ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ КАК
ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
к.э.н. Эмиль Рудык (Ин-т Труда)
Одним
из главных условий и предпосылок модернизации российской экономики является
проведение реформы собственности - власти в хозяйстве. Правительственный
вариант реформы собственности направлен на принудительное формирование в России
классической системы капиталистических отношений собственности, основанных на
полном отчуждении работников от управления производством и распределения его
результатов. Делается все для того, чтобы в ходе приватизации и реформы
предприятий, остающихся в государственной собственности, передать всю полноту
власти в хозяйстве узкому кругу частных собственников и высших менеджеров.
Созданию
такого сословия мешает выбор 75% трудовых коллективов предприятий, подлежавших
ваучерной приватизации, второго варианта льгот, что не только дало им
возможность вместе с администрацией получить абсолютный контрольный пакет
акций (51%) , но и сделало Россию
страной, в которой собственность работников получила наибольшее распространение.
По экспертным оценкам, на момент окончания ваучерной приватизации порядка 50%
акционерного капитала приватизированных предприятий принадлежали рядовым
работникам и 17% - руководству. В такой ситуации правительство стремится
устранить возникшую преграду на пути
второго передела собственности в пользу нескольких процентов населения страны -
" стратегических частных собственников", как их определяют авторы
правительственной программы послеваучерной приватизации - приватизации по капиталу.
Отсюда
стремление, во-первых, максимально
сузить сферу полномочий работников как лиц наемного труда и ограничить
их участие в управлении производством
исключительно консультативно-совещательными рамками. Во-вторых, обусловить
право наемных работников на участие в управлении производством и распределении
полученной прибыли наличием у них доли в имуществе приватизированного
предприятия, затем уменьшить объем их прав как собственников и, наконец,
вынудить работников продать или передать принадлежащие им акции (паи) в доверительное
управление внешним частным собственникам или верхушке администрации.
Результаты
такой политики налицо: по расчетам американского консультанта Госкомимущества
Дж. Блази, число средних и крупных акционерных компаний с преобладающим
участием работников в их акционерном капитале уменьшилось к июню 1995г. на одну
треть. Главная причина - скупка акций работников "внешними
инвесторами", выступавшими в роли покупателей в около 33% случаев , и
"высшими управляющими" приватизированных предприятий. Последние
играли эту роль (нередко используя при покупке акций работников средства самого
предприятия) в 28% случаев, не считая случаи скупки ими тайно, приобретения
акций работников членами их семей, их "друзьями", а также передачи
работниками своих акций в доверительное (зачастую принудительное) управление
управляющих.
Другая
причина - изменившиеся условия приватизации при переходе от ваучерной
приватизации к денежной. Они несколько изменили позицию трудовых коллективов
при выборе ими варианта приватизационных льгот. В июле - декабре 1994г. второй вариант выбрали 49% трудовых
коллективов, а в первом полугодии 1995г. - 44%.
Доля
работников в их акционерном капитале имеет отчетливую тенденцию к уменьшению, а
доля внешних собственников и высших управляющих - к увеличению. Так, по результатам обследования 1000 акционерных
обществ в 26 регионах России, проведенного в 1994-1995гг., складывается
следующая картина изменения доли рядовых работников в уставном капитале своих
обществ: 53% в апреле 1994г., 43% в
июне 1995г., и 35% (прогноз) в июне 1996г. Доли дирекции - 9%, 13%, 16%. Доли
внешних собственников соответственно 22%, 33% и 45% (в том числе крупных - 11%,
22% и 32%). Лишение работников-акционеров прав на свою собственность формально
сопровождается утратой этих прав реально. По некоторым оценкам, работники на
деле владеют немногим более 20% акционерного капитала. Значительно уменьшились
и права работников как лиц наемного труда.
В
итоге, люди труда - главная производительная сила общества как и прежде
отчуждены от власти в хозяйстве, а, значит, и от собственности, независимо от
того, являются ли они наемными работниками в их традиционном виде, или
фиктивными собственниками, отстраненными де-юре и особенно де-факто от участия
в принятии важнейших решений на номинально принадлежащих им компаниях. Российские приватизаторы обосновывают свою
позицию в вопросе реформы собственности (как и модернизации) тем, что по их
мнению, для "этой" страны существуют только два пути: вперед - в
сторону рыночной экономики, основанной на частнокапиталистической собственности
в ее традиционном виде со всеми вытекающими из этого последствиями, в том числе
и для работников, либо назад - к той или иной разновидности
государственно-бюрократической экономики. Между тем, существует и третий путь.
Это путь, ведущий к полной или, по крайней мере, частичной передаче власти непосредственным
производителям. Третий путь не утопия. Уже сегодня отчетливо проявляется
общемировая тенденция демократизации собственности. Она выражается:
Во-первых,
в диффузии прав собственности, что предполагает делегирование части этих прав
не собственникам (работникам и их организациям, а также органам местного
самоуправления, государственным институтам и т.п.) и ограничение прав титульных
собственников имущества компаний законом, коллективным договором, соглашением
вплоть до права только на возмещение авансированного ими капитала и на получение
той части дохода, которая создана с помощью принадлежащих им средств
производства (капитала).
Во-вторых,
в переходе от старой авторитарной системы управления производством к новой -
демократической в различных ее формах: от низшей - ограниченного привлечения
работников к управлению до совместного управления труда и капитала (как это
имеет место прежде всего в ФРГ) и, наконец, до высшей формы производственной
демократии - самоуправления работников в рамках закона.
В-третьих,
в формировании собственности работников в ее более узком - юридическом
толковании как право владеть, распоряжаться имуществом, получать доход от его
использования: так называемый рабочий акционариат в различных его видах и
модификациях (покупка работниками акций своей компании , в ряде случаев со
скидкой; премирование работников акциями; наделение работников акциями своей
компании в рассрочку за счет будущих ее доходов и др.
В-четвертых,
в привлечении работников к участию в прибыли своей компании.
Развитие
подобного рода процессов ведет или способно привести к образованию экономик
нетрадиционного типа: экономики, управляемой трудом, и экономики участия -
экономики промежуточного типа между экономикой, управляемой трудом, и
экономикой, управляемой капиталом, частным или государственным. Прототипами
экономики, управляемой трудом, могут служить, хотя и с существенными оговорками,
израильские кибуцы, федерация испанских самоуправляемых кооперативов Мондрагон,
Союз собственников-совладельцев Шухты (Дагестан, председатель М. Чартаев).
Прототипами экономик участия - часть немецких, французских, шведских, японских
и других фирм, основанных на системе участия работников в управлении производством
и распределении его результатов.
Проведенный
недавно анализ 43 наиболее авторитетных исследований результатов хозяйственной
деятельности компаний, использующих различные формы производственной демократии,
показывает, что при наличии ряда условий (сочетание участия работников в
управлении, имуществе, прибыли и, соответственно, убытках фирмы; наличие
“опорных структур” в виде, например, собственных банков, консультационных
служб, учебных центров и т.д.) в подавляющем большинстве случаев наблюдается
достаточно устойчивая положительная связь между демократизацией хозяйственной
власти и эффективностью производства. Об этом, в частности, свидетельствует
опыт работы Союза собственников-совладельцев Шухты. За период с 1985 по 1993гг.
при той же численности работников объем производства увеличился более чем в 14
раз, производительность труда - в 3 раза, а численность управленческого
персонала напротив сократилась в 7 раз. Высокую эффективность показывают многие
предприятия данного типа и в стране, которую российские приватизаторы приводят
в качестве эталона - США. По подсчетам проф. Л. Тайсон - главы Экономического
совета при президенте Б.Клинтоне и проф. Д.Левина, компании с высокой степенью
участия персонала в управлении работали в среднем значительно лучше, чем фирмы,
где эта степень была низкой. На данных
компаниях производительность труда выше на 15%, фондоотдача - на 177%, норма
прибыли - на 33%.
В
пользу производственной демократии говорит и ее способность содействовать
разрешению ряда острейших социально-экономических проблем России на начальном
этапе модернизации ее народного хозяйства.
Во-первых, отсутствие демократии в сфере экономики не
только ограничивает демократию в политической области, но и препятствует
достижению социального согласия на производстве и в обществе в целом, в чем
страна так остро нуждается.
Во-вторых,
работники-хозяева (сохозяева) на
производстве, как правило, не бастуют и не работают спустя рукава. Только их
упорный труд до седьмого пота может остановить развал экономики, а также
компенсировать недостаток отечественного капитала.
В-третьих,
вовлечение трудящихся в управление ведет к значительному сокращению численности
управленческого персонала, в первую очередь, осуществляющего функции надзора за
работниками.
В-четвертых,
утверждение демократических принципов хозяйствования не только в целом
содействует росту благосостояния работников, но и способствует более
справедливому распределению доходов между ними, чем это делают государственные чиновники или рынок труда.
Так в Мондрагоне допустимая вилка доходов составляет 1:4,5. В исключительных
случаях эта вилка может доходит до 1:6,0-6,5.
В-пятых,
демократия на производстве является обязательным условием эффективной работы
приватизированных предприятий, основанных на участии работников в их имуществе.
Как показывает практика, передача имущества во владение работников оказывает
положительное воздействие на результаты хозяйственной деятельности предприятий
лишь тогда, когда работники реально вовлечены в управлении производством.
В-шестых,
разгосударствление производства параллельно с его демократизацией не только
обеспечивает экономическую независимость производителей от государственной
власти, но и избавляет общество от необходимости расплачиваться за возможные
плохие показатели работы предприятий.
В-седьмых,
расширение сферы функционирования демократически управляемых предприятий
противодействует гигантомании, монополизации производства ( что так характерно
для экономики России), поскольку преимущества этого типа предприятий
проявляются главным образом на уровне мелкого и среднего производства.
В-восьмых,
предприятия, управляемые на принципах производственной демократии, способствуют
поддержанию рациональной занятости в народном хозяйстве путем организации собственной
системы профессионального обучения и переобучения работников, повышения их
квалификации.
В-девятых,
формирование многочисленного слоя работников-собственников и одновременно
носителей верховной власти на предприятии ставит их в положение активных
сторонников стабильности в обществе, поборников демократии.
Российские
приватизаторы игнорируют не только общемировую тенденцию демократизации
собственности и потенциальные возможности производственной демократии, но и
устоявшиеся в нашей стране ценности и традиции. Одна из самобытных черт России
- приверженность большей части народа идеалам социальной справедливости как
высшей нравственной ценности. Отсюда в немалой степени и идет непонимание
собственности как абсолютного и безраздельного права.
Игнорирование
общемировой тенденции демократизации собственности и менталитета России имеет
отрицательные, если не сказать больше, последствия для страны на начальном
этапе модернизации ее экономики.
В
социально-политическом аспекте концентрация собственности усиливает социальное
и имущественное неравенство в обществе, что вызывает глубокое недовольство
населения результатами хозяйственных реформ, создает массовую социальную базу
для развития классовой борьбы за новый передел собственности и радикальное
перераспределение экономической и политической власти. Идея «экспроприации
экспроприаторов» все более овладевает массами.
В
экономическом аспекте экспроприация собственности закладывает основы архаичной
экономики, базирующейся на старой системе наемного труда и авторитарной
организации управления производством, что возвращает Россию по уровню
социально-экономической организации на много десятков лет назад.
Необходимость
смены главных ориентиров и приоритетов
реформы стала более чем очевидной. Ведь именно от выбора новых
приоритетов зависит окончательное решение вопросов: кому, в каком объеме будет
принадлежать власть в хозяйстве, какого типа рыночную экономику получит страна,
и получит ли она ее вообще
Возможны
4 главных варианта реформы собственности и, соответственно, четыре сценария
социальной политики при проведении модернизации российской экономики:
Сценарий
1: возврат от номенлатурно-криминального капитализма к той или иной
разновидности государственно-бюрократического социализма. Такой возврат
навсегда отбросил бы Россию на обочину мировой цивилизации, хотя нельзя и не
признать, что лозунг возврата в прошлое может получить поддержку у определенной
части населения, с ностальгией вспоминающей о времени, когда рядовым гражданам
было обеспечено скромное, но гарантированное социальное и материальное положение.
Сценарий
2: закрепление любой ценой безраздельной власти в хозяйстве за высшими
государственными чиновниками, крупными частными собственниками и верхушкой
менеджеров, что чревато социальными катаклизмами вплоть до гражданской войны, а
при пассивности народных масс может привести к тихой национальной катастрофе.
Сценарий
3: Радикальное перераспределение власти в хозяйстве в пользу трудящихся.
Реализация такого сценария в обозримом отрезке времени представляется
маловероятной. Отсутствует сильное рабочее и профсоюзное движение, твердо и
последовательно отстаивающее идеи производственной демократии. Кроме того, попытка осуществить такой
сценарий «снизу» также может привести к социальному взрыву, между тем, Россия
все лимиты на «великие потрясения» исчерпала, если, конечно, политика правящих
кругов не приведет страну к состоянию, когда социальный взрыв - благо.
Сценарий 4: достижение реального компромисса между
трудом и капиталом посредством раздела власти на производстве. При таком
разделе работники получат право на реальное участие в управлении, имуществе и
прибыли предприятия, а внешние собственники и высшие менеджеры - дополнительные
экономические и особенно социальные дивиденды, имеющие место - как показывает
отечественный и мировой опыт демократизации собственности - при переходе к
экономике участия.
Путь
к такой экономике нелегок и долог. В стране нет влиятельного рабочего и
профсоюзного движения, придерживающегося реформистской идеологии. Нет и устоявшихся традиций,
культуры решения социально-экономических проблем путем поиска компромисса. Еще
только формируется класс новых собственников, и этот процесс далек от
завершения. Продолжается глубокий экономический кризис. Но другого пути
создания в России эффективной и социально-справедливой (хотя и не в полной
мере) экономики с минимальными (насколько это возможно) экономическими,
социальными и моральными издержками скорее всего нет.