ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ДЕРЕВЕНСКАЯ БЕДНОТА
Начало Вверх

5

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ДЕРЕВЕНСКАЯ БЕДНОТА

На всероссийском сельскохозяйственном съезде в Киеве 3 сентября был сделан доклад черниговским агрономом Мининым — на эту важнейшую тему.

Г-н Минин, видимо, — народник (соглашавшийся, между прочим, с буржуазным профессором Косин­ским насчет жизненности «трудового» хозяйства), до­казывал вполне справедливо, что агрономия помога­ет зажиточным крестьянам. Землеустройство помогает только сильным, а голытьбу губит. Землеустройство, это — колесница, в которой сидит сильный и давит пораженных.

Не подлежит сомнению, что все это — истина безус­ловная. Отрицать ее могут лишь недобросовестные люди. Но в чем же видит «спасение» г. Минин?

Он говорил (по отчету «Киевской Мысли» 4 № 244):

«Единственно, что способно будет спасти мельчайшие хозяй­ства после разверстания, это — образование из них доброволь­ных товариществ для совместного использования (коллективной обработки) собственной земли».

Очевидно, что этот народнический рецепт — просто ребячество. Помещики и кулаки сгоняют с земли мил­лионы крестьян, разоряя другие миллионы. Весь ми­ровой капитализм, вся сила международного обмена, вся мощь миллиардных капиталов буржуазии всех стран тянет за собой Россию, вскармливает и поддер­живает ее буржуазию и в городе и в деревне, в том числе внутри общины. И вот, нам говорят, что общая обра­ботка этими разоренными крестьянами клочка их «соб­ственной земли» есть «спасение»!! Это все равно, что

6

с ручной тачкой пытаться обогнать железнодорожный поезд — по быстроте и количеству перевозок.

Нет, господа народники! Вы правы, конечно, когда говорите, что этот поезд давит бедноту. Но не о ручной тачке думать тут надо.

Не назад — от поезда к тачке, а вперед: от поезда капиталистического к поезду объединенных пролета­риев.

Невинное мечтание народников не только детски наивно — оно прямо вредно тем, что отвлекает мысль бедноты от классовой борьбы. Вне классовой борьбы пролетариата против буржуазии для переделки всего капиталистического строя нет спасения деревенской бедноте. И всякие союзы, кооперативы, артели и т. п. могут быть полезны лишь при их сознательном участии в этой классовой борьбе.

Но если абсолютно бесспорно, что развитие капита­лизма и пролетаризация деревни неизбежно идут вперед и в России, как во всем мире, то величайшей ошибкой было бы ограничиться этой истиной.

Капитализм бывает разный: помещичий, полуфеодаль­ный, с тьмой остатков всяких привилегий, наиболее реакционный и наиболее мучительный для массы, — а также капитализм свободных фермеров, наиболее де­мократический, менее мучительный для массы, с наи­меньшими остатками привилегий.

Какое влияние оказал бы, например, на развитие капитализма переход в России всех земель к крестья­нам и без всякого выкупа? Это был бы не социализм. Это был бы тоже капитализм, только демократический, не пуришкевичевски-гучковский, а народнически-кре­стьянский. Развитие капитализма пошло бы тогда еще быстрее, еще шире, еще свободнее и менее мучитель­но для массы.

Вот в чем суть теперешнего, данного, настоящего аграрного вопроса в России. Вот о чем (не понимая сути дела) спорили в Киеве, с одной стороны, защитники помещичьего землеустройства и буржуазной агроно­мии, а с другой стороны, — народники и левые кадеты 5 (вроде Шаховского). Они спорили о том, должна ли

7

буржуазная демократия оставить в руках Пуришке­вичей достройку новой России по типу феодально-капиталистическому? или она должна взять стройку в свои руки, в руки массы, в руки крестьянства и вести стройку без Пуришкевичей, в направлении свободного, демократического капитализма?

Нетрудно понять позицию сознательного рабочего в этом споре. Мы твердо знаем, что и столыпинский и народнический путь означают развитие капитализма, которое во всяком случае ведет к торжеству пролета­риата. Мы не падем духом ни при каком повороте истории. Но мы не позволим ни одному повороту исто­рии пройти без нашего участия, без действительного вмешательства передового класса. Рабочий класс к стол­кновениям Пуришкевичей и крестьянской демократии относится не равнодушно, а с самой горячей, самой беззаветной защитой интересов крестьянской и обще­народной демократии в наиболее последовательном их выражении.

Ни малейших уступок насквозь гнилому якобы со­циализму (а на деле мещанской мечтательности) на­родников — и величайшее внимание к крестьянской демократии, к ее просвещению, пробуждению и спло­чению, к ее освобождению от всех и всяких затхлых предрассудков — вот линия сознательного рабочего.

Хотите мечтать о победе ручной тачки над железно­дорожным поездом? — нам не по дороге, мы враги пошлой маниловщины. Хотите бороться с Пуришкеви­чами? — нам по дороге, но знайте, что рабочие не про­стят ни малейшего колебания.

А к тем людям, что с холопской торопливостью спешат подписать «окончательный» успех столыпинского зем­леустройства 6, рабочий класс отнесется с презрением, с каким всегда передовые, сильные и враждебные рефор­мизму классы относятся к оппортунистам и к рыцарям минутного успеха.

«Правда Труда» № 3,

13 сентября 1913 г.

Подпись: В. Ильин

Печатается по тексту газеты «Правда Труда»

413

4 «Киевская Мысль — ежедневная газета буржуазно-демокра­тического направления, издававшаяся в Киеве с 1906 по 1918 год. До 1915 года газета выходила с еженедельными иллюстрированными приложениями; с 1917 года — утрен­ним и вечерним выпусками. В годы первой мировой войны газета занимала оборонческую позицию. — 5.

5 Кадеты — члены конституционно-демократической партии, ведущей партии либерально-монархической буржуазии в Рос­сии. Партия кадетов была создана в октябре 1905 года; в состав ее входили представители буржуазии, земские дея­тели из помещиков и буржуазные интеллигенты. Видными деятелями кадетов были: П. Н. Милюков, С. А. Муромцев, В. А. Маклаков, А. И. Шингарев, П. Б. Струве, Ф. И. Ро­дичев и др. Для обмана трудящихся масс кадеты присвоили себе фальшивое название «партия народной свободы», на самом деле они не шли дальше требования конституционной монархии. Своей главной целью кадеты считали борьбу с революционным движением и стремились поделить власть с царем и помещиками-крепостниками. В годы первой мировой войны кадеты активно поддерживали захватниче­скую внешнюю политику царского правительства. В пе­риод Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года они старались спасти монархию. Занимая руко­водящее положение в буржуазном Временном правительстве, кадеты проводили антинародную, контрреволюционную по­литику, угодную американо-англо-французским империа­листам. После победы Октябрьской социалистической рево­люции кадеты выступали непримиримыми врагами Советской власти, принимали участие во всех вооруженных контрре­волюционных выступлениях и походах интервентов. Нахо­дясь после разгрома интервентов и белогвардейцев в эми­грации, кадеты не прекращали своей антисоветской контрре­волюционной деятельности. — 6.

6 Речь идет о столыпинской земельной реформе, направленной на создание прочной опоры в деревне в лице кулачества. Царское правительство 9 (22) ноября 1906 г. издало указ о порядке выхода крестьян из общины и закрепления в лич­ную собственность надельной земли. После утверждения

414

с некоторыми изменениями Государственной думой и Госу­дарственным Советом этот указ получил название закона от 14 июня «1910 года. По этому столыпинскому закону (получившему название по имени председателя Совета министров П. А. Столыпина) крестьянин мог выделиться из общины, взять свой земельный надел в личное владение, мог продать свой надел. Сельское общество обязано было выделить землю выходящим из общины крестьянам в одном месте (хутор, отруб). Столыпинская реформа усилила про­цесс развития капитализма в сельском хозяйстве, расслоения крестьянства и обострила классовую борьбу в деревне.

Характеристика и оценка столыпинщины даны в ряде работ В. И. Ленина, в частности в «Аграрной программе социал-демократии в первой русской революции 1905— 1907 годов» (Сочинения, 5 изд., том 16, стр. 193—413). — 7.

Яндекс.Метрика

© libelli.ru 2003-2014