ПЕРЕХОД ОТ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ СИСТЕМЫ К СОЦИАЛЬНОМУ
РЫНОЧНОМУ ХОЗЯЙСТВУ
д.э.н. Владимир Шенаев (Ин-т Европы РАН)
Теория и существовавшая уже практика
трансформационного процесса
Исторический опыт показывает,
что трансформационный процесс
опирается на различные экономические модели развития и на экономические
концепции, соответствующие национальным условиям. Поэтому хотя универсальной
теории трансформации пока нет (и вряд ли она возможна), теоретический аспект
экономической политики обязателен, он
состоит в выработке экономической концепции, отвечающей специфике, во
"времени и пространстве", в
создании механизма и его инструментария для перехода от
административно-командной системы к социальному рыночному
хозяйству. Иными словами, здесь необходима модель экономического
развития, учитывающая накопленный
уже международный опыт
и соответствующая национальным
условиям.
Переход от административно-командной
системы к социальному рыночному
хозяйству имеет не только внутренний,
но и международный аспект. Дело
в том, что во второй половине ХХ
в. в мире произошли три важных явления.
Во-первых усилилась интернационализация во всех сферах
военно-политической, социально-экономической
и гуманитарной жизни стран и народов нашей планеты. Интернационализация охватила
как микро-, так и макро-уровень
экономических отношений. Появились
и развились транснациональные
концерны, т.е. промышленные предприятия и банки,
деятельность которых вышла далеко за национальные рамки. В настоящее время примерно 1/5 мирового
ВВП опосредуется мировым рынком, а
задолженность на международном рынке ссудных капиталов превысила 8 трлн.долл.
Наблюдается интеграционный
процесс в региональных масштабах, возникли институты, включающие не только
межгосударственные, но и
наднациональные органы (например, в ЕС). Во-вторых, многие процессы,
протекавшие ранее в национальных рамках,
приобрели глобальный характер.
Речь идет об экологии, сырье, энергии,
транспорте, валюте и т.п. Решение этих проблем стало возможным лишь
на межгосударственном уровне. Наконец,
в-третьих, усилилась взаимозависимость
государств, стала настоятельной необходимость взаимодействия и сотрудничества
для обеспечения как военно-политической,
так и экономической безопасности.
Мировая экономика в
отмеченных условиях не может существовать как сумма национальных
хозяйств, она пронизана новым качеством,
основанным на международном разделении труда, взаимодополняемости и
взаимозависимости. Мировое хозяйство базируется на товарно-денежных отношениях
и действии объективных экономических законов.
Именно поэтому для вхождения в мировую экономику и
адаптации к ее требованиям
необходим переход от административно-командной системы к рыночному хозяйству.
К настоящему времени в мире накоплен
довольно значительный опыт осуществления подобного рода перехода. Его можно
начать с НЭПа в России (1921-24 гг.), когда был осуществлен переход от
"военного коммунизма" к рыночному хозяйству. В течение
двух лет было остановлено
падение производства и начался рост товарно-денежного хозяйства, повышение жизненного уровня населения.
Однако с 1925 г. начался обратный процесс, т.е. отход от товарно-денежных
отношений и построение
административно-командной системы,
просуществовавшей до распада СССР, хотя дискуссии об отходе от нее шли с
60-х годов. Интересен опыт Югославии
по введению рыночного механизма после разрыва связей с СССР в 1948 г.
Безусловно, в этом смысле большой интерес представляет
Китай, осуществляющий переход к
рыночному хозяйству уже более 15 лет (с 1979 г.) в рамках
административно-командной системы. Позитивный итог проявился в высоких
темпах экономического роста и благосостояния трудящихся.
Азиатско-тихоокеанский регион в
течение последней четверти века дает
пример успешного экономического роста на базе стратегического планирования экономического
развития государств региона во
главе с Японией и "пятеркой тигров" (включая Малайзию).
Латиноамериканский регион тоже
накопил опыт перехода от административно-командной системы управления к регулированию рыночных отношений. Это
проявляется в ряде стран как в отказе от авторитаризма и укреплении
демократии, так и в более критическом отношении к внедряемым
программам экономического развития международными финансовыми учреждениями (МВФ
и МБРР).
Концепция, или модель переходного
периода, была введена в практику России правительством Е.Гайдара. Парадоксальным для России является то, что при разработке экономической концепции
на переходный период ставка была сделана не на
экспертов стран, имевших
указанный выше опыт, а на экономистов США, т.е. страны, в которой
не было административно-командной системы, а следовательно
и опыта перехода от нее к рыночному хозяйству.
Этим в известной мере объясняется неуспех экономической реформы в нашей
стране. Примененная на практике концепция,
само собой разумеется, имела
цель и механизм (модель) с инструментами, используемыми для достижения поставленной
цели.
Целью указанной концепции было:
капитализм любой ценой и рыночное хозяйство
тоже любой ценой и при этом как
можно быстрее ("шоковая терапия").
Экономическая политика базировалась
на монетаристской теории Запада и осуществлялась с привлечением
американских экспертов (Дж.Сакс и др.).
Следовательно, это - имитационная модель, которая исходит не из реального
состояния экономики России и прежде всего сложившейся в ней за многие годы
административно-командной системы
и структуры хозяйства (речь идет об отраслевой, воспроизводственной, технологической структуре производственных
фондов, или капитала), а из рыночных отношений, сложившихся за многие годы в
развитых западных странах.
Экономическая модель правительств
Гайдара и затем Черномырдина в соответствии с монетаристской теорией опирается
на механизм, сооруженный главным
образом из трех инструментов: либерализация цен;
либерализация внешнеэкономических связей; привлечение иностранного капитала. Введение этих инструментов в экономическую
жизнь началось в условиях отсутствия конкуренции и частной собственности, при отказе от регулирующей роли государства, без обеспечения юридическими
законами самостоятельности предприятий, особенно мелких и средних фирм.
Применение монетаристской модели в России с 1992 г. выявило следующие
результаты.
Во-первых, либерализация цен развязала
неслыханную инфляцию (рост цен в разах: 1992 - 30; 1993 - 10; 1994 - 3; 1995 -
2), экономический и социальный
кризис. Достаточно сказать, что в 1995
г. ВВП России составлял примерно половину от
величины 1991 г., промышленное производство - две пятых, а капиталовложения
- только одну треть.
Во-вторых, либерализация внешнеэкономических связей наряду с сокращением общего
товарооборота резко изменила приоритеты и структуру, т.е. качественные параметры. В СССР приоритет внешних связей
России отдавался союзным республикам (нынешним
странам СНГ или
"ближнего зарубежья"); далее
шли восточноевропейские
государства, развитые капиталистические державы, "третий мир". Сейчас на первый
план выдвинулся Запад при самом резком сокращении (абсолютном и относительном)
стран СНГ, восточноевропейских стран и стран третьего мира. В настоящее время
на долю высокоразвитых стран Запада
приходится 60% всего
внешнеторгового оборота России, в
т.ч. 40% составляют страны ЕС. На долю всех остальных государств падает
менее 40%, в т.ч. на страны СНГ более
20% и страны Восточной Европы примерно 10%.
В-третьих, иностранный капитал идет преимущественно в
ссудно-денежной форме, в значительной мере от международных кредитных
учреждений и государств, и в незначительной - в форме прямых инвестиций
при почти полном отсутствии портфельных
инвестиций. В настоящее время величина
всего вклада иностранного капитала в экономику России составляет примерно 6
млрд.долларов. Парадокс
заключается в том, что, наоборот, российский капитал в значительных размерах
идет в Европу и Америку. Это разрушает инвестиционный процесс в
России (по имеющимся оценкам,
российский капитал на
Западе превышает 300 млрд.долл.). Следовательно, и привлечение иностранного
капитала не оправдало возлагаемых на него надежд.
В-четвертых, произошло существенное изменение в субъектах
власти. В экономике беспрецедентно
усиливаются мафиозные структуры, а в
правительственном аппарате и на местах развивается невиданная коррупция, которая нарушает рациональное
проведение общегосударственных и
региональных мероприятий по регулированию
экономических процессов. Согласно
оценкам Министерства внутренних
дел, в настоящее время более
сорока тысяч приватизированных предприятий попали в руки "мафиози".
Мафия становится не только экономической, но и новой политической силой на макро-,
мезо- и микроуровне.
В-пятых, "шоковая терапия" форсировала развитие теневой
экономики, на которую, по разным
оценкам, приходится сейчас от четверти до трети ВВП страны.
В чем же
принципиальные изъяны применения
охарактеризованной имитационной модели и главные негативы политики прежнего
и нынешнего состава правительства?
Во-первых, несостоятельна сама
концептуальная установка экономической политики: капитализм и рынок любой
ценой. Цена оказалась для
народа непосильной. По существу
произошла своеобразная реставрация сталинского принципа подчинения экономических задач политическим и
идеологическим. Между тем, переход от административно-командной системы к социальному
рыночному хозяйству возможен
при учете объективного характера экономических законов, он
исключает их нарушения
волюнтаристскими указами и
постановлениями, вытекающими из
сугубо идеологических установок (в данном случае направленных на тотальное разрушение всего созданного при
советской власти).
Во-вторых, как уже отмечалось,
проигнорирован опыт перехода от
административно-командной системы к социальному рыночному хозяйству в других
странах; приглашенные же эксперты представляют страны,
где не было административно-командной системы, где монетаристская модель
применяется в условиях развитого
рыночного хозяйства и
потому позволяет системно задействовать весь арсенал соответствующих ей
инструментов. Таких условий в России нет и монетаристские манипуляции
в сфере денежного обращения при игнорировании сферы производства и инвестиций в
принципе не способны вывести экономику из кризиса.
В-третьих, рестрикционный
денежно-кредитный курс правительства и
ЦБР ухудшает нашу экономику с двух сторон:
с одной стороны, углубляет
экономический кризис в производстве, а с другой стороны, обостряет ситуацию и в сфере обращения, ибо
отождествляет инфляцию с ростом денежной массы, что не соответствует
действительности. Инфляция в России -
это обесценение денег, вызванное неконтролируемым ростом цен. В результате
этого курса в денежно-кредитной
политике возник и углубляется кризис платежей.
Размеры просроченной задолженности превысили в 1995 г. двести триллионов
рублей и парализовали расчеты между предприятиями, вызвали банковский кризис.
В-четвертых, экономическая политика
государства антисоциальна и
обусловила невиданную
дифференциацию общества.
Примерно треть населения не имеет прожиточного минимума, т.е. голодает и вымирает; процветают же "новые
русские", а это очень незначительный процент населения.
Что же необходимо сегодня делать
и каковы перспективы нашей экономики?
Во внутренней политике необходима
стабильность и демократия,
без которой не может функционировать социально-ориентированная рыночная
экономика. Президентское правление
противоречит принципам демократизма.
Произошел отрыв новой политической и экономической элиты от народа.
Во внутренней экономике предстоит
существенно изменить нынешний правительственный курс, точнее говоря, принять новый.
Существенные черты этой назревшей смены, думается, таковы..
Во-первых, необходимо сменить
имитационную монетаристскую
модель на трансформационную со следующим приоритетом: начать структурные
изменения в экономике путем перелива
капитала из 1-го во 2-е подразделение общественного производства с целью
увеличить производство предметов народного потребления до уровня не менее
3/4 ВВП (в настоящее время это примерно 1/3).
Структурные сдвиги немыслимы
без энергичного содействия процессу накопления денежного
капитала у предприятий и сбережений
у населения (инфляция с 1992 г., как известно, обесценила и то и
другое). Подобное содействие оживит инвестиционный процесс как за счет самофинсирования из прибыли, так и путем
привлечения заемного капитала с рынка ссудных капиталов. Важно заинтересовать
банки в долгосрочных кредитах и создать вторичный рынок ценных бумаг на
фондовых биржах.
Во-вторых, необходимо немедленно
отказаться от рестрикционного
курса экономической политики
и перейти к экспансионистскому курсу в целях выхода
из экономического кризиса. Необходимы "круглые столы" между
исполнительной и законодательной
властями с подключением предпринимателей и профсоюзов.
В-третьих, следует усилить
регулирующую роль государства в экономике, в том числе начать непримиримую борьбу с
коррупцией и мафией. Для этого, думается, требуется смена правительственной
команды.
В-четвертых, надо ввести
в действие все инструменты механизма
социально-ориентированного рыночного хозяйства. Речь идет о конкуренции и обуздании монополизма (как
государственного, так и частного); о законодательном обеспечении прав и обязанностей предпринимателей
(особого внимания заслуживают
при этом малые и средние предприятия); о соблюдении плюрализма форм собственности, обращая особое внимание на эффективность ее использования; о регулировании цен с помощью денежно-кредитной политики, соответствующей
требованиям объективных экономических законов;
наконец, о роли государства в регулировании хода экономического и
социального развития в интересах трудящихся масс. Все эти элементы и
образуют тот механизм, эффективность
коего будет зависеть
от успеха их взаимодействия. О
этом механизме нелепо вести речь,
если некоторые инструменты отсутствуют, или
не применяются. Базируясь в
своей политике лишь на некоторых инструментах, правительство России не сумело
до сих
пор создать механизм экономической модели, способный вывести страну из экономического и социального кризиса.
Во внешнеэкономической стратегии
России тоже необходимо изменить приоритеты.На первое место должны выдвинуться страны СНГ (бывшие союзные республики),
на второе - страны Восточной Европы (бывшие члены СЭВ); при этом важно, конечно,
по возможности сохранить существующие экономические связи со странами Западной
Европы, Японией, а также с государствами "третьего мира". Особое
место должен занять Китай.
Со странами СНГ у нас уже начинается процесс интеграции на добровольной
основе, т.е. по мере готовности отдельных стран к взаимодействию, что уже проявилось в отношениях
России с Белоруссией и Казахстаном, с которыми заключен Таможенный союз (к нему,
вероятно, будут присоединяться по мере готовности и на добровольной основе другие государства Содружества). В целом схема возрождения экономического сотрудничества
должна использовать западный опыт, согласно
которому система двусторонних соглашений дополняется таможенным (как у
ЕАСТ), а затем и платежным союзом (как
в ЕПС), зоной свободной торговли
(опять-таки как в ЕАСТ) и, наконец,
общим рынком, экономическим и валютным союзом (как в ЕС).
Наши отношения с Восточной
Европой по-видимому будут складываться по принципу
"концентрических кругов", выдвинутых
в свое время Ж.Делором. Согласно этой
идее, в центре взаимодействия по
степени зрелости находятся страны-члены ЕС, а вокруг них на следующей орбите
взаимодействуют страны другой
- менее развитой группировки
(члены ЕАСТ), далее
- государства-члены бывшего
СЭВ. Идея Делора была выдвинута, когда
еще существовал Советский Союз, но она
методологически подходит к нынешним членам СНГ, которые начинают взаимодействие на новой орбите.
Это не исключает, конечно, взаимоотношений стран, входящих в разные
группировки, а также смену орбит (как произошло с некоторыми членами ЕАСТ).
Что касается ЕС, то есть надежда на
ратификацию Соглашения России с ЕС в 1996 г.
Не должно сниматься с повестки дня
построение в следующем столетии
"общеевропейского дома" на всем европейском политическом, экономическом и гуманитарном пространстве. Для этого
России необходима внутренняя политическая стабильность, последовательная
демократизация и продвижение по пути построения гражданского общества.
В общем следует отметить, что
Россия не может быть
изолированной от внешнего
мира, от трех упоминавшихся выше
важнейших проявлений в современном
мире: интернационализации
международных отношений, глобализации
национальных проблем и, наконец,
взаимозависимости как основы политической, экономической и военной безопасности как в Европе, так и во всем мире. Самоизоляция России или изоляция ее усилиями
развитых капиталистических стран противоречит этим принципам, а следовательно, может принести лишь вред
всем без исключения участникам мирохозяйственных отношений.