Умер Лев Толстой. Его мировое значение,
как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника, и то и
другое отражает, по-своему, мировое значение русской революции.
Л.Н. Толстой выступил, как великий
художник, еще при крепостном праве. В ряде гениальных произведений, которые он
дал в течение своей более чем полувековой литературной деятельности, он рисовал
преимущественно старую, дореволюционную Россию, оставшуюся и после 1861 года в
полукрепостничестве, Россию деревенскую, Россию помещика и крестьянина. Рисуя
эту полосу в исторической жизни России, Л. Толстой сумел поставить в своих
работах столько великих вопросов, сумел подняться до такой художественной силы,
что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной
литературе. Эпоха подготовки революции в одной из стран, придавленных
крепостниками, выступила, благодаря гениальному освещению Толстого, как шаг
вперед в художественном развитии всего человечества.
Толстой-художник известен ничтожному
меньшинству даже в России. Чтобы сделать его великие произведения действительно
достоянием всех, нужна борьба и борьба против такого общественного строя,
который осудил миллионы и десятки миллионов на темноту, забитость, каторжный
труд и нищету, нужен социалистический переворот.
20
И Толстой не только дал художественные
произведения, которые всегда будут ценимы и читаемы массами, когда они создадут
себе человеческие условия жизни, свергнув иго помещиков и капиталистов, - он
сумел с замечательной силой передать настроение широких масс, угнетенных
современным порядком, обрисовать их положение, выразить их стихийное чувство
протеста и негодования. Принадлежа главным образом к эпохе 1861-1904 годов,
Толстой поразительно рельефно воплотил в своих произведениях - и как художник,
и как мыслитель и проповедник - черты исторического своеобразия всей первой
русской революции, ее силу и ее слабость.
Одна из главных отличительных черт нашей
революции состоит в том, что это была крестьянская буржуазная революция
в эпоху очень высокого развития капитализма во всем мире и сравнительно
высокого в России. Это была буржуазная революция, ибо ее непосредственной
задачей было свержение царского самодержавия, царской монархии и разрушение
помещичьего землевладения, а не свержение господства буржуазии. В особенности
крестьянство не сознавало этой последней задачи, не сознавало ее отличия от
более близких и непосредственных задач борьбы. И это была крестьянская
буржуазная революция, ибо объективные условия выдвинули на первую очередь вопрос
об изменении коренных условий жизни крестьянства, о ломке старого
средневекового землевладения, о «расчистке земли» для капитализма, объективные
условия выдвинули па арену более или менее самостоятельного исторического
действия крестьянские массы.
В произведениях Толстого выразились и
сила и слабость, и мощь и ограниченность именно крестьянского массового
движения. Его горячий, страстный, нередко беспощадно-резкий протест против
государства и полицейски-казенной церкви передает настроение примитивной крестьянской
демократии, в которой века крепостного права, чиновничьего произвола и грабежа,
церковного иезуитизма, обмана и мошенничества накопили горн злобы и ненависти.
Его непреклонное отри-
21
цание
частной поземельной собственности передаст психологию крестьянской массы в
такой исторический момент, когда старое средневековое землевладение, и
помещичье и казенно-«надельное», стало окончательно нестерпимой помехой
дальнейшему развитию страны и когда это старое землевладение неизбежно
подлежало самому крутому, беспощадному разрушению. Его непрестанное, полное
самого глубокого чувства и самого пылкого возмущения, обличение капитализма
передает весь ужас патриархального крестьянина, на которого стал надвигаться
новый, невидимый, непонятный враг, идущий откуда-то из города или откуда-то
из-за границы, разрушающий все «устои» деревенского быта, несущий с собою
невиданное разорение, нищету, голодную смерть, одичание, проституцию, сифилис -
все бедствия «эпохи первоначального накопления», обостренные во сто крат перенесением
на русскую почву самоновейших приемов грабежа, выработанных господином Купоном
*.
Но горячий протестант, страстный
обличитель, великий критик обнаружил вместе с тем в своих произведениях такое
непонимание причин кризиса и средств выхода из кризиса, надвигавшегося на
Россию, которое свойственно только патриархальному, наивному крестьянину, а не
европейски-образованному писателю. Борьба с крепостническим и полицейским
государством, с монархией превращалась у него в отрицание политики, приводила к
учению о «непротивлении злу», привела к полному отстранению от революционной
борьбы масс 1905-1907 гг. Борьба с казенной церковью совмещалась с проповедью
новой, очищенной религии, то есть нового, очищенного, утонченного яда для
угнетенных масс. Отрицание частной поземельной собственности вело не к
сосредоточению всей борьбы на действительном враге, на помещичьем землевладении
и его политическом орудии власти, т. е. монархии, а к мечтательным,
расплывчатым, бессильным воздыханиям. Обличение капитализма и бедствий,
причиняемых им массам, совмещалось с совершенно апатичным отношением к той
всемирной освободительной борьбе, которую ведет международный социалистический
пролетариат.
* "Господин
Купон" - образное выражение, принятое в литературе 80-х и 90-х годов XIX
в. для обозначения капитала и капиталистов. Выражение "господин
Купон" пустил в ход писатель Глеб Успенский в очерках "Грехи
тяжкие" (впервые напечатаны в журнале "Русская Мысль", 1888,
книга 12, стр. 174).
22
Противоречия во взглядах Толстого - не
противоречия его только личной мысли, а отражение тех в высшей степени сложных,
противоречивых условий, социальных влияний, исторических традиций, которые
определяли психологию различных классов и различных слоев русского общества в пореформенную,
но дореволюционную эпоху.
И поэтому правильная оценка Толстого
возможна только с точки зрения того класса, который своей политической ролью и
своей борьбой во время первой развязки этих противоречий, во время революции,
доказал свое призвание быть вождем в борьбе за свободу народа и за освобождение
масс от эксплуатации, - доказал свою беззаветную преданность делу демократии и
свою способность борьбы с ограниченностью и непоследовательностью буржуазной (в
том числе и крестьянской) демократии, - возможна только с точки зрения
социал-демократического пролетариата.
Посмотрите на оценку Толстого в
правительственных газетах. Они льют крокодиловы слезы, уверяя в своем уважении
к «великому писателю» и в то же время защищая «святейший» синод. А святейшие
отцы только что проделали особенно гнусную мерзость, подсылая попов к
умирающему, чтобы надуть народ и сказать, что Толстой «раскаялся». Святейший
синод отлучил Толстого от церкви. Тем лучше. Этот подвиг зачтется ему в час
народной расправы с чиновниками в рясах, жандармами во Христе, с темными
инквизиторами, которые поддерживали еврейские погромы и прочие подвиги
черносотенной царской шайки.
Посмотрите на оценку Толстого
либеральными газетами. Они отделываются теми пустыми, казенно-либеральными,
избито-профессорскими фразами о «голосе цивилизованного человечества», о
«единодушном отклике мира», об «идеях правды, добра» и т.д., за которые так
бичевал Толстой - и справедливо бичевал - буржуазную науку. Они не могут высказать
прямо и ясно своей оценки взглядов Толстого на государство, на церковь, на
частную поземельную собственность, на капитализм, - не потому, что мешает цен-
23
зура;
наоборот, цензура помогает им выйти из затруднения! - а потому, что каждое
положение в критике Толстого есть пощечина буржуазному либерализму; - потому,
что одна уже безбоязненная, открытая, беспощадно-резкая постановка
Толстым самых больных, самых проклятых вопросов нашего времени бьет в лицо
шаблонным фразам, избитым вывертам, уклончивой, «цивилизованной» лжи нашей
либеральной (и либерально-народнической) публицистики. Либералы горой за
Толстого, горой против синода - и вместе с тем они за... веховцев *, с которыми
«можно спорить», но с которыми «надо» ужиться в одной партии, «надо» работать
вместе в литературе и в политике. А веховцев лобызает Антоний Волынский **.
Либералы выдвигают на первый план, что
Толстой – «великая совесть». Разве это не пустая фраза, которую повторяют на
тысячи ладов и «Новое Время», и все ему подобные? Разве это не обход тех конкретных
вопросов демократии и социализма, которые Толстым поставлены? Разве
это не выдвигает на первый план того, что выражает предрассудок Толстого, а не
его разум, что принадлежит в нем прошлому, а не будущему, его отрицанию
политики и его проповеди нравственного самоусовершенствования, а не его бурному
протесту против всякого классового господства?
Умер Толстой, и отошла в прошлое
дореволюционная Россия, слабость и бессилие которой выразились в философии,
обрисованы в произведениях гениального художника. Но в его наследстве есть то,
что не отошло в прошлое, что принадлежит будущему. Это наследство берет и над
этим наследством работает российский пролетариат. Он разъяснит массам
трудящихся и эксплуатируемых значение толстовской критики государства, церкви,
частной поземельной собственности - не для того, чтобы массы ограничивались
самоусовершенствованием и воздыханием о божецкой жизни, а для того, чтобы они
поднялись для нанесения нового удара царской монархии и помещичьему
землевладению, которые в 1905 году были только слегка надломаны и которые надо
уничтожить. Он разъяснит массам толстовскую
* Веховцы - видные
кадетские публицисты, представители контрреволюционной либеральной буржуазии
Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.О. Гершензон, А.С. Изгоев, Б.А. Кистяковский,
П.Б. Струве и С.Л. Франк, выпустившие весной 1909 года в Москве сборник своих
статей под названием «Вехи». В этих статьях, посвященных русской интеллигенции,
"веховцы" пытались опорочить революционно-демократические традиции
освободительного движения в России, взгляды и деятельность В.Г. Белинского,
Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева; они оплевывали
революционное движение 1905 года, благодарили царское правительство за то, что
оно «своими штыками и тюрьмами» спасло буржуазию «от ярости народной».
Критический разбор и политическую оценку сборника кадетских черносотенцев В.И.
Ленин дал в статье «О "Вехах"» (см. Сочинения, 5 изд., том 19, стр.
167-175). Сравнивая программу «Вех» в философии и в публицистике с программой
черносотенной газеты «Московские Ведомости», Ленин называл сборник «энциклопедией
либерального ренегатства», «сплошным потоком реакционных помоев, вылитых на
демократию».
** Антоний Волынский
(Храповицкий А.П.) (1863-1936) - ярый черносотенец, глава крайне правого
направления в русской православной церкви, один из виднейших проводников
реакционной политики царизма. Во время гражданской войны сотрудничал с
Деникиным. После разгрома контрреволюции бежал за границу, где стал одним из
лидеров монархической эмиграции.
24
критику
капитализма - не для того, чтобы массы ограничились проклятиями по адресу
капитала и власти денег, а для того, чтобы они научились опираться на каждом
шагу своей жизни и своей борьбы на технические и социальные завоевания
капитализма, научились сплачиваться в единую миллионную армию социалистических
борцов, которые свергнут капитализм и создадут новое общество без нищеты
народа, без эксплуатации человека человеком.