В ОСМЫСЛЕНИИ ПРОШЛОГО -
ДВИЖЕНИЕ К БУДУЩЕМУ
(История и реальность. Уроки теории и практики.
М.: 1995, выпуск 2)
Владимир Кошель
История
и реальность - таково определение предмета исследования молодых ученых,
объединившихся в Международную логико-историческую школу (МЛИШ), возглавляемую
известным философом В.А.Вазюлиным. Школа отстаивает свое право научного поиска
в новом печатном издании: "История и реальность. Уроки теории и
практики". Выпуск 2. М.: 1995. В материалах вышедшего сборника
продолжается и углубляется русло исследований, намеченное в первом выпуске
(См.: "Логика истории и перспективы развития науки", М., 1993. Выпуск
1) - осмысление прошлого и настоящего с точки зрения будущего.
Публикуемые
статьи свидетельствуют, что у их авторов нет ни истерики по поводу современного
хаоса обвальных процессов, ни фанатичного оптимизма, исходящего из безоглядной
веры в скорое восстановление СССР и возвращение социализма. Исследователи не
оправдывают существующее, но объясняют его; и объясняют не для собственного успокоения,
а для практического преобразования. Такое объяснение само является началом
преобразования - изменения личностей от их почти бездумной (а потому - почти
обреченной) устремленности действовать к позиции действия осмысленного, основанного
на предвидении результатов.
Авторы
сборника понимают колоссальную сложность проблемы осмысления преобразующей
общество деятельности. Опираясь на открытие В.А.Вазюлина в области методологии,
его ученики постепенно продвигаются к цели, определенной в первом выпуске трудов
школы. Эта цель состоит в критическом переосмыслении понимания коммунистической
перспективы и путей ее достижения.
Открывается
сборник публикацией интервью, взятом представителем греческого
коммунистического движения "Сражающиеся левые" у проф. В.А.Вазюлина.
Название публикации - "Осмыслить современную эпоху..." - воспринимается
как девиз, как призыв к коммунистам всех стран. Ученики основателя МЛИШ
воспринимают этот "призыв" как двуединую задачу: во-первых, учиться
мыслить; во-вторых - выявлять степень зрелости общества, его способность к
коммунистическим преобразованиям.
Решение
такой задачи обусловило необходимость методологических послесловий к некоторым
материалам сборника. Наличие этих послесловий, как показывает опыт, способствует
развитию диалогового характера исследований.
Результат
творческого содружества Александра Владимировича и Елены Николаевны Харламенко
- статья "О становлении капитализма как мировой системы" исполнена
критического пафоса, направленного на устранение стереотипов восприятия
капитализма не только в обыденном сознании, но и в общественных науках.
Серьезному
критическому анализу подвергается осмысление общества советской наукой 1950-80
гг. В исследовании М.Дафермоса, посвященном истории и логике политэкономии
социализма, а также в статье С.И.Рудакова о кризисе советского марксизма
содержится такой "мыслительный материал", без усвоения которого очень
трудно, если не сказать невозможно, понять причины саморазрушения раннего социализма.
Весьма
актуальна проблематика совместной работы М.Дафермоса, П.Павлидиса и Д.Пателиса
"Буржуазная контрреволюция и некоторые итоги развития марксизма. (К
вопросу о стратегии и тактике революционного исследования.)" Представители
различных левых партий все более настоятельно заявляют о своих потребностях в
развитии марксистского образования. Обеспечить теоретическую и
учебно-методическую базу для такого образования - задача ближайшего будущего.
Совместный труд греческих исследователей - один из первых шагов в этом направлении.
Особого
внимания заслуживает заключительная статья сборника "Как быть? К вопросу о
кризисе коммунистического движения". Стиль статьи и глубина осмысления
современной эпохи отвечают требованиям самого взыскательного читателя. Выражая
теоретическую и политическую позицию логико-исторической школы, автор статьи
М.В.Максимов отвечает тем самым на вопрос, как оставаться коммунистом в период
контрреволюции, когда ширится и утверждается господство стихийности в развитии
общества.
Нельзя
не сказать о самом главном в статье "Как быть?" В ней раскрывается
идеология того направления коммунистического движения, которое только-только зарождается,
но с самого начала стремится осознать свою преемственность с революционной
позицией В.И.Ленина. Для того, чтобы познакомиться с новой коммунистической идеологией,
сборник нужно купить и прочесть. Все работы, его составляющие, зовут к
творческому диалогу и ждут своих читателей.