НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
И МОДЕРНИЗАЦИЯ
Эмиль
Рудык
Как
показывает опыт мирового экономического развития и, в частности, опыт
проведения экономической модернизации, приватизационные процессы периодически сменяются процессами
национализации - обращения в государственную собственность имущества,
находящегося в собственности граждан и юридических лиц (полностью или
частично, де-юре и особенно де-факто в
рамках набирающего силу общемирового
процесса диффузии или расщепления прав собственности).
Только
во Франции за последние 60 лет были проведены три широкомасштабные
национализации. Одна - до второй мировой войны: военной промышленности (Закон от 11 августа I936 г.)
и железных дорог (Чрезвычайный закон от 31 августа I937 г.). Две другие -
после второй мировой войны: Французского
банка (Закон от 2 декабря I945 г.), четырех депозитных банков и 34-х страховых
компаний (Закон от 25 апреля I946 г.), угольной промышленности (Закон от I7 мая
I946 г., принятый вслед за Постановлением от 13 декабря I944 г. и Постановлением от I2 октября I945 г.,
относившимися только к шахтам Севера и Па-де-Кале) газовой и
электроэнергетической промышленности (закон от 28 апреля I946 г.), воздушного
транспорта (Закон от 26 июня 1945 г.), заводов "Рено" и заводов Гнома
и Роны (Постановление от 16 января I945
г.), З9-ти крупнейших частных банков, пяти
крупнейших промышленных холдингов (генеральной электрической компании, компаний
"Сен-Гобен",. "Пешинэ-Южин-Кульман", "Рон-Пуленк" и
"Томсон-Брандт"), Парижской, Нидерландской, а также Суэцкой финансовых компаний (1981-1982 гг.).
Изменение состава парламентского большинства
во Франции в I986 и 1993 годах привело к приватизации части банков и
промышленных компаний /"Париба", "Суэц", "Сосьете женераль",
"Сен-Гобен", ГЭК.../.
Неоднократно
проводилась национализация в Великобритании: Английского банка, угледобычи,
электроэнергетики, газовой промышленности, черной металлургии, железнодорожного
транспорта (1946 - 1949 гг.). Не раз
принимались решения о национализации в Италии (последней по времени стала национализация
электроэнергетики), в других странах с
рыночной экономикой. Разновидностью национализации является деприватизация -
обращение в государственную собственность приватизированного ранее имущества.
Примером повторной национализации может служить деприватизация черной
металлургии в Великобритании в I967 году,
которая была национализирова-
____________________
Рудык
Эмиль - Ин-т управления собственностью и предпринимательства
на в первые
годы после второй мировой войны,
а затем подверглась
денационализации очередным правительством консерваторов.
Под денационализацией обычно понимается
обращение в собственность граждан или
юридических лиц государственного имущества, созданного в этой форме, либо
ставшего государственным в результате предыдущей национализации. Решение об
обращении в государственную собственность в порядке национализации принимается, как правило, на основе закона, определяющего
условия, порядок и механизм национализации конкретного имущества. В
исключительных случаях национализация проводится путем принятия правительством
специального постановления.
Инициатива
в проведении национализации может исходить от субъектов законодательной
инициативы. По мнению некоторых сторонников
проведения национализации в России - главным образом из числа оппозиции
существующему в стране режиму - такая
инициатива может исходить также от политических партий, профсоюзов (признанных
на общенациональном уровне) и трудовых коллективов предприятий негосударственных
форм собственности (если за такое решение проголосовало большинство членов трудового коллектива).
Цели национализации:
- сохранение предприятий и других объектов производственной
и социальной сферы, имеющих
стратегическое значение для обеспечения
национально-государственной безопасности страны или необходимых обществу
(для большинства российских предприятий характерно преобладание морально и
физически устаревших производств. Согласно экспертным оценкам, около 80
процентов отечественных предприятий остро
нуждаются в модернизации производства. Только собственными силами без государственной поддержки, а нередко без
проведения санации государством в
качестве нового собственника, - по крайней мере, на определенный отрезок времени, - частный российский капитал в
настоящее время не может осуществить реконструкцию и финансовое оздоровление
большинства своих предприятий, находящихся в банкротном или в предбанкротном состоянии);
- обеспечение экологической безопасности страны;
- защита потребителей от злоупотреблений, к которым может
привести нахождение в частной собственности естественных монополий (не
случайно, на Западе прибегали к национализации там, где не было возможности
преодолеть негативные последствия естественной монополии рыночными методами.
Такая ситуация может повториться и в России);
- осуществление структурной перестройки народного хозяйства
(в случае если она не может быть
проведена частным капиталом либо с
помощью традиционных мер государственного вмешательства в экономическую
жизнь страны). Так, в частности, обосновывалась необходимость национализации
угольных шахт в Великобритании (1946 - I949
гг.) и национализация во Франции пяти промышленных холдингов, 39-ти банков и двух (финансовых компаний (1981 -
1982 гг.). Такая ситуация также может
повториться и в России, переживающей период деиндустриализации;
- пресечение незаконного перевода прибылей за границу;
- установление контроля за использованием финансовых ресурсов, которыми располагают банки и другие
учреждения кредитно-финансовой сферы;
- обеспечение реализации главных социально-экономических
целей, намеченных национальным планом и др.
Основания национализации:
- угроза экономической и национально-государственной безопасности
страны;
- загрязнение предприятиями окружающей среды;
- банкротство предприятий и других необходимых обществу
объектов производственной и социальной сферы;
- доминирующее положение предприятия или другого объекта
производственной и социальной сферы в производстве того или иного вида продукции и услуг, которое не может быть
преодолено вследствие его положения как
естественной монополии или в силу других причин;
- незаконный перевод прибыли за границу;
- изменение профиля приватизированного предприятия или
организации (в случае, когда это изменение противоречит общественным
интересам);
- нарушения законодательства страны (в случаях, предусмотренных
законом);
- иные основания, определенные законодательством о национализации
(деприватизации).
Объекты национализации:
- изначально частные предприятия, подлежащие национализации;
- приватизированные ранее предприятия, подлежащие обращению в
государственную собственность.
Способы национализации:
- принудительный: отчуждение имущества, находящегося в
собственности граждан и юридических лиц в пользу государства с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в
порядке, установленном
законодательством страны (в России - статьями 239 - 243, 306 Первой части ГК РФ), либо без возмещения в качестве
карательной меры, как это имело место,
например, в случае национализации заводов "Рено" и заводов Гнома и Роны, владельцы которых
активно сотрудничали с немецкими оккупантами и марионеточным правительством
Виши. Законодательством Российской Федерации не предусматривается использование такого способа национализации как
конфискация по решению суда в виде
санкции за совершение преступления или иного правонарушения. Согласно пункту 3 статьи 35 Конституции
Российской Федерации, "принудительное отчуждение имущества для
государственных нужд может быть
произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения";
- добровольный: по инициативе граждан и юридических лиц -
собственников имущества.
Размеры возмещения:
Они
могут быть различными и прежде всего в зависимости от того, о какой собственности, подлежащей
приватизации, идет речь. Если национализация проводится в отношении изначально
частной собственности (собственности, созданной ее владельцем), то размеры
возмещения могут быть определены исходя
из рыночной стоимости имущества и убытков, которые могут возникнуть у
собственника в результате национализации и с учетом "упущенной
выгоды" владельцем собственности,
подлежащей переходу в государственную. Иное дело, когда принимается решение об обращении в государственную
собственность приватизированного ранее имущества, полученного его новым
владельцем, причем к тому же, как
правило, по сильно заниженным ценам. В этом случае размеры возмещения могут быть определены исходя, например, из
сумм, фактически уплаченных новым
владельцем во время приватизации государственного имущества с учетом официально
определенного коэффициента инфляции.
Формы (порядок) возмещения:
- в валюте (в порядке, установленном законодательством
страны);
- в виде государственных облигаций, подлежащих погашению
по истечении срока, определенного
законодательством о национализации;
- в иных формах, определенных законодательством о национализации.
Статус национализированного предприятия
Законодательство
Российской федерации:
- государственное унитарное предприятие, основанное на праве
хозяйственного ведения (ГК РФ, Ч.1, Стр. 114);
- государственное унитарное предприятие, основанное на праве
оперативного управления (ГК РФ, Ч.1, Стр. 115).
Программа
реформы государственных предприятий правительства Российской Федерации:
- государственное унитарное предприятие, основанное на праве
оперативного управления (казенное предприятие)
- акционерное общество со 100 - процентной государственной
собственностью (такое АО - речь идет об открытом акционерном обществе - не
попадает ни под действие Типового устава акционерного общества открытого типа,
утвержденного указом Президента Российской Федерации №721, ни под действие
нового закона РФ "Об акционерных обществах").
Предложения оппозиции:
- государственное унитарное предприятие, основанное на праве
хозяйственного ведения;
- самоуправляемое народное предприятие, основанное на праве
"полномочного хозяйственного владения трудового коллектива"
(учреждение такой организационно-правовой формы требует внесения
соответствующих изменений и дополнений в ГК РФ).
Законодательство зарубежных стран:
- смешанное общество с долей государственного участия
("Эр-Франс" и др.);
- публичная корпорация, работающая в режиме, близком к
традиционной частной фирме;
- казенное предприятие.
Вопрос о целесообразности или
нецелесообразности проведения
национализации, масштабе, порядке и условиях ее осуществления должен решаться
исходя из прагматических соображений, а не из идеологических постулатов: орудие
социалистического переустройства российского общества и т.п. Тем более, что
процесс национализации де-факто уже начался (ЗИЛ и др.). В условиях нарастания
в обществе требования вернуть государству часть приватизированных предприятий
промедление исполнительной и законодательной власти с решением вопроса о национализации де-юре (вкупе с решением
вопроса об управлении государственной и
национализированной собственностью) чревато опасностью утраты контроля над
процессами, охватившими значительное
число приватизированных предприятий, со всеми вытекающими этого последствиями.