Дэвид Мандел
Начало Вверх

II. ПРАКТИКА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО И РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ

ЗАБАСТОВКА АМЕРИКАНСКИХ АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЕЙ

Девид Мандел

В начале июня 1998 г. 9,200 работников двух заводов автодеталей в городе Флинт бросили работу. За несколько недель эта забастовка заставила  остановиться почти все другие  заводы фирмы-гиганта "Дженерал Моторс" в США и в Канаде.

Коллективный протест был провоцирован работодателем, который увез с заводов штампы для производства верхов и буферов легких грузовиков. Местное отделение профсоюза утверждало, что фирма обещала эту работу заводам Флинта. Официальная причина забастовки - нарушения норм охраны труда, интенсификация труда, попытка дирекции заводов отдать квалифицированную работу подрядчикам. (По колдоговору это единственные законные поводы для забастовки до истечения срока действия договора). Но на самом деле это была борьба за сохранение рабочих мест, за будущее города Флинт, и, в конце концов, за судьбу самого профсоюза Объединённых автомобилестроителей Америки (ОАА).

Двадцать лет назад в городе Флинт на заводах "Дженерал Моторс"  работало 78,000 членов профсоюза. На сегодняшний день их осталось около 30,000. Если бы фирме удалось осуществить свой замысел, еще 11,000 рабочих мест были бы сокращены в городе, где 60 дет назад в тяжелой и кровавой борьбе родился профсоюз Объединенных автомобилестроителей. Массовые сокращения здесь и в других городах разоблачают несостоятельность колдоговора, заключенного в 1996 г. между  профсоюзом и "Дженерал Моторс", в соответствие с которым предполагалось сохранить 95% рабочих мест. Местному профсоюзу фирма тогда обещала, что будет делать инвестиции в предприятия города. От этого обещания фирма потом отказалась.

В отличие от фактического равнодушия, которое прояви-

_____________________

Мандел Девид (Mandel David) - проф. (Канада), автор многочисленных статей и книг по рабочему движению в России и на Западе, один из первых и наиболее сильных исследователей событий в Новочеркасске в 1962г. Многочисленные статьи и брошюры этого автора изданы на русском языке. Инициатор создания журнала "Альтернативы", член Международного совета журнала.

 

ло  национальное руководство профсоюза два года назад, когда подобное случилось в городе Дейтон, на этот раз его зампредседателя хотя бы на словах осудил политику объемных инвестиций за границу, осуществляемую "Дженерал Моторс". На практике национальное руководство профсоюза ничего не предприняло, чтобы препятствовать перевозу штампов. Хотя, как отмечено выше, перевоз штампов не является законной основой для забастовки, нетрудно было бы найти такие поводы на заводах, куда были отправлены штампы - нарушения правил охраны труда или интенсификация труда - как это сделали трудящиеся Флинта.  Канадские же автомобилестроители поступили солидарно со своими американскими  товарищами - они наотрез отказались от предложенной им работы.

Очевидно, что у национального руководства профсоюза, которое, в отличие от Канадского Профсоюза автомобилестроителей, давно делает ставку на «партнерство» с работодателем, нет основополагающей стратегии. Но в то же время этот конфликт показал, что профсоюз способен быстро остановить все производство на "Дженерал Моторс" забастовкой на двух лишь стратегических заводах, где забастовщики проявили непоколебимую солидарность.

В "Дженерал Моторс"  считали, что можно выжидать, обладая запасом в $14 миллиардов наличными, имея возможность скупить $9 миллиардов своих акций  и осуществляя программу капиталовложений на сумму в $20 миллиардов.

Но фирма была уязвима. Уже несколько лет она постепенно теряет  часть рынка автомобилей. И хотя биржевики настойчиво предлагают крутую перестройку и массовые сокращения рабочих мест как лекарство, длительная забастовка наверняка усугубила бы болезнь пациента. Поэтому, если набитые кошельки фирмы позволяли  ей подождать, они же и разрешили ей идти на компромисс или даже сдаться профсоюзу в Флинте.

Для трудящихся Флинта эта забастовка была борьбой за жизнь. Они заявляли, что не уступят. Их решимость обрадовала десятки тысяч автомобилестроителей и миллионы трудящихся других отраслей, которые за последние двадцать лет пережили сильный спад уровня жизни из-за политики массовых сокращений, передачи работы подрядчикам (здесь, как правило, нет профсоюза и, соответственно, условия хуже и зарплаты ниже) и массового создания временных и частичных, низкооплачиваемых рабочих мест. Хотя официальный уровень безработицы в США сегодня невысок, темп сокращений на больших предприятиях увеличивается. Трудящиеся перемещаются с одних мест работы на другие, где,  как правило, им платят меньше.

А на оставшихся хорошооплачиваемых рабочих местах, как например в "Дженерал Моторс", интенсивность труда все возрастает. За последние годы наблюдается катастрофический рост профессиональных травм от постоянного повторения одного и того же движения. Фирмы стремятся к тому, чтобы обе руки рабочего были заняты 57 секунд из каждой минуты. (Если только одна рука занята, это считается убытком.) Они целенаправленно ликвидируют почти все легкие рабочие места и очень хитро сокращает лишних рабочих, которые раньше служили "буфером", когда члены бригад болели или отставали от конвейера. Теперь же бригады должны сами справиться, и в результате члены бригад оказывают друг на друга невиданное раньше давление. Напряжение на предприятиях очень высокое. На одном предприятии, где проводилось исследование, профсоюз нашел, что «подавляющее большинство рабочих считает, что они заболеют или просто износятся до выхода на пенсию».

Условия, которые породили забастовку в Флинте, не уникальны.  Трудящиеся всего промышленного мира находятся в той или иной мере в сходном состоянии. Вопрос состоял в том, готово ли руководство профсоюза Объединенных автомобилестроителей довести эту забастовку до победного конца и тем самым встать во главе широкого общественного движения? Или же собиралось оно согласиться на создание нескольких дополнительных рабочих работ на остальных заводах и выдать за великую победу устранение официальных причин забастовки?

Этот вопрос был поставлен ребром на съезде профсоюза 22-25 июня. Делегаты, члены диссидентского (анти-«партнерского») движения «Новые направления» внутри профсоюза, и даже отдельные члены правящего («административного») течения предложили пути для более эффективного решения проблем, которые касаются всех членов профсоюза.

Прошло уже более 15 лет, как профсоюз принял губительную политику «партнерства» с работодателем. Все это время фирмы, такие как "Катерпиллер" и "Дженерал Моторс", снова и снова предавали своего «партнера», требуя все новых сокращений рабочих мест и нарушая подписанные соглашения. На "Дженерал Моторс" программа «партнерства» стала большим бизнесом, который дает зарплаты сотням профсоюзных назначенцев. Эта практика, хотя и формально легальная, коррумпирует и ослепляет профсоюз.

  Забастовка длилась 54 дня и кончилась победой трудящихся. В "Дженерал Моторс" утверждали, что никогда не допустят вмешательства профсоюза в свои инвестиционные решения, но решительные действия трудящихся Флинта вынудили компанию инвестировать $180 миллионов в  предприятия. Забастовка причинила огромные убытки фирме, которые составили почти $3 миллиарда.

  Несмотря на то, что забастовки доказали силу трудящихся и их профсоюза, главные причины, их породившие, остаются нерешенными: сокращения, передача работы подрядчикам, интенсификация труда. 

  Дело в том, что это были местные забастовки. Таких против "Дженерал Моторс" было всего 17 с 1994 г. Право проводить местные забастовки, пока колдоговор еще в силе, является, конечно, очень важным. У канадцев, например, этого права нет. Но национальное руководство профсоюза упорно отказывалось придать конфликту более общее значение, несмотря на то, что почти все предприятия "Дженерал Моторс" в Северной Америке были остановлены, пока нет попыток выработать национальный подход к этим проблемам для  предстоящих переговоров по новому колдоговору с фирмой в 1999 г.  Была всего лишь создана еще одна совместная комиссия с дирекцией компании «для предотвращения дальнейших столкновений».

На сегодняшний день новые местные забастовки вновь готовятся по тем же причинам. Но руководство ОАА, видимо, готово повторять без конца те же пассажи без разрешения основных проблем, их породивших. Многие сравнивают этот близорукий подход с политикой Профсоюза транспортников во время его забастовки против фирмы-перевозчика UPS в 1997 г. Лидеры транспортников громко и решительно обратились ко всему рабочему классу США, объясняя, почему борьба транспортников против UPS - это борьба за интересы всех трудящихся и их семей.

  Оппозиция внутри ОАА указывает на следующие факты. За последние 20 лет профсоюз потерял половину членов, хотя общее число работников отрасли в США почти не уменьшилось. Что случилось? Во-первых, интенсификация: в 1979 г. 328,000 рабочих штамповали и собирали около 9 миллионов машин и грузовиков; сегодня 258,000 штампуют и собирают 12 миллионов. Во-вторых, возросло число заводов автодеталей, на которых  нет профсоюза.  Число трудящихся этой подотрасли  возросло с 352,000 в 1978 г. до 437,000 в 1998 г., а профсоюзное членство упало с 75% до приблизительно 10%! И несмотря на это, руководство профсоюза ведет себя так, словно исчезающее членство - лишь местная проблема.

  Как объяснить такой подход? Сказываются  тут десятилетия идеологии и практики узкого тред-юнионизма.  В течение первых 25-30 послевоенных лет  это срабатывало неплохо - национальные забастовки были, как правило, короткими церемониями (хотя были важные исключения), компания и не думала  прибегать к уступкам, а рабочие получали ежегодные повышения зарплаты. Но эти «золотые 30 лет» капитализма давно уже позади. Компании отреагировали на общий кризис прибыльности крутым повышением абсолютного уровня эксплуатации всеми доступными им способами. В то же время они подкупали руководство профсоюза идеологией «партнерства», материально подкрепленной большими деньгами в форме зарплат назначенцев на совместных комиссиях по «партнерству».

Сегодня  профсоюзные лидеры поддакивают фирме, которая оправдывает свое наступление на завоевания трудящихся необходимостью быть конкурентоспособным в мире ожесточающейся конкуренции (говоря по-русски, они советуют трудящимся «войти в положение»). Они не предлагают трудящимся независимой альтернативы существующей идеологии и политике капитала и  плачут, что "Дженерал Моторс" ведет себя непатриотически, инвестируя за границей. Этот аргумент - последнее убежище мерзавцев в защите своего узкого тред-юнионизма.

  Рядовые американские трудящиеся гораздо лучше осознали общее значение забастовок в городе Флинт. Опросы показывали, что подавляющая часть респондентов была на стороне забастовщиков. Это нетрудно понять на фоне невероятного взлета доходов имущих слоев общества благодаря астрономическому росту окладов административного персонала, дивидендов  и цен акций. 

  Забастовки в Флинте показывают, что низы профсоюза оживляются, и это в свою очередь заставляет лидеров зашевелиться - они уже не стараются как в прошлом удушить местные забастовки, но даже поддерживают их. Но низы пока недостаточно сильны. чтобы заставить руководство идти на следующий шаг - выработать национальную стратегию для решения проблем, которые являются проблемами всего рабочего класса. Узкий подход руководства профсоюза в свою очередь удерживает развитие широкого движения солидарности с бастующими автомобилестроителями.

 

Приложение

Окончательное предложение

 [Пол Ларсен]   

Раз в три года Канадский Профсоюз Автомобилестроителей ведет переговоры по заключению колдоговора с компанией Дженерал Моторз. Эти переговоры оказались историческими. В центре переговоров Президент канадской секции тогдашнего международного (США-Канада) профсоюза автомобилестроителей, 49-детний Боб Уайт. В его ближайшем окружении два ассистента - Баз Харгров, Билл Никерсон и экономист Сэм Гиндин. А через границу президент профсоюза- Оуэн Бибер. В профсоюзе Уайт пользуется репутацией независимого человека. Его раздражает, что ему нужно получать разрешение из США, чтобы объявить забастовку. Бибер дал разрешение. Последний срок для заключения соглашения - 17-го, после чего объявляется забастовка. Завтра Уайт объявит прессе о сроке. Наконец начнутся серьезные переговоры.

Среди канадских автомобилестроителей Уйат стал своего рода героем. В период, когда идет наступление на завоевания рабочего движения, Уайт отказывается идти на уступки. Когда он у своих членов просит разрешения объявить забастовку, если это необходимо, ответ уже предрешен. Но все-таки глава профсоюза города Ошуа, центра самого большого канадского отделения профсоюза, волнуется по поводу исхода голосования. Он одновременно возглавляет профсоюзный комитет по переговорам с Дженерал Моторз. 94% - за решение бастовать, если руководство решит, что переговоры не приводят к удовлетворительному результату.

В этой промышленности поколения рабочих и управляющие считали друг друга врагами. Рабочий говорит: "Это не одна большая семья, хотя компания хотела бы, чтобы мы так думали. Это рабочие против компании, рабочие против мастера. Я так считаю".

Мастер Фред Моррис - жесткий управленец старой школы. На этом участке столкновения между рабочими и начальством происходят почти каждый день. И после каждого столкновения пропасть между ними становится все шире.

Дэни Джонсон - штангист и слесарь-сборщик на участке Морриса. Они давно уже воюют друг с другом. Мастер хочет перевести его на другое место, а он не хочет идти. Он цитирует статью из колдоговора в свою защиту. Они просто хотят меня передвинуть меня поближе к начальству, чтобы они могли следить за мной.

Моррис: "Было время, когда таких строптивых рабочих мы могли перевести на менее привлекательные работы. И тогда они понимали, как надо себя вести. Но больше мы не можем это делать. Правила изменились".

Дэни: "Мне нравится быть здесь, с ребятами. Там им будет легче следить за мной".

Но у Морриса есть другие пути показать свою власть. Брайен Блэйкли - бригадир. Рабочие не могут оставить конвейер. Моя задача приносить им то, что им нужно, и заменить их, когда им нужно пойти в туалет. Когда человеку нужно в туалет, он нажимает кнопку, и Блэйкли прибегает на его место, обычно. Однако Дэни много раз звонит, но никто не приходит.

Дэни: "Что такое, тут что, изменили политику? Другим можно, а мне нет?"

Споры о том, когда можно идти в туалет, могут казаться абсурдными. Но эти споры показывают, до какой степени контролируется рабочий на этом заводе.

Приходит член цехкома, ответственный за принятие жалоб у рабочих и проведение расследования по этому поводу.

Дэни: "Я чувствую себя, как заключенный". Сам характер конвейера заставляет рабочих видеть в начальнике своего врага. За столом переговоров Боб Уайт борется за более широкие права и льготы для рабочих, а в цехе цехком следит за конкретным соблюдением этих прав. С каждым годом конфликт все углубляется. Спустя несколько дней на конвейере признаки бунта. В солидарность с Дэни другие рабочие начинают чаще звонить для того, чтобы их заменили. Некоторые даже покидают конвейер без замены.

Мастер: "Как же так? Все хотят в туалет в одно и тоже время? Это ненормально. Кто позвонил?"

Атмосфера накаляется. Член цехкома приходит к мастеру: "Человек не должен ждать 45 минут, чтобы получить разрешение пойти в туалет".

Мастер: "Уходите, уходите. Это вы виноваты". Член цехкома: "Как это - наша вина? Не хватает замены". Мастер: "Прошу вас выйти". Член цехкома: "Не уйду, пока не узнаю, что вы собираетесь предпринять по этому поводу?" Моррис не отвечая председателю цехкома, ждет своего начальника. Председатель цехкома: "Как же так? Почему надо 45 минут ждать замены? А когда они не дожидаются, их наказывают». Такие конфликты отчасти являются причиной кризисного состояния северно-американской автопромышленности. Начальство Дженерал Моторз считает, что пора изменить порядки. Оно решило, что в этом году, 1984, оно должно убедить рабочих, что интересы фирмы и интересы рабочих одни и те же. Но рабочие настроены скептически, недоверчиво.

За рекой, в США, в штаб-квартире Дженерал Моторз, генеральный директор Роджер Смит намерен воспользоваться предстоящими переговорами, чтобы радикально изменить трудовые отношения в фирме. Одним из его приоритетов является план участия рабочих в прибыли, который заставит рабочих разделять с администрацией экономические риски. В хорошие времена рабочие будут получать щедрые премии. В плохие времена их зарплата будет уменьшаться.

В августе в США Боб Уайт участвует в собрании лидеров международного профсоюза, которое рассматривает проект нового американского колдоговора. То, что он тут видит, ему не нравится. Проект нового колдоговора означает конец ежегодному гарантированному повышению почасовой оплаты. Уайт: "Меня беспокоят не столько суммы, сколько направление этого соглашения. Они хотят создать прецедент для будущего".

Но в США почти 100 000 автомобилестроителей, членов профсоюза, сидят без работы. Американские места работы в автомобилестроении продолжают утекать за границу. Зарплаты в США слишком высокие. Под давлением этих обстоятельств Бибер принимает план фирмы по участию рабочих в прибыли. Это положит конец ежегодным гарантированным повышениям зарплаты, которые являлись составной частью традиций профсоюза в течение свыше тридцати лет.

Вернувшись в Канаду, Уайт объясняет своим близким коллегам значение американского соглашения. Уайт: "Если посмотреть на направление этого соглашения, в котором нет гарантированных повышений во втором и третьем годах - то сказать, что у нас проблема, это недооценивать серьезность нашего положения тут».

Канадцы считают, что им не надо идти на такие уступки. У них в отрасли нет безработицы. Но если канадцы захотят сохранить эти ежегодные повышения, им придется бороться не только с компанией, но и с американским руководством американского профсоюза.

"Нам предстоит тяжелая борьба». Главный ведущий переговоров со стороны компании - Род Эндрю.

В прошлом - профессиональный игрок бейсбола. Как и Боб Уайт, он тоже из рабочей семьи. Но Уайт уважает Эндрю. Он считает, что в отличие от большинства американских начальников, он понимает канадские реалии. Уайт даже считает, что он помог ему узнать некоторые аспекты канадской действительности. В США новый договор почти заключен. В Канаде серьезные переговоры только начинаются. С самого начала Уайт предупреждает Эндрю, чтобы он и не думал навязывать американское соглашение канадцам.

Уайт: "Я должен вам сказать, что направление американского согашения совершенно противоположно тому, куда мы хотим идти в Канаде. Если здесь, за столом переговоров, я увижу признаки того, что Дженерал Моторз хочет нас повести в этом же направлении, я вам заявляю сейчас же, что дело пойдет к конфронтации".

Эндрю: " Мы не отрицаем, что последние годы компания делает деньги. Я понимаю ваши опасения по поводу того, что вы видели в США. Но в то же время вы должны понимать , что компания не в таком стабильном положении, чтобы она могла пойти на такое же соглашение, как в прошлом. Потому что конкуренция очень жесткая. Мы на рынке не одни. Мы не такие солидные, как все думают".

Компания Дженерал Моторз, которой удалось добиться своего в США, намерена осуществить тоже самое в Канаде. Хотя компания стала восстанавливать свою прибыльность, Эндрю все же старается убедить канадцев в том, что положение шаткое.

С момента создания профсоюза в 1936 году ОПА (Объединенный Профсоюз Автомобиестроителей) постепенно превращал своих членов в некую промышенную элиту. Автомобилестроитеи считают, что высокая зарплата является справедивой компенсацией за монотонную работу на конвейере. Они ревносто защищают свои права.

В воздухе витала угроза забастовки, и поэтому рутинное ускорение конвейера вызвало у рабочих сильное сопротивление.

Рабочий отказывается от предложенной работы. Рабочий говорит: "Сам это делай». Бригадир говорит: "Что это значит? Почему ты отказываешься? Я вас прошу делать эту работу». Мастер вызывает рабочего к себе в бюро и говорит: "Идите в контору. Вы будете следовать моим указаниям?" Рабочий: "Я же вам сказал вчера…». Мастер: "Мне наплевать, что вы сказали. Идите в контору».

За столом переговоров отсутствие продвижения беспокоит Боба Уайта. Хотя в начале переговоров две недели назад он предупредил представителя компании Рода Эндрю, чтобы компания не предлагала американское соглашение канадцам, Эндрю уходит от конкретного ответа на вопрос, какие у компании намерения. Теперь осталась только одна неделя до истечения срока, когда должна начаться забастовка. Род Эндрю приглашает Уайта к себе к номер и показывает ему первое предложение компании. То, что Уайт видит, оправдывает его худшие ожидания. Дженерал Моторз бросает ему вызов. Корпорация хочет навязать американский вариант договора канадцам.

Уайт: "Ладно, увидимся за столом переговоров». Уайт ошеломлен. Ему стало ясно, что просто получить традиционное повышение для своих членов не удастся, потребуется вести напряженную борьбу.

Пресс-конференция. Уайт: " Я сказал госп. Эндрю, что если компания круто не изменит свои требования, забастовка будет неизбежна. Комитет переговоров профсоюза, как и следовало ожидать, отверг предложения компании».

Все члены комитета - боевые цеховые полиитики. Они избранны непосредственно рядовыми рабочими. Их карьеры зависят от этих переговоров. Если рядовые рабочие будут недовольны проектом соглашения, все эти чены комитета могут оказаться снова у конвейера, включая председателя комитета переговоров Фила Беннета. Джон Клауд представляет завод города Сант-Катрин. Он известен как умный человек, который не идет на уступки. В комитете он представляет главную оппозицию Бобу Уайту. Он говорит: " У нас на предприятии ясно, что начальство ожидает забастовки. У вас такое же впечатление от Эндрю?"

Уайт: "Я вам скажу откровенно. Он мне посмотрел прямо в глаза и сказал: "Если дело дойдет до забастовки, вы дорого заплатите".

Члены профсоюзного комитета переговоров знают, что рабочие ожидают значительного повышения зарплаты, поскольку компания показывает большие прибыли.

Рабочий: "Недостаточно. Надо добиться больше". Идут слухи о содержании первого предложения, и рабочим не нравится то, что они слышат. Они и слышать не хотят о премиях и об участии в прибыли. Они хотят гарантированное повышение зарплаты, как всегда. Рабочий: "Я хочу видеть конкретные деньги. По крайней мере буду знать, сколько получу. При участии в прибылях никогда не знаешь, сколько получишь в конце года».

Рабочие считают, что если они теперь примут предложение Дженерал Моторз о премиях, в будущем они должны будут идти на такие же уступки, как они уже сделали в 82 году. Тогда большинство уступок было сделано американскими рабочими, но это им не помогло. Хотя теперь Дженерал Моторз делает рекордную прибыль, многие из американских автомобилестроителей до сих пор сидят без работы.

Рабочий: "Американцы пошли на уступки, но это не помогли им сохранить свои рабочие места».

Другой: "Уступки никогда не помогут сохранить рабочие места».

Канадские рабочие не согласны пожертвовать традиционным повышением зарплаты взамен премиальной системы. Они не доверяют компании.

За два дня до истечения срока компания не изменила своего предложения. Последствия забастовки сразу почувствуются за границей в США, поскольку предприятия там используют канадские детали.

Диктор программы новостей: "Эксперты говорят, что забастовка подорвет экономический подъем в стране. Дженерал Моторз никогда не была более прибыльной компанией, чем сейчас. Но рабочая сила на конвейере стоит дешевле, поэтому рабочие считают, что компания может дать им повышение".

Президент профсоюза Бибер звонит из США. Он обеспокоен перспективой закрытия американских предприятий из-за забастовки в Канаде. Он хочет знать, почему переговоры зашли в тупик.

Уайт отвечает: "Просто я знаю, что наши рабочие никогда не одобрят такое соглашение. Я не собираюсь расколоть наш профсоюз. Я знаю, куда я иду. Я знаю, как вести переговоры. Я сделаю все возможное, чтобы заключить договор до среды. Я вас уверяю, что я тоже не хочу забастовки, которая повлияет на доходы американских рабочих. Я понимаю вашу точку зрения".

Другой: "Это значит, он может не разрешать нам бастовать. Разве он может отказать нам заплатить наши забастовочные пособия?"

Уайт знает, что Бибер имеет право отозвать разрешение на забастовку в Канаде и блокировать доступ к полмиллиарду долларов забастовочного фонда. Давление растет.

Комитет переговоров. Уайт: "Когда американские предприятия начнут закрываться, будет много звонков».

Звонок: "Преждевременная нелегальная забастовка началась на предприятии грузовиков в городе Ошуа».

Уайт: "Надо их вернуть на работу». Уайт очень взволнован. Если другие рабочие последуют примеру этого предприятия, это покажет его оппоненту Эндрю, что он не владеет ситуацией.

Уайт: "Поймите меня правильно. У меня есть разрешение объявить забастовку в полдень в среду. Если предприятия начнут бастовать до этого, Бибер отзовет разрешение".

Переговоры зашли в тупик. За кулисами Бибер угрожает, что он сам вмешается. И теперь на предприятиях терпение рабочие на исходе.

Рабочие на заводе волнуются в ожидании первой забастовки с 1970 года.

Рабочий: "Когда вы перестанете посылать мне бракованные узлы?"

Мастер: "Какие узлы?" Рабочий: "Вот эти». Беспорядок беспокоит рабочего, Эла Уэстлака. Его работа - исправлять брак других рабочих. А последние дни брак увеличивается.

Остался один день до забастовки. Позиции сторон не изменились. Бибер хочет знать, почему нет прогресса. Уайт: "Мы очень далеки от соглашения по многим пунктам. Но ты должен понимать, что я не собираюсь это повторять каждые три года - спорить с руководством собственного профсоюза, когда я стараюсь заключить соглашение для своих рабочих".

Сегодня днем Бибер соберет исполком профсоюза, чтобы обсудить, надо ли отозвать разрешение на забастовку в Канаде.

Помощник Уайта возвращается с собрания исполкома в США. Он докладывает, что никто там не защищает позиции Уайта. Завтра исполком примет окончательное решение. Уайт: "Пусть решат. Завтра начнется забастовка".

В последнюю минуту Род Андрус объявляет окончательное предложение Дженерал Моторз. Профсозный комитет переговоров отвергает это предложение. Они там ничего нового не видят и считают, что не могут рекомендовать его своим членам. Оно очень далеко от того, что профсоюз предложил. Уайт объясняет, что руководство профсоюза может отозвать право на забастовку. Но он заявляет: "Завтра в полдень наши заводы станут".

Но за 16 часов до начала забастовки диссиденты в профсоюзе провоцируют забастовку на предприятии в городе Ошуа. Это большой удар комитету переговоров. Когда профсоюз должен быть объединенным, грязная внутренняя политика их раскалывает. "Надо их вернуть завтра утром на работу!" Фил Бенет, ответственный за Ошуа: "Кто-то их убедил, что так они помогут профсоюзу. На самом деле это направлено против меня».

Но утренняя смена находит пикеты перед заводом и работа не возобновляется.

За час до начала официальной забастовки сердитый Бибер звонит Уайту. Бибер говорит, что не разрешит забастовки, если единственный вопрос - это ежегодное гарантированное повышение зарплаты.

Но неожиданно Бибер не отозвал разрешения на забастовку. Через несколько минут канадские рабочие забастуют против самой крупной корпорации в мире за профсоюзный принцип - право рабочих на постоянное улучшение уровня жизни.

Пресс-конференция: В полдень начнется первая забастовка в Канаде против Дженерал Моторз за 14 лет. Мы ничего нового от компании не услышали.

Очень скоро настроения на линии пикета в Ошуа накаляются. Появляются случаи хулиганства. В Торонто Фил Беннет принимает срочные меры по наведению порядка: "Они приставали к служащим, которые шли мимо пикета. Они ругались матом, толкали беременную женщину, сожгли машину перед воротами завода. Нужно остановить это".

Уайт: "Род Эндрюс позвонил мне утром и сказал, что кроме разовых премий в конце второго и третьего годов ничего больше не будет, и что если они хотят, чтобы была война, война будет. Это будет означать потерю мест работы и уменьшение инвестиций в этой стране. Но корпорация абсолютно отказывается повысить тариф во втором и третьем году. Дженерал Моторз угрожает закрыть дизельный завод и завод в Монреале».

Комитет встревожен. Они подозревают, что компания гнет жесткую линию, потому что надеется, что американские руководители профсоюза вмешаются и лишат канадцев забастовочных пособий. Но Уайт говорит членам комитета: "Я тут же сказал Эндрюсу, что такая угроза меня не беспокоит, поскольку канадское рабочее движение мне уже обещало 10 миллионов долларов. На самом деле у меня нет и 10 центов, но они этого не знают".

Канадцы понимают: они не могут одновременно бороться против Дженерал Моторз и Оуэна Бибера. Если они хотят соглашение по-канадскому, придется как-нибудь помириться с президентом профсоюза.

Чтобы заручиться поддержкой Бибера, придется хотя бы символично отступить от своих требований. Уайт предлагает Биберу камуфлировать ежегодное повышение под другим названием. Бибер соглашается. Хотя канадское предложение еще сильно отличается от американского соглашения, Бибер теперь все-таки не потеряет лицо перед американскими автомобилестроителями. Он готов "продать" это предложение генеральному директору компании.

Эндрю просит встретиться вместе со всеми членами профсоюзного комитета переговоров, надеясь обнаружить там внутренние разногласия. Но комитет стоит все как один за Уайта.

Уайт: "Мы абсолютно правы, и поэтому я доволен. Когда ты видишь, как они торгуются за гроши, ты знаешь, что они прекрасно понимают, что тут речь идет о фундаментальном принципе для рабочего народа".

Эндрю, понимая, что профсоюз не поддастся угрозам, приходит с новым предложением. Но Уайта это не интересут. Поскольку Бибер в США ведет теперь переговоры напрямую с гендиректором корпорации, они не видит причины продолжать переговоры сейчас в Торонто. Профсоюз чувствует, что победа не за горами.

Уайт встречается со своим комитетом по переговорам. Члены комитета не знают содержания соглашения и Уайт намеренно говорит о нем неопределенно. Джон Клаут начинает бунтовать: "Я член комитет переговоров, и я уже не знаю, где мы находимся по отношению к вопросу зарплаты. На время я могу это принимать. Но время проходит. Я знаю, что думают мои члены профсоюза, но у меня нет уверенности, что профсоюз еще с ними".

Уайт: "Я могу тебя уверить, что если я дойду туда, куда я хочу, члены профсоюза вовсе не почувствуют, что я их предал. Но если вы недовольны соглашением, то вы отвергнете мое предложение, и забастовка продолжится".

Три дня проходят, и никаких новостей. Вдруг звонок из США. Тайный источник внутри профсоюза сообщает Уйту, что Биберу не удается продать канадское соглашение гендиректору корпорации, и теперь он собирается предложить вариант американского соглашения без разрешения Уайта.

Уайт ждет звонка от Бибера, который попросит его согласия на новое соглашение. Уайт: "Я так разочарован в собственной профсоюзной организации".

Звонок от Бибера. Уайт слушает и не реагирует по телефону. Бибер предлагает разовые премии вместо ежегодного повышений зарплаты, то самое, против чего канадцы так упорно боролись.

Спрашивают: "Это окончательное предложение?" Уайт: "Если и нет, то очень близко к этому".

Уайт поднимается в номер к Эндрю. Он должен действовать быстро, иначе он не сможет отказаться от соглашения, которое выработал Бибер для канадцев. У него остался последняя карта - как ни странно, это сам Род Эндрю. Уайт считает, что Эндрю согласится на ежегодные повышения в Канаде, но надо будет за это заплатить определенную цену. А эта цена - уменьшение размера повышений. Уайт говорит своим близким: "Если до того дойдет, я просто это представлю перед комитетом. Но ребята, вы понимаете, о чем на самом деле тут идет речь? Это конец международному профсоюзу, потому что Оуэн Бибер взорвется, когда узнает. Но у нас нет выбора".

Уайт знает, что игра опасная. Соглашаясь на предложения Эндрю, он не только действует за спиной Бибера, но он подвергает испытанию свою поддержку в комитете переговоров. Придется согласиться на гораздо меньшее повышение, чем ожидают члены профсоюза и это может спровоцировать бунт.

И опять сюрприз: Эндрю ему сообщает, что Дженерал Моторз теперь предлагает еще меньше денег. Но Уайт наотрез отказался от этого: "Это конец переговорам, если вы это предлагаете нам". Впереди длительная забастовка без уверенности в финансовой поддержке от профсоюза и с угрозой корпорации вывести рабочие места из страны.

Уайт разыгрывает свою последнюю карту с Бибером: решимость своих членов бороться до конца. Уайт - Биберу: "Я сообщил Эндрю, что если корпорация не изменит своего предложения, пройдет шесть недель даже без встречи. Корпорация не может выиграть. Если надо, я себя заверну в канадском флаге против этой транснациональной корпорации, которая увеличила свою прибыль на 147 процентов в прошлом году. Мы заплатим дорого за эту забастовку, но мы тут не отступим. Я прерву переговоры".

Уайт комитету переговоров: "Я все попробовал. Но они постоянно меняют свою позицию. Я не буду играть в такую игру. Факт есть факт: заводы стоят и будут стоять. Я сказал Биберу, что может быть мои волосы поседеют, но они поседеют от борьбы с корпорацией, а не от того, что я предал своих членов. Но не ошибайтесь: эта корпорация - они злые сволочи и они будут нас сильно бить. Мы должны быть уверенными, что наши члены с нами. Если рабочие не поймут, я уже не буду директором канадской секции профсоюза. Но я думаю, что члены профсоюза меня поддержат".

Перспектива длительной забастовки. Боб Уайт не дрогнул. Но в последнюю минуту дрогнул гендиректор корпорации Роджер Смит. На восьмой день забастовки Роджерс звонит Уайту и соглашается на требования Уайта: ежегодное повышение зарплаты.

Фил: "Они поняли, что мы не играем. Боже, как они должны тебя ненавидеть".

Уайт: "Я здесь, не для того, чтобы меня любили. Но я хочу уважения".

Перед Уайтом последняя борьба: надо получить одобрение этого соглашения комитетом переговоров. Это будет нелегко, поскольку размеры повышений значительно ниже, чем рабочие ожидают.

Уайт комитету: "Я могу с уверенностью вам сказать, что может быть суммы вас не удовлетворят - и о них мы можем спорить - но нет вопроса, что мы выиграли по вопросу о гарантированном повышении зарплаты против разовых премий".

Но члены комитета ожидали традиционного трехпроцентного ежегодного повышения. Уайт же принес всего 2 и 1/4. Он им напоминает о суровой экономической действительностью 1980-ых годов.

Старик: "Я не верю, что это их окончательное предложение. Я должен думать и о наших пенсионерах. Я с ними буду через пару лет. Я не хочу уступить эти 3 процента. Я их видел в течение долгих лет, и я хочу, чтобы мой сын их видел тоже. Они постоянно нас толкают обратно шаг за шагом. Хватит отступать".

Уайт: "Я тебя понимаю. Но я убежден, что больше мы не получишь".

Другой: "Я против тоже". Джон Клаут: "Не знаю. Я думаю, что мы их держим за горло". Клаут менее красноречив, чем Уайт, но это единственный член комитета, который может объединить оппозицию соглашению. Уайт должен его нейтрализовать.

Клаут: "Мы не можем принять это предложение. Мы предаем наших членов, если мы покупаем это дерьмо и останавливаем ради него забастовку. Мы стоим всего пять дней и мы уже готовы сдаться!? Я не понимаю, что тут происходит".

Уайт: "Дай мне тут тебе кое-что ответить. Это одно дело - сказать мне, что я недостаточно хорошо вел переговоры, но ты не смей мне говорить, что я предаю наших членов с этим предложением".

Клаут: "Я этого не говорил". Уайт: "Ты это сказал. Давай поймем друг друга. Мы можем спорить о предложении, но ты не смей меня обвинять в предательстве наших членов, потому что это просто говно. Давай посмотрим на действительность. Ты хочешь мне сказать, что у тебя на заводе вы не потеряете рабочие места, если мы еще месяц простоим? Ты сам знаешь ответ. И если завтра корпорация скажет прессе, что мы отказались от соглашения из-за нескольких грошей? А американские рабочие, заводы которых будут стоять из-за нас - разве они поймут? А ты еще говоришь, что я предаю членов? Давай, Джон, вместе пойдем к ним и спросим, что они думают об этом. Наоборот, это будет предательство, если забастовка продолжится еще месяц и в конце мы скажем рабочим: Видите, какие мы смелые мужики. Добились вам трех процентов, т.е. еще 15 грошей".

Клаут: "Ты хочешь мне сказать, что мы не можем уже получить то, что мы получали в течение 30 лет? Когда корпорация такая прибыльная? А мы стоим всего неделю?"

Уайт: "Мы уже потеряли заводы, когда вели переговоры с Крайслером. Теперь мы сохранили принцип. Я не хочу ради грошей подвергнуть опасности рабочие места».

"Кто за это предложение?" После пятичасовой дискуссии позиция Уайта получает большинство.

Борьба длилась 4 месяца. Но в конце концов корпорация предлагает канадцам то, чего они требовали. Эндрю: "В ответ на просьбу профсоюза корпорация снимает свое требование относительно разовых премий. Будут ежегодные гарантированные повышения".

29 октября. Автомобилестроители города Ошуа приходят голосовать за или против предложенного колдоговора. Уайт лично приезжает, поскольку боится политических раздоров в этом местном отделении профсоюза.

Уайт: "Ребята, я знаю местные политические игры. Я много лет кружусь в этой среде. Но давайте не будем играть. Или голосуйте за или вы продолжите забастовку".

В 1984 г. Дженерал Моторз старался убедить рабочих, что интересы рабочих и корпорации одни и те же. Боб Уайт не разделяет этой точки зрения. И стоя на этом принципе, он успешно бросил вызов самой крупной корпорации в мире и самому крупному профсоюзу в Северной Америке. Но только время покажет, придется ли и рабочим платить за эту победу цену? Продолжит ли Дженерал Моторз инвестировать в стране, в которой профсоюз держится традиционных принципов? И не придется ли канадским автомобилестроителям конкурировать со своими американскими братьями за места работы?

Рабочий: "Вернемся на работу". Считают итоги голосования по стране: 85 процентов, 89,9 - в отделении Джона Каута, Монреаль - 75. Мы победили. Уайт сообщаете Эндрю, что забастовка закончилась через 12 дней после ее начала.

Уайт: "Надо позвонить маме. Она мне звонила в субботу, а я совсем забыл".

Через 6 недель после окончания переговоров началась процедура развода между канадской и американской частями профсоюза. Основание для развода: непримиримые различия.

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020