НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В
ТЮРИНГИИ
В марте этого года в небольшом городке
Тюрингии (Германия), в Эльгерсбурге состоялась научная конференция на тему
“Марксизм на пороге ХХI века”. Конференция была организована рядом немецких университетов
и собрала участников из многих городов Европы, а также Китая, Индии и США. Было
и четыре участника из России: профессора А..Галкин и М. Воейков, известный
политолог Б.Кагарлицкий и молодежный лидер И.Маляров. Это была сугубо ученая,
даже, так сказать, профессорская конференция, в чем и состояла ее
примечательная особенность.
Все доклады и выступления на конференции
можно объединить в пять групп: теоретические и методологические проблемы
марксизма; марксизм и глобализация; итоги русского опыта; пример Китая;
экология и феминизм. Конференцию открыл известный западногерманский историк
Теодор Бергманн (г. Штутгарт), который подчеркнул необходимость внимательного
отношения к марксистской теории на пороге ХХI века, переосмысления, где это
нужно, конкретных его положений, а также необходимость анализа возможностей
марксизма для объяснения новых явлений.
По мнению Монти Джонстоуна (Лондон),
увеличение нестабильности мирового капитализма, чему мы сегодня являемся
свидетелями, заставляет умных капиталистов все более серьезно относиться к
марксистскому экономическому анализу. Так, ведущая американская газета “Нью
Йоркер” недавно опубликовала большую статью под заглавием “Назад к Карлу
Марксу”, где приводятся такие слова одного из руководителей ньюйорской фондовой
биржи: “Долгое время я провел на Уол Стрите и я все больше убеждался, что Маркс
был прав. Теперь я абсолютно уверен, что метод Маркса есть лучший способ понять
капитализм”.
Для марксистов, продолжал Т.Бергманн,
очень важно внимательно изучать модель развития современного Китая, где
руководителями продолжают оставаться коммунисты. На их опыте важно понять, что
и как они делают и как продвигаются вперед. С этим мнением согласился профессор
Ли Ченгу (Пекин), говоря о том, что
надежды левых на Китай оправданны. Но нельзя переоценивать достигнутое. В
современном Китае все еще находится в процессе становления. Мы идем на ощупь,
сказал китайский профессор. Китай социалистически ориентированная страна, но
здесь еще нет социализма в классическом смысле.
Об опасности переоценки опыта
современного Китая для теории социализма и марксизма вообще, говорил профессор
М.Беиренд (Берлин). По его мнению, нет разумных оснований ждать строительства
социализма в отдельном Китае, если в отдельной России это не получилось. Основная
причина состоит в том, что в сталинский период марксизм был выхолощен и догматизирован.
Это повело к бюрократизации власти в России, когда коньюнктурные соображения
ставились выше теоретических принципов.
М.Беиренд также развивал мысль о
необходимости критического переосмысления марксизма и его обогащения учетом
новых фактов и процессов. Так, сегодня рабочий класс уже не тот, что был в ХIХ веке. Сегодня он материально более благополучен,
более образован, культурен, исчезла его общность как пролетариата. Сегодня
рабочий класс скорее напоминает городские средние слои. В этой связи надо
по-новому подходить к демократии. Еще Роза Люксембург говорила, что на место буржуазной
демократии должна быть установлена социалистическая демократия, но это не
должно означать ликвидацию демократии вообще. В противном случае, власть
окажется в руках не народа, а узкой группки людей, что будет очень близко
походить на буржуазную диктатуру.
Вопросы перерождения марксизма в
национализм в условиях современной России поднимал в своем докладе Владислав
Хеделер (Берлин), который был очень характерно озаглавлен: “Евразия как вызов:
“Русский вопрос” вместо классовой борьбы и гражданского общества”. На основе
обширных литературных источников докладчик показал, что сегодня в России в
лексике некоторых левых партий философия марксизма-ленинизма заменяется
философией “отечества”. Это можно объяснить как реакцию на насильственное
внедрение прозападных идей. Но это также демонстрирует, что марксистская философия
в России не имела прочных корней, и пустое место заполняется или неолиберальной
идеологией, или национально-патриотической. Последняя наиболее характерна для
КПРФ.
Профессор Рональд Леч (Берлин) вообще
поставил вопрос - нужна ли марксистская теория этноса (т.е. национальностей)? И
ответил на это отрицательно. Суть его аргументации сводилась к следующему. На
протяжние последних 1000 лет человечество делилось не на этнические группы, а
на социальные классы, между которыми и шла основная борьба. Русские и
австро-венгерские марксисты действительно разработали интересную теорию
национальностей, но это было вызвано практической необходимостью организации
классовой борьбы в условиях многонационального государства. Сегодня же проблемы
этнических противоречий искусственно раздуваются мировым капиталом с очевидной
целью оттесненная классовых противоречий на периферию общества.
Известный восточнонемецкий философ
Вольфганг Руге (Потсдам) отметил, что марксизм является не только теорией,
которая объясняет прошлое и помогает прогнозировать будущее. Но он стал также и
мировоззрением нашего времени. При этом никак нельзя забывать принципиальное
положение К.Маркса, согласно которому мир надо не только изучать, но и
изменять. Марксизм требует радикальной перестройки общества.
Надо сказать, что многие участники
конференции обращали внимание на то, что некоторые положения марксизма как-то
стали забываться, хотя их актуальность чрезвычайно сегодня выросла, особенно в
связи с проблемой глобализации. Так, Михаил Кратке (Амстердам) обратил внимание
на поразительную актуальность учения К.Маркса о фиктивном капитале. Если для
ХIХ века это учение представлялось как теоретическая модель, то сегодня это
просто детально разработанное объяснение современного мирового финансового
капитала. Уже в марксистской теории фиктивного капитала содержаться многие
подходы к решению проблем глобализации. Сегодня ясно, что мировой рынок это
сложная и мощная машина по воспроизводству неравенства и эксплуатации.
Профессор Фридрих Томберг (Иена) указал
на развал СССР как очевидное доказательство того, что строительство социализма
в отдельной стране невозможно. Полностью оправдалась позиция К.Маркса, что
достижение социализма есть глобальный процесс мирового развития. Сначала должна
сложиться одна мировая республика, а затем уже можно будет переходить к
строительству социалистического общества. Это предположение докладчик
обосновывал тем, что проблемы и противоречия, которые привносит с собой
современная глобализация могут быть разрешены только в форме развития социализма.
Поэтому, делает вывод Ф.Томберг, задача социалистов не мечтать о мировой
революции, а способствовать развитию капитализма в сторону социализма. При этом
капитализм проходит три стадии развития: а) либеральная, на которой рождается
пролетариат; б) социальное государство, которое смягчает противоречия; в)
глобализация, которая объединяет всех в новое социалистическое общество.
В связи с развитием рабочего движения
были затронуты проблемы и профсоюзов. Тут также накопилось немало трудностей.
Б.Риксингер (Берлин) отметил, что несмотря на всю глубину кризиса профсоюзов их
возможности еще далеко не исчерпаны. По его мнению, профсоюзы должны принимать
активное участие в политических забастовках и протестах; нельзя отказываться от
активных мер борьбы, таких как бойкоты, перекрытие дорог.
Эрик Ли (Лондон) продемонстрировал
возможности современных компьютерных сетей для объединения современного
рабочего класса во всем мире. Интернет, по его словам, способен создать новый
международный профсоюз. Иенс Беккер (Берлин) полагает, что идея участия рабочих
в управлении производства выродилась в социальное партнерство. Сабилла Штамм
(Штутгарт) отметила другой момент. По ее мнению, немецкая система социального
партнерства перерастает сегодня в национализм, ибо она борется за
конкурентоспособность немецких товаров на мировых рынках. Более того, куда-то
исчез знаменитый реформизм профсоюзов. Левая интеллигенция в Германии
занимается чем угодно, но не поиском альтернативной модели улучшения общества.
Т.Бергманн добавил, что наши старые
профсоюзные верблюды как экономическая демократия и участие работников в
управлении уже мало что могут. Мы на них долго ехали, но никуда не приехали.
Вместе с тем, надо иметь в виду, что профсоюзы это единственная довольно мощная
политическая сила в Германии, и ее еще рано списывать.
Вильям Пелц (Чикаго, США) в докладе,
посвященным идеологическим вопросам классовой борьбы на пороге ХХI века,
отметил, что марксизм как теория социальных движений был и остается удивительно
современным, более других направлений социальной мысли человечества созвучным
наступающему столетию. Несмотря на огромные изменения в мире за последние 150
лет, можно вполне утверждать, что теоретические достижения марксизма продолжают
быть основой для действительного понимания современного мирового капитализма.
Однако встает очевидный вопрос: почему же
марксизм оказался на практике неуспешным, был не в состоянии прийти к власти на
Западе и потерпел поражение на Востоке? Ответ американский профессор видит в
идеологической силе капиталистической системы, которая стремиться задержать
формирование классового сознания и часто подменяет его национализмом. Хотя
классы и классовая борьба остаются основой общественного развития, но
автоматического понимания этого не происходит. Международная буржуазия
использует разнообразные технические и институциональные формы для того, чтобы
препятствовать, рассеивать и запутывать классовое сознание трудящихся.
И закончить этот обзор
дискуссий на конференции в Тюрингии я хочу словами Теодора Бергманна из его
заключительного слова. Он сказал: “Я не утверждаю, что социализм у нас на носу,
но у меня нет и пессимизма, что надо сменить 2-3 поколения, чтобы достигнуть
социалистического общества”. Так что вполне можно сказать, что следующее
поколение людей в Европе будет жить при социализме.
М. И.