1. Чем
похожи и чем отличаются разные
поколения россиян?
Беспрецедентный
по масштабам системный кризис российского
общества вызвал существенные изменения в
его социальной структуре. В период распада
индустриальной экономической структуры
образование, квалификация и профессия
стали терять значение базисных социальных характеристик, определяющих самосознание и мироощущение человека. Вместе с тем, всё
более ощутимую роль в качестве фактора
социальной дифференциации стали играть
различия между поколениями в восприятии
прошлого и настоящего России, например,
показателен в этом смысле график,
отражающий позиции представителей
различных поколений на утверждение, что “преступления
сталинизма перед людьми и народами ничем
оправдать нельзя” (график 1). Похожим
образом, но с обратной направленностью
выглядят “кривые мнений”, отражающие
отношение россиян к идеям марксизма, к
западной демократии и либерализму (график 2
и 3).
График
1
Доля считающих, что “преступления
сталинизма перед людьми и народами
ничем оправдать нельзя”, в составе
разных когорт, в %
Различие
по поколениям хорошо видны и на примерах
отношения респондентов к
понятию "Отечество" (рис.1), мнений
респондентов о степени доверия в
отношениях между людьми в "брежневский"
период (рис. 2), а также и том, что СССР был
первым государством во всей истории России,
обеспечившим социальную справедливость
для простых людей (рис. 3).
Оценки
респондентами событий, которыми можно
гордиться в прошлой истории, отражены в таб.
1. Следует обратить внимание на выявленные
проблемы и ситуации, по которым
различные поколения россиян имеют сходные
мнения.
Так,
подавляющее большинство россиян гордится
Победой в Великой Отечественной войне (свыше
80%) и послевоенным восстановлением страны
(70%). Около ⅔ населения гордится великими
российскими поэтами, писателями,
композиторами и столько же достижениями
советской космонавтики и космической
техники.
Упомянем
в этой связи прежде всего об оценке
деятельности Петра I и петровских
преобразований, которые вызывают
восхищение в целом у половины россиян (а по
некоторым регионам и социальным группам до
двух третей населения).
График
2
Доля считающих, что “идеи марксизма
были верны”, в составе разных когорт, в %
График
3
Доля россиян, считающих, что
“западная демократия, индивидуализм и
либерализм – это ценности, которые
россиянам не подходят”, в составе разных
когорт, в %
Рисунок 1
Доля россиян,
считающих для себя очень важным или
устаревшим понятие “Отечество”,в составе
разных когорт, в %
Таблица 1
События
прошлой истории России, которыми гордятся
различные поколения россиян, в %
Чем гордятся россияне
Когорты (лет)
16-24
25-35
36-45
46-55
56-65
1.
Восстановлением
страны после Великой Отечественной войны
55,9
65,2
71,0
76,2
80,6
2.
Великими
российскими поэтами, писателями, композиторами
71,6
66,7
62,9
57,0
54,9
3.
Достижениями
космонавтики и космической техники
56,9
62,4
58,8
62,5
60,9
4.
Авторитетом
России в мире
14,9
14,4
24,1
25,9
29,8
5.
Демократическими
свободами, которые имеются сегодня в России
6,9
4,5
4,4
3,3
2,6
6.
Российской
армией
14,2
10,1
16,0
18,7
20,1
7.
Системой
образования
20,6
18,4
26,4
29,8
29,1
8.
Выдающимися
российскими царями и царицами
16,1
13,2
12,2
9,8
7,3
9.
Победой
в Великой Отечественной войне 1941–45гг.
83,2
78,1
81,0
81,0
83,9
Рисунок 2
Доля россиян,
считающих характерным для брежневского и
нынешнего периодов доверие между людьми, в %
Рисунок 3
Доля
россиян, считающих, что “СССР был первым
государством во всей истории России,
обеспечившим социальную справедливость
для простых людей”, в составе разных когорт,
в %
Из
этих данных следует: несмотря на то, что
между старшим, средним и младшим
поколениями имеются значительные
расхождения в оценочных суждениях,
социокультурный мир России не “рассыпался”.
Хотя, надо заметить, в нынешних условиях его
единство поддерживается не столько на
рациональном уровне (единая идеология,
наличие общих целей и интересов), сколько на
уровне сопереживаний и образов. Такое
единство, безусловно, достаточно хрупко:
оно легче поддерживается, пока общество
находится в относительно пассивном
состоянии, не требующем однозначного
выбора общей для всех (или большинства)
программы действий, и может рассыпаться под
воздействием резких поворотов событий.
Вместе с тем, оно обеспечивает
психологическую самозащиту людей в
условиях неопределенности, позволяя
сохранять чувство общей судьбы и “большое”
идентификационное поле, в рамках которого и
сохраняется реальный смысл понятия нации.
Несмотря
на то, что в последние годы развитие
российского общества с точки зрения “естественного”
чередования статусных позиций поколений
было во многом аномальным, преемственная
связь поколений, в основном, сохранилась.
Правда, молодые россияне прагматичнее и
отчасти циничнее 40-летних и тем более 60-летних.
Однако их способ мышления и ценностные
ориентации в целом достаточно близки к
установкам их отцов и старших братьев.
В свою
очередь, старшие возрастные группы гораздо
в большей степени привержены “эпохе застоя”,
особенно негативно воспринимают
сегодняшнюю ситуацию и меньше, чем молодые,
склонны идеализировать дореволюционную
Россию. Однако во всех возрастных
категориях идентификация с брежневским
периодом оказалась заметно более высокой,
чем с остальными историческими эпохами. И
для всех категорий характерно полное
отчуждение от нынешней России, которая
воспринимается гражданами страны как
общество бездуховности, криминала и
коррупции (табл. 2).
Анализ
данных исследования позволяет
констатировать наличие общего для всех поколений и всех
возрастных когорт референтной
исторической эпохи. В качестве таковой
выступает советский
период истории. Хорошо знакомый
практически всем ныне живущим россиянам, он
дает им основной запас понятий,
представлений и непосредственных
жизненных впечатлений, из которых
складывается живой социальный опыт.
Разумеется, его дополняет опыт, почерпнутый
в новой России. Однако последний является
уже вторичным и как бы “накладывается” на
опыт, сформированный советской эпохой.
Реально
это означает, что россияне склонны судить о
настоящем и оценивать тенденции развития
страны с позиции своего жизненного опыта, т.е.
во многом со специфически “советских”
позиций. Не обязательно ортодоксально
советских и прокоммунистических, но тем не
менее все-таки советских, в том же самом
смысле, в каком христианская ересь также
принадлежит христианству, как и
официальная позиция церкви.
Судя
по полученным данным, советский опыт в
народном его понимании (далеко не
совпадающем с официальной идеологией КПСС)
имеет в России парадигмальное значение и в
обозримой перспективе
будет выступать
в качестве
“мерки
Таблица
2
Характеристики,
присущие, по мнению населения, тем или иным
историческим периодам России или СССР, в %
Качества,
присущие различным этапам
Это подходит к:
истории
России
России до 1917 г.
СССР при Сталине
СССР при Брежневе
Современной России
Затруднились ответить
1.
Тяжелое
экономическое положение
13,1
9,2
4,0
77,2
1,0
2.
Страх
2,6
67,9
1,9
30,9
0,9
3.
Социальная
защищенность
6,2
6,4
78,0
7,5
3,2
4.
Наличие
идеалов
18,3
46,0
30,8
6,5
2,9
5.
Межнациональные
конфликты
5,4
7,3
3,8
85,9
1,7
6.
Дисциплина,
порядок
6,4
80,7
11,7
1,3
1,8
7.
Быстрое
экономическое развитие
21,1
42,5
27,8
7,3
2,9
8.
Подъем
сельского хозяйства
29,2
27,3
39,5
2,1
3,9
9.
Жизнерадостность
7,0
10,9
71,1
9,3
3,1
10.
Успехи
в искусстве
34,5
8,1
48,7
9,6
2,3
11. Доверие
между людьми
19,9
5,3
65,1
7,4
3,8
12. Возможности
профессионального
роста и карьеры
3,7
4,5
50,6
41,2
2,3
13. Возможность
стать богатым человеком
10,0
0,7
5,8
84,3
1,8
14. Преступность,
бандитизм
2,6
3,5
2,8
93,5
0,9
15. Любовь
к Отечеству
28,9
51,6
22,4
5,2
1,6
16. Успехи
в образовании
8,1
18,4
65,1
9,4
2,5
17. Авторитет
в мире
18,1
41,7
35,3
7,1
2,3
18. Бюрократия
5,8
6,3
57,2
35,3
2,4
19. Кризис
6,3
3,4
10,4
82,2
1,6
20. Гражданские
и политические свободы
10,0
1,7
15,5
71,7
3,2
21. Успехи
в науке и технике
4,6
21,0
66,9
9,7
2,0
22. Чувство
гордости
13,4
39,8
39,8
7,9
3,4
23. Неуверенность
в своем будущем
4,0
6,4
2,4
88,0
1,4
24. Уважение
к Православной церкви
65,0
1,9
3,5
32,4
1,7
25. Мощная
промышленность
7,6
39,1
49,0
5,2
3,0
26. Социальная
несправедливость
11,9
10,3
7,0
75,1
1,6
27. Коррупция,
взятки
2,9
2,0
23,2
77,7
1,0
28. Бездуховность
2,1
12,3
9,3
77,4
1,2
должного”,
по которой будут оцениваться основные
события, текущая политика, ведущие
политические фигуры и вся социальная
действительность в целом. В этом смысле
нынешняя жизнь воспринимается
значительной частью россиян как нечто не “нашенское”,
как вынужденный “боковой ход”, который
имеет смысл и оправдание только в том
случае, если он приведет в перспективе к
становлению “нормального” положения
вещей. Острый финансово-экономический и
политический кризис, поразивший Россию в
августе–сентябре 1998 г., только укрепил
данное массовое убеждение.
Принципиальное
значение имеет зафиксированный в ходе
исследования факт, что советская эпоха не
просто “довлеет” над сознанием россиян, а
принимается ими достаточно сознательно.
Характерно, что несмотря на антисоветскую
тональность многих влиятельных СМИ,
россияне не склонны огульно очернить
советский период. Только 18,4% опрошенных
согласились с утверждением, что “во всей 70-летней
истории Советского Союза найдется мало
того, чем россияне могли бы гордиться”, а
три четверти опрошенных не согласились с
этим.
В этой
связи можно констатировать провал попыток
нынешних властей укрепить свое положение
путем демонстрации символических связей с
дореволюционной Россией и представить свою
деятельность как возвращение страны на “нормальный”
путь развития после “70-летнего кошмара”.
Россияне отходят от идеологизированных
стереотипов с их предпочтениями “красных”
или “белых”. Они уже не воспринимают “красных
бойцов” как “героев”, а белых как “классовых
врагов”. Отношение к дореволюционной
России в целом стало многомерным.
Октябрьской революцией 1917 г. ныне
гордятся лишь 8% россиян, а около четверти
населения вообще считает, что без нее всем
сейчас жилось бы лучше. И тем не менее
борьбой белых против большевиков
восхищается всего 2,5% россиян, т.е. на
порядок меньше числа тех, кто в принципе
относится к революции отрицательно. И это,
заметим, несмотря на общеизвестный факт
существования и даже популярности “белогвардейской
романтики” и эстетизации белого
офицерства во многих популярных
произведениях искусства.
Итак, у нас есть веские основания
сделать вывод о том, что “советская
парадигма” не только не разрушилась, но и
не поддается вытеснению из массового
сознания. Со времени известной
перестроечной кампании конца 80-х годов по
ликвидации “белых пятен” истории, она
постепенно демифологизировалась и
приобрела сравнительно рациональный
характер. Чувство “исключительности”
советского строя исчезло, но чувство личной
сопричастности “советской жизни”, пусть
даже окрашенное чувством горечи, осталось.
Ныне ресурс давления на парадигму “советской
эпохи” исчерпан: удивить или шокировать
россиян какими-то новыми разоблачениями
уже невозможно. По крайней мере, на
ближайшие 10 лет “советская” тональность
сознания россиян сохранится и будет в
значительной степени определять характер
их самоидентификации.