НОВАЯ КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ
И МОДЕРНИЗАЦИЯ
ПРОИЗВОДСТВА
Яков Керемецкий
Развитие
процесса адаптации капитала как отношения власти к информационной стадии
развития производительных сил в постиндустриальном обществе проявляется в
появлении новых подходов к организации производства, обосновываемых новыми
теориями управления.
Все
подходы в большей или меньшей степени отражают изменение отношений зависимости
на производстве, вызываемое возрастанием значения использования творческого
потенциала непосредственных производителей - их интеллекта, знаний,
воображения, профессионально-квалификационного опыта, - для создания эффективного
конкурентоспособного производства. Использование творческого потенциала
работников развитием у них высокой мотивации к
труду в принципе невозможно без вовлечения их в принятие управленческих решений на различных
уровнях и социально-психологической интеграции в систему власти на
производстве. В этом заключается главная причина растущей неадекватности
традиционных для капитализма деспотических
отношений командования и подчинения (получивших высшую степень развития в тейлористской организации производственного
процесса) современным производительным силам. Разрешение этого противоречия
проявляется в демократизации организационных структур управления и гуманизации
капиталистических отношений производства.
При
рассмотрении действия тенденции к демократизации и гуманизации капитализма в
современной отечественной и западной научной литературе наблюдается склонность
рассматривать эту тенденцию как прямолинейный постоянно набирающий силу
необратимый процесс радикального изменения отношений производства капитализма,
объективно стирающий различия между ним и демократическим социализмом. Такая склонность особенно
характерна для представителей морально-этического обоснования трансформации
капитализма в гуманный капитализм, способный полностью преодолеть отношения
господства и подчинения.
Объективная
идеализация процесса демократизации отношений
производства возможна только при условии абстрагирования от реальной, эмпирической сложности и необычной
противоречивости процесса перераспределения власти в современном производстве.
Но
процесс идет, и это требует конкретно-содержатель-
__________________
Керемецкий
Яков - д.э.н., ведущий научный сотрудник Института труда РАН
ного исследования его противоречий и особенностей протекания.
В
современном производстве наибольшую степень его демократизации и гуманизации,
безусловно, обеспечивает т.н. социально-культурный подход к организации
производственного процесса, разрабатываемый социальной антропологией. Этот
подход обосновывает необходимость
замены иерархического управления приказами и распоряжениями, подчинительных отношений,
управлением с помощью идей и моральных ценностей для максимально возможного использования
коллективного творческого потенциала работников на основе создания трудовой
общности, отождествляющей свой общий интерес с интересом развития
высокоэффективного производства. Социально-культурный подход ставит своей целью
создать на производстве новый
социальный порядок как альтернативу социальному порядку бюрократической организации процесса
производства.
Социально-культурный
подход ведет к созданию культуры корпораций, противопоставляемой
"феодальной" культуре традиционных бюрократических организаций
экономической власти. Культура корпораций рассматривается как система неформальной
организации производства, основанной на изменении отношений, поведения,
социальной психологии управляющих и управляемых. Культура корпораций создается
развитием взаимосвязи между изменением "философии" принципов управления,
взгляда на роль "человеческого фактора" в современном производстве,
превращением моральных ценностей в нормы производственных отношений.
На
предприятиях с собственностью работников новая культура корпораций превращается в "культуру
собственности", обеспечивающую превращение рабочих-акционеров в ответственных
собственников-предпринимателей.
Демократизация
структур управления в компаниях с собственностью работников строится на
следующих постулатах "новой философии управления":
-
рабочие способны участвовать в управлении производством;
-
когда люди вносят свой вклад в выработку и принятие решений, производственные
проблемы решаются наилучшим образом;
-
когда люди сами решают, как им самим организовать свою работу на своем рабочем
месте - эффективность производственного процесса возрастает;
-
люди - наиболее ценный источник получения информации для принятия безошибочных
управленческих решений;
-
когда работники участвуют в принятии решений, они получают удовлетворение от
работы и приобретают чувство преданности своей организации;
-
люди могут развивать свои знания относительного того, как принимать важные
решения для повышения своей трудовой активности;
-
групповые решения проблем более эффективны, чем индивидуальные, если все
участники заинтересованы в решении проблем;
-
организации экономической власти должны иметь долгосрочную стратегию развития
людей как ответственных работников, так как
это ведет к повышению их ценности как производителей.
Культура
корпораций строится на принятии менеджментом ценностей - взаимоуважения,
равенства в обращении, справедливости,
солидарности, доверия и превращения этих моральных ценностей в нормы отношений с управляемыми. Новая
культура корпораций объединяет менеджмент и рабочих чувством общности
интересов, социально-психологически интегрирует их в систему производства. Трудовой коллектив превращается в
"команду", в трудовую
общность, ориентированную на получение самых высоких производственных
результатов. Создание чувства общности - центральная задача нового подхода к управлению.
Добиваясь
моральной власти, высшие управляющие объективно усиливают свой контроль на
производстве. К принятию моральных принципов управления ведет их понимание, что
авторитарное, элитическое пренебрежение к рабочим - это утрата реальной власти
на производстве.
Социально-культурный
подход к управлению, создающий корпорационную культуру, ставит своей целью
развивать у агентов производства чувство и сознание коллективной ответственности
за результаты деятельности компании, сделать так, чтобы обеспечение ее финансового успеха стало личным интересом
каждого члена трудового коллектива. И это удается с наибольшим успехом сделать
в компаниях, где работникам принадлежит
большая доля акционерного капитала - и особенно в корпорациях, где они владеют
100% собственности. В таких корпорациях высший менеджмент вынужден принимать
принцип перераспределения власти на производстве для максимально возможной
замены иерархического управления управлением с помощью идей и ценностей.
Социальное разделение труда не допускает полного исключения иерархии из
отношений производства и в этом заключается главная причина противоречий методу
системой ценностей участников
производства и практикой управления для обеспечения конкурентоспособности рыночного
производства, как это, в частности, демонстрирует кооперативы
"Мондрагон".
О
том, к каким изменениям в сознании рабочих-акционеров приводит развитие
культуры собственности, автор мог составить представление, интервьюируя их во
время проведения своих исследований отношений производства в компаниях с
демократической структурой управления. Вот типичные ответы рабочих корпорации
"Фасенерс" на вопрос, чем, на
их взгляд, отношения производства в компаниях с культурой собственности
отличаются от отношений производства в традиционных частнособственнических
корпорациях:
"Я
счастлив, что я - coбcтвенник. Чувствую себя членом семьи. Стараюсь выполнить работу лучше, чем в то
время, когда компания принадлежала одному собственнику. У нас на производстве
нет иерархии в отношениях, так как каждого управляющего, включая президента, мы
выбираем голосованием. Все вопросы решаем вместе".
"В
традиционных корпорациях управляющие отделены от рабочих. Там существует двухклассовая система. У нас
же - одноклассовое общество или, можно
сказать, бесклассовое. Если у меня появилась
идея, иду к управляющему и мы вместе обсуждаем, стоящая ли она. У нас с
ним равные права, потому и отношения хорошие".
"Вы
знаете, почему я ушел из частной компании? Там у меня не было стимула. Объясняю: в обычной компании
есть только рабочее место. Допустим, вам говорят: "Друг, сделаешь работу
быстрее, получишь больше денег". Вот и весь стимул. Здесь - другое: у нас
у всех есть стимул выполнять работу лучше для того, чтобы денег было больше у
нашей компании. Чем больше их будет у нее, тем больше будет доля собственности
у каждого из нас. Мы все заинтересованы в финансовых делах компании. Такого
интереса нет у рабочих в традиционных фирмах,
поэтому они менее прибыльны. Там акционеры и высшие управляющие никому не
отдают контрольный пакет акций и не подпускают рабочих к принятию
решения".
Если
превращение рабочих в ответственных собственников - это стратегия менеджмента,
ставящая своей целью увеличить моральную власть для обеспечения превосходства
над конкурентами - частнособственническими корпорациями, - то тогда
главным условием ее успешного
осуществления становится развитие отношений доверия между управляющими и
управляемыми на производстве. Развитие отношений доверия - альфа и омега
создания новой культуры корпораций. Работа в традиционных корпорациях
убеждает рабочих только в одном: то,
что делает менеджмент, направлено на усиление их зависимого положения на
производстве и повышение степени их эксплуатации, интенсификации труда.
Преодоление у рабочих недоверия к власть имущим достигается только
действиями, убеждающими рядовых
работников, что высшие управляющие искренне
привержены идее вовлечения их в управление, не имеют никаких
"задних мыслей", честны в намерениях и руководствуются принципами
справедливости, равенства и уважения к человеческой личности в своем отношения к рабочим. Но одного
утверждения моральных норм поведения на производстве недостаточно для развития
отношений доверия. Преодоление антагонизма доверием требует максимально
возможного уменьшения социальных дистанций по доходу между управляющими и
управляемыми и ликвидации символов статусных различий и реальных статусных
привилегий. В компаниях с культурой
корпорации разница в доходах между высшими менеджерами и рабочими в среднем не
может превышать соотношений 1:3, 1:4.
Без принятия принципа уменьшения социального неравенства на производстве
развитие культуры корпораций принципиально невозможно. Уменьшение социальных
дистанций предполагает наделение рабочих-собственников властью принимать вместе
с управляющими решения о распределении
прибылей. На предприятиях с собственностью работников создаются системы
долгосрочного и краткосрочного материального стимулирования. Долгосрочное
стимулирование - накопление капитала и рост стоимости акций на основе принятия
работниками решений о реинвестировании
капитала. Краткосрочное стимулирование - выплата дивидендов, участие в
разделении прибылей. Изменение
отношений распределения на основе участия рабочих-собственников в
принятии решений о разделении производственного дохода - важнейшее
экономическое условие преодоления у них психологии наемников психологией
хозяев.
Освобождение
работников от психологии наемников требует создания систем открытого
управления. Открытость управления - это отказ менеджмента от монополии на
информацию и управленческие знания. На такой монополии создаются все
авторитарные системы власти. Культуру
собственности оказываются способными создать только те руководители, которые
принимают идею: информация не должна
быть орудием власти и средством запугивания, контроля или манипуляции людьми.
Она должна быть средством образования
менеджеров и рабочих, их обучения работать вместе для достижения одних
целей.
Компании,
поставившие перед собой цель превратить рабочих в общественных собственников через развитие новой культуры
корпораций, разрабатывают программы обучения, которые должны дать работникам
ответы на вопросы, что такое занятие бизнесом в рыночной экономике, владение
собственностью и финансовые операции.
Рабочие
должны знать, что такое структура собственности, акций, как устанавливается
стоимость акций, что такое прибыль и как она
распределяется, почему необходимо реинвестирование прибыли, делает ли
компания деньги, насколько эффективно она функционирует, какую выпускает
продукцию, кто ее заказчики-покупатели, каковы их требования к продукции, кто конкуренты, какова стратегия компании
к выживанию и достижению успеха в условиях конъюнктуры рынка.
Образование
рабочих строится на прагматическом убеждении, что чем больше рабочие знают
о деятельности компании, тем лучше они работают. И чем больше рабочие
понимают, тем скорее они могут себе
объяснить действия руководства и одобрить их. В этом случае устраняется одна из
главных причин социальной напряженности
в отношениях производства - психология обвинения начальства.
В
компаниях с культурной собственностью важнейшей обязанностью менеджеров
становится объяснение рабочим смысла решений, принимаемых высшим руководством.
Создание культуры собственности
предполагает также обучение и подготовку управляющих низшего и среднего
звена к методам выработки и принятия решений совместно с рабочими-собственниками. В компаниях с
культурой собственности создается новый
тип управляющего и новый тип рабочего-хозяина.
Новый тип менеджера - это менеджер-наставник, эксперт и координатор
работы автономных производственных бригад.
Но
путь к созданию нетрадиционных компаний тернист и требует от тех, кто на него
вступил, большого терпения и выдержки. Психология, порождаемая отношениями
зависимости системы наемного труда, укоренялась столетиями. И преодолеть ее
развитием культуры собственности в
"одночасье" - самая большая иллюзия тех, кто рассчитывает на быстрое
превращение работников в ответственных собственников. В любой компании,
проводящей политику интеграции рабочих в систему производства развитием
культуры собственности, есть рабочие с развитым классовым сознанием, которые
оказывают сопротивление этой политике
из идеологических соображений. Это в
первую очередь относится к рабочим, организованным в профсоюзы. Культуру
собственности они рассматривают как средство усилить социальную власть
менеджмента на производстве, заменяя приверженность рабочих к своей классовой
организации лояльностью к руководству компании.
Этим
рабочим нельзя отказать в понимании фундаментальной противоречивости интересов
труда и капитала при любом подходе к организации капиталистического производства
Развитие
культуры корпораций обеспечивает неоспоримое
превосходство компаний с человеческим лицом по всем экономическим
показателям над традиционными компаниями с подчинительными отношениями на производстве.
Но
признание необходимости применять социально-культурный подход для создания
высокоэффективного производства не выходит за пределы риторики у менеджмента
большинства корпораций. Менеджмент с большим опасением относится к созданию
новой культуры на производстве, так как это ведет к перераспределению власти на
производстве в пользу работников и, что еще опаснее, к повышению уровня их требований к участию в организации
производственного процесса.
Сопротивление менеджмента - главная
причина ограниченного распространения
социально-культурного подхода к модернизации
современного производства.