Русские рабочие почти во всех больших
городах России уже откликнулись по поводу смерти Л. Н. Толстого и выразили, так
или иначе, свое отношение к писателю, который дал ряд самых замечательных
художественных произведений, ставящих его в число великих писателей всего мира,
- к мыслителю, который с громадной силой, уверенностью, искренностью поставил
целый ряд вопросов, касающихся основных черт современного политического и
общественного устройства. В общем и целом это отношение выражено в напечатанной
в газетах телеграмме, посланной рабочими депутатами III Думы **.
Л. Толстой начал свою литературную
деятельность при существовании крепостного права, но уже в такое время, когда
оно явно доживало последние дни. Главная деятельность Толстого падает на тот период
русской истории, который лежит между двумя поворотными пунктами ее, между 1861
и 1905 годами. В течение этого периода следы крепостного права, прямые
переживания его насквозь проникали собой всю хозяйственную (особенно
деревенскую) и всю политическую жизнь страны. И в то же время именно этот
период был периодом усиленного роста капитализма снизу и насаждения его сверху.
В чем сказывались переживания крепостного
права? Больше всего и яснее всего в том, что в России, стране
*
Статья «Л. Н. Толстой и современное рабочее движение» была напечатана в газете
«Наш Путь».
«Наш
Путь» - полулегальная газета, руководимая большевиками, издавалась в Москве с
30 мая (12 июгя) 1910 года по 9 (22) 1911 года; всего вышло 8 номеров. Издание
газеты было организовано при участии Московского Центрального бюро профсоюзов
как продолжение газеты «Вестник Труда», издававшейся в 1909 году. Фактическим
редактором газеты был И. И. Скворцов-Степанов.
Газета
освещала вопросы о деятельности профсоюзов, помещала материалы о положении
рабочих на фабриках и заводах, о забастовочном движении в России, печатала
статьи о Государственной думе, о профсоюзном движении и борьбе рабочих за
границей и другие.
Все
номера газеты подвергались конфискации, но фактически распространение газеты не
приостанавливалось, так как весь тираж выносился из типографии одновременно с
посылкой контрольного номера в цензуру. На 7 номеров газеты был наложен штраф в
сумме 1900 рублей. Газета прекратила свое существование вследствие провала
основного ядра сотрудников, выданных провокаторами, и запрещения ее судебной
палатой.
** Речь идет о
телеграмме, посланной социал-демократическими депутатами III Думы в Астапово на
имя В. Г. Черткова - близкого друга и последователя Л. Н. Толстого. В ней
говорилось: «Социал-демократическая фракция Государственной думы, выражая
чувства российского и всего международного пролетариата, глубоко скорбит об
утрате гениального художника, непримиримого, непобежденного борца с официальной
церковностью, врага произвола и порабощения, громко возвысившего свой голос
против смертной казни, друга гонимых».
39
по
преимуществу земледельческой, земледелие было за это время в руках разоренных,
обнищалых крестьян, которые вели устарелое, первобытное хозяйство на старых
крепостных наделах, урезанных в пользу помещиков в 1861 году. А, с другой
стороны, земледелие было в руках помещиков, которые в центральной России
обрабатывали земли трудом крестьян, крестьянской сохой, крестьянской лошадью за
«отрезные земли», за покосы, за водопои и т. д. В сущности, это - старая
крепостническая система хозяйства. Политический строй России за это время был
тоже насквозь пропитан крепостничеством. Это видно и по государственному
устройству до первых приступов к изменению его в 1905 году, и по преобладающему
влиянию дворян-землевладельцев на государственные дела, и по всевластию
чиновников, которые тоже были главным образом - особенно высшие - из
дворян-землевладельцев.
Эта старая патриархальная Россия после
1861 года стала быстро разрушаться под влиянием мирового капитализма. Крестьяне
голодали, вымирали, разорялись, как никогда прежде, и бежали в города, забрасывая
землю. Усиленно строились железные дороги, фабрики и заводы, благодаря
«дешевому труду» разоренных крестьян. В России развивался крупный финансовый
капитал, крупная торговля и промышленность.
Вот эта быстрая, тяжелая, острая ломка
всех старых «устоев» старой России и отразилась в произведениях
Толстого-художника, в воззрениях Толстого-мыслителя.
Толстой знал превосходно деревенскую
Россию, быт помещика и крестьянина. Он дал в своих художественных произведениях
такие изображения этого быта, которые принадлежат к лучшим произведениям
мировой литературы. Острая ломка всех «старых устоев» деревенской России
обострила его внимание, углубила его интерес к происходящему вокруг него,
привела к перелому всего его миросозерцания. По рождению и воспитанию Толстой
принадлежал к высшей помещичьей знати
40
в
России, - он порвал со всеми привычными взглядами этой среды и, в своих
последних произведениях, обрушился со страстной критикой на все современные
государственные, церковные, общественные, экономические порядки, основанные на
порабощении масс, на нищете их, на разорении крестьян и мелких хозяев вообще,
на насилии и лицемерии, которые сверху донизу пропитывают всю современную
жизнь.
Критика Толстого не нова. Он не сказал
ничего такого, что не было бы задолго до него сказано и в европейской и в
русской литературе теми, кто стоял на стороне трудящихся. Но своеобразие
критики Толстого и ее историческое значение состоит в том, что она с такой
силой, которая свойственна только гениальным художникам, выражает ломку
взглядов самых широких народных масс в России указанного периода и именно
деревенской, крестьянской России. Ибо критика современных порядков у Толстого
отличается от критики тех же порядков у представителей современного рабочего
движения именно тем, что Толстой стоит на точке зрения патриархального,
наивного крестьянина, Толстой переносит его психологию в свою критику, в свое
учение. Критика Толстого потому отличается такой силой чувства, такой
страстностью, убедительностью, свежестью, искренностью, бесстрашием в
стремлении «дойти до корня», найти настоящую причину бедствий масс, что эта
критика действительно отражает перелом во взглядах миллионов крестьян, которые
только что вышли на свободу из крепостного права и увидели, что эта свобода
означает новые ужасы разорения, голодной смерти, бездомной жизни среди
городских «хитровцев» и т. д. Толстой отражает их настроение так верно, что сам
в свое учение вносит их наивность, их отчуждение от политики, их мистицизм,
желание уйти от мира, «непротивление злу», бессильные проклятья по адресу
капитализма и «власти денег». Протест миллионов крестьян и их отчаяние - вот
что слилось в учении Толстого.
Представители современного рабочего
движения находят, что протестовать им есть против чего, но отчаи-
41
ваться
не в чем. Отчаяние свойственно тем классам, которые гибнут, а класс наемных
рабочих неизбежно растет, развивается и крепнет во всяком капиталистическом
обществе, в том числе и в России. Отчаяние свойственно тем, кто не понимает
причин зла, не видит выхода, не способен бороться. Современный промышленный
пролетариат к числу таких классов не принадлежит.
"Наш
Путь" № 7, 28 ноября 1910 г. Подпись: В. И – ин.