Наши либералы никак не хотят
признать того, что в русской деревне до сих пор
необъятно широко еще применяется крепостное
хозяйство. Крепостничество еще живо. Ибо, когда
полунищий крестьянин работает на помещика своим
убогим скотом и орудиями, будучи закабален
выдачей денег взаймы или арендой земли, то это и
есть экономическая сущность крепостного
хозяйства.
При капитализме рабочий не
имеет ни земли, ни орудий труда. При
крепостническом хозяйстве эксплуатируемый
работник имеет и земли и орудия труда, но все это
служит именно для закабаления его, для прикрепления
его к “барину-помещику”.
И вот в журнале “Русская
Мысль” 1, который известен проповедью почтения
к помещичьей собственности, в мартовской книжке нечаянно
проскользнула правда.
“Зимние наемки, — читаем мы
там, — разве это не нелепость в наш век, век
электричества и аэропланов? А эта форма рабства и
кабалы продолжает процветать и посейчас, играя
роль пиявок на крестьянском организме.
Зимние наемки — любопытное и
характерное явление на Руси. Они сохранили во
всей свежести крепостной термин “обязанных”
крестьян”.
Это пишет не какой-нибудь
“левый” орган, а журнал контрреволюционных
либералов!
Количество “обязанных”
дворов, по местным сведениям относительно весны
1913 года, достигает иногда 56%, например, в
Черниговской губернии, т. е. почти трех пятых
всего числа дворов. А при зимней наемке
крестьянин получает за работу вдвое и втрое дешевле,
чем при летнем найме.
Перед нами чисто
крепостническая кабала и безысходная нищета
крестьян — наряду с теми “прогрессами” отрубов,
травосеяния, введения машин и т. п., которые так
восхищают иных наивных людей. На деле эти
прогрессы, при сохранении отчаянной нищеты и
кабалы массы крестьян, только ухудшают их
положение, обостряют неизбежность кризиса,
увеличивают противоречие между требованиями
современного капитализма и варварской,
средневековой, азиатской “зимней наемкой”.
Испольщина, обработка земли
из половины урожая или уборка сенокосов из
третьей копны (“на третьяк”) представляет собой
тоже прямое переживание крепостничества.
Количество испольно обрабатываемых крестьянами
земель достигает 21—68% собственных крестьянских
земель, по разным районам России и по новейшим
данным. А количество испольных сенокосов еще
больше: от 50 до 185% собственной крестьянской
земли!..
“В некоторых случаях, —
читаем в умеренно-либеральном журнале, — кроме
оплаты земли половиною урожая, а сенокоса двумя
третями, испольщик обязывается 1—2 неделями бесплатной
работы в экономии, чаще всего с лошадью или с
подростком”.
Чем же это отличается от
крепостного права? Крестьянин бесплатно
работает на помещика, получая землю от него
исполу!
Наши либералы постоянно
рассматривают “крестьянский вопрос” с точки
зрения “малоземелья” крестьян или
необходимости “государственного устройства”
их быта или наделения землей по той или иной
“норме” (этим грешат и народники). Такая точка
зрения в корне не верна. Дело идет о классовой
борьбе на почве крепостнических отношений
хозяйства, только и всего. При сохранении
теперешнего землевладения помещиков неизбежно
сохранение кабалы, крепостничества и, по
выражению “Русской Мысли”, рабства. Никакие
“реформы” и никакие политические изменения тут
не помогут. Тут идет речь о землевладении класса,
превращающем всякий “прогресс” в черепаший,
превращающем массу крестьян в задавленных и
привязанных к “барину” нищих.
Не о “потребительной” или
“производительной” норме идет тут речь (все это
народнический вздор), не о “малоземелье”, не о
“наделении землей”, — надо говорить об
устранении классового крепостнического гнета,
мешающего развитию капиталистической страны.
Так и только так можно прийти к пониманию
известной “поговорки” — “кита” сознательных
русских рабочих.
“Путь Правды” № 66,
20 апреля 1914 г.
Печатается по тексту
газеты “Путь Правды”
_____________________
1 “Русская Мысль” — ежемесячный
литературно-политический журнал; выходил в
Москве с 1880 по 1918 год; до 1905 года —
либерально-народнического направления (до 1885 г.
— редактор В. М. Лавров). В 90-х годах иногда
печатал на своих страницах статьи марксистов. В
это время в “Русской Мысли” печатались
прогрессивные писатели: А. М. Горький, В. Г.
Короленко, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Г. И. Успенский, А. П.
Чехов и др. После революции 1905 года — орган
правого крыла кадетской партии; выходил под
редакцией П. Б. Струве. Журнал выступал с
проповедью национализма, “веховства”,
поповщины, с защитой помещичьей собственности.