III. ПРАКТИКА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО
И РАБОЧЕГО
ДВИЖЕНИЯ
НОВОЕ НАСТУПЛЕНИЕ НА ПРАВА ТРУДЯЩИХСЯ
Татьяна Чадова
Наиболее
яркой и характерной приметой изменений в системе трудовых отношений, как
результата проводимых в России реформ,
является “вывод из подполья” наемного труда, который, строго говоря, всегда составлял неотъемлемую часть нашей
действительности. Его официальное признание наряду с другими формами реализации
отношений собственности существенным
образом изменило структуру рабочей силы по статусу занятости. Сегодня работающих по найму в России насчитывается
57,3 млн. человек, что составляет 86,9% всего занятого населения. Одновременно
произошел резкий рост привлекаемых по найму работников в негосударственном
секторе экономики, а также в сфере малого и среднего частного бизнеса.
Только за период с 1990 по 1995 г.г. их численность возросла с 12,5 млн. до
31,2 млн. человек, или на 40,1%.
Поэтому
при анализе ситуации, складывающейся в области
наемного труда, нельзя не
учитывать, что за этими внушительными
цифрами стоят сегодня миллионы наших сограждан, представляющих практически все
социальные группы. И они справедливо
рассчитывают на государственную поддержку в защите своих законных прав в трудовой деятельности.
Однако
с сожалением приходится констатировать, что в настоящее время со стороны
государственных служб и структур
практически полностью утрачен контроль за соблюдением действующих законов в сфере труда. В то же
время существующая система трудового законодательства с ее формальными формами социально-правовой защищенности работников в
целом (а привлекаемых по найму - в особенности) не только вступила в противоречие
с реформируемой в настоящее время
системой трудовых отношений, но,
главное, не дает возможности работникам
наемного труда даже формально отстаивать свои права. А о реальных правах
сегодня приходится забыть.
Но самое
важное состоит в
том, что несоответствие
действующего КЗоТа (принятого в 1971 г.
с последующими из менениями и дополнениями в 1992 г) реальной ситуации в стране
привело к беспрецедентной практике нарушений законов го-
____________________
Чадова Татьяна -
экономист
сударства в
области социально-правовой защиты наемных работников в негосударственном
секторе экономики. Это не только пагубно отражается на всех аспектах политики
реформирования трудовых отношений, но обостряет и без того напряженную социальную
атмосферу в обществе. В настоящее время мы имеем редкую возможность наблюдать
становление психологии работника наемного типа не как равноправного члена
общества , а как совершенно бесправного, загнанного в угол человека, стремящегося
всеми силами не оказаться в рядах безработных, а потому согласного почти на
любые условия продажи своей рабочей силы.
Сейчас
в Госдуме проходят обсуждение новые законодательные документы в области
социально-правового регулирования трудовых отношений в негосударственной сфере
(Трудовой Кодекс РФ и Федеральный закон “Об особенностях регулирования трудовых
отношений в организациях, в отношении которых участники имеют обязательственные
права”). Они, казалось бы, и призваны обеспечить реальный уровень социальной
защищенности наемных работников. Однако уже сегодня на основании изучения проектов этих документов можно сказать,
что едва ли их реализация сможет ощутимым образом изменить к лучшему ситуацию в
этой области.
Предметом
регулирования Проектов трудового Кодекса и Закона являются отношения
индивидуального найма в результате
заключения индивидуального трудового договора между наемным работником и
работодателем. Данный договор следует рассматривать как основополагающий
документ, в котором должны содержаться все условия и взаимные обязательства
сторон, связанные с трудовой деятельностью.
Однако,
как отмечают сегодня практически все опрошенные нами респонденты (а это -
привлекаемые по найму работники), повсеместной, а, следовательно, типичной для предприятий негосударственной сферы вне
зависимости от профиля деятельности и
численности занятых становится практика вообще незаключения таких трудовых соглашений. Уже только это становится
грубейшим нарушением действующего КЗоТа и влечет за собой целую цепь
последующих правонарушений в оплате труда, режиме работы, процедуре увольнения наемного работника и
т.д.
Весьма
показательно, что в Проекте Закона (ст.11
п.2) в качестве обязательных
позиций индивидуального трудового договора между работодателем и работником
присутствуют лишь следующие: указание трудовых функций работника; периодичность
и порядок оплаты труда, а также период действия трудового договора. А такие
первостепенные и насущные для каждого работника вопросы, как размер и формы оплаты труда, время труда и отдыха, продолжительность и
периодичность предоставления отпуска, сроки уведомления о досрочном прекращении
индивидуального трудового договора по инициативе одной из сторон, а также
размер выходного пособия при увольнении работника по инициативе работодателя и
т.д. включены статьей 12 п.2 в число так называемых факультативных (или диспозитивных) условий трудового соглашения.
Иными словами, в устанавливаемых договором
трудовых отношениях происходит
явное смещение акцентов в пользу работодателя, а значимые условия трудового соглашения для работника как бы отодвигаются на второй план или вообще
исчезают.
Помимо
этого, по ст.8 п.1-2 Проекта Закона и
ст.14 Проекта трудового Кодекса
устанавливается, что индивидуальный трудовой договор может быть заключен как в
письменной, так и в устной форме.
Такую позицию разработчиков Закона о труде трудно объяснить иначе как
сознательным закреплением работодателя в качестве приоритетной, а не
равноправной фигуры в трудовых отношениях. При данной редакции Закона нетрудно
предвидеть ситуации, когда при возможных
конфликтах (с самим работником
или в комиссии по разрешению трудовых споров), ответ может быть таков: нет
договора в письменном виде - нет и его нарушений.
Эта тема получает неожиданное развитие в п.3 той же ст.8 и ст.14, согласно
которым такой договор все же должен быть оформлен письменно не позднее 14 дней со дня фактического допуска работника
к работе. В противном случае организация или работодатель должны выплачивать
работнику 3% размера его ежемесячной оплаты труда за каждый день просрочки
оформления. Это становится, по сути, обоюдоострой мерой, поскольку в дальнейшем сможет решаться двояким образом в
зависимости от того, что станет выгоднее самим договаривающимся сторонам:
работодателю - не заключать письменного договора с работником и уплачивать
ежемесячный штраф за нарушение КЗоТа, а работнику - получать заработную плату,
пусть и по “устной договоренности”, но не оформлять при этом трудового договора.
Как бы то ни было, подобная непроработанность положений в законодательных документах и возможность двоякого их толкования попросту недопустима. Поскольку заведомо может
провоцировать работодателей к манипулированию статьями Закона в их
стремлении не оформлять письменных договоров, исходя из конкретной ситуации на
самом предприятии. И это, в первую очередь, будут определять такие стороны его
деятельности, как налогообложение, теневой оборот и т.д.
Однако особую тревогу в Проекте трудового Кодекса вызывает ст.20 о заключении срочного трудового договора (без указания сроков действия). Такой договор может быть прекращен в любой
момент без каких-либо обязательств для каждой из сторон. Нет оснований
сомневаться, что срочный договор будто бы специально разработан в интересах
работодателей, которые при его заключении получают явные преимущества: в любой
момент уволить наемного работника без
выходного пособия (которое он должен был бы выплатить в размере оплаты
труда работника за 14 календарных дней в соответствии со ст.27 Проекта Кодекса в
случае заключения простого индивидуального трудового договора) и без предварительного уведомления об увольнении ( о чем он обязан известить работника не менее, чем за 14
календарных дней по ст.19 п.1 и ст.21 п.1 Проекта Закона по условиям той же простой
формы трудового договора). А вот для работника
в случае заключения срочного трудового договора любой день календаря в
условиях кризисного производства может стать
“Юрьевым днем”.
Примечательно, что
это положение о срочном договоре не принятого еще трудового законодательства
уже сегодня получает практическое его
воплощение, о чем свидетельствуют опрошенные нами респонденты. Ими отмечены
факты увольнений наемных работников, допустивших сбой в работе предприятия
или попросту неугодных руководству в течение одного дня без предварительного
уведомления. И если сегодня это расценивается как произвол со стороны работодателя, то в дальнейшем приобретет
законодательное оформление и тем самым усугубит и без того бесправное положение
наемных работников.
В
оплате труда, как отмечают респонденты,
широко используется практика так называемых штрафов как меры дисциплинарного
воздействия. Причем, такие удержания из заработной платы часто превышают 50% ее
суммы, что является нарушением еще действующего закона (ст.129),
и вновь закрепляется в ст.80 Проекта
Кодекса. Сами выплаты заработной платы часто происходят по двум и более различным, а также фиктивным
ведомостям или вообще без них. Это в
большей степени касается работников, привлекаемых для работы по найму, но с
которыми вообще не заключается
никаких трудовых договоров.
Порочность практики незаключения договоров по оплате труда
видится в том, что это существенным
образом может повлиять на размер пенсии, зависящей от уровня заработка работника.
А для этого необходим как можно более полный учет получаемой им заработной
платы.
В то же время отсрочка платежей по заработной плате на конец
второго месяца с начала фактического исполнения работником своих трудовых
функций наводит некоторых респондентов на мысль о некоем беспроцентном
кредитовании работодателя сотрудниками предприятия на срок до двух месяцев.
Конечно, в целом большинство правонарушений со стороны работодателей в области оплаты
труда привлекаемых по найму работников провоцируется несовершенством налоговой
политики государства, в частности, высокими подоходными налогами и отчислениями в социальные фонды,
которые превышают в настоящее время
налогообложение прибыли и т.д.
Этим, отчасти, можно объяснить (в пределах разумного, конечно)
устоявшуюся практику несоблюдения
работодателями финансовой дисциплины на своих предприятиях. Но что сегодня не
выдерживает никакой критики - так это грубейшие нарушения режима труда и отдыха
наемных работников на предприятиях с негосударственной и частной формами
собственности.
В
нарушение действующего законодательства повсеместным стало их привлечение для
выполнения сверхурочных работ, а также к работе в выходные и предпраздничные
дни без соответствующей по действующему Закону компенсации. Конечно,
и Проект Трудового Кодекса в ст.58 п.2 предусматривает строгий учет сверхурочных
работ с целью их оплаты в двукратном размере. Так же как и привлечение работников к работе в выходные
дни по ст.59 Кодекса допускается лишь
в исключительных случаях и компенсируется предоставлением отгула либо выплатой
денежной компенсации, либо прибавлением отработанных дней к очередному отпуску,
который, к слову, по ст.64 определен
для данной категории работников в самой минимальной его продолжительности - 14
календарных дней.
Впрочем,
те же нормы рабочего времени закреплены и в действующем КЗоТе. Однако частные
предприниматели, будто сговорившись, полностью игнорируют данные его положения.
На сегодняшний день в практике опрошенных нами респондентов не было случаев
компенсационных выплат за сверхурочные работы и работы в выходные и праздничные
дни; добавления дней к отпуску, и тем более переноса выходного дня при его
совпадении с праздничными на следующий рабочий день. В то же время
продолжительность их рабочего времени
часто составляет 10-12 часов при отсутствии заключения договора о ненормированном
рабочем дне (ст.42 п.3 Проекта
Закона) и установленной нормальной продолжительностью рабочего времени 40 часов
в неделю (там же, п.2). И, к сожалению, нет на сегодняшний день
оснований рассчитывать на изменение ситуации к лучшему с принятием новых документов. Иначе, как объяснить, что мешает
частным предпринимателям пренебрегать сегодня положениями пока еще действующего
Закона? И где гарантии, что завтра, по
принятии нового КЗоТа, они явят собой
некий образец законопослушания и станут уважать букву Закона?
Необходимость
нового трудового законодательства, которое регулировало бы трудовые отношения
между работодателями и наемными работниками и в то же время обеспечивало
социальные гарантии и защиту прав работников наемного труда - факт настолько
очевидный и бесспорный, что едва ли нуждается к комментариях. Но для того, чтобы такое законодательство стало реально
действующим, его разработка требует максимального приближения к нынешней
конкретной ситуации в экономике, а не механического переноса в него ряда
статей из Кодекса четвертьвековой давности, хотя бы измененных и дополненного. Ведь основная слабость
представленных законопроектов именно и состоит в их оторванности от жизни,
недооценке реальной степени напряженности труда наемных работников, часто лишаемых прав даже на законный отдых. В
то же время возможность неоднозначной трактовки ряда положений предлагаемых
документов в пользу работодателя и защиту его интересов, а также явное, порой, ущемление прав
привлекаемого по найму работника создают почву
для того, что в результате опять могут быть приняты основополагающие документы, которые заведомо
ставят работника в более бесправное и приниженное положение. Поэтому
необходимым условием принятия нового трудового законодательства должно, прежде
всего, стать создание действенного механизма контроля за его осуществлением и исполнением со стороны государства и общественных организаций в лице
профсоюзов. Это потребует разработки и
жесткой системы санкций, применимой к нарушающим закон предпринимателям.
Эффективность такой меры уже сегодня подтверждает реально действующий механизм
методов контроля и применяемых налоговыми службами санкций в отношении
отдельных граждан и организаций.
И,
наконец, крайне важно повысить значение коллективных договоров в механизме
регулирования трудовых отношений с целью обеспечить условия по соблюдению
правовых норм и гарантий в отношении привлекаемых по найму работников, а также
предусмотреть создание комиссий (судов)
по разрешению трудовых споров.
Не исключено, что представленные
Минтрудом РФ законопроекты о труде, явно тяготеющие к расширению прав работодателей,
специально и сознательно так конструировались.
Но в таком случае, почему наемные работники, которых несравнимое
большинство (86,9 %), должны послушно и безропотно уступать свои права. Не
разумнее было бы, чтобы новый Закон был
сбалансирован и полностью учитывал и
права наемных работников?