РОССИЯ,
КОТОРУЮ МЫ ВЫБИРАЕМ
С.С. Дзарасов.
Российский путь: либерализм или
социал-демократизм.
- М., 1994, Российский
государственный
гуманитарный университет, 335 с.
Борис Орлов
Хотя книга известного российского экономиста
С.С. Дзарасова вышла два года назад, рассматриваемый в ней главный вопрос
сохраняет свою актуальность и спорность. Более того, когда в период
президентских выборов в летние месяцы 1996 г. российское общество
почувствовало, что оно поставлено перед выбором - либо
возвращение назад, либо продолжение курса реформ, оно более явственно ощутило
преимущества выбора между социал‑демократизмом и либерализмом, ибо спор
между двумя этими концепциями будет вестись на одном и том же поле, поле
представительной демократии.
Особенность позиции автора рецензируемой книги заключается в
том, что он обе концепции рассматривает не с узко экономической точки зрения, а
обращается к ним в политико‑философском плане, рассматривает в
историческом ключе. И один из главных вопросов, который С.С. Дзарасов ставит
в книге - применимы ли понятия "либерализм" и "социал-демократия"
к России или это сугубо западные понятия, а Россия живет своей особой жизнью,
идет своим собственным путем. С.С. Дзарасов выявляет глубинные различия в
европейской и российской ментальности и приходит к выводу, что они зиждятся на
разных основаниях. Для Европы это - индивидуализм. Для России - коллективизм.
Однако вся история России есть противоборство и одновременно сближение этих
основополагающих установок. Более того, по мнению С.С. Дзарасова,
"сущностный план русской революции (1917 г.) и всего последующего
развития страны составляла борьба и взаимодействие двух начал: индивидуальных
(либеральных) и коллективных (социалистических) ценностей. Трагедия
происходила, когда социальные силы делали упор на какую‑либо одну
сторону" (с. 101). Признаюсь, что с таким четко сформулированным
выводом я сталкнулся впервые, но, обдумав, пришел к мнению, что
С.С. Дзарасов прав. И такое сосуществование полярных ценностных установок
проистекает не только из той политической трансформации, которой была подвергнута Россия к 1917 году. Синтез
коллективистских и индивидуалистических начал прослеживается и в ряде положений
марсксизма, на которые опирались устроители революции (достаточно вспомнить
одно из ключевых положений "Коммунистического манифеста": свободное
развитие индивида является условием развития всех). “Либерализм нам жизненно
необходим”, ‑ подчеркивает С.С. Дзарасов и делает еще
один, на мой взгляд, примечательный вывод: "Отсутствие подлинных свобод и
инициатив было основной причиной кризиса и развала социалистической
системы" (с. 101).
Но отчего же так получилось? Почему в конце концов провалом
закончилась стратегия большевистской модернизации, если иметь в виду общее
состояние экономики СССР и стран Запада к середине 80‑х годов?
С.С. Дзарасов обстоятельно разбирает природу большевизма.
Более того, он называет большевизм "самой живучей и влиятельной
политической силой ХХ века" (с. 97), что, на мой взгляд расходится с
результатами деятельности большевиков. Интересными являются суждения
С.С. Дзарасова о том, что после смерти Ленина большевизм перестал быть
целостным явлением, а распался на три ветви: троцкизм, "красный либерализм"
Бухарина, сталинизм. Как мы знаем, в борьбе этих ветвей возобладал сталинизм и
С.С. Дзарасов дает ему соответствующую оценку: "Сталинизм, можно
сказать, реставрировал крепостничество, соединив его с советской государственностью,
придав ему тоталитарный и жестоко репрессивный характер" (с. 99).
Размышления С.С. Дзарасова наводят на мысль о полезности
более тщательного исследования феномена российского большевизма, его
социальной опоры, его отношения к марксизму, причин его взлета и упадка.
Проведение научных встреч на эту тему позволило бы представить более сложную
картину этого интереснейшего явления. Можно ли говорить о том, что большевизм
питался революционным фанатизмом масс и стал постепенно утрачивать свое
влияние, когда его лозунги и призывы стали утрачивать свою убедительность?
Когда кончился большевизм в его завершенном виде? После смерти Сталина и ХХ
съезда КПСС? Или он сохранился по сей день в выступлениях современных
коммунистов типа Анпилова и Андреевой? Во всяком случае размышления в книге
С.С. Дзарасова дают хорошую основу для таких обобщающих выводов.
С.С. Дзарасов акцентирует внимание еще на одной теме ‑ о традициях
реформизма в рамках большевизма. Сначала он обозначает один из главных
просчетов сподвижников Ленина: "Большевики, . . . исходя из
глубоко ошибочного понимания государства как орудия одного класса против
другого, встали на путь единоличного осуществления власти, введя в действия самоубийственную
логику антидемократизма" (с. 94). Но далее он высоко оценивает
взгляды Н. Бухарина, называет его "красным либералом", поскольку
он и его школа "исходили из необходимости тех элементарных свобод, которые
НЭП представил мелким сельским и городским хозяйствам" (с. 98). Более
того, С.С. Дзарасов полагает, что "разработанная им (Бухариным) концепция
"социализма в одной стране" была близка и предвосхищала то, что позднее
на Западе получило название "государства всеобщего благосостояния"
(с. 98). Что дает автору основание для такого вывода?
"Н.И. Бухарин и его сторонники выступали за развитие рыночного
предпринимательства в его сочетании с государственным планом, считали создание
зажиточного крестьянства предпосылкой решения экономических и социальных проблем"
(с. 98‑99). Представляется, что С.С. Дзарасов выделил только
одну сторону "государства благосостояния" ‑ сочетание
рынка и активной государственной политики. Но упускается из виду еще одно,
пожалуй, фундаментальное условие существования этой модели ‑ представительная
демократия. Без этого рынок рано или поздно упирается в ограничения
недемократического режима и утрачивает свою динамичность. Примерно то, что мы
наблюдаем в современном Китае. С учетом этих соображений и политика НЭПа и
реформаторские начинания Н. Бухарина были обречены на неудачу, ибо
вступали в противоречие с логикой тоталитарного режима, равно как и начинания
другого коммунистического реформатора Н.С. Хрущева, которого также
упоминает в своей книге С.С. Дзарасов. Попытка проводить реформы, не
затрагивая основ однопартийного режима (если не считать попыток разделения
партийных организаций на промышленный и сельскохозяйственные), привела к тому,
что этот режим вытолкнул Н.С.Хрущева.
Можно предположить, что такая же судьба ожидала бы и
М. Горбачева, если бы партийный аппарат “во время” разглядел последствия
его реформаторских начинаний. Но С.С. Дзарасов придерживается несколько
иного мнения. Он пишет: "Реформаторское крыло, которое в советском социализме
выступало в 20‑е и 30‑е годы в виде бухаринского направления, в 50‑е
и в начале 60‑х ‑ в виде хрущевских реформ, окончательно
победило в 80‑е годы в виде хрущевских реформ, окончательно победило в 80‑е
годы в виде горбачевской перестройки" (с. 208). Мне же представляется,
что причина поражения Горбачева заключается как раз в том, что ему не хватало
"реформаторства", ему и его окружению не хватило духа, чтобы создать
атмосферу демократии и в партии, и в обществе, а, следовательно, допустить
деятельность других партий, лишив КПСС монопольного положения. Горбачев много
сделал для того, чтобы лавина накопившихся за годы властвования большевиков
проблем сдвинулась с подмороженной точки. Но, придя в движение, эта лавина
прикрыла и его, затем двинулась дальше,
приобретая ужа самостоятельную логику развития. Примечательно, что и после
распада СССР в 1991 г. и позже Горбачеву так и не удалось развить свои
реформаторские начинания и соединить их с социал-демоктратическими представлениями,
хотя, казалось бы, как раз он выгодно отличался от других членов бывшего
Политбюро ЦК КПСС своей гибкостью, умением находить контакт с людьми,
договариваться с политиками Запада. Мое собственное объяснение ‑ Горбачеву
так и не удалось преодолеть внутри себя эту политическую культуру большевизма.
Но что же произошло в стране в результате реформаторских начинаний Горбачева? Куда
пошел Советский Союз, а после его распада и Россия? С.С. Дзарасов много
внимания уделяет в своей книге и этой теме. Подлинный смысл горбачевской перестройки
и ельцинских реформ, по его мнению, "состоит в замене корпоративного
господства номенклатуры частным, скрытой и ограниченной собственности на
богатства страны - открытой и неограниченной"
(с. 129). Подобный поворот реформы, подчеркивает С.С. Дзарасов, не
ведет нас ни к европеизации, ни к вхождению в мировую цивилизацию. Возникло
новое явление, которое С.С. Дзарасов характеризует как
"анархолиберализм". Реально, по мнению автора книги, он выражается в
отрицании государства, его регулирующих и контролирующих функций в экономике и
гражданских отношениях. Следствием этого является правовой нигилизм, рост
произвола и преступности, вызывающие неравенства населения и провоцирующие
возврат к диктатуре. Какой же выход предлагает С.С. Дзарасов?
Демократизацию государства, создание гражданского общества и постепенное
освоение культуры европейского рационализма.
С этими констатациями и предложениями можно вполне согласиться,
но с учетом одного весьма существенного обстоятельства, а именно, какие
конкретно политические силы будут реализовать регулирующие и даже контролирующие
функции в экономике и в гражданском обществе? Кто будет контролировать самих
этих контролеров? Все та же старая и никогда не утрачивающая актуальность
проблема. С.С. Дзарасов в одно месте оговаривается, что следует применять
опыт советского планирования, если "отбросить его бюрократический
нарост" (с. 266). По опыту правления социал-демократических
партий в странах Западной Европы мы видим: чем активнее государственное вмешательство,
тем больше разбухает бюрократический аппарат. И это в странах с давними
демократическими традициями. А как быть с "наростом", накопившемся за
семь десятилетий советского тоталитаризма? С.С. Дзарасова это не смущает,
и он даже предлагает с целью преодоления инфляции и достижения бездефицитного
бюджета ввести государственный контроль над доходами (прибылью и заработной
платой) и их использованием. "Пусть противники не кричат
караул", - замечает при этом С.С. Дзарасов. Я с Вами во многом единомышленник, уважаемый
Солтан Софрабиевич, но и я готов вместе с "противниками" кричать
караул. Ибо это будет означать практическое возвращение к тому, от чего мы
пытаемся уйти. Социал-демократизм в экономике отличается от
госплановского планирования точно так же, как алгебра от простых правил
арифметики. Или, иными словами, социал-демократизм в экономике - это
умелое дирижирование оркестром, где каждый инструмент хорошо знает свою сольную
партию. Не случайно свой проект выхода из кризиса, в котором оказалась
экономика ФРГ в 60‑е годы, видный экономист социал-демократ Карл
Шиллер назвал "концертированным действием". От слова "концерт",
а не от слова "план".
В стране с застарелыми госплановскими традициями выработка
гибких механизмов государственного регулирования является одной из
самых главных проблем. И эта задача тем более актуально, что речь идет не
просто о восстановлении жизнеспособности экономики, но о способности органично
подключиться к мировым процессам, выйти на уровень самых современных
технологий. С.С. Дзарасов много размышляет на эту тему и даже набрасывает
стратегию первоочередных направлений. На его взгляд, такими направлениями
являются: новое качество экономического роста, экологическая безопасность, экспортная
ориентация, передовые технологии. Если к началу ХХI века мы не преодолеем свое
отставание, замечает С.С. Дзарасов, быть нам второй Африкой (с. 265).
И все же при рассмотрении вариантов развития, стоящих перед
Россией, на первое место С.С. Дзарасов ставит нравственность и это
принципиально отличает его от других авторов бесчисленных концепций будущего
страны. Замена плохой доктрины, противоречащей интересам страны и народа является
важным условием успеха, поясняет С.С. Дзарасов. В поисках лучшей доктрины
мы в свое время отреклись от капитализма и приняли коммунизм. В тех же целях мы
выбираем рынок и демократию. Тем не менее формула успеха, подчеркивает автор книги,
сложнее выбора доктрины и помимо нее включает еще и моральный фактор. Коммунизм
дискредитировал себя не своими целями (ими как раз он привлекал людей), а
насильственными и бесчеловечными методами их достижения. Отсюда вывод
С.С. Дзарасова: "Движущий мотив и нравственный облик носителей идеи,
способных наполнить ее реальным содержанием, является первоочередным слагаемым
ее успеха" (с. 300).
В рецензируемой книге много суждений с которыми хочется
основательно поспорить. Ну, скажем, было ли ошибкой вхождение меньшевиков во
Временное правительство в 1917 году, как пишет автор. А как же иначе
выстраивать тот компромисс, к которому не раз в своей книге призывает
С.С. Дзарасов?
Или . . . для миллионов людей в разных
странах коммунизм был счастливой судьбой. В частности . . .
"трудящемуся человеку он дал такие социальные блага, которые тот ни с какой
другой стороны не мог получить" (с. 305). Вряд ли с этим согласились
бы погибшие в лагерях ГУЛАГа. А насчет социальных благ трудящимся, то стоит
взглянуть на часть российской империи, ставшей после 1917 года свободной
страной Финляндией, чтобы убедиться, что такие блага можно было обрести более высокого
качества и иной ценой.