В осмыслении прошлого - движение к будущему

Начало Вверх

В ОСМЫСЛЕНИИ ПРОШЛОГО -

ДВИЖЕНИЕ К БУДУЩЕМУ

(История и реальность. Уроки теории и практики.

М.: 1995, выпуск 2)

Владимир Кошель

История и реальность - таково определение предмета исследования молодых ученых, объединившихся в Международную логико-историческую школу (МЛИШ), возглавляемую известным философом В.А.Вазюлиным. Школа отстаивает свое право научного поиска в новом печатном издании: "История и реальность. Уроки теории и практики". Выпуск 2. М.: 1995. В материалах вышедшего сборника продолжается и углубляется русло исследований, намеченное в первом выпуске (См.: "Логика истории и перспективы развития науки", М., 1993. Выпуск 1) - осмысление прошлого и настоящего с точки зрения будущего.

Публикуемые статьи свидетельствуют, что у их авторов нет ни истерики по поводу современного хаоса обвальных процессов, ни фанатичного оптимизма, исходящего из безоглядной веры в скорое восстановление СССР и возвращение социализма. Исследователи не оправдывают существующее, но объясняют его; и объясняют не для собственного успокоения, а для практического преобразования. Такое объяснение само является началом преобразования - изменения личностей от их почти бездумной (а потому - почти обреченной) устремленности действовать к позиции действия осмысленного, основанного на предвидении результатов.

Авторы сборника понимают колоссальную сложность проблемы осмысления преобразующей общество деятельности. Опираясь на открытие В.А.Вазюлина в области методологии, его ученики постепенно продвигаются к цели, определенной в первом выпуске трудов школы. Эта цель состоит в критическом переосмыслении понимания коммунистической перспективы и путей ее достижения.

Открывается сборник публикацией интервью, взятом представителем греческого коммунистического движения "Сражающиеся левые" у проф. В.А.Вазюлина. Название публикации - "Осмыслить современную эпоху..." - воспринимается как девиз, как призыв к коммунистам всех стран. Ученики основателя МЛИШ воспринимают этот "призыв" как двуединую задачу: во-первых, учиться мыслить; во-вторых - выявлять степень зрелости общества, его способность к коммунистическим преобразованиям.

Решение такой задачи обусловило необходимость методологических послесловий к некоторым материалам сборника. Наличие этих послесловий, как показывает опыт, способствует развитию диалогового характера исследований.

Результат творческого содружества Александра Владимировича и Елены Николаевны Харламенко - статья "О становлении капитализма как мировой системы" исполнена критического пафоса, направленного на устранение стереотипов восприятия капитализма не только в обыденном сознании, но и в общественных науках.

Серьезному критическому анализу подвергается осмысление общества советской наукой 1950-80 гг. В исследовании М.Дафермоса, посвященном истории и логике политэкономии социализма, а также в статье С.И.Рудакова о кризисе советского марксизма содержится такой "мыслительный материал", без усвоения которого очень трудно, если не сказать невозможно, понять причины саморазрушения раннего социализма.

Весьма актуальна проблематика совместной работы М.Дафермоса, П.Павлидиса и Д.Пателиса "Буржуазная контрреволюция и некоторые итоги развития марксизма. (К вопросу о стратегии и тактике революционного исследования.)" Представители различных левых партий все более настоятельно заявляют о своих потребностях в развитии марксистского образования. Обеспечить теоретическую и учебно-методическую базу для такого образования - задача ближайшего будущего. Совместный труд греческих исследователей - один из первых шагов в этом направлении.

Особого внимания заслуживает заключительная статья сборника "Как быть? К вопросу о кризисе коммунистического движения". Стиль статьи и глубина осмысления современной эпохи отвечают требованиям самого взыскательного читателя. Выражая теоретическую и политическую позицию логико-исторической школы, автор статьи М.В.Максимов отвечает тем самым на вопрос, как оставаться коммунистом в период контрреволюции, когда ширится и утверждается господство стихийности в развитии общества.

Нельзя не сказать о самом главном в статье "Как быть?" В ней раскрывается идеология того направления коммунистического движения, которое только-только зарождается, но с самого начала стремится осознать свою преемственность с революционной позицией В.И.Ленина. Для того, чтобы познакомиться с новой коммунистической идеологией, сборник нужно купить и прочесть. Все работы, его составляющие, зовут к творческому диалогу и ждут своих читателей.

Яндекс.Метрика

© libelli.ru 2003-2013