Под таким заглавием в № 9 «Нашей Зари» ликвидаторов помещена статья Г. Ракитина, вынужденного признать то, от чего с бессильной злобой
отмахивается ликвидаторская газета. Г.
Ракитин — выше разных Ф. Д. тем, что он хоть кое в чем пытается обдумать и разобрать вопрос, а не угощать читателя надоевшей перебранкой.
«Победа, — так начинает свою статью Г. Ракитин, — победа,
одержанная сторонниками газеты «Правда» на общем собрании
с.-петербургского проф. союза металлистов, как и некоторые
другие факты, свидетельствующие об усилении влияния
большевизма в рабочей среде (особенно в Петербурге), заставляют невольно
призадуматься: как это случилось, что опорные пункты меньшевистского
направления и специально так называемого «ликвидаторства»
начинают уходить из-под влияния течения, которое заложило
фундамент открытых рабочих организаций в России и которое
одно только деятельно работало в них в течение последних
нескольких лет?».
Эту фразу нельзя не отметить, чтобы показать читателю редкие случаи «светлых промежутков» у
ликвидаторов, вынужденных признать правду. «Новая Рабочая Газета» в статьях Ф. Д. и К° просто сердится и бранится, когда ей точными цифрами о выборах во II, III и IV Думу или о групповых рабочих сборах и т. д. доказывают
преобладание «правдистского» течения среди сознательных (т. е. участвующих
в политической жизни) рабочих.
152
Г. Ракитин признает факт. Он признает и победу на собрании
металлистов и «другие факты» (хотя скромно умалчивает о том, каковы эти факты
— прием чисто интеллигентски-литераторский, рассчитанный на сокрытие от
рабочих точных цифр, открывающих возможность самостоятельной проверки).
Г. Ракитин признает вообще «усиление влияния большевизма в рабочей
среде, особенно в Петербурге», признает, что «опорные пункты» ликвидаторства
«начинают уходить из-под влияния» этого «течения».
Г. Ракитин старается объяснить этот печальный для ликвидаторов факт наиболее утешительно для
ликвидаторов.
Каково же это объяснение?
«Рабочие массы» проходят «большевистский этап
движения» (стр. 59),
— признает Г. Ракитин. Но «рабочая
интеллигенция, — заявляет он (стр. 57), — стоит в подавляющем своем большинстве
на точке зрения так называемого
«ликвидаторского» течения». Отсюда, конечно,
делается «утешительный» для ликвидаторов вывод, что «большевистский этап движения» есть «временное увлечение масс и подрастающей рабочей молодежи
большевистскими лозунгами», влияние «скорее инстинкта и чувства, чем сознания и
расчета», неотрешенность рабочих масс «от примитивности крестьянского мировоззрения», «переоценка значения
стихийных порывов», непонимание
«гибкой классовой тактики» (ликвидаторов)
и подмен ее «упрощенной тактикой большевизма»
и т. д. и т. п.
Одним словом, объяснение у сотрудника «Нашей Зари»
получается великолепное: у правдистов-де большинство незрелое, неразвитое,
стихийное, плохонькое, а у ликвидаторов меньшинство интеллигентное,
гибкое, сознательное и прочее. Совершенно в том же духе все реакционные
писатели объясняют всегда демократические убеждения масс тем, что массы
глупы, неразвиты и прочее, а развиты и умны дворяне и буржуа!
Но позвольте все-таки, любезный
Ракитин, где же ваши доказательства? Вы сами признали, что о победах
правдистов, о «прохождении массами большевистскою
153
этапа
движения» свидетельствуют факты! Где же у вас факты,
подтверждающие, что за ликвидаторами идет подавляющее большинство рабочей
интеллигенции? Где у вас факты вроде выборов в Государственную думу или
числа групповых рабочих сборов или победы того или иного списка в профессиональных
союзах?
Ни единого, буквально ни одного факта,
ни одного даже соображения Ракитин не приводит!
Поэтому мы позволим себе не согласиться с
Ракитиным. Ему приятно, конечно, считать большевистскую рабочую
массу неразвитой и глуповатой («инстинкт, а не сознание»), а ликвидаторское
меньшинство развитым и умным. Но писать историю, давать объяснения этапов рабочего движения, основываясь не
на фактах, а на том, что приятно личности историка, это —
извините меня, Ракитин, — это просто забавное ребячество. Конечно, я не могу
признать, что «инстинкт и чувство» ликвидатора Ракитина заставляет его считать ликвидаторское
меньшинство особенно интеллигентным, умным, передовым, но хорошо ли писателю
руководиться «инстинктом и чувством» вместо «сознания и расчета»?