1 ДЕСЯТЬ ВОПРОСОВ РЕФЕРЕНТУ [1]
5 1. Признает ли референт, что философия марксизма есть диалектический материализм? Если нет, то почему не разобрал он ни разу бесчисленных заявлений Энгельса об этом? Если да, то зачем называют махисты свой «пересмотр» диалектического материализма «философией марксизма»? 2. Признает ли референт основное деление философских систем у Энгельса на материализм и идеализм, причем средними между тем и другим, колеблющимися между ними считает Энгельс линию Юма в новой философии, называя эту линию «агностицизмом» и объявляя кантианство разновидностью агностицизма? [2] 3. Признает ли референт, что в основе теории познания диалектического материализма лежит признание внешнего мира и отражения его в человеческой голове? 4. Признает ли референт правильным рассуждение Энгельса о превращении «вещей по себе» в «вещи для нас»? [3] 5. Признает ли референт правильным утверждение Энгельса, что «действительное единство мира, заключается в его материальности»? (Anti-Dühring, 2 изд., 1886 г., стр. 28, I отдел. § IV о мировой схематике) [4]. 6. Признает ли референт правильным утверждение Энгельса, что «материя без движения так же немыслима, как движение без материи» (Anti-Dühring, 1886, 2 изд., 6 стр. 45, в § 6 о натурфилософии, космогонии, физике и химии) [5]. 7. Признает ли референт, что идея причинности, необходимости, закономерности и т. д. является отражением в человеческой голове законов природы, действительного мира? Или Энгельс был не прав, утверждая это (Anti-Dühring, S. 20—21, в § III — об априоризме, и S. 103—104, в § XI — о свободе и необходимости) [6]. 8. Известно ли референту, что Мах выражал свое согласие с главой имманентной школы, Шуппе, и даже посвятил ему свой последний и главный философский труд? [7] Как объясняет референт это присоединение Маха к явно идеалистической философии Шуппе, защитника поповщины и вообще явного реакционера в философии? 9. Почему референт умолчал о «приключении» с его вчерашним товарищем (по «Очеркам»), меньшевиком Юшкевичем, который сегодня объявил Богданова (вслед за Рахметовым) идеалистом? [8] Известно ли референту, что Петцольдт в своей последней книге [9] целый ряд учеников Маха отнес к идеалистам? 10. Подтверждает ли референт тот факт, что махизм не имеет ничего общего с большевизмом? что против махизма неоднократно протестовал Ленин? [10] что меньшевики Юшкевич и Валентинов «чистые» эмпириокритики? [1] «Десять вопросов референту» были написаны В. И. Лениным в первой половине мая 1908 года в Лондоне, куда он выезжал из Женевы для работы над книгой «Материализм и эмпириокритицизм», и посланы члену Большевистского центра и члену редакции газеты «Пролетарий» И. Ф. Дубровинскому в качестве тезисов для его выступления на реферате А. Богданова «Приключения одной философской школы», который состоялся в Женеве 15 (28) мая 1908 года. Воспользовавшись отъездом Ленина, Богданов, Луначарский и другие, стоявшие в философии на махистских позициях, активизировали свою деятельность. Под флагом критики «материализма плехановской школы» они подвергали ревизии марксистскую философию, пытались доказать, что не диалектический материализм, а изобретенная Богдановым разновидность махизма — эмпириомонизм — является философией большевизма. Готовясь к выступлению, Дубровинский внес изменения во второй, третий и десятый вопросы, а седьмой вопрос зачеркнул. В своем выступлении, основанном на ленинских тезисах, Дубровинский (выступавший под псевдонимом Дорова) подверг резкой критике взгляды Богданова, заявил, что большевизм не имеет ничего общего с эмпириомонизмом, указал на несовместимость проповеди «богостроительства» с диалектическим материализмом. [2] См. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения в двух томах, т. II, 1955, стр. 350—351). [3] См. Ф. Энгельс. «Введение к английскому изданию» работы «Развитие социализма от утопии к науке» и «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения в двух томах, т. II, 1955, стр. 89—92, 351—352). [4] См. Ф. Энгельс. «Анти-Дюринг», 1957, стр. 42. [5] См. Ф. Энгельс. «Анти-Дюринг», 1957, стр. 57, [6] См. Ф. Энгельс. «Анти-Дюринг», 1957, стр. 33—34, 107. [7] В. И. Ленин имеет в виду книгу Эрнста Маха «Erkenntnis und Irr tum. Skizzen zur Psychologie der Forschung» («Познание и заблуждение. Эскизы психологии исследования»), посвященную «Вильгельму Шуппе в знак сердечного уважения». Первое издание книги вышло в Лейпциге в 1905 году. Ленинскую характеристику имманентной школы см. в работе «Материализм и эмпириокритицизм», особенно § 3 главы IV (настоящий том, стр. 218—227). [8] В. И. Ленин имеет в виду главу «Эмпириомонизм А. Богданова» в книге П. С. Юшкевича «Материализм и критический реализм. О философских направлениях в марксизме». СПБ., 1908, стр. 161-193. [9] В. И. Ленив имеет в виду книгу Иосифа Петпольдта «Dаs Weltproblem von positivistischem Standpunkte aus» («Проблема мира с позитивистской точки зрения»). [10] См. письмо В. И. Ленина А. М. Горькому от 12 (25) февраля 1908 года (Сочинения, 4 изд., том 13, стр. 411—417). |
© (составление) libelli.ru 2003-2020 |