Вопрос об ассимиляторстве *, т. е. об утрате
национальных особенностей,
о переходе в другую нацию, позволяет наглядно представить последствия националистических шатаний бундовцев и их единомышленников.
Г-н Либман, верно передавая и повторяя
обычные доводы, вернее, приемы бундовцев, назвал требование единства и слияния
рабочих всех национальностей данного государства в единых рабочих организациях
* Буквально — уподоблении, отождествлении.
124
(см. выше
конец статьи из «Северной Правды») — «старой ассимиляторской россказней».
«Следовательно,
— говорит по поводу заключения статьи в
«Северной Правде» г. Ф. Либман, — на вопрос, к какой национальности вы принадлежите? рабочий должен отвечать: я социал-демократ».
Это наш бундовец считает верхом остроумия. На самом деле он
разоблачает себя окончательно такими остротами и криком об
«ассимиляторстве», направленными против последовательно-демократического
и марксистского лозунга.
Развивающийся
капитализм знает две исторические тенденции в национальном вопросе. Первая:
пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против всякого
национального гнета, создание национальных
государств. Вторая: развитие и учащение
всяческих сношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства капитала, экономической жизни вообще,
политики, науки и т. д.
Обе тенденции суть мировой закон капитализма. Первая
преобладает в начале его развития, вторая характеризует зрелый и идущий к своему
превращению в социалистическое общество капитализм. С обеими тенденциями считается
национальная программа марксистов,
отстаивая, во-первых, равноправие наций и языков, недопустимость каких бы то ни было привилегий в этом отношении (а также право наций на самоопределение, о чем ниже особо), а во-вторых,
принцип интернационализма и непримиримой
борьбы против заражения пролетариата
буржуазным национализмом, хотя бы и
самым утонченным.
Спрашивается, о чем же идет речь у нашего бундовца,
когда он вопиет к небу против «ассимиляторства»? О насилиях против наций, о привилегиях
одной из наций он не мог здесь говорить, ибо тут не подходит
вообще
слово «ассимиляторство»; — ибо все марксисты, и порознь и как официальное единое целое, вполне определенно и недвусмысленно осудили самомалейшее национальное насилие, угнетение, неравноправие; —
125
ибо, наконец, и в статье
«Северной Правды», на которую обрушился бундовец, эта общемарксистская мысль
выражена с безусловной решительностью.
Нет.
Тут невозможны увертки. Г-н Либман осуждал «ассимиляторство», понимая под этим не
насилия, не неравноправие, не привилегии. Остается ли
что-нибудь реальное в понятии ассимиляторства за вычетом всякого насилия и
всякого неравноправия?
Безусловно,
да. Остается та всемирно-историческая тенденция капитализма к ломке
национальных перегородок, к стиранию национальных различий, к ассимилированию
наций, которая с каждым десятилетием проявляется все могущественнее,
которая составляет один из величайших двигателей, превращающих капитализм в
социализм.
Тот
не марксист, тот даже не демократ, кто не признает и не отстаивает равноправия
наций и языков, не борется со всяким национальным гнетом или неравноправием.
Это несомненно. Но так же несомненно, что тот якобы марксист, который на чем
свет стоит ругает марксиста иной нации за «ассимиляторство», на деле
представляет из себя просто националистического мещанина. К этому
малопочтенному разряду людей относятся все бундовцы и (как сейчас увидим)
украинские национал-социалы вроде гг. Л. Юркевича, Донцова и К°.
Чтобы
конкретно показать всю реакционность взглядов этих националистических мещан,
приведем троякого рода данные.
Всего
больше кричат против «ассимиляторства» российских ортодоксальных марксистов
еврейские националисты в России вообще, бундовцы в том числе, в особенности.
Между тем, как видно из вышеприведенных данных, из 10½ миллионов евреев
во всем мире около половины живет в цивилизованном мире, в условиях
наибольшего «ассимиляторства», тогда как только несчастные, забитые,
бесправные, задавленные Пуришкевичами (русскими и польскими) евреи России и
Галиции живут в условиях наименьшего «ассимиляторства», наибольшего
обособления, вплоть до «черты оседлости»,
126
«процентной нормы» и прочих
пуришкевичевских прелестей.
Евреи
в цивилизованном мире не нация, они всего больше ассимилировались, — говорят К.
Каутский и О. Бауэр. Евреи в Галиции и в России не нация, они, к сожалению (и
по вине не их, а Пуришкевичей), здесь еще каста. Таково
бесспорное суждение людей, бесспорно знающих историю еврейства и учитывающих
вышеприведенные факты.
О
чем же говорят эти факты? О том, что против «ассимиляторства» могут кричать
только еврейские реакционные мещане, желающие повернуть назад колесо истории,
заставить ее идти не от порядков России и Галиции к порядкам Парижа и
Нью-Йорка, а наоборот.
Против
ассимиляторства никогда не кричали те всемирно-исторические прославленные
лучшие люди еврейства, которые давали миру передовых вождей демократии и
социализма. Против ассимиляторства кричат только благоговейные созерцатели
еврейской «задней».
О том,
в каких размерах идет вообще процесс ассимиляции наций при современных
условиях передового капитализма, можно составить себе приблизительное
представление, например, по данным об эмиграции в Соединенные Штаты Северной
Америки. Европа отпустила туда за 10 лет, 1891—1900 гг., — 3,7 млн. человек, а
за девять лет, 1901—1909 гг., — 7,2 млн. человек. Перепись 1900 года насчитала
в Соединенных Штатах свыше 10 млн. человек иностранцев. Штат Нью-Йорк, в
котором было по той же переписи свыше 78 тыс. австрийцев, 136 тыс. англичан, 20
тыс. французов, 480 тыс. немцев, 37 тыс. венгерцев, 425 тыс. ирландцев, 182
тыс. итальянцев, 70 тыс. поляков, 166 тыс. из России (большей частью евреи), 43
тыс. шведов и т. д., — походит на мельницу, перемалывающую национальные различия.
И то, что в крупных, интернациональных размерах происходит в Нью-Йорке,
происходит также в каждом большом городе и фабричном поселке.
127
Кто не погряз в националистических предрассудках,
тот не может не видеть в этом процессе ассимиляции наций капитализмом
величайшего исторического прогресса, разрушения национальной заскорузлости различных
медвежьих углов — особенно в отсталых странах вроде России.
Возьмите
Россию и отношение великороссов к украинцам. Разумеется, всякий демократ, не
говоря уже о марксисте, будет решительно бороться против неслыханного унижения
украинцев и требовать полного равноправия их. Но было бы прямой изменой социализму
и глупенькой политикой даже с точки зрения буржуазных «национальных
задач» украинцев — ослаблять существующую теперь, в пределах одного государства,
связь и союз украинского и великорусского пролетариата.
Г-н
Лев Юркевич, называющий себя тоже «марксистом» (бедный Маркс!), дает образец
этой глупенькой политики. В 1906 году, — пишет г. Юркевич, — Соколовский
(Басок) и Лукашевич (Тучапский) утверждали, что украинский пролетариат
совершенно обрусел и особая организация ему не нужна. Не пытаясь привести ни
единого факта по существу вопроса, г. Юркевич обрушивается за это на
обоих, истерически вопя — совершенно в духе самого низкопробного, тупого и
реакционного национализма — что это-де «национальная пассивность»,
«национальное отречение», что эти люди «раскололи (!!) украинских марксистов» и
т. п. У нас теперь, несмотря на «подъем национального украинского сознания
среди рабочих», меньшинство рабочих «национально сознательно», а
большинство, — уверяет г. Юркевич, — «находится еще под влиянием российской
культуры». И наше дело, — восклицает националистический мещанин, — «не идти за
массами, а вести их за собой, выяснять им национальные задачи (национальну
справу)» («Дзвiн», с. 89).
Все
это рассуждение г. Юркевича — целиком буржуазно-националистическое. Но даже с
точки зрения буржуазных националистов, из которых одни хотят полного
равноправия и автономии Украины, а другие —
128
независимого
украинского государства, это рассуждение не выдерживает критики. Противником
освободительных стремлений украинцев является класс помещиков великорусских и
польских, затем буржуазия тех же двух наций. Какая общественная сила способна к
отпору этим классам? Первое десятилетие XX века дало фактический ответ: эта
сила исключительно рабочий класс, ведущий за собой демократическое крестьянство.
Стремясь разделить и тем ослабить действительно демократическую силу, при
победе которой было бы невозможно национальное насилие, г. Юркевич изменяет
интересам не только демократии вообще, но и своей родины, Украины. При едином
действии пролетариев великорусских и украинских свободная Украина возможна,
без такого единства о ней не может быть и речи.
Но
марксисты не ограничиваются буржуазно-национальной точкой зрения. Уже
несколько десятилетий вполне определился процесс более быстрого экономического
развития юга, т. е. Украины, привлекающей из Великороссии десятки и сотни тысяч
крестьян и рабочих в капиталистические экономии, на рудники, в города. Факт
«ассимиляции» — в этих пределах — великорусского и украинского пролетариата
несомненен. И этот факт безусловно прогрессивен. Капитализм
ставит на место тупого, заскорузлого, оседлого и медвежьи-дикого мужика
великоросса или украинца подвижного пролетария, условия жизни которого ломают
специфически национальную узость как великорусскую, так и украинскую.
Допустим, что между Великороссией и Украиной станет со временем государственная
граница, — и в этом случае историческая прогрессивность «ассимиляции»
великорусских и украинских рабочих будет несомненна, как прогрессивно перемалывание
наций в Америке. Чем свободнее станет Украина и Великороссия, тем шире и
быстрее будет развитие капитализма, который тогда еще сильнее будет
привлекать рабочих всех наций из всех областей государства и из всех
соседних государств (если бы Россия оказалась соседним государством по отно-
129
шению к Украине) рабочую массу в города, на рудники, на
заводы.
Г-н
Лев Юркевич поступает, как настоящий буржуа и притом близорукий, узкий, тупой
буржуа, т. е. как мещанин, когда он интересы общения, слияния, ассимиляции пролетариата
двух наций отбрасывает прочь ради моментального успеха украинской национальной
справы. Национальная справа — сначала, пролетарская — потом, говорят
буржуазные националисты и гг. Юркевичи, Донцовы и т. п. горе-марксисты за ними.
Пролетарская справа — прежде всего, говорим мы, ибо она обеспечивает не только
длительные, коренные интересы труда и интересы человечества, но и интересы
демократии, а без демократии немыслима ни автономная, ни независимая Украина.
Наконец,
в необыкновенно богатом националистическими перлами рассуждении г. Юркевича
надо отметить еще следующее. Меньшинство украинских рабочих — национально
сознательно, говорит он, — «большинство находится еще под влиянием русской
культуры» (бiльшiсть перебувае ще пiд впливом росiйськоi культури).
Когда речь идет о пролетариате, это противопоставление
украинской культуры в целом великорусской культуре, тоже в целом, означает
самое бесстыдное предательство интересов пролетариата в пользу буржуазного
национализма.
Есть
две нации в каждой современной нации — скажем мы всем национал-социалам. Есть
две национальные культуры в каждой национальной культуре. Есть великорусская
культура Пуришкевичей, Гучковых и Струве, — но есть также великорусская культура,
характеризуемая именами Чернышевского и Плеханова. Есть такие же две культуры
в украинстве, как и в Германии, Франции, Англии, у евреев и т. д. Если большинство
украинских рабочих находится под влиянием великорусской культуры, то мы знаем
твердо, что наряду с идеями великорусской поповской буржуазной культуры
действуют тут и идеи великорусской демократии и социал-демократии. Борясь с первого
рода «культурой», украинский марксист всегда
130
выделит
вторую культуру и скажет своим рабочим: «всякую возможность общения с
великорусским сознательным рабочим, с его литературой, с его кругом идей
обязательно всеми силами ловить, использовать, закреплять, этого требуют
коренные интересы и украинского и великорусского рабочего
движения».
Если
украинский марксист даст себя увлечь вполне законной и естественной ненавистью
к великороссам-угнетателям до того, что он перенесет хотя бы частичку
этой ненависти, хотя бы только отчуждение, на пролетарскую культуру и
пролетарское дело великорусских рабочих, то этот марксист скатится тем самым в
болото буржуазного национализма. Точно так же и великорусский марксист
скатится в болото национализма, не только буржуазного, но и черносотенного,
если он забудет хоть на минуту требование полного равноправия украинцев или их
право на образование самостоятельного государства.
Великорусские
и украинские рабочие должны вместе и, пока они живут в одном государстве, в
самом тесном организационном единстве и слиянии отстаивать общую или
интернациональную культуру пролетарского движения, относясь с абсолютной
терпимостью к вопросу о языке пропаганды и об учете чисто местных или чисто
национальных частностей в этой пропаганде. Таково безусловное требование
марксизма. Всякая проповедь отделения рабочих одной нации от другой, всякие
нападки на марксистское «ассимиляторство», всякое противопоставление в
вопросах, касающихся пролетариата, одной национальной культуры в целом другой
якобы целой национальной культуре и т. п. есть буржуазный национализм, с
которым обязательна беспощадная борьба.