НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ
Начало Вверх

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

Эмиль Рудык

Как показывает опыт мирового экономического развития и, в частности, опыт проведения экономической модернизации, приватизационные  процессы периодически сменяются процессами национализации - обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (полностью или частично,  де-юре и особенно де-факто в рамках набирающего силу общемирового  процесса диффузии или расщепления прав собственности).

Только во Франции за последние 60 лет были проведены три широкомасштабные национализации. Одна - до второй мировой войны: военной  промышленности (Закон от 11 августа I936 г.) и железных дорог (Чрезвычайный закон от 31 августа I937 г.). Две другие - после  второй мировой войны: Французского банка (Закон от 2 декабря I945 г.), четырех депозитных банков и 34-х страховых компаний (Закон от 25 апреля I946 г.), угольной промышленности (Закон от I7 мая I946 г., принятый вслед за Постановлением от 13 декабря I944 г.  и Постановлением от I2 октября I945 г., относившимися только к шахтам Севера и Па-де-Кале) газовой и электроэнергетической промышленности (закон от 28 апреля I946 г.), воздушного транспорта (Закон от 26 июня 1945 г.), заводов "Рено" и заводов Гнома и Роны  (Постановление от 16 января I945 г.), З9-ти крупнейших частных  банков, пяти крупнейших промышленных холдингов (генеральной электрической компании, компаний "Сен-Гобен",. "Пешинэ-Южин-Кульман",  "Рон-Пуленк" и "Томсон-Брандт"), Парижской, Нидерландской, а также  Суэцкой финансовых компаний (1981-1982 гг.).

 Изменение состава парламентского большинства во Франции в I986 и 1993 годах привело к приватизации части банков и промышленных компаний /"Париба", "Суэц", "Сосьете женераль", "Сен-Гобен", ГЭК.../.

Неоднократно проводилась национализация в Великобритании: Английского банка, угледобычи, электроэнергетики, газовой промышленности, черной металлургии, железнодорожного транспорта (1946 - 1949 гг.).  Не раз принимались решения о национализации в Италии (последней по  времени стала национализация электроэнергетики), в других странах  с рыночной экономикой. Разновидностью национализации является деприватизация - обращение в государственную собственность приватизированного ранее имущества. Примером повторной национализации может служить деприватизация черной металлургии в Великобритании в I967 году,  которая  была  национализирова-

____________________

Рудык Эмиль - Ин-т управления собственностью и предпринимательства

на в первые годы  после  второй  мировой  войны,  а затем  подверглась денационализации очередным правительством консерваторов.

 Под денационализацией обычно понимается обращение в  собственность граждан или юридических лиц государственного имущества, созданного в этой форме, либо ставшего государственным в результате предыдущей национализации. Решение об обращении в государственную собственность в порядке  национализации принимается, как правило, на основе закона, определяющего условия, порядок и механизм национализации конкретного имущества. В исключительных случаях национализация проводится путем принятия правительством специального постановления.

Инициатива в проведении национализации может исходить от субъектов законодательной инициативы. По мнению некоторых сторонников  проведения национализации в России - главным образом из числа оппозиции существующему  в стране режиму - такая инициатива может исходить также от политических партий, профсоюзов (признанных на общенациональном уровне) и трудовых коллективов предприятий негосударственных форм собственности (если за такое решение проголосовало  большинство членов трудового коллектива).

Цели национализации:

- сохранение предприятий и других объектов производственной и  социальной сферы, имеющих стратегическое значение для обеспечения  национально-государственной безопасности страны или необходимых обществу (для большинства российских предприятий характерно преобладание морально и физически устаревших производств. Согласно экспертным оценкам, около 80 процентов отечественных предприятий остро  нуждаются в модернизации производства. Только собственными силами  без государственной поддержки, а нередко без проведения санации  государством в качестве нового собственника, - по крайней мере, на  определенный отрезок времени, - частный российский капитал в настоящее время не может осуществить реконструкцию и финансовое оздоровление большинства своих предприятий, находящихся в банкротном или в предбанкротном состоянии);

- обеспечение экологической безопасности страны;

- защита потребителей от злоупотреблений, к которым может привести нахождение в частной собственности естественных монополий (не случайно, на Западе прибегали к национализации там, где не было возможности преодолеть негативные последствия естественной монополии рыночными методами. Такая ситуация может повториться и в России); 

- осуществление структурной перестройки народного хозяйства (в  случае если она не может быть проведена частным капиталом либо с  помощью традиционных мер государственного вмешательства в экономическую жизнь страны). Так, в частности, обосновывалась необходимость национализации угольных шахт в Великобритании (1946 - I949  гг.) и национализация во Франции пяти промышленных холдингов, 39-ти  банков и двух (финансовых компаний (1981 - 1982 гг.). Такая ситуация  также может повториться и в России, переживающей период деиндустриализации;

- пресечение незаконного перевода прибылей за границу;

- установление контроля за использованием финансовых ресурсов,  которыми располагают банки и другие учреждения кредитно-финансовой  сферы;

- обеспечение реализации главных социально-экономических целей, намеченных национальным планом и др.

Основания национализации:

- угроза экономической и национально-государственной безопасности страны;

- загрязнение предприятиями окружающей среды;

- банкротство предприятий и других необходимых обществу объектов производственной и социальной сферы;

- доминирующее положение предприятия или другого объекта производственной и социальной сферы в производстве того или иного вида  продукции и услуг, которое не может быть преодолено вследствие его  положения как естественной монополии или в силу других причин;

- незаконный перевод прибыли за границу;

- изменение профиля приватизированного предприятия или организации (в случае, когда это изменение противоречит общественным интересам);

- нарушения законодательства страны (в случаях, предусмотренных законом);

- иные основания, определенные законодательством о национализации (деприватизации).

Объекты национализации:

- изначально частные предприятия, подлежащие национализации;

- приватизированные ранее предприятия, подлежащие обращению в государственную собственность.

Способы национализации:

- принудительный: отчуждение имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц в пользу государства с возмещением  стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном  законодательством страны (в России - статьями 239 - 243, 306 Первой  части ГК РФ), либо без возмещения в качестве карательной меры, как  это имело место, например, в случае национализации заводов "Рено" и  заводов Гнома и Роны, владельцы которых активно сотрудничали с немецкими оккупантами и марионеточным правительством Виши. Законодательством Российской Федерации не предусматривается использование  такого способа национализации как конфискация по решению суда в  виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения.  Согласно пункту 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации, "принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может  быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения";

- добровольный: по инициативе граждан и юридических лиц - собственников имущества.

Размеры возмещения:

Они могут быть различными и прежде всего в зависимости от того,  о какой собственности, подлежащей приватизации, идет речь. Если национализация проводится в отношении изначально частной собственности (собственности, созданной ее владельцем), то размеры возмещения  могут быть определены исходя из рыночной стоимости имущества и убытков, которые могут возникнуть у собственника в результате национализации и с учетом "упущенной выгоды" владельцем собственности,  подлежащей переходу в государственную. Иное дело, когда принимается  решение об обращении в государственную собственность приватизированного ранее имущества, полученного его новым владельцем, причем  к тому же, как правило, по сильно заниженным ценам. В этом случае  размеры возмещения могут быть определены исходя, например, из сумм,  фактически уплаченных новым владельцем во время приватизации государственного имущества с учетом официально определенного коэффициента инфляции.

Формы (порядок)  возмещения:

- в валюте (в порядке, установленном законодательством страны);

- в виде государственных облигаций, подлежащих погашению по  истечении срока, определенного законодательством о национализации; 

- в иных формах, определенных законодательством о национализации.

Статус национализированного предприятия

Законодательство Российской федерации:

- государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (ГК РФ, Ч.1, Стр. 114);

- государственное унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (ГК РФ, Ч.1, Стр. 115).

Программа реформы государственных предприятий правительства Российской Федерации:

- государственное унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие)

- акционерное общество со 100 - процентной государственной собственностью (такое АО - речь идет об открытом акционерном обществе - не попадает ни под действие Типового устава акционерного общества открытого типа, утвержденного указом Президента Российской Федерации №721, ни под действие нового закона РФ "Об акционерных обществах").

Предложения оппозиции:

- государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения;

- самоуправляемое народное предприятие, основанное на праве "полномочного хозяйственного владения трудового коллектива" (учреждение такой организационно-правовой формы требует внесения соответствующих изменений и дополнений в ГК РФ).

Законодательство зарубежных стран:

- смешанное общество с долей государственного участия ("Эр-Франс" и др.);

- публичная корпорация, работающая в режиме, близком к традиционной частной фирме;

- казенное предприятие.

Вопрос о целесообразности или нецелесообразности проведения  национализации, масштабе, порядке и условиях ее осуществления должен решаться исходя из прагматических соображений, а не из идеологических постулатов: орудие социалистического переустройства российского общества и т.п. Тем более, что процесс национализации де-факто уже начался (ЗИЛ и др.). В условиях нарастания в обществе требования вернуть государству часть приватизированных предприятий промедление исполнительной и законодательной власти с решением вопроса  о национализации де-юре (вкупе с решением вопроса об управлении  государственной и национализированной собственностью) чревато опасностью утраты контроля над процессами, охватившими значительное  число приватизированных предприятий, со всеми вытекающими этого  последствиями.

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020