В. И. Ленин. Фридрих Энгельс
Начало Вверх

ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС 1

 

Написано осенью 1891 г.

Впервые напечатано в 1896 г.

в сборнике “Работник” № 1-2.

Печатается по тексту сборника “Работник”

 

Какой светильник разума погас,

Какое сердце биться перестало!2

5-го августа нового стиля (24 июля) 1895 года скончался в Лондоне Фридрих Энгельс. После своего друга Карла Маркса (умершего в 1883 г.) Энгельс был самым замечательным ученым и учителем современного пролетариата во всем цивилизованном мире. С тех пор, как судьба столкнула Карла Маркса с Фридрихом Энгельсом, жизненный труд обоих друзей сделался их общим делом. Поэтому, для того чтобы понять, что сделал Фридрих Энгельс для пролетариата, надо ясно усвоить себе значение учения и деятельности Маркса в развитии современного рабочего движения. Маркс и Энгельс первые показали, что рабочий класс с его требованиями есть необходимое порождение современного экономического порядка, который вместе с буржуазией неизбежно создает и организует пролетариат; они показали, что не благожелательные попытки отдельных благородных личностей, а классовая борьба организованного пролетариата избавит человечество от гнетущих его теперь бедствий. Маркс и Энгельс в своих научных трудах первые разъяснили, что социализм не выдумка мечтателей, а конечная цель и необходимый результат развития производительных сил в современном обществе. Вся писаная история до сих пор была историей классовой борьбы, сменой господства и побед одних общественных классов над другими. И это будет продолжаться до тех пор, пока не исчезнут основы классовой борьбы и классового господства — частная собственность и беспорядочное общественное производство. Интересы пролетариата требуют уничтожения этих основ, и потому против них должна быть направлена сознательная классовая борьба организованных рабочих. А всякая классовая борьба есть борьба политическая.

Эти взгляды Маркса и Энгельса усвоены теперь всем борющимся за свое освобождение пролетариатом, ко, когда два друга в 40-х годах приняли участие в социалистической литературе и общественных движениях своего времени, такие воззрения были совершенной новостью. Тогда было много талантливых и бездарных, честных и бесчестных людей, которые, увлекаясь борьбой за политическую свободу, борьбой с самодержавием царей, полиции и попов, не видели противоположности интересов буржуазии и пролетариата. Эти люди не допускали и мысли, чтобы рабочие выступали как самостоятельная общественная сила. С другой стороны, было много мечтателей, подчас гениальных, думавших, что нужно только убедить правителей и господствующие классы в несправедливости современного общественного порядка и тогда легко водворить на земле мир и всеобщее благополучие. Они мечтали о социализме без борьбы Наконец, почти все тогдашние социалисты и вообще друзья рабочего класса видели в пролетариате только язву, с ужасом смотрели они, как с ростом промышленности растет и эта язва. Поэтому все они думали о том, как бы остановить развитие промышленности и пролетариата, остановить “колесо истории”. В противоположность общему страху перед развитием пролетариата, Маркс и Энгельс все свои надежды возлагали на беспрерывный рост пролетариата. Чем больше пролетариев, тем больше их сила, как революционного класса, icm ближе и возможнее социализм. В немногих словах заслуги Маркса и Энгельса перед рабочим классом можно выразить так: они научили рабочий класс самопознанию и самосознанию и на место мечтаний поставили науку.

Вот почему имя и жизнь Энгельса должны быть знакомы каждому рабочему, вот почему в нашем сборнике, цель которого, как и всех наших изданий, будить классовое самосознание в русских рабочих, мы должны дать очерк жизни и деятельности Фридриха Энгельса, одного из двух великих учителей современного пролетариата.

Энгельс родился в 1820 году в г. Бармене, в Рейнской провинции прусского королевства. Отец его был фабрикантом. В 1838 году Энгельс семейными обстоятельствами был вынужден, не кончив гимназии, поступить в приказчики одного бременского торгового дома. Занятия купеческим делом не помешали Энгельсу работать над своим научным и политическим образованием. Еще гимназистом возненавидел он самодержавие и произвол чиновников. Занятия философией повели его дальше. В то время в немецкой философии господствовало учение Гегеля, и Энгельс сделался его последователем. Хотя сам Гегель был поклонником самодержавного прусского государства, на службе которого он состоял в качестве профессора Берлинского университета, — учение Гегеля было революционным. Вера Гегеля в человеческий разум и его права и основное положение гегелевской философии, что в мире происходит постоянный процесс изменения и развития, приводили тех учеников берлинского философа, которые не хотели мириться с действительностью, к мысли, что и борьба с действительностью, борьба с существующей неправдой и царящим злом коренится в мировом законе вечного развития. Если все развивается, если одни учреждения сменяются другими, почему же вечно будут продолжаться самодержавие прусского короля или русского царя, обогащение ничтожного меньшинства на счет огромного большинства, господство буржуазии над народом? Философия Гегеля говорила о развитии духа и идей, она была идеалистической. Из развития духа она выводила развитие природы, человека и людских, общественных отношений. Маркс и Энгельс, удержав мысль Гегеля о вечном процессе развития*, отбросили предвзятое идеалистическое воззрение; обратившись к жизни, они увидели, что не развитие духа объясняет развитие природы, а наоборот — дух следует объяснить из природы, материи... В противоположность Гегелю и другим гегельянцам Маркс и Энгельс были материалистами. Взглянув материалистически на мир и человечество, они увидели, что как в основе всех явлений природы лежат причины материальные, так и развитие человеческого общества (обусловливается развитием материальных, производительных сил. От развития производительных сил зависят отношения, в которые становятся люди друг к другу при производстве предметов, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей. И в этих отношениях — объяснение всех явлений общественной жизни, |человеческих стремлений, идей и законов. Развитие производительных сил создает общественные отношения, опирающиеся на частную собственность, но теперь мы видим, как то же развитие производительных сил отнимает собственность у большинства и сосредоточивает ее в руках ничтожного меньшинства. Оно уничтожает собственность, основу современного общественного порядка, оно само стремится к той же цели, которую поставили себе социалисты. Социалистам надо только ронять, какая общественная сила, по своему положению в современном обществе, заинтересована в осуществлении социализма, и сообщить этой силе сознание ее интересов и исторической задачи. Такая сила — пролетариат. С ним Энгельс познакомился в Англии, в центре английской промышленности, Манчестере, куда он перебрался в 1842 году, поступив на службу в торговый дом, одним из пайщиков которого был его отец. Здесь Энгельс не только сидел в фабричной конторе, — он ходил по грязным кварталам, где ютились рабочие, сам своими глазами видел их нищету и бедствия. Но он не удовольствовался личными наблюдениями, он прочел все, что было найдено до него о положении английского рабочего класса, он тщательно изучил все доступные ему официальные документы. Плодом этих изучении и наблюдений была вышедшая в 1845 году книга: “Положение рабочего класса в Англии”3. Мы уже упомянули выше, в чем главная заслуга Энгельса как автора “Положения рабочего класса в Англии”. И до Энгельса очень многие изображали страдания пролетариата и указывали на необходимость помочь ему. Энгельс первый сказал, что пролетариат не только страдающий класс; что именно то позорное экономическое положение, в котором находится пролетариат, неудержимо толкает его вперед и заставляет бороться за свое конечное освобождение. А борющийся пролетариат сам поможет себе. Политическое движение рабочего класса неизбежно приведет рабочих к сознанию того, что у них нет выхода вне социализма. С другой стороны, социализм будет только тогда силой, когда он станет целью политической борьбы рабочего класса. Вот основные мысли книги Энгельса о положении рабочего класса в Англии, мысли, теперь усвоенные всем мыслящим и борющимся пролетариатом, но тогда совершенно новые. Эти мысли были изложены в книге, увлекательно написанной, полной самых достоверных и потрясающих картин

__________________________

* Маркс и Энгельс не раз указывали, что они в своем умственном развитии многим обязаны великим немецким философам и в частности Гегелю. “Без немецкой философии, — говорит Энгельс, — не было бы и научного социализма”.

бедствий английского пролетариата. Книга эта была ужасным обвинением капитализма и буржуазии. Впечатление, произведенное ею, было очень велико. На книгу Энгельса стали всюду ссылаться, как на лучшую картину положения современного пролетариата. И действительно, ни до 1845 года, ни позже не появлялось ни одного столь яркого и правдивого изображения бедствий рабочего класса.

Социалистом Энгельс сделался только в Англии. В Манчестере он вступил в связь с деятелями тогдашнего английского рабочего движения и стал писать в английских социалистических изданиях. В 1844 году, возвращаясь в Германию, он по пути познакомился в Париже с Марксом, с которым уже раньше у него завязалась переписка. Маркс в Париже под влиянием французских социалистов и французской жизни сделался тоже социалистом. Здесь друзья сообща написали книгу: “Святое семейство, или критика критической критики”4. В этой книге, вышедшей за год до “Положения рабочего класса в Англии” и написанной большей частью Марксом, заложены основы того революционно-материалистического социализма, главные мысли которого мы изложили выше. “Святое семейство” — шуточное прозвание философов братьев Бауэров с их последователями. Эти господа проповедовали критику, которая стоит выше всякой действительности, выше партий и политики, отрицает всякую практическую деятельность и лишь “критически” созерцает окружающий мир и происходящие в нем события. Господа Бауэры свысока судили о пролетариате, как о некритической массе. Против этого вздорного и вредного направления решительно восстали Маркс и Энгельс. Во имя действительной человеческой личности — рабочего, попираемого господствующими классами и государством, они требуют не созерцания, а борьбы за лучшее устройство общества. Силу, способную вести такую борьбу и заинтересованную в ней, они видят, конечно, в пролетариате. Еще до “Святого семейства” Энгельс напечатал в “Немецко-Французском Журнале”5 Маркса и Руге “Критические очерки по политической экономии”6, в которых с точки зрения социализма рассмотрел основные явления современного экономического порядка, как необходимые последствия господства частной собственности. Общение с Энгельсом бесспорно содействовало тому, что Маркс решил заняться политической экономией, той наукой, в которой его труды произвели целый переворот.

Время от 1845 по 1847 г. Энгельс провел в Брюсселе и Париже, соединяя научные занятия с практическою деятельностью в среде немецких рабочих Брюсселя и Парижа. Тут у Энгельса и Маркса завязались отношения с тайным немецким “Союзом коммунистов”7, который поручил им изложить основные начала выработанного ими социализма. Так возник напечатанный в 1848 году знаменитый “Манифест Коммунистической партии” Маркса и Энгельса. Эта небольшая книжечка стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира.

Революция 1848 г., разразившаяся сперва во Франции, а потом распространившаяся и на другие страны Западной Европы, привела Маркса и Энгельса на родину. Здесь, в Рейнской Пруссии, они стали во главе демократической “Новой Рейнской Газеты”8, издававшейся в Кёльне. Оба друга были душой всех революционно-демократических стремлений в Рейнской Пруссии До последней возможности отстаивали они интересы народа и свободы от реакционных сил. Последние, как известно, одолели. “Новая Рейнская Газета” была запрещена, Маркс, потерявший за время своей эмигрантской жизни права прусского подданного, был выслан, а Энгельс принял участие в вооруженном народном восстании, в трех сражениях бился за свободу и после поражения повстанцев бежал через Швейцарию в Лондон.

Там же поселился и Маркс. Энгельс вскоре снова сделался приказчиком, а потом и пайщиком того торгового дома в Манчестере, в котором он служил в 40-х годах. До 1870 года он жил в Манчестере, а Маркс в Лондоне, что не мешало им находиться в самом живом духовном общении: они почти ежедневно переписывались. В этой переписке друзья обменивались своими взглядами и знаниями и продолжали сообща вырабатывать научный социализм. В 1870 г. Энгельс перебрался в Лондон и до 1883 г., когда скончался Маркс, продолжалась их совместная духовная жизнь, полная напряженной работы. Плодом ее были — со стороны Маркса — “Капитал”, величайшее политико-экономическое произведение нашего века, со стороны Энгельса — целый ряд крупных и мелких сочинений. Маркс работал над разбором сложных явлений капиталистического хозяйства. Энгельс в весьма легко написанных, нередко полемических работах освещал самые общие научные вопросы и разные явления прошлого и настоящего — в духе материалистического понимания истории и экономической теории Маркса. Из этих работ Энгельса назовем: полемическое сочинение против Дюринга (здесь разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук)*, “Происхождение семьи, собственности и государства”9 (переведено на русский язык, издано в С.-Петербурге, 3-е над., 1895), “Людвиг Фейербах”10 (русский перевод с примечаниями Г. Плеханова, Женева, 1892), статья об иностранной политике русского правительства (переведена на русский язык в женевском “Социал-Демократе”11 №№ 1 и 2), замечательные статьи о квартирном вопросе12, наконец, две маленькие, но очень ценные статьи об экономическом развитии России (“Фридрих Энгельс о России”, перев. на русский язык В. И. Засулич, Женева, 1894)13. Маркс умер, не успев окончательно обработать свой огромный труд о капитале. Вчерне, однако, он был уже готов, и вот Энгельс после смерти друга принялся за тяжелый труд обработки и издания II и III тома “Капитала”. В 1885 г. он издал II, в 1894 г. III том (IV том он не успел обработать14). Работы над этими двумя томами потребовалось очень много. Австрийский социал-демократ Адлер верно заметил, что изданием II и III томов “Капитала” Энгельс соорудил своему гениальному другу величественный памятник, на котором невольно неизгладимыми чертами вырезал свое собственное имя. Действительно, эти два тома “Капитала” — труд двоих: Маркса и Энгельса. Старинные предания рассказывают о разных трогательных примерах дружбы. Европейский пролетариат может сказать, что его наука создана двумя учеными и борцами, отношения которых превосходят все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе. Энгельс всегда — и, в общем, совершенно справедливо — ставил себя позади Маркса. “При Марксе, — писал он одному старому приятелю, — я играл вторую скрипку”15. Его любовь к живому Марксу и благоговение перед памятью умершего были беспредельны. Этот суровый борец и строгий мыслитель имел глубоко любящую душу.

После движения 1848—1849 гг. Маркс и Энгельс в изгнании занимались не одной только наукой. Маркс создал в 1864 г. “Международное общество рабочих”16 и в течение целого десятилетия руководил этим обществом. Живое участие в его делах принимал также и Энгельс. Деятельность “Международного общества”, соединявшего, по мысли Маркса, пролетариев всех стран, имела огромное значение в развитии рабочего движения. Но и с закрытием в 70-х годах “Международного общества” объединяющая роль Маркса и Энгельса не прекратилась. Наоборот, можно сказать, что значение их, как духовных руководителей рабочего движения, постоянно возрастало, потому что непрерывно росло и само движение. После смерти Маркса Энгельс один продолжал быть советником и руководителем европейских социалистов. К нему одинаково обращались за советами и указаниями и немецкие социалисты, сила которых, несмотря на правительственные преследования, быстро и непрерывно увеличивалась, и представители отсталых стран, — напр., испанцы, румыны, русские, которым приходилось обдумывать и взвешивать свои первые шаги. Все они черпали из богатой сокровищницы знаний и опыта старого Энгельса.

Маркс и Энгельс, оба знавшие русский язык и читавшие русские книги, живо интересовались Россией, с сочувствием следили за русским революционным движением и поддерживали сношения с русскими революционерами. Оба они сделались социалистами из демократов, и демократическое чувство ненависти к политическому произволу было в них чрезвычайно сильно. Это непосредственное политическое чувство вместе с глубоким теоретическим пониманием связи политического произвола с экономическим угнетением, а также богатый жизненный опыт сделали Маркса и Энгельса необычайно чуткими именно в политическом отношении. Поэтому героическая борьба малочисленной кучки русских революционеров с могущественным царским правительством находила в душах этих испытанных революционеров самый сочувственный отзвук. Наоборот, поползновение ради мнимых экономических выгод отворачиваться от самой непосредственной и важной задачи русских социалистов — завоевания политической свободы — естественно, являлось в их глазах подозрительным и даже прямо считалось ими изменой великому делу социальной революции. “Освобождение пролетариата должно быть его собственным делом”, — лот чему постоянно учили Маркс и Энгельс17. А для того, чтобы бороться за свое экономическое освобождение, пролетариат

_________________________

* Это удивительно содержательная и поучительная книга. Из нее, к сожалению, на русский язык переведена только небольшая часть, содержащая исторический очерк развития социализма (“Развитие научною социализма” ", 2-ое изд. , Женева. 1892).

должен завоевать себе известные политические права. Кроме того, и Маркс и Энгельс ясно видели, что и для западноевропейского рабочего движения политическая революция в России будет иметь огромное значение. Самодержавная Россия всегда была оплотом всей европейской реакции. Необыкновенно выгодное международное положение, в которое поставила Россию война 1870 года, надолго поселившая раздор между Германией и Францией, конечно, только увеличило значение самодержавной России как реакционной силы. Только свободная Россия, не нуждающаяся ни в угнетении поляков, финляндцев, немцев, армян и прочих мелких народов, ни в постоянном стравливании Франции с Германией, даст современной Европе свободно вздохнуть от военных тягостей, ослабит все реакционные элементы в Европе и увеличит силу европейского рабочего класса. Вот почему Энгельс и для успехов рабочего движения на Западе горячо желал водворения в России политической свободы. Русские революционеры потеряли в нем своего лучшего друга.

Вечная память Фридриху Энгельсу, великому борцу и учителю пролетариата!

________________________

1 Статья-некролог “Фридрих Энгельс” написана Лениным осенью 1895 года, напечатана в “Работнике” № 1—2, вышедшем не ранее марта 1896 года.

“Работник” — непериодический сборник, издавался за границей в 1896—1899 годах “Союзом русских социал-демократов” под редакцией группы “Освобождение труда”. Инициатором издания “Работника” был Ленин. Во время пребывания за границей в 1895 году он договорился с Г. В. Плехановым, П. Б. Аксельродом об издании и редактировании сборника группой “Освобождение труда”. Возвратившись в Россию, Ленин развернул большую работу по организации материальной поддержки этого издания, по обеспечению сборника статьями и корреспонденциями из России. До ареста в декабре 1895 года Ленин подготовил и переслал в редакцию “Работника” статью-некролог “Фридрих Энгельс” и несколько корреспонденций, часть которых (А. А. Ванеева, М. А. Сильвина, С. П. Шестернина) была напечатана в № 1—2 и № 5—6 сборника.

Вышло всего 6 номеров “Работника” в трех книгах и 10 номеров “Листка “Работника””.

2 Строки, данные эпиграфом к статье “Фридрих Энгельс”, взяты В. И. Лениным из стихотворения Н. А. Некрасова “Памяти Добролюбова” (см. Н. А. Некрасов. Полное собрание сочинений и писем, т. II, 1948, стр. 200).

3 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 2, стр. 231— 517.

4 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 2, стр. 3—230.

5 Ленин имеет в виду журнал “Deutsch-Französische Jahrbücher” (“Немецко-Французский Ежегодник”), который издавался в Париже под редакцией К. Маркса и А. Руге на немецком языке. Вышел только первый, двойной, выпуск в феврале 1844 года. В нем были опубликованы произведения К. Маркса “К еврейскому вопросу”, “К критике гегелевской философии права. Введение”, а также произведения Ф. Энгельса “Наброски к критике политической экономии” и “Положение Англии. Томас Карлейль. “Прошлое и настоящее”” (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 1, стр. 382— 413, 414—429, 544—571, 572—597), знаменующие окончательный переход Маркса и Энгельса к материализму и коммунизму.

Главной причиной прекращения выхода журнала были принципиальные разногласия Маркса с буржуазным радикалом Руге.

6 Имеется в виду работа Ф. Энгельса “Наброски к критике политической экономии” (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 1, стр. 544—571).

7 “Союз коммунистов” первая международная организация революционного пролетариата. Созданию “Союза” предшествовала большая работа Маркса и Энгельса, направленная на идейное и организационное сплочение социалистов и рабочих всех стран. В начале 1847 года Маркс и Энгельс примкнули к тайному немецкому обществу “Союз справедливых”. В начале июня 1847 года в Лондоне состоялся конгресс “Союза справедливых”, на котором произошло переименование общества в “Союз коммунистов”; прежний расплывчатый лозунг “Все люди братья!” был заменен боевым интернационалистским лозунгом “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”.

“Союз коммунистов” ставил своей целью свержение буржуазии, уничтожение старого, основанного на антагонизме классов буржуазного общества и создание нового общества без классов и частной собственности. Маркс и Энгельс принимали участие в работе второго конгресса “Союза”, состоявшегося в Лондоне в ноябре декабре 1847 года, и написали по его поручению программу “Союза” “Манифест Коммунистической партии”, опубликованный в феврале 1848 года. “Союз коммунистов” сыграл большую историческую роль как школа пролетарских революционеров, как зародыш пролетарской партии, предшественник Международного Товарищества Рабочих (I Интернационала); просуществовал до ноября 1852 года. История “Союза” изложена в статье Ф, Энгельса “К истории Союза коммунистов” (см, К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения в двух томах, т. II, 1955, стр. 320-338).

8 Новая Рейнская Газета”Новая Рейнская Газета” (“Neue Rheinische Zeitung”) издавалась в Кёльне с 1 июня 1848 года по 19 мая 1849 года. Руководителями газеты были К. Маркс и Ф. Энгельс; главным редактором — Маркс. Газета была, по выражению Ленина, “лучшим, непревзойденным органом революционного пролетариата” (Сочинения, 4 изд., том 21, стр. 64), она играла роль воспитателя народных масс, поднимала их на борьбу с контрреволюцией, оказывала влияние на всю Германию. Решительная и непримиримая позиция “Новой Рейнской Газеты”, ее боевой интернационализм уже с первых месяцев существования повлекли за собой травлю газеты со стороны феодально-монархической и либерально-буржуазной печати, а также преследования со стороны правительства. Высылка Маркса прусским правительством и репрессии против других редакторов послужили причиной прекращения выхода газеты. См. о “Новой Рейнской Газете” статью Ф. Энгельса “Маркс и “Новая Рейнская Газета” (1848—1849)” (К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения в двух томах, т. II, 1955, стр. 311—319).

9 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения в двух томах, т. II, 1955, стр. 160—310.

10 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения в двух томах, т. II, 1955, стр. 339—382.

11 В. И. Ленин имеет в виду статью Ф. Энгельса “Внешняя политика русского царизма”, напечатанную в первых двух книгах “Социал-Демократа” под названием “Иностранная политика русского царства” (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XVI, ч. II, 1936, стр. 3—40).

“Социал-Демократ” — литературно-политическое обозрение; издавалось группой “Освобождение труда” за границей (Лондон — Женева) в 1890—1892 годах, сыграло большую роль в распространении идей марксизма в России; всего вышло четыре книги. Главное участие в “Социал-Демократе” принимали Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, В. И. Засулич.

12 Ленин имеет в виду статьи Ф. Энгельса “К жилищному вопросу” (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения в двух томах, т. I, 1955, стр. 504—587).

13 Имеется в виду статья Ф. Энгельса “Об общественных отношениях в России” и послесловие к этой статье, входившие в книгу “Фридрих Энгельс о России”. Женева, 1894 (см. К. Маркой Ф. Энгельс. Сочинения, т. XV, 1933 стр.251— 264; т. XVI, ч. II, 1936, стр. 388—401).

14 Четвертым томом “Капитала” Ленин, в соответствии с указанием Ф. Энгельса, называет произведение К. Маркса “Теории прибавочной стоимости”, написанное в 1862—1863 годах. В предисловии ко второму тому “Капитала” Энгельс писал: “Я оставляю за собой опубликование критической части этой рукописи (“Теорий прибавочной стоимости”. Ред.) в виде IV книги “Капитала”, причем из нее будут устранены многочисленные места, исчерпанные в книгах II и III” (К. Маркс. “Капитал”, т. II, 1955, стр. 2). Однако подготовить к печати IV том “Капитала” Энгельс не успел. Впервые “Теории прибавочной стоимости” были опубликованы на немецком языке в обработке К. Каутского в 1905, 1910 годах. В этом издании были нарушены основные требования научной публикации текста и допущены искажения ряда положений марксизма.

Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС выпускает новое издание работы “Теории прибавочной стоимости” (iv том “Капитала”) в трех частях по рукописи 1862—1863 годов (см. К. Маркс. “Теории прибавочной стоимости” (IV том “Капитала”), ч. I, 1955; ч. II, 1957).

15 Имеется в виду письмо Ф. Энгельса И.-Ф. Беккеру от 15 октября 1884 года (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XXVII, 1935, стр. 415).

16 “.Международное общество рабочих” — Международное Товарищество Рабочих (I Интернационал) первая международная организация пролетариата, основанная К. Марксом в 1864 году на международном рабочем собрании в Лондоне, созванном английскими и французскими рабочими. Создание I Интернационала результат упорной многолетней борьбы К. Маркса и Ф. Энгельса за революционную партию рабочего класса. Как отмечал В. И. Ленин, I Интернационал “заложил фундамент международной организации рабочих для .подготовки их революционного натиска на капитал”, “заложил фундамент пролетарской, международной борьбы за социализм” (Сочинения, 4 изд., том 29, стр. 280, 281).

Центральным руководящим органом I Интернационала был Генеральный совет Международного Товарищества Рабочих, бессменным членом которого являлся К. Маркс. Преодолевая мелкобуржуазные влияния и сектантские тенденции, господствовавшие тогда в рабочем движении (тред-юнионизм в Англии, прудонизм и анархизм в романских странах), Маркс сплачивал вокруг себя наиболее сознательных членов Генерального совета (Ф. Лесснер, Э. Дюпон, Г. Юнг и др.). I Интернационал руководил экономической и политической борьбой рабочих различных стран и укреплял их международную солидарность. Огромна роль I Интернационала в деле распространения марксизма, в соединении социализма с рабочим движением.

После поражения Парижской Коммуны перед рабочим классом встала задача создания массовых национальных партий на основе принципов, выдвинутых I Интернационалом. “Принимая во внимание положение дел в Европе,писал в 1873 году К. Маркс, я считаю безусловно полезным временно отодвинуть на задний план формальную организацию Интернационала” (К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные письма, 1953, стр. 288). В 1876 году на Филадельфийской конференции I Интернационал был официально распущен.

17 См. К. Маркс. “Временный устав Товарищества”, “Общий устав Международного Товарищества Рабочих”; Ф. Энгельс. Предисловие к немецкому изданию 1890 года “Манифеста Коммунистической партии” (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XIII, ч. I, 1936, стр. 13; Избранные произведения в двух томах, т, I, 1955, стр. 6 и 344).

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020