О мнимом кризисе марксизма. Примечания
Начало Вверх

760         ПРИМЕЧАНИЯ

 О МНИМОМ КРИЗИСЕ МАРКСИЗМА

Настоящая публикация представляет собой написанный Плехановым конспект его лекции, направленной против «критиков» Маркса, главным образом Э. Бернштейна и К. Шмидта. Время прочтения лекции устанавливается имеющимися в конспекте датами публикации упоминающихся в нем статей. Это конец весны — начало лета 1898 г. Как раз к этому моменту относятся письма Плеханова к К. Каутскому и Л. И. Аксельрод, в которых он сообщает о своем твердом решении начать кампанию против Бернштейна и Шмидта (см. Настоящее издание, общее примечание к статье «Бернштейн и материализм").

Лекция была, очевидно, прочитана в Женеве. За это говорит одна фраза реферата: «Пойдите в женевскую публичную библиотеку, возьмите 28-й том... » и т. д. Однако Плеханов выступал с той же лекцией и в других городах. Из сохранившегося в Плехановском архиве неопубликованного письма итальянского социалиста Скиави из Рима от 19 июня 1898 г. ясно, что Плеханов читал лекцию «О мнимом кризисе марксизма» и в Италии.

Лекция «О мнимом кризисе марксизма» позднее была разбита на несколько статей. Первая часть лекции ближе всего подходит к статье «Бернштейн и материализм», вторая — к статье «Конрад Шмидт против Карла Маркса и Фридриха Энгельса», наконец, последняя — о материалистическом понимании истории — не нашла прямого отражения в какой-либо специальной статье, хотя мысли, в ней развитые, разбросаны в целом ряде плехановских работ.

Выступления Плеханова на тему о «кризисе» марксизма пользовались, по-видимому, широкой известностью. И именно этим надо объяснить просьбу редактора журнала «Mouvement Socialiste» Лагарделя дать для этого журнала статью «Существует ли кризис в марксизме» (неопубликованное письмо от 19 октября 1901 г. ).

761

В архиве сохранился автограф конспекта лекции, написанный по-французски. По-русски он был опубликован впервые, посмертно в журнале «Летописи марксизма», 1927 г., IV, стр. 21—29. Вторая публикация в «Литературном наследии Г. В. Плеханова», сб. V, стр. 19—29, была сделана с перевода, сохранившегося в архиве и заново отредактированного. В настоящем издании печатание производится по тексту «Литературного наследия», заново сверенному с французской рукописью.

К стр. 335

1 «Молодые» — мелкобуржуазная, полуанархическая оппозиция в германской социал-демократической партии, возникшая в 1890 г. Отрицая всякое участие в парламентской деятельности, «молодые» прикрывали левой квазиреволюционной фразеологией свою оппортунистическую сущность. Это подтвердилось дальнейшей эволюцией членов группы, примкнувших позднее частью к анархистам, частью к крайним оппортунистам. По социальному составу группа состояла в основном из интеллигентов. В октябре 1891 г. на Эрфуртском съезде «молодые» были исключены из партии.

2    Бернштейн открыл поход против революционного марксизма летом 1898 г. серией статей «Probleme des Sozialismus» («Проблемы соцциализма»), печатавшихся в теоретическом органе германской социал-демократической партии «Die Neue Zeit» («Новое время»).

3 В третьем приложении к «Vorwärts!» («Вперед!») от 17 октября 1897 г. была напечатана статья Конрада Шмидта «Kant, sein Leben und seine Lehre» («Кант, его жизнь и его учение»), о которой в дальнейшем идет речь.

4 Статьи немецкого буржуазного экономиста Юлиуса Вольфа, широко использовавшиеся ревизионистами, печатались в 1898 г. В одной из них Вольф писал о Бернштейне: «Важность его суждений не может быть переоценена. Это удар кулаком в лицо современной социалистической теории, открытое объявление ей войны» (см. Плеханов, Соч., т. XI, стр. 30).

5 См. статью Плеханова «О книге Масарика» (Настоящее издание, т. II).

К стр. 336

1 Приведенные в тексте слова заимствованы Плехановым из предисловия В. Адлера к итальянскому переводу книги Энгельса «L'economia politica». Con prefazioni di Filippo Turati, Victor Adler e Karl Kautsky. Milano 1895, p. 13 («Политическая экономия». С предисловием Филиппо Турати, Виктора Адлера и Карла Каутского. Милан 1895, стр. 13). Против приведенной цитаты на экземпляре из библиотеки Плеханова имеется его заметка: «Адлер забыл это теперь».

Речь идет о статье Бернштейна «Das realistische und das ideologische Moment des Sozialismus» («Реалистический и идеологический моменты социализма»), напечатанной в «Die Neue Zeit» № 34 от 27 мая 1898 г.

К стр. 337

1 В неопубликованном варианте статьи «Бернштейн и материализм» Плеханов указывает источник, откуда им взята фраза Штреккера. Это — книга последнего «Welt und Menschheit» («Мир и человечество»). По поводу слов Бернштейна «вполне в духе Канта» Плеханов писал Л. И. Аксельрод 14 апреля 1899 г.:

«Если я говорил Бернштейну, что материалисты высказывались иногда «völlig im Sinne Kants», то это было иронически; материалисты не отрицали возможности познания внешнего мира, а кантианец должен

762

отрицать ее. Материалисты говорили: мы знаем вещи в себе поскольку они на нас действуют, а как они выглядят независимо от нас, нам неизвестно» («Литературное наследие Г. В. Плеханова», сб. I, стр. 314).

2 См. Ламеттри, Трактат о душе (Избранные сочинения, Гиз, 1925, стр. 45 и 47).

3 См. Гольбах, Система природы, Соцэкгиз, 1940, стр. 273 и 289.

К стр. 339

1 Цитата из книги Гексли о Юме, неоднократно использовавшаяся Плехановым. Плеханов цитирует по французскому переводу книги: Т. Huxley, Hume, sa vie et sa philosophie, Paris 1880, p. 108 (T. Гексли, Юм, его жизнь и его философия, Париж 1880, стр. 108).

2 Цитата, которую хотел привести Плеханов из статьи «Spinosiste» (а не «Spinosisme»), вероятно, та же, что приведена в его статье «Бернштейн и материализм» (см. Настоящее издание, т. II, стр. 356).

К стр. 340

1 Плеханов имеет здесь в виду следующее известное место из книги Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»: «...существует ряд... философов, которые оспаривают возможность познания мира... Самое же решительное опровержение этих, как и всех прочих, философских вывертов заключается в практике, именно в эксперименте и в промышленности. Если мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем, что мы сами его производим, вызываем его из его условий, заставляем его к тому же служить нашим целям, то кантовской неуловимой «вещи в себе» приходит конец» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, Госполитиздат, 1955, стр. 351).

К стр. 341

1 Плеханов, вероятно, имеет в виду следующее место своих «Очерков по истории материализма»:

«Что касается превращения «вещи в себе» в бога, то не лишне отметить, что отцы церкви определяли своего бога точь-в-точь так, как кантианцы определяют свою «вещь в себе». Так, по Августину, бог не подходит ни под одну из категорий: «чтобы мы так понимали бога, если и поскольку мы «это можем, благим и все же не обладающим никаким качеством, великим и все же бесколичественным творцом и все же не испытывающим никакой нужды, присутствующим и все же не занимающим никакого положения, вездесущим всем своим существом и все же не занимающим места, вечным и все же находящимся вне времени»» (см. Настоящее издание, т. II, стр. 42).

К стр. 343

1 См. К. Маркс, Из послесловия ко второму немецкому изданию первого тома «Капитала» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. I, Госполитиздат, 1955, стр. 416).

К стр. 344

1 Плеханов противопоставляет здесь две школы французской живописи XVIII в. — школу упадочной живописи, гармонировавшую со вкусами и нравами вырождающейся аристократии предреволюционной эпохи, и школу классической живописи эпохи революции, обратившуюся к изучению античных образцов, откуда она могла почерпнуть революционные и героические темы. Картины Давида, которые имеет здесь в виду Плеханов и которые неоднократно упоминаются им в других работах: «Клятва Горациев» и «Ликторы приносят к Бруту тела его сыновей».

763

2 Статьи Бернштейна в «Die Neue Zeit» — «Der Kampf der Sozialdemokratie und die Revolution der Gesellschaft» («Борьба социал-демократии и революция общества») и др.

К стр. 345

1 Истина Ла-Полиса — истина, очевидная сама по себе, которую нет надобности доказывать.

 

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2018