VII. ПОРТРЕТЫ
ИВАН ЕФРЕМОВ:
ВИДЕВШИЙ СКВОЗЬ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
Владимир Хазанов
22 апреля 1997 многочисленные читатели и почитатели
Ивана Антоновича Ефремова отметили как 90-летие со дня рождения одного из
необыкновенных людей XX века. (На самом деле этот юбилей наступает только в
1998 году - Иван Антонович, чтобы как можно раньше начать работать и поддержать
семью, в юности "прибавил" себе год).
Трудно даже только перечислить все те области знания
и культуры, которые испытали на себе влияние этого человека.
Крупный ученый - палеонтолог и геолог, создавший
новую отрасль знания - тафономию; путешественник и мечтатель; знаменитый
писатель - автор приключенческих, исторических и научно-фантастических романов,
повестей и рассказов, неизменно вызывавших большой общественный резонанс;
историк, социолог, психолог и культуролог; великий мыслитель-энциклопедист,
сумевший воплотить в реалистические образы теоретические и, иногда, абстрактные
мечты К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, В.И. Вернадского, Н.К. Рериха и др.
О гармоничном обществе будущего.
И при этом он сам был прообразом человека коммунистического
общества - "Эры Великого Кольца" и "Эры встретившихся рук"
- по терминологии его романов-исследований "Туманность Андромеды" и
"Час Быка" - добрым, сильным, умным и трудолюбивым. Недаром
внимательные читатели его произведений видели и видят Ивана Антоновича в Иване
Гирине, Даре Ветре, Вире Норине и других его героях.
Среди многочисленных "ипостасей" Ивана
Ефремова, одно из первых мест (если не главное) занимают проблемы воспитания
человека, исследования и развития психики, а также психологии как науки, как
средства формирования людей будущего.
Казалось бы: при "социализме", когда
"марксизм-ленинизм" был официальной религией, ученый и писатель явно
коммунистических убеждений должен быть обласкан и поддержан властью. Однако, на
самом деле, те, кто был в этой власти и рядом с ней: сталинисты и их
последователи, шовинисты, и будущие "демократы", ханжи и демагоги,
параноики и просто дураки, - чувствовали в нем непримиримого и
последовательного противника и постоянно мешали ему жить и работать. Опасность
они увидели даже в "Лезвии бритвы", а "Час быка" был
немедленно запрещен после выхода и официально не упоминался до 1998г.
______________________
Хазанов
Владимир – к.э.н., социолог, член Совета международной ассоциации "Ученые
за демократию и социализм"
Это стало одной из причин того, что научное наследие И.А.
Ефремова в области палеонтологии и геологии достаточно хорошо известно, а вот
многие обществоведы до сих пор иронически морщат нос по поводу "писателя-фантаста",
не имеющего будто бы оòношения к сфере их деятельности.
Заслуга И. Ефремова - далеко не только в весьма
реалистическом описании коммунистического общества, но, в первую очередь, в
том, что он существенно развил ту сторону марксизма, которую сталинисты и
другие антикоммунисты "выбрасывают" из системы коммунистических идей
- гуманистическую, человеческую основу.
Так, еще в начале 60-х годов в романе "Лезвие
бритвы" он писал: "Новая жизнь создает новые потребности, новые
машины, требуют новых людей, умеющих владеть своей психикой... Психику надо
тренировать, укреплять, развивать." [2]
"Нетрудно, зная материалистическую диалектику,
увидеть, что красота - это правильная линия в единстве и борьбе противоположностей,
та самая середина между двумя сторонами всякого явления, всякой вещи "(там
же).
И насколько современно звучат его слова из того же
произведения: "... нельзя выпускать ребенка в мир, не вооруженным идейно,
не обученным основным знаниям физиологии, наследственности, психологии,
исторической диалектики. Только из этих знаний,
из серьезной подготовки вырастает устойчивая собственная мораль и убежденность
в правоте, которая выдержит любые удары".
Поясняя существо своих идей в этой сфере, в одном из
писем он отмечал:
"Сущность "Лезвия" в попытке написания
научно-фантастической (точнее - научно-художественной) повести на тему
современных научных взглядов на биологию, психофизиологию и психологию человека
и проистекающие отсюда обоснования этики и эстетики для нового общества и новой
морали. Идейная основа повести о том, что внутри самого человека, каков он есть
в настоящее время, а не в каком - то отдаленном будущем, есть нераскрытые
могучие силы, пробуждение которых путем соответствующего воспитания и
тренировки приведут к высокой духовной силе, о какой мы мечтаем лишь для людей
отдаленного коммунистического завтра. То же самое можно сказать о физическом
облике человека. Призыв не только в космическом завтра, но здесь, сейчас. для
всех - цель написания повести". [6]
И, что очень важно, сам Иван Антонович был, без
всякого преувеличения, образцом такого человека будущего, жившего среди нас.
Очень характерны его ответы на вопросы анкеты, представлявшей собой современную
интерпретацию анкеты, на которую в свое время отвечал К. Маркс. Вот некоторые
из ответов И. Ефремова.
Ваша отличительная черта - обязательность,
мечтательность.
Что может Вас рассердить - ложь, лицемерие,
хамство, жестокость, трусость.
Недостаток, который внушает Вам наибольшее отвращение
- злоба, жестокость.
Какую общую черту характера Вы больше всего цените в
людях - доброту.
Какую черту характера женщины и мужчины Вы больше
всего цените - доблесть в мужчине и достоинство в женщине. [7].
Но И.А. Ефремов, действительно умевший не только
мечтать, но и не отрываться при этом от земли, видел и опасные тенденции в
человеческом обществе, способные привести это общество практически к вырождению
и гибели. Так, в одном из писем к своему американскому коллеге и другу
профессору Э.К. Олсону он, в частности, отмечал: "Все разрушения империй и
государств и других политических организации происходят через утерю нравственности.
Это является единственной действительной причиной катастроф во всей истории, и
поэтому, исследуя причины почти всех катаклизмов, мы можем сказать, что
разрушение носит характер саморазрушения.
Когда для всех людей честная и напряженная работа
станет непривычной, какое будущее может ожидать человечество? Кто сможет
кормить, одевать, исцелять и перевозить людей? Бесчестные, каковыми они
являются в настоящее время, как они смогут проводить научные и медицинские
исследования? Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в
течении последующих 20 лет, а затем произойдет величайшая катастрофа в истории
в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас
упорно внедряются во всех странах..."[5]
После написания этих горьких слов прошло более 20 лет
- н разве не похожа обстановка, в частности, в нашей стране на эту картину?
Американизированная псевдокультура, техническая вооруженность в сочетании с
бескультурьем, невежеством, дикими суевериями и религиозным безумием,
наркоманией, ненавистью к законам и нормам нравственности - это мы видим на
каждом шагу. Антигуманное общество далекой планеты Торманс из написанного
примерно в то же время Иваном Ефремовым романа "Час быка" весьма
похоже на то, что творится в бывшем СССР.
Но великий мыслитель не был ни пессимистом, ни оптимистом,
как он сам отмечал в вышеупомянутой анкете. Поэтому он весьма реалистически
показал, что школа должна быть не только местом получения некоей суммы знаний,
но и целой системой воспитания ребенка до уровня человека в полном смысле этого
слова, свободного и ответственного одновременно. Он считал, что школа должна
быть единой, проще говоря. от детсада до вуза включительно; она должна исходить
из равенства детей, из того, что неспособных ни к чему людей нет и, поэтому не
может быть "элитарных" школ и школ для "серости",
"быдла" и т.п.. Основы этой системы он видел не только в относительно
далеком будущем ("Туманность Андромеды", "Час быка"), но и
в прошлом ("Таис Афинская"), и в наше время ("Лезвие
бритвы").
Иван Ефремов был уверен, что общество, в конце
концов, выработает систему защиты человеческой психики от злобы, ненависти,
паранойи и научится ценить каждую человеческую личность, ее свободу и
достоинство.
Но, может быть, он был прекраснодушным мечтателем, утопистом,
как теперь модно говорить? Однако многие ученые, да и он сам замечали, что все
его предсказания будущих открытий неуклонно сбывались, причем их авторы часто
признавали и признают, что именно Иван Антонович подтолкнул их поиски на правильный
путь. И даже кажущаяся наиболее фантастической идея Ефремова о звездолетах
"прямого луча", идущих сквозь пространство и время, в теоретическом и
даже экспериментальном виде начинает реализовываться в работах американских (к
сожалению, мы и здесь отстали) ученых во главе с человеком, которого зовут
совершенно "по-ефремовски" - Кип Торн.
А сколько космонавтов - советских, американских и из
других стран признавались, что в космос их позвали книги Ефремова! Один из них
- В. Аксенов, выступая по телевидению во время скромного тогда юбилея -
70-летия Ивана Антоновича, даже заявил, что "Ефремов - это взгляд другой,
более высокой, чем мы, цивилизации на нашу Землю". (Печально смотреть
теперь, как этот же "покоритель космоса" создает "Движение
духовности России", основная задача которого - "соединить науку и
религию", а также поддержать зюгановско-подберезкинский НПСР. Другой
бывший поклонник Ефремова - знаменитый космонавт В. Джанибеков - выступает в
одном избирательном объединении вместе с капиталисткой мадам И.Хакамадой. А еще
одна космическая знаменитость - В. Рюмин, пытаясь помешать собственной жене
участвовать в космических полетах, сообщает корреспонденту "Маяка"
"свежую" мысль на уровне "Домостроя": "женщина должна
сидеть дома, беречь очаг". Но это так, к слову).
Впрочем, удивляться подобным метаморфозам, происходящим
с людьми в годы реакции, не приходится. Вот и сын великого продолжателя идей
основоположников учения о коммунистическом обществе - А.И. Ефремов, на
заключительном юбилейном вечере, назвав присутствующих "дамы и
господа" и порадовавшись, что он теперь может так сказать, истолковал события
на планете Торманс в романе "Час быка" следующим образом: "Пролетарии
всех стран там, наконец, соединились и получилась чудовищная диктатура". И
дело здесь не только в известной полушутке про природу, отдыхающую на детях
гениев. Аллан Иванович являет собой яркий образец псевдоинтеллигенции
тоталитарного режима, получившей желанную буржуазную свободу (в романе его
великого отца эти люди зовутся "джи").
Потому не удивляешься и тогда, когда некто В.
Журавлев в "Независимой газете" называет "Таис Афинскую"
"псевдоисторическм" романом. Ему, очевидно, невдомек, что И.А.
Ефремов знал и любил историю получше многих профессионалов и не начинал работы
над историческим произведением, не изучив даже мельчайших деталей -
особенностей одежды, поведения, культуры тех, о ком он будет писать. Не
случайно главными героинями его романов о будущем были ученые-историки - Веда
Конг и Фай Родис. А другой такой же "критик" в газете "1
сентября" от 29 января этого года вообще утверждает, что И. Ефремов
пропагандировал ...тоталитаризм(!), опираясь при этом на роман "Туманность
Андромеды"(!!), т.е. приравнивая таким образом режим власти одного лица и
подавления всех остальных к фактическому отсутствию власти в привычном смысле и
всепланетному общественному самоуправлению.
Все эти люди напоминают любопытную машину по определению
способностей на планете Торманс в "Часе Быка": запрограммированная на
низкий уровень жителей Торманса, она решила, что космонавт с коммунистической
Земли по своим данным не много выше обычных тормансиан, а... совершенно туп и
примитивен! А сколько ханжей с психосексуальными комплексами и отклонениями,
кричащих о таких комплексах у И. Ефремова, так как в его произведениях много
(о, ужас!) "голых женщин"! Так, например, некий доктор физматнаук В.
Губин заявил, что из всего романа "Таис Афинская" он запомнил лишь
то, как героиня "скачет голая на лошади".
Но если оставить в стороне явно нездоровых и неумных
лиц, то и среди вполне разумных людей даже левых взглядов можно встретить явное
недопонимания роли и значения И.А. Ефремова как продолжателя идей марксизма.
Так, один философ - специалист по "Капиталу" К. Маркса (в основном,
правда, по первой главе первого тома), в прошлые времена сам немало
пострадавший из-за несоответствия своих взглядов официозному "марксизму-ленинизму",
уклонился от обсуждения ефремовских работ под тем предлогом, что это - всего
лишь "писатель". (Надо было слышать интонацию, с которой было сказано
последнее слово!) А крупный политолог довольно левых взглядов всерьез называет
И.А. Ефремова ..."технократом"! И это - об ученом, который даже в
своей "родной" науке - палеонтологии - искал основы происхождения,
развития человека, личности, его психики и будущего. Так что главное сейчас в
изучении наследия Ивана Антоновича - это преодоление стереотипов,
поверхностности, да и снобизма, в частности, ученых-обществоведов левого толка.
В своих прошлых публикациях в нашем журнале (см.
"Альтернативы", 1996, № 1 и 1997, № 2) я уже писал о разных сторонах
идейного наследия И.А. Ефремова. Остановлюсь немного еще на его блестящей
критике тоталитарного общества и путей выхода из него в романе "Час
Быка" [4].
Уже сопоставление людей их жизни и отношений на
коммунистической земле и псевдосоциалистическом,
государственно-монополистическо-капиталистическом Тормансе не оставляют камня
на камне от "критики" вышеупомянутых "господ" и "товарищей"
в адрес Ефремова.
Послушаем руководительницу экспедиции землян на
планету Торманс: "... Ваша олигархия затормозила развитие общества... на
его неизбежном пути к коммунизму и главном образом потому, что вы
("джи" - псевдоинтеллигенция - В.Х.) помогали ей укреплять свое
господство... Ваша общественная система основана на подавлении и терроре."
"В капиталистической олигархии, чем выше тот или
иной класс, группа или прослойка стоит на лестнице общественной иерархии, тем
больше в ней убийц, прямых и косвенных, потенциальных и реальных. Убийцы бывают
разного плана - сознательные и бессознательные. Одни поступают так из
прислуживания владыкам, другие от невежества, когда пост решающего значения занимает
необразованный, темный человек. "Джи", хотя среди них немало темных и
невежественных людей, в большинстве знающие и вообще интеллигентны. Становясь
убийцами, они виновны вдвойне".
"Очистка ноосферы от лжи, садизма,
маниакально-злобных идей стоила огромных трудов человечеству Земли. Здесь, у
вас (на Тормансе. - В.Х.), я физически чувствую колючую ноосферу грубости и
озлобления".
"У вас ничего не сделано для создания
предохранительных систем против лжи и клеветы, а без этого мораль общества неуклонно
будет падать, создавая почву для узурпации власти, тирании". Но и сам
владыка отнюдь не счастлив: "Он чувствовал ту безнадежную пустоту вокруг
себя, которая неизбежно образуется, когда из окружения устраняют порядочных
людей, всегда несогласных с несправедливостью. Неумолимо идет процесс замены их
ничтожествами и невеждами, готовыми восхвалять любые поступки владыки.
Советники, охрана - все это человеческая дрянь. Верность их обеспечивается лишь
подачками и привилегиями. Друзей нет, душевной опоры ни в ком, все чаще
подступает страх перед возможным заговором".
Как легко в этих картинах, написанных почти тридцать
лет назад, узнать и гитлеровский фашизм, и западно-восточные псевдодемократии,
и сталинистско-брежневский, маоистско-полпотовский псевдосоциализм и нынешний
наш "беспредел"! И как же далеко нынешней Земле до той,
"ефремовской", времен Эры Великого Кольца и Эры Встретившихся Рук!
Но нет повода для пессимизма. На вечере памяти И.А.
Ефремова, о котором я уже писал выше, 800-местный зал был переполнен и
большинство присутствующих были люди молодые и среднего возраста. Действует
целый ряд организаций, изучающих и развивающих разные стороны наследия Ивана
Антоновича. И ученым-обществоведам, а тем более - марксистам, есть над чем
поработать. Они, по моему мнению, просто обязаны заняться глубокой проработкой
научного наследия И.А. Ефремова по проблемам коммунистического общества и путям
перехода к нему. Истинное понимание его трудов еще впереди.
Примечания:
1. Ефремов И.А. Таис Афинская. Исторический
роман. М., "Молодая гвардия", 1976.
2. Ефремов И.А. Лезвие бритвы. М.,
"Правда", 1988.
3. Ефремов И.А. Туманность Андромеды. М.,
"Молодая гвардия", 1959.
4. Ефремов И.А. Час Быка. М., "Молодая
гвардия", 1970.
5. Ефремов И.А. Переписка с учеными. Неизданные
работы. РАН, "Научное наследство", т. 22. М., "Наука",
1994.
6. Кораблю - взлет! Из переписки И.А. Ефремова.
"Книжное обозрение", № 7, 12 февраля 1988 г.
7. Чудинов П.К. Иван Антонович Ефремов. М.,
"Наука", 1987.