Новый социализм Бориса
Курашвили
Б.П. Курашвили несколько выпадает из довольно нестройных рядов теоретиков нового
социализма. Наверное, Б.П. Курашвили был одним из первых, кто ввел сам термин
“новый социализм”. Еще в книге 1994 года “Куда идет Россия?” он поместил
разделы “Принципы нового социализма” и “Манифест нового социализма” (2). Но
сегодня мы рассмотрим более позднее произведение автора.
В новой книге “Новый социализм. К возрождению после
катастрофы” Б. Курашвили довольно глубоко и достаточно широко обосновывает
принцип нового социализма. Конечно, как он все это понимает. “Экономический
строй нового социализма, - пишет автор, - его производственные отношения могут
быть определены как основанные на общественной собственности на средства производства
отношения товарищеского сотрудничества и трудового соревнования свободных от
эксплуатации работников” (3, с. 110). Конечно, это очень похоже на отношения
старого социализма. Но автор и не скрывает своих симпатий к старому, советскому
социализму. Он прямо так и пишет, что “советский социализм был действительным
социализмом, хотя и с серьезными недостатками” (3, с. 225). Новый социализма,
по мнению Б. Курашвили, станет вторым этапом советского социализма. Эта позиция
явно расходится с мнением выше рассмотренных авторов, которые четко стоят на
позициях “третьего пути”. Б. Курашвили все-таки более тяготеет к первому,
советскому опыту социализма.
Какие же недостатки видит Б. Курашвили в старом социализме?
Это два “тесно взаимосвязанные, усиливающие друг друга пороки - бюрократический
механизм реализации народной (“государственной”) собственности и недемократизм,
а потом квазидемократизм политической системы. Новый социализм решительно
искореняет эти пороки” (3, с. 134). Вместе с тем, по мнению автора, новый
социализм будет отличаться и новыми чертами, которые автор объединяет в 12
принципов: сочетание личной свободы и социального равенства; приоритет прав и
свобод человека; приоритет гражданского общества, минимальность и достаточность
государственного регулирования; самоопределение каждой нации и братское
сотрудничество наций; преобладание общественной собственности, самоуправление
трудовых коллективов; рыночное регулирование; распределение по труду; социальная защищенность человека;
народовластие; многопартийность; правовой характер государства; разделение
властей.
При этом автор почему-то замечает, что
“многоукладность не допускается”. Однако в этом случае становится непонятным -
откуда возьмется многопартийность. Ведь, последняя есть просто форма проявления
политических интересов этой самой многоукладности.
В книге есть и другие интересные спорные положения. Автор
по существу в основу нового социализма кладет две вещи: рынок и самоуправление.
Это, конечно, верно. С этим спорить не приходится. И выше рассмотренные авторы
делают то же. Но Б.П. Курашвили пытается эти два конституирующих для нового
социализма элемента более углублено разработать. И тут естественно возникают
вопросы.
Так, например, рынок. Для Б.П. Курашвили рынок при социализме
- это социалистический рынок, который свободен от уродств капиталистического
рынка. Однако рынок есть рынок, он всегда уродлив как бы ласково его не
называть. Социализм не исправляет рынок, а ограничивает общественной
целесообразностью. Поэтому рыночный социализм это не то, что здесь рынок
становится хорошим, “социалистическим”. а то, что рынок здесь ограничен.
Скажем, нет рыночного оборота земли, сооружений и предприятий общенационального
значения, памятников культуры, сводится на нет рынок труда и т.д.
Другой важнейший элемент нового социализма - это самоуправление
и прежде всего производственное самоуправление. Этому Б.П. Курашвили посвящает
исключительно много внимания. “Ключевым моментом нового социализма, - пишет
автор, - отличающим его от прежнего, является идея реального соединения
работника с собственностью на средства производства и с управлением
производством” (3, с. 121). Это, конечно, важный момент в теории неосоциализма.
Автор утверждает, что в новом социализме должен проводится
принцип полной собственности на произведенный продукт, а фонд зарплаты будет
распределяться самоуправленческим путем более справедливо, чем это делалось на
основе тарифов и чиновничьего контроля. Вот тут и возникают вопросы. Если
имеется “полная собственность на продукт”, то зачем тогда “фонд зарплаты”. Ведь
собственник не выделяет себе фонд зарплаты, он просто получает доход от
реализации продукта своего труда. И все. Но проблема заключается в том, как в
многочисленном трудовом коллективе справедливо распределить доход от полного
продукта труда. Поэтому у автора и всплывает фонд зарплаты, что конечно,
разумно. Но как он собирается распределять этот фонд без тарифной системы
остается загадкой. Ведь тарифная системы используется не потому что ее выдумали
зловредные капиталисты и чиновники с целью ущемить рабочих, а как удобная форма
организации массового труда рабочих в условиях крупного машинного производства.
И ее ликвидация зависит не от пришествия добрых социалистов, а от существенного
изменения технологии производства. Так, автоматизированное производства
естественным путем преодолевает индивидуальную сдельщину и основанную на ней
тарифную систему.
И еще по одному важному теоретическому моменту нужно
поспорить с позицией Б.П. Курашвили. Странное отношение у автора к марксизму и
ленинизму. С одной стороны, он считает, что марксизм есть гениальное учение,
сумевшее предсказать пришествие социализма. И в этом случае Б.П. Курашвили
поддерживает формационную концепцию марксизма. Ленинизм тоже хорош, ибо был
конкретен и настаивал “на закономерности социалистической революции в отдельно
взятой стране” (3, с. 94). Но, с другой стороны, признавая крах советского
социализма, автор настойчиво ищет научное объяснение этого краха. Такое
объяснение можно рассмотреть в следующем рассуждении автора: “Не вина, а беда
ленинизма в том, что его неимоверная
мощь, подавляющий авторитет помещали преодолению его односторонности, особенно
в части непредвидения эволюции общественной собственности и неучета
человеко-природной константы развития” (3, с. 94). Относительно тезиса
“эволюции общественной собственности” оставим за скобками, ибо чего хочет автор
от ленинизма в этом вопросе остается не ясным. Сам автор во многих местах книги
постоянно говорит о преимуществах и даже какой-то изначальной человеческой
природе общественной собственности.
Но вот “человеко-природная константа” развития - это
несомненная новация автора. В книге Б.П. Курашвили довольно подробно разъясняет
этот момент. Можно даже говорить о целой концепции автора, которая описывает
общественное развитие с точки зрения, так сказать, прородно-данного состояния
человека. Начинает автор с того, что решительно дополняет марксистскую схему
классовой структуры общества по экономическому признаку, изобретенной им
“социально-психологической классовой структурой общества”, которая, по мнению
автора, уже просто факт, “достаточно очевидный” (3, с. 47). Конечно, бесспорен
факт, что есть люди ленивые и активные, умные и глупые, неврастеники и
рассудительные, медленные и суетливые и т.д. Но никто в здравом уме не делит
общество на класс умных и класс дураков, на класс ленивых и класс ловкачей.
Никто. кроме законченных реакционеров или расистов, считающих, что умные должны
жить за счет дураков или белые люди за счет цветных. Правда, таких реакционеров
сегодня называют более точным именем: воры, жулики, мошенники, которые,
используя доверчивость простых, обычных людей, пытаются разными способами (а
чаще всего, финансовым мошенничеством) нажиться. Но такой “класс” должен сидеть
в тюрьме, а не быть стороной в социальном партнерстве.
Конечно, Б.П. Курашвили не имел в виду эту
расово-психологическую теорию, но его поиски ведут именно к ней. Уж лучше
держаться в рамках испытанного, старого марксизма.
Эти странные поиски “социально-психологической классовой
структуры” не мешают автору оставаться оптимистом и заявлять, что
социалистическая Россия почти наверняка сохранит свою целостность и совершит
обратное превращение из России обрезанной в Россию историческую, в СССР” (3, с.
277).
Вообще, все три рассмотренных автора отличаются завидным
оптимизмом. Они уверены в силе и
осуществимости социалистической идеи, в ее привлекательность и неизбежность, особенно,
для России. Читать это не только интересно, но и приятно.