Двадцать
пять лет тому назад, в 1888 году, скончался рабочий-кожевник Иосиф Дицген, один
из выдающихся социал-демократических писателей-философов Германии.
Иосифу
Дицгену принадлежат сочинения (переведенные большей частью и на русский язык):
«Сущность головной работы» (вышло в свет в 1869 году), «Экскурсия социалиста в
область теории познания», «Аквизит философии» и др. Самую верную оценку Дицгена
и его места в истории философии и рабочего движения дал Маркс еще 5-го декабря
1868 года в письме к Кугельману:
«Уже
давно — писал Маркс — Дицген прислал мне отрывок рукописи о «Способности
мышления», который, несмотря на некоторую путаницу в понятиях и на слишком
частые повторения, содержит в себе много превосходных и, как продукт
самостоятельного мышления рабочего, достойных изумления мыслей» 62.
Вот
значение Дицгена: рабочий, самостоятельно пришедший к диалектическому
материализму, т. е. к философии Маркса. Чрезвычайно ценно для характеристики
рабочего Дицгена то, что он не считал себя основателем школы.
Иосиф
Дицген говорил о Марксе, как главе направления, еще в 1873 году, когда
немногие понимали Маркса. И. Дицген подчеркивал, что Маркс и Энгельс «обладали
необходимой философской школой». И в 1886 году,
118
много спустя после появления
«Анти-Дюринга» Энгельса, одного из главных философских произведений марксизма,
Дицген писал о Марксе и Энгельсе, как о «признанных основателях» направления.
Это надо
иметь в виду, чтобы оценить всяких последователей буржуазной философии, т.-е.
идеализма и агностицизма (в том числе и «махизма»), которые пробуют уцепиться
как раз за «некоторую путаницу» у И. Дицгена. И. Дицген сам осмеял бы и
оттолкнул таких поклонников.
Чтобы
стать сознательными, рабочие должны читать И. Дицгена, но не забывать ни
на минуту, что он дает не всегда верное изложение учения Маркса я
Энгельса, у которых только и можно учиться философии.
И. Дицген
писал в такую эпоху, когда всего шире был распространен опрощенный, опошленный материализм.
Поэтому И. Дицген особенно напирал на исторические изменения материализма,
на диалектический характер материализма, то есть на необходимость стоять
на точке зрения развития, понимать относительность каждого человеческого
познания, понимать всестороннюю связь и взаимозависимость всех явлений мира,
доводить материализм естественноисторический до материалистического взгляда на
историю.
Напирая
на относительность человеческого познания, И. Дицген часто впадает в путаницу,
делая неправильные уступки идеализму и агностицизму. Идеализм в философии есть
более или менее ухищренная защита поповщины, учения, ставящего веру выше науки
или рядом с наукой или вообще отводящего место вере. Агностицизм (от греческих
слов «а» — не к «гносис» — знание) есть колебание между
материализмом и идеализмом, т. е. на практике колебание между
материалистической наукой и поповщиной. К агностикам принадлежат сторонники
Канта (кантианцы), Юма (позитивисты, реалисты и пр.) и современные «махисты».
Поэтому некоторые из самых реакционных философов буржуазии, отъявленные
(Мракобесы и прямые защитники поповщины, пробовали «использовать» ошибки И.
Дицгена.
119
Но, в
общем и целом, И. Дицген — материалист. Дицген — враг поповщины и агностицизма.
«С прежними материалистами — писал И. Дицген — общего у нас только то, что мы
признали материю предпосылкой или первоосновой идеи». Это «только» и есть суть
философского материализма.
«Материалистическая
теория познания, — писал И. Дицген, — сводится к признанию того, что
человеческий орган познания не испускает никакого метафизического света, а есть
кусок природы, отражающий другие куски природы». Это и есть материалистическая
теория отражения в познании человека вечно движущейся и изменяющейся
материи, — теория, вызывающая ненависть и ужас, клеветы и извращения всей
казенной, профессорской философии. И с какой глубокой страстью истинного
революционера бичевал и клеймил И. Дицген «дипломированных лакеев поповщины»
профессоров-идеалистов, реалистов и т. п.! «Из всех партий» — справедливо писал
И. Дицген про философские «партия», т. е. про материализм и идеализм — «самая
гнусная есть партия середины».
К этой
«гнусной партии» принадлежит редакция «Луча» и г. С. Семковский («Луч» № 92).
Редакция дала «оговорочку»: «не разделяем-де общефилософской точки зрения», «о
изложение Дицгена «правильно и ясно».
Это —
вопиющая неправда. Г-н Семковский безбожно переврал и исказил И. Дицгена,
выхватив у него как раз «путаницу» и умолчав о марксовой оценке
Дицгена. А между тем и Плеханов, самый знающий по философии марксизма
социалист, и лучшие марксисты в Европе вполне признали эту оценку.
Г-н
Семковский извращает и философский материализм, и Дицгена, говоря вздор и по
вопросу «один или два мира» (это будто бы «коренной вопрос»! Поучитесь-ка,
любезный, прочтите хоть «Людвига Фейербаха» Энгельса) — и по вопросу о мире и
явлениях (Дицген будто бы сводил действительный мир только к явлениям; это —
поповская и профессорская клевета на И. Дицгена).
120
Но всех
извращений у г. Семковского не перечесть. Пусть знают рабочие, интересующиеся
марксизмом, что редакция «Луча» есть союз ликвидаторов марксизма. Одни
ликвидируют подполье, т. е. партию пролетариата (Маевский, Седов, Ф. Д. и т.
д.), другие — идею гегемонии пролетариата (Потресов, Кольцов и др.), третьи
—философский материализм Маркса (г. Семковский и К°), четвертые — интернационального
пролетарского социализма (бундовцы, Косовский, Медем и пр. — сторонники
«культурно-национальной автономии»), пятые — экономическую теорию Маркса (г.
Маслов с его теорией ренты и «новой» социологией) и так далее и тому подобное.
Вопиющее
извращение марксизма г. Семковским и прикрывающей его редакцией — только один
из наиболее ярких образчиков «деятельности» этого литераторского «союза
ликвидаторов».
«Правда» №
102, 5 мая 1913 г.
Подпись: В. И л ь и н
Печатается по
тексту газеты «Правда»
62 См. К. Маркс и Ф. Энгельс.
Сочинения, т. XXV, 1936, с. 544. – 117.