По
свидетельству Гейнца Гудериана (в то время полковника), посетившего в 1933 году
Харьковский паровозостроительный завод, на нем выпускалось 22 танка в день.
Резун делает круглые глаза: "В 1939 году Гитлер начал Вторую мировую войну,
имея 3195 танков, т.е. меньше, чем Харьковский паровозостроительный завод мог
выпустить за полгода, работая в режиме мирного времени" (27).
Вооружившись
карандашом, несложно сделать простой подсчет. Если в день выпускалось 22 танка,
то в год - не менее 7 тыс., а за всю вторую пятилетку (1933 - 1937 гг.) - около
35 000 танков. И это на одном только заводе! А какие танки выпускались? БТ. Всю
следующую страницу Резун поет дифирамбы этим танкам. И сколько же танков БТ
было в Красной Армии в 1937 году? Всего 5 тыс. "Куда же делись
остальные?" - спросите вы. А никуда. Их просто не выпускали столько.
Харьковский
завод мог выпускать 22 танка в день, но это вовсе не значит, что он каждый день
выпускал 22 танка. Столько было невозможно производить по экономическим
соображениям и нецелесообразно по военным. Резун в своей книге "Очищение"
немало страниц издевается над предложением Тухачевского иметь в Красной армии
50 000 танков. Но сам-то он в "Ледоколе" пытается заставить нас
поверить в осуществление подобного же рода нелепости!
Что
касается качеств БТ, то для своего времени это, действительно, был очень
хороший танк. Однако это был легкий танк, и даже в последней своей модификации
БТ-7м (1939 г.) он, превосходя немецкие средние танки Т-III и Т-IV в скорости и запасе хода, уступал им
в вооружении и броневой защите. БТ‑7м имел пушку 45 мм и лобовую броню
башни - 15 мм, корпуса - 20 мм, борта - 13 мм. А немецкий танк Т-IIIF имел
пушку 50 мм и броню башни и корпуса, как лобовую, так и борта, по 30 мм. Танк
T-IVF1 имел лобовую броню 50 мм и пушку 75 мм. А ведь даже лобовая броня БТ-7м
пробивалась немецким легким 7,9 мм противотанковым ружьем, имевшим
бронепробиваемость 20 мм. Вот какой страшный "наступательный" танк!
Может
быть, для 1933 года и даже для 1939 (хотя применение БТ в Испании уже выявило
его недостатки) года это было хорошее оружие для наступательных операций в
Европе. Но уж в 1941 году БТ был обречен.
Резун
очень обстоятельно доказывает, что колесно-гусеничный БТ был плохо приспособлен
для действий на своей территории, и куда лучше - для действий на автострадах
Европы (29-30).Может быть. Колесному танку, действительно, лучше двигаться по
автостраде, нежели по пересесченной местности. В этом Резун не лжет. Но…
(Далее следует дополнение к тексту,
предоставленное автору Б.Соколовым)
Предположим,
что война развивается в точности по
концепции Резуна: "орды
танков – агрессоров" БТ со скоростью 70 км/ч проносятся через Польшу,
сметая все на своем пути. Захватывающая картина. Очень быстро достигают они
границ Германии и попадают на вожделенные автострады. Остается скинуть гусеницы
и со скоростью 100 км/ч нестись дальше. Все открыто, все доступно! Прямо как в
песне В.Высоцкого: "уже не догоняли нас и отставали пули". Итак,
впереди города, заводы, аэродромы, мосты, а войск врага нет! (видимо, отстали).
Но тут маленькая заминка. Предположим, что перед нашими
"по-суворовски" быстро наступающими танками БТ все же оказалась одна
(!) немецкая 50-мм противотанковая пушка. Что же будет? Отметим предварительно,
что свобода маневра танков равна нулю, так как съехать с шоссе они не могут:
во-первых по причине отсутствия гусениц, значит, нет никакой проходимости по
кюветам, буеракам, грязи, густым кустам и т.п., а во-вторых, по теории
"Суворова-Резуна" скорость их - 100 км/час - куда уж тут свернуть?
Значит, "орды БТ" (терминология Суворова - Резуна) могут двигаться по
автострадам Европы исключительно в колоннах - ни влево, ни вправо.
Возможность стрельбы (и даже простого
наблюдения) из несущихся с такой
скоростью танков также минимальна. Успевай только следить за поворотами дороги.
Итак, противотанковая пушка открывает огонь. Поскольку действие происхобдит на
автостраде, для артиллеристов есть все возможности издалека обнаружить
приближающегося противника и открыть огонь с дистанции минимум 1 километр.
Пристрелялись они, вероятно, загодя, а если и нет, один из недостатков БТ - довольно большая для
легкого танка высота (2 м 25 см) - поможет артиллеристам.
Германская
50-мм противотанковая пушка образца 1938 г. пробивает с 1000 м 52 мм броню;
скорострельность ее 12 - 14 выстрелов в минуту. У танка БТ-7 толщина лобовой
брони 20 мм, а башенной - 15 мм, значит, каждый попавший снаряд будет для танка
фатальным.
Предлагаю
решить простую арифметическую задачу: сколько снарядов выпустит по
приближающемуся танку пушка, если его скорость 100 км/час? Ответ: если огонь
будет открыт с километра (а он может быть открыт и с большего расстояния),
пушка успеет выстрелить 7-9 раз. Это практически гарантирует, что первый танк
загорится и остановится. Остальные начнут врезаться друг в друга. Так
закончится это "вторжение по Резуну". Если предположить (допустить),
что танки будут двигаться медленнее, легче им не станет: пропорционально
уменьшению скорости будет увеличиваться время пребывания под убийственным
огнем. В заключение приведем выдержку некоего автора о действиях колонн
советских войск в финской войне: "Советская колонна танков, мотопехоты,
артиллерии идет по лесной дороге. Вправо и влево сойти нельзя - мины. Впереди -
мост. Саперы проверили - мин нет. Первые танки вступают на мост, и вместе с
мостом взлетают на воздух: заряды взрывчатки были вложены в опоры моста еще во
время строительства; обнаружить их не так просто, а если заряды и будут
обнаружены, то любая попытка их снять приведет к взрыву. Итак, советская
колонна во много километров длиной, как огромная змея, остановлена на дороге.
Теперь наступает очередь финских снайперов. Они не спешат: хлоп, хлоп. И снова все тихо в лесу. И снова: хлоп,
хлоп. Снайперы бьют откуда-то издалека. Снайперы бьют только советских
командиров: хлоп, хлоп. И комиссаров
тоже. Прочесать лес невозможно: мы же помним - справа и слева от дороги
непроходимые минные поля. Любая по пытка советских саперов приблизится к
взорванному мосту или обезвредить мины на обочинах дороги завершается одиноким
выстрелом финского снайпера: хлоп! Советская 44-я стрелковая дивизия, запертая
на трех параллельных дорогах у трех взорванных мостов, за день боя потеряла
весь командный состав. И в других дивизиях - та же картина: замерла колонна, ни
вперед, ни назад. А ночью по советской колонне минометный огонь откуда-то из-за
дальнего леса. Иногда ночью по беспомощной колонне - длинная пулеметная очередь
из кустов, и снова все тихо.
Говорят , Красная Армия показала
себя в Финляндии не с лучшей стороны. Истинная правда. Но представим на месте советской
дивизии дивизию любой другой армии. Что делать в такой ситуации? Оттягивать
колонну назад? Но тяжелые артиллерийские тракторы с огромными гаубицами на
крюке толкать назад свои многотонные прицепы не могут. А снайперы по водителям
тракторов: хлоп, хлоп. С горем пополам колонна задним ходом пятится назад, а
позади в это время взлетает в воздух еще один мост. Колонна заперта. У того,
другого, моста тоже все подходы заминированы, и снайперы там тоже не торопятся
- по командирам, комиссарам, по саперам, по водителям: хлоп, хлоп."
Кто же этот автор, cмакующий гибель советских
людей, попавших в беду? Одно "хлоп, хлоп" чего стоит. Да это сам
Суворов - Резун, стр.106 его опуса "Ледокол"! Однако опроверг сам
себя он при этом ей-ей неплохо. Комментарии, по-моему, излишни.
(Далее вновь следует текст А.Колганова)
Следует добавить, что скоростной танк вполне
вписывался в советскую военную доктрину, которая и предполагала необходимость
достижения победы только наступательными действиями на чужой территории, в чем,
конечно, сказалось авантюристическое пренебрежением Сталиным возможностью
вынужденного или преднамеренного перехода к стратегической обороне. Однако
зачем же столько пафоса для доказательств очевидного и давно известного? Позже
будет ясно, зачем.
Чтобы
усилить впечатление от "наступательного танка" БТ, Резун повествует о
разработке с 1938 года колесно-гусеничного танка А-20 (индекс А расшифровывается им как
"автострадный"). "Главное назначение А-20 - на гусеницах добраться
до автострад, а там, сбросив гусеницы, превратиться в короля скорости" -
объясняет Резун (31). Вывод - сталинские танки готовились не к обороне, а к
войне на территории Западной Европы, поскольку только там были автострады.
Постойте,
но что это за танк - А-20? Разве такой танк был в Красной Армии? Да, был.
Получив в ходе дальнейшей конструкторской разработки обозначения сначала А-30,
а затем А-32, он стал известен в Красной Армии
под именем Т-34. Это танк не колесно-гусеничный, а широкогусеничный,
предназначенный для действий на труднопроходимой местности. Конструкторы, в процессе
работы над опытными образцами, отказались от концепции колесно-гусеничного
танка. Неужели они это сделали вопреки воле Сталина думать только о
наступлении, а к обороне ни в коем случае
не готовиться? (Далее мы убедимся, что Резун тратит огромное число страниц,
чтобы уверить нас - Сталин об обороне и не помышлял!).
2.2. Авиация
Резун
стремится опровергнуть тот факт, что большинство самолетного парка Красной
Армии к началу войны составляли устаревшие машины. С этой целью он начинает
"реабилитировать" И-16. Но этот истребитель конструкции Поликарпова
в реабилитации не нуждается. Также, как
и танк БТ, для своего времени это была превосходная машина. Резун ссылается на
мнение Альфреда Прайса, который утверждает, что "по огневой мощи И-16 в
два раза превосходил "Мессершмидт-109Е" и почти в три раза "Спитфайр-1"
(32). ("Спитфайр" был в то время лучшим истребителем британских ВВС).
Но вряд ли в таких вопросах следует полагаться на чьи-то (пусть и весьма
авторитетные) мнения. Лучше обратиться к фактической стороне дела.
Первые
истребители конструкции Вилли Мессершмидта Ме-109В, с которыми столкнулись наши
летчики на И-16 в небе Испании в 1936 году, не превосходили наши машины по скорости,
и, имея менее мощный двигатель, уступали им в маневренности. Однако и про эти
самолеты нельзя сказать, что их вооружение было вдвое слабее. Но появившийся в
Испании в 1939 году Ме-109Е уже превосходил наши И-16 и по скорости, и по
мощности двигателя, а некоторые модификации - и по вооружению.
Тактико-технические
данные истребителей И-16 и Ме-109
Тип истребителя
скорость,
км/час
мощность
мотора, л.с.
вооружение
дальность
полета, км
И-16
462
900
4 пулемета калибра 7,62*
625
Ме-109В
470
610
4 пулемета калибра 7,9
…
Ме-109Е1
570
1100
4 пулемета калибра 7,9*
660
*- Имелись модификации И-16 с пушечным вооружением, но их
было выпущено немного.
** - последующие модификации Ме-109Е имели 20-мм пушку и 2
пулемета. Вместе с пушечным Ме-109F они
составляли костяк истребительной авиации Германии в начале войны с СССР.
Источники: История 2-й мировой войны. М.: Воениздат, 1974,
т.3, с. 323, 424; Яковлев А.С. Цель жизни. М.: Политиздат, 1969, с. 177-178.
Что
касается английских самолетов, то даже устаревший "Харрикейн" имел
скорость 520 км/час, т.е. больше, чем у И-16. А "Спитфайр" обладал
скоростью в 585 км/час. Вот вооружение у них, действительно, было не сильнее, чем у И-16, но ни о каком
тройном превосходстве и здесь говорить не приходится.
Кроме
того, И-16 был не только явно слабее Ме-109Е, но и уступал в скорости основным
немецким бомбардировщикам. И-16 еще мог догнать устаревшие машины Хе-111 (435
км/час) и Ю-87 (400 км/час), но не мог тягаться с Ю-88 (472 км/час) и До-217
(515 км/час). Хорош истребитель, который не может догнать бомбардировщик! А
ведь кроме И-16, самолетный парк Красной Армии состоял из истребителей-бипланов
И-15, И-15бис и И-153, имевших еще худшие характеристики.
Основным
бомбардировщиком в нашей армии был тогда СБ, значительно уступавший даже
устаревшему Хе-111 и по дальности полета (более чем в 2,5 раза), и по бомбовой
нагрузке, и по вооружению (20-мм пушка и 6 пулеметов 7,9 мм у
"Хейнкеля" против 4 пулеметов 7,62 мм у СБ).