первое условие - добросовестность будет обеспечена вполне выбором; второе условие - высокие качества работников в смысле их преданности делу и способности; третье условие - их близость к высшему партийному учреждению и равноправность с теми, кто руководит нашей партией, а через нее и всем нашим госаппаратом.

Могут сказать, что никакая добросовестность, никакая партийная авторитетность не заменит того, что является в данном случае основным, именно: знания дела,

448

знания нашего государственного аппарата и знания того, каким образом подлежит он переделке.

На это я отвечу, что в моем предложении одним из существеннейших условий стоит то, что мы не ждем скорых результатов работы нового наркомата и предполагаем заранее, что эта работа протянется много лет. Тогда вопрос сводится уже к организации работы нового наркомата.

И здесь я считаю себя вправе предполагать, что как у наших партийных работников, так и у руководителей нашего теперешнего РКИ собралось достаточно опыта, достаточно знаний, достаточно уменья и прочих качеств, чтобы правильно организовать обучение новых членов ЦК, притом обучение на деле, т. е. соединить их ознакомление со всеми деталями нашего госаппарата с их ознакомлением также в области того, что сделала современная наука буржуазного государства в деле постановки наилучшей работы служащих всякого рода.

Ленин

13-го января 23 г.

Записано Л. Ф.

ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ С РАБКРИНОМ?

(продолжение 2-е)

Я предполагаю, как само собою разумеющееся, что РКИ начнет теперь же, на основании опыта пяти лет, организацию работы по-новому; разделит новых работников на ряд групп, распределит между этими группами работу систематически; разделит эти группы: на периодически занятых работой с практическим ознакомлением с заграничным опытом; на теоретически занятых работой с ознакомлением с итогами современной науки в области организации труда вообще и специально труда управленческого. Он разделит всех работников РКИ на прохождение работ, которые им поручены систематически снизу доверху, в разных функциях и в разных отраслях управления, в разных местностях, в разных условиях работы в отношении национальностей и т. д.

449

Одним словом, я предполагаю, что товарищи в РКИ чему-нибудь научились в эти пять лет и что они сумеют применить к новой организации наркомата приобретенные ими знания. Кроме того, не надо забывать, что у нас имеются, кажется, три учреждения научного рода, посвящающие себя изучению организации труда (Центральный институт труда, выделенная для этой цели группа в РКИ и группа в Военном наркомате). Недавно был съезд всех этих трех групп 227, и можно надеяться, что работа их пойдет теперь более правильно, более дружно и более целесообразно, чем до сих пор.

Какую же новую организацию работы я предполагаю со стороны Секретариата нашего ЦК? Конечно, несколько десятков членов ЦК потребуют новой организации работы. Но я должен заметить, что к организации пленума нашего ЦК по типу высших конференций мы уже фактически перешли. Дело теперь за тем, чтобы организовать обучение этих новых членов ЦК всей цекистской работе и работе ознакомления с высшими госучреждениями. Если мы запоздаем с этим делом, то мы не исполним одной из основных наших обязанностей, именно, обязанности воспользоваться пребыванием у власти, чтобы научить лучшие элементы трудящихся масс всем деталям управления. Такие меры, как большее упорядочение заседаний нашего Политбюро, назначение для них двух раз в неделю с уменьшением часов заседаний, лучшая подготовка всех документов для них и более заблаговременное предоставление этих документов всем членам ЦК. Такие меры уже вытекают сейчас из всего хода работы и требуются настоятельно, так что против них едва ли можно представить себе какие-нибудь возражения. Конечно, это потребует увеличения расхода на служащих секретарского типа, но на эти расходы жалеть денег было бы самым неразумным делом.

Кроме того, не скрою от товарищей, что важным плюсом от увеличения числа членов ЦК я считаю уменьшение личного, случайного элемента в его решениях, большую подготовку их, более обстоятельную проверку всех делаемых на таких заседаниях утверждений и

450

в связи с этим большую устойчивость нашего ЦК в смысле как преемственности его работы, так и сопротивляемости его расколам, которые могли бы быть вызваны при недостаточной связи этого учреждения с массами.

Ленин

13-го января 23 г.

Записано Л. Ф.

Продиктовано 9 и 18 января

1923 г. Впервые напечатано в 1959 г.

в Ленинском сборнике XXXVI

 

Печатается по записи секретаря

(машинописный экземпляр)

 



227 Речь идет, по-видимому, о конференции по вопросам нормализации управления, состоявшейся в сентябре 1922 года в Москве. - 449

Яндекс.Метрика

© libelli.ru 2003-2014