МЫСЛИТЕЛЬ-МАРКСИСТ
Че Гевару часто критиковали как теоретика.
Его
невозможно понять не зная его идей
Михаэль Леви
Че
был не только героическим герильеро и революционным руководителем, который –
беспрецедентный факт – оставил все руководящие посты, чтобы возобновить
вооруженную борьбу против империализма. Он был также мыслителем, думающим
человеком, никогда не перестававшим читать и писать. Его идеи во многом
содействовали обновлению марксизма в Латинской Америке.
В
большинстве биографий Че, вышедших в последнее время, этому аспекту его
личности уделяется недостаточное внимание. Даже авторы, относящиеся к нему с
симпатией, не понимают или недооценивают его вклад в марксистскую теорию. В
превосходной книге Пако Игнасио Тайбо обходятся стороной работы Че, которые
посвящены закону стоимости, они названы «лабиринтом цитат», порожденным
«начетническим марксизмом». Французский журналист Пьер Кальфон оценивает пламенное
эссе «Социализм и человек на Кубе» как «нагромождение драматических формул». Но
если сбрасывать идеи, критический марксизм Че со счетов, то как можно понять
его жизненный путь, политическую и нравственную основы его деятельности?
В
отличие от большинства руководителей кубинской революции Че Гевара уже был
марксистом, когда присоединился к Движению 26 июля 1955г. в Мексике. Он открыл
для себя марксизм не только из прочитанных книг, но и благодаря опыту приобретенному
в Гватемале, где правительство Арбенса пало жертвой ЦРУ, «Юнайтед Фрут» и
предательства армии. Он первый оценил историческое и социальное значение
кубинской революции, заявив в июле 1960г., что она «своими собственными
методами открыла путь, начертанный Марксом». Уже с апреля 1959г. он предвидел,
какое направление примут процессы, происходившие на Кубе после падения
диктатуры, отметив в интервью китайскому журналисту, что речь идет о
«непрерывном развитии революции», вплоть до «уничтожения существующей общественной
системы» и «ее экономических основ».
С
1959г. и до смерти Че его марксистские взгляды эволюционировали в сторону
отказа от первоначальных иллюзий в отношении советской, иначе говоря,
сталинской системы. Начиная с 1963г. заметно его стремление найти другой путь к
социализму. Убийство прервало процесс обретения им политической зрелости и его
самостоятельного интеллектуального развития. Работы Че не образуют стройной
завершенной системы. Это относится ко многим вопросам, связанным с
демократическим планированием, борьбой против бюрократии. Но его марксизм имеет
отличительные черты.
Антидогматизм
В
своих «Заметках к исследованию идеологии Кубинской революции» (1960г.) Че
подчеркивает, что «даже такой гигант мысли, как автор «Капитала», совершал
ошибки, которые можно и нужно подвергать критике, как, например, оценку им
Боливара или анализ событий в Мексике, проделанный Энгельсом, «считавшим
верными ныне неприемлемые теории рас и национальностей». Еще важнее –
бюрократическая догматизация марксизма в ХХ веке. Че Гевара жалуется на
«схоластику, затормозившую развитие марксистской философии» (очевидно, имеется
ввиду сталинизм) и помешавшую исследовать период строительства социализма.
Этика
Революционная
деятельность неотделима от этических ценностей. Об этом свидетельствует
отношение к пленным во время герильи: «Безусловное милосердие к солдатам,
которые идут в бой, выполняя или веря, что выполняют свой воинский долг…
Оставшихся в живых следует отпускать на свободу. Раненые должны получать
наилучший возможный уход». О личности Че говорит и эпизод, произошедший во
время сражения у Санта-Клары. Товарищу, предложившему
казнить взятого в плен
лейтенанта, Командующий Гевара ответил: «Ты считаешь, мы должны быть такими же
как они?».
Построение
социализма также невозможно без этических ценностей – вопреки экономическим
концепциям, придающим значение лишь развитию производительных сил. В интервью Жану
Даниэлю (июль 1963 г.) Че объясняет, что «экономический социализм без
политической морали меня не интересует. Мы боремся не только с нищетой, но и с
отчуждением… Если коммунизм станет пренебрегать факторами сознания, он окажется
лишь способом распределения, но никак не революционной моралью».
Плюрализм
Че
не создал законченной концепции социалистической демократии, но отстаивал
принципы свободы дискуссий в революционном лагере, уважения к разнообразию
точек зрения. Это ярко иллюстрирует его ответ в 1964г. на советские обвинения в
«троцкизме». «По этому поводу я полагаю, что если мы не можем разбить аргументы
противника, то должны предоставить ему возможность выражать свое мнение…
Невозможно силой победить убеждение, ибо это останавливает всякое свободное
идейное развитие. У Троцкого также можно обнаружить ряд ценных идеей, даже
если, на мой взгляд, его концепции были ошибочны, что повлекло за собой
заблуждения в области практики».
Революционность
В
течение десятилетий марксизм в Латинской Америке служил оправданию
реформистской политике подчинения рабочего движения так называемой
«национальной буржуазии». В своем «Послании в «Триконтиненталь» (1967г.) Гевара
разрубает гордиев узел, связывавший угнетенных по рукам и ногам: «Национальные
буржуазные класс если когда-то и были способны противостоять империализму, то
сегодня не делают ничего подобного… Или социалистическая революция, или
карикатура на революцию». В работах и выступлениях Че в период с 1959г. до
гибели ставится одна центральная, конкретная и насущная цель: революционное
преобразование общества.
Много
написано о создании Че теории «очагов герильи». Он сознавал, что
социалистическая революция - дело не только авангарда, без которого не
обойтись, но и широких народных масс: «Историю делают массы, как сознательная
совокупность личностей, борющихся за одно дело, … за то, чтобы покинуть царство необходимости и войти в царство
свободы».
Гуманизм
Прочтение
Маркса Че Геварой глубоко отличается от структуралистской догмы о
«теоретическом антигуманизме», которая была широко распространена в Латинской
Америке в 1960-70 гг. По поводу «Капитала» Че пишет: «интеллектуальный вес этого
памятника человеческого разума таков, что зачастую заставляет нас забывать о
его гуманистическом (в лучшем понимании этого слова) смысле». Критика
капитализма (где «человек человеку – волк»), размышления о переходе к социализму,
коммунистическая утопия «нового человека» - в основе марксистских работ Че,
посвященных этим проблемам, лежит революционный
гуманизм. Вот его собственные слова из эссе «Социализм и человек на Кубе»
(1965г.): «Позвольте мне сказать вам, и пусть это больше не кажется смешным,
что настоящий революционер руководствуется великим чувством любви». Без этого
благородного чувства «невозможно мыслить как подлинный революционер».
Конкретным,
активным проявлением этого гуманизма является интернационализм. В беседе с
молодыми коммунистами в 1962г. Гевара отмечает, что революционер должен «постоянно
ставить перед собой проблемы человечества как личные проблемы», «страдать,
когда в каком-нибудь уголке мира убивают человека, и воодушевляться, когда в
каком-либо уголке мира поднимают еще одно знамя борьбы за свободу». Если оставить
в стороне тактические и даже стратегические ошибки Че, то его личное участие в
революциях в Конго и Боливии, где он не щадил своей жизни, было воплощением
этих слов в действии.
Сегодня ситуация в Латинской Америке радикальным способом изменилась.
Речь идет не о том, чтобы искать в работах Че ответы на актуальные ныне
вопросы. Но империалистическое государство господствует над народами и сегодня,
капитализм по-прежнему порождает социальную несправедливость, угнетение,
безработицу бедность, меркантилизацию умов, уничтожая человеческие чувства в
«ледяных водах империалистического расчета». Вот почему постоянно необходимо
обращаться к марксизму Че, его антидогматизму, этике, плюрализму, революционности,
гуманизму.
Перевод с
французского Юлии Гусевой.