Сопоставление имени великого художника с
революцией, которой он явно не понял, от которой он явно отстранился, может
показаться на первый взгляд странным и искусственным. Не называть же зеркалом
того, что очевидно не отражает явления правильно? Но наша революция - явление
чрезвычайно сложное; среди массы ее непосредственных совершителей и участников
есть много социальных элементов, которые тоже явно не понимали происходящего,
тоже отстранялись от настоящих исторических задач, поставленных перед ними
ходом событий. И если перед нами действительно великий художник, то некоторые
хотя бы из существенных сторон революции он должен был отразить в своих
произведениях.
Легальная русская пресса, переполненная
статьями, письмами и заметками по поводу юбилея 80-летия Толстого, всего меньше
интересуется анализом его произведений с точки зрения характера русской
революции и движущих сил ее. Вся эта пресса до тошноты переполнена лицемерием,
лицемерием двоякого рода: казенным и либеральным. Первое есть грубое лицемерие
продажных писак, которым вчера было ведено травить Л. Толстого, а сегодня -
отыскивать в нем патриотизм и постараться соблюсти приличия перед Европой. Что
писакам этого рода заплачено за их писания, это всем известно, и никого
обмануть они не в состоянии. Гораздо более утонченно и потому гораздо более
вредно
209
и
опасно лицемерие либеральное. Послушать кадетских балалайкиных из «Речи» * -
сочувствие их Толстому самое полное и самое горячее. На деле, рассчитанная декламация
и напыщенные фразы о «великом богоискателе» - одна сплошная фальшь, ибо русский
либерал ни в толстовского бога не верит, ни толстовской критике существующего
строя не сочувствует. Он примазывается к популярному имени, чтобы приумножить
свой политический капиталец, чтобы разыграть роль вождя общенациональной
оппозиции, он старается громом и треском фраз заглушить потребность
прямого и ясного ответа на вопрос: чем вызываются кричащие противоречия
«толстовщины», какие недостатки и слабости нашей революции они выражают?
Противоречия в произведениях, взглядах,
учениях, в школе Толстого - действительно кричащие. С одной стороны, гениальный
художник, давший не только несравненные картины русской жизни, но и
первоклассные произведения мировой литературы. С другой стороны - помещик,
юродствующий во Христе. С одной стороны, замечательно сильный, непосредственный
и искренний протест против общественной лжи и фальши, - с другой стороны,
«толстовец», т. е. истасканный, истеричный хлюпик, называемый русским
интеллигентом, который, публично бия себя в грудь, говорит: «я скверный, я
гадкий, но я занимаюсь нравственным самоусовершенствованием; я не кушаю больше
мяса и питаюсь теперь рисовыми котлетками». С одной стороны, беспощадная
критика капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий,
комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины противоречий
между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и
мучений рабочих масс; с другой стороны, - юродивая проповедь «непротивления
злу» насилием. С одной стороны, самый трезвый реализм, срывание всех и
всяческих масок; - с другой стороны, проповедь одной из самых гнусных вещей,
какие только есть на свете, именно: религии, стремление поставить на место
попов по казенной должности попов по нравственному
* «Речь» - ежедневная
газета, центральный орган партии кадетов; выходила в Петербурге с 23 февраля (8
марта) 1906 года под фактической редакцией П.Н. Милюкова и И.В. Гессена, при
ближайшем участии М.М. Винавера, П.Д. Долгорукова, П.Б. Струве и других. Газета
была закрыта Военно-революционным комитетом при Петроградском Совете 26 октября
(8 ноября) 1917 года. Впоследствии (до августа 1918 года) выходила под разными
названиями: «Наша Речь», «Свободная Речь», «Век», «Новая Речь», «Наш Век».
210
убеждению,
т. е. культивирование самой утонченной и потому особенно омерзительной
поповщины. Поистине:
Ты и убогая, ты и
обильная,
Ты и могучая, ты и бессильная
- Матушка Русь!
Что при таких противоречиях Толстой не
мог абсолютно понять ни рабочего движения и его роли в борьбе за социализм, ни
русской революции, это само собою очевидно. Но противоречия во взглядах и
учениях Толстого не случайность, а выражение тех противоречивых условий, в
которые поставлена была русская жизнь последней трети XIX века. Патриархальная
деревня, вчера только освободившаяся от крепостного права, отдана была
буквально на поток и разграбление капиталу и фиску *. Старые устои
крестьянского
хозяйства
и крестьянской жизни, устои, действительно державшиеся в течение веков, пошли
на слом с необыкновенной быстротой. И противоречия во взглядах Толстого надо
оценивать не с точки зрения современного рабочего движения и современного
социализма (такая оценка, разумеется, необходима, но она недостаточна), а с
точки зрения того протеста против надвигающегося капитализма, разорения и
обезземеления масс, который должен был быть порожден патриархальной русской
деревней. Толстой смешон, как пророк, открывший новые рецепты спасения
человечества, - и поэтому совсем мизерны заграничные и русские «толстовцы»,
пожелавшие превратить в догму как раз самую слабую сторону его учения. Толстой
велик, как выразитель тех идей и тех настроений, которые сложились у миллионов
русского крестьянства ко времени наступления буржуазной революции в России.
Толстой оригинален, ибо совокупность его взглядов, взятых как целое, выражает
как раз особенности нашей революции, как крестьянской буржуазной
революции. Противоречия во взглядах Толстого, с этой точки зрения, -
действительное зеркало тех противоречивых условий, в которые поставлена была
историческая деятельность крестьянства в нашей революции. С одной стороны, века
крепостного гнета и деся-
* Фиск - государственная
казна.
211
тилетия
форсированного пореформенного разорения накопили горы ненависти, злобы и
отчаянной решимости. Стремление смести до основания и казенную церковь, и
помещиков, и помещичье правительство, уничтожить все старые формы и распорядки
землевладения, расчистить землю, создать на место полицейски-классового государства
общежитие свободных и равноправных мелких крестьян, - это стремление красной
нитью проходит через каждый исторический шаг крестьян в нашей революции, и
несомненно, что идейное содержание писаний Толстого гораздо больше
соответствует этому крестьянскому стремлению, чем отвлеченному «христианскому
анархизму», как оценивают иногда «систему» его взглядов.
С другой стороны, крестьянство, стремясь
к новым формам общежития, относилось очень бессознательно, патриархально,
по-юродивому, к тому, каково должно быть это общежитие, какой борьбой надо
завоевать себе свободу, какие руководители могут быть у него в этой борьбе, как
относится к интересам крестьянской революции буржуазия и буржуазная
интеллигенция, почему необходимо насильственное свержение царской власти для
уничтожения помещичьего землевладения. Вся прошлая жизнь крестьянства научила
его ненавидеть барина и чиновника, но не научила и не могла научить, где искать
ответа па все эти вопросы. В нашей революции меньшая часть крестьянства
действительно боролась, хоть сколько-нибудь организуясь для этой цели, и совсем
небольшая часть поднималась с оружием в руках на истребление своих врагов, на
уничтожение царских слуг и помещичьих защитников. Большая часть крестьянства
плакала и молилась, резонерствовала и мечтала, писала прошения и посылала
«ходателей», - совсем в духе Льва Николаича Толстого! И, как всегда бывает в
таких случаях, толстовское воздержание от политики, толстовское отречение от
политики, отсутствие интереса к ней и понимания ее, делали то, что за
сознательным и революционным пролетариатом шло меньшинство, большинство же было
добычей тех беспринципных, холуйских, буржуазных интеллигентов,
212
которые
под названием кадетов бегали с собрания трудовиков в переднюю Столыпина *,
клянчили, торговались, примиряли, обещали примирить, - пока их не выгнали
пинком солдатского сапога. Толстовские идеи, это - зеркало слабости,
недостатков нашего крестьянского восстания, отражение мягкотелости
патриархальной деревни и заскорузлой трусливости «хозяйственного мужичка».
Возьмите солдатские восстания 1905-1906
годов. Социальный состав этих борцов нашей революции - промежуточный между
крестьянством и пролетариатом. Последний в меньшинстве; поэтому движение в
войсках не показывает даже приблизительно такой всероссийской сплоченности,
такой партийной сознательности, которые обнаружены пролетариатом, точно по
мановению руки ставшим социал-демократическим. С другой стороны, нет ничего
ошибочнее мнения, будто причиной неудачи солдатских восстаний было отсутствие
руководителей из офицерства. Напротив, гигантский прогресс революции со времен
Народной воли ** сказался именно в том, что за ружье взялась против начальства
«серая скотинка», самостоятельность которой так напугала либеральных помещиков
и либеральное офицерство. Солдат был полон сочувствия крестьянскому делу; его
глаза загорались при одном упоминании о земле. Не раз власть переходила в
войсках в руки солдатской массы, - но решительного использования этой власти
почти не было; солдаты колебались; через пару дней, иногда через несколько
часов, убив какого-нибудь ненавистного начальника, они освобождали из-под
ареста остальных, вступали в переговоры с властью и затем становились под
расстрел, ложились под розги, впрягались снова в ярмо - совсем в духе Льва
Николаича Толстого!
Толстой отразил накипевшую ненависть,
созревшее стремление к лучшему, желание избавиться от прошлого, - и незрелость
мечтательности, политической невоспитанности, революционной мягкотелости.
Историко-экономические условия объясняют и необходимость возникновения
революционной борьбы масс и неподготовленность их к борьбе, толстовское
непротивление
* Столыпин П.А.
(1862-1911) - государственный деятель царской России, крупный помещик. В
1906-1911 годах - председатель Совета министров и министр внутренних дел
России. С его именем связана полоса жесточайшей политической реакции после
поражения первой русской революции («столыпинская реакция» 1907-1910 гг.). В
1911 году Столыпин был убит в Киеве эсером Богровым.
** «Народная воля» -
тайная политическая организация народников-террористов, возникшая в августе
1879 года в результате раскола народнической организации «Земля и воля». Во
главе «Народной воли» стоял Исполнительный комитет, в состав которого входили
А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, М.Ф. Фроленко, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер, С.Л.
Перовская, А.А. Квятковский и др. Оставаясь па позициях народнического
утопического социализма, народовольцы встали на путь политической борьбы,
считая важнейшей задачей свержение самодержавия и завоевание политической
свободы. Их программа предусматривала организацию «постоянного народного
представительства», избранного на основе всеобщего избирательного права,
провозглашение демократических свобод, передачу земли пароду и разработку мер
по переходу в руки рабочих заводов и фабрик. «Народовольцы, - писал В.И.
Ленин, - сделали шаг вперед, перейдя к политической борьбе, но связать ее с
социализмом им не удалось» (Полн. собр. соч., т. 9, с. 179).
Народовольцы вели
героическую борьбу против самодержавия, но, исходя из ошибочной теории об
«активных» героях и «пассивной» толпе, они рассчитывали добиться переустройства
общества без участия народа, своими силами, путем индивидуального террора,
устрашения и дезорганизации правительства. После 1 марта 1881 года (убийство
Александра II) правительство путем жестоких преследований, казней и провокаций
разгромило организацию «Народная воля». Неоднократные попытки возродить
«Народную волю», предпринимавшиеся на протяжении 80-х годов, были
безрезультатны. Так, в 1886 году возникла группа во главе с А.И. Ульяновым
(братом В.И. Ленина) и П.Я. Шевыревым, разделявшая традиции «Народной воли».
После неудачной попытки организовать покушение на Александра III в 1887 году
группа была раскрыта и активные участники ее казнены.
213
злу,
бывшее серьезнейшей причиной поражения первой революционной кампании.
Говорят, что разбитые армии хорошо
учатся. Конечно, сравнение революционных классов с армиями верно только в очень
ограниченном смысле. Развитие капитализма с каждым часом видоизменяет и
обостряет те условия, которые толкали крестьянские миллионы, сплоченные вместе
ненавистью к помещикам-крепостникам и к их правительству, на
революциоино-демократическую борьбу. В самом крестьянстве рост обмена,
господства рынка и власти денег все более вытесняет патриархальную старину и
патриархальную толстовскую идеологию. Но одно приобретение первых лет революции
и первых поражений в массовой революционной борьбе несомненно: это -
смертельный удар, нанесенный прежней рыхлости и дряблости масс.
Разграничительные линии стали резче. Классы и партии размежевались. Под молотом
столыпинских уроков, при неуклонной, выдержанной агитации революционных
социал-демократов, не только социалистический пролетариат, но и демократические
массы крестьянства будут неизбежно выдвигать все более закаленных борцов, все
менее способных впадать в наш исторический грех толстовщины!