СРЕДСТВА ВЫХОДА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ НА ТРАЕКТОРИЮ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ
Начало Вверх

СРЕДСТВА ВЫХОДА РОССИЙСКОЙ

ЭКОНОМИКИ НА ТРАЕКТОРИЮ

ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ

д.э.н. Андрей Колганов (МГУ)

Российская экономика по меньшей мере уже 150 лет пытается реализовать стратегию “догоняющей модернизации”, пытаясь приблизиться по уровню экономического развития к наиболее развитым странам западной цивилизации.  Было предпринято две больших попытки добиться намеченного результата: 1) “крестьянская реформа” 1861 года и стимулирование роста промышленного капитализма в конце XIX - начале ХХ века; 2) октябрьская революция 1917 года и последующая индустриализация на основе централизованной плановой экономики. Итогом обоих потрясений стали глубокие социально-экономические кризисы, закончившимся ниспровержением существующего строя.

Этот исторический опыт позволяет сделать вывод о порочности как стремления ускоренно повторить путь экономического развития более развитых стран, так и попыток форсировать модернизацию, игнорируя сложившиеся закономерности экономического и исторического развития. Задача модернизации может быть поэтому поставлена как сочетание двух противоречивых, но поддающихся сочетанию условий: не перепрыгивая через объективные ступени социальной эволюции и даже принимая неизбежность существования более отсталых традиционных социальных структур, содействовать росту наиболее прогрессивных и эффективных социально-экономических форм, способных служить самостоятельным источником “технологического прорыва”. Под последним подразумевается создание человеческого потенциала и материальной структуры производства, не копирующих наиболее передовые образцы, а превосходящих последние. Но если современная капиталистическая индустриальная экономика служила прогрессу человечества, обеспечивая массовое производство вещей, подчиняя развитие самого человека решению этой задачи, то экономика завтрашнего дня уже не может быть такой. Не вещи, а человек должен стоять в центре этой экономики.

Такова абстрактная постановка проблемы. Но что конкретно может быть сделано в России для движения по такому пути? 

 Демократическая реформа собственности

Общемировые тенденции социализации экономики показывают, что одним из важнейших средств эффективного, инициативного труда, предпринимательства накануне ХХI в. является хозяйская мотивация. Эта тенденция проявляет себя в следующих формах: диффузия собственности; внедрение планов передачи собственности в руки работников; расширение числа и повышение эффективности кооперативных предприятий; развитие участия работников в управлении и самоуправления в рамках частных корпораций; успехи коллективного сектора в экономике Китая; развитие различных форм партнерской деятельности и общественных ассоциаций в сферах постиндустриальной технологии, науке, образовании, искусстве и др.

Таким образом, первым стратегическим средством создания экономики для человека является демократическая реформа отношений собственности, "включение" хозяйской мотивации и предприимчивости значительной части населения и предотвращение смены государственно-бюрократического отчуждения от собственности корпоративно- или частнокапиталистическим. Демократическая реформа собственности - это та часть стратегической программы, которую можно начать реализовывать немедленно, для этого есть все объективные предпосылки.

Необходимо осуществить в ее развитие следующие шаги.

а) Осуществить ренационализацию предприятий, в ходе приватизации которых были нарушены соответствующие конституционные и иные законодательные нормы, либо не исполнены обязательства, взятые на себя новыми собственниками. Передать государственные предприятия в  хозяйственное ведение или в аренду трудовым коллективам, если последние согласны принять на себя вытекающую из этого ответственность. В этом случае права и ответственность собственника распределяются между государством и трудовым коллективом. Предприятие работает на началах самоуправления, коллектив нанимает профессиональный управленческий персонал, делегируя ему необходимые полномочия по текущему руководству; стратегические решения принимаются органами самоуправления в рамках (если таковые имеются) общегосударственных программ, за эффективность и качество решений коллектив отвечает своим доходом, в случае стабильной убыточности предприятия коллектив может быть расформирован.

б) Обеспечить радикальную демократизацию функционирования органов, обеспечивающих по поручению государства распоряжение собственностью. С этой целью определить законодательно правомочия, компетенцию и ответственность этих органов и возложить контроль за соблюдением этого регламента и за деятельностью этих органов на добровольные ассоциации трудовых коллективов самоуправляющихся предприятий.

в) Разработать и внедрить программы поддержки частного бизнеса (как отечественного, так и зарубежного), при условии, что он ориентирован на решение стратегических задач гуманизации и социализации экономики и функционирует за счет собственных средств предпринимателей и кредитов (но не паразитического перераспределения госсобственности).

г) Осуществить демократическую реформу собственности на селе, предотвратив как превращение сельскохозяйственных угодий в объект спекуляции, так и монополизацию этих угодий неэффективными собственниками. Полноправие субъекта хозяйствования на земле не требует для своей реализации частной собственности на землю в ее неограниченном виде. Для перераспределения земли в пользу более эффективных собственников достаточно механизма земельной ренты.

д) Снять все организационно-правовые барьеры на пути развития различного рода предприятий, находящихся в собственности их работников; предоставить таким предприятиям экономические льготы. 

Достижение нового качества труда и социальных гарантий.

Движение от труда наемника к деятельности свободного работника в условиях смешанной экономики предполагает поддержку и стимулирование инициативного, производительного, творческого труда. Квалифицированный рабочий и добросовестный крестьянин, инженер и учитель, врач и ученый России сегодня все еще способны к такому труду. Для того, чтобы реализовать эту задачу, необходимо осуществить ряд коренных преобразований в сфере трудовых отношений, направленных на постепенное преодоление отчуждения труда.

Прежде всего, на государственных предприятиях необходимо отказаться от системы государственно-бюрократического найма работников, сочетающего внеэкономическое принуждение к труду с государственно-капиталистической эксплуатацией и развивающегося ныне в наиболее чудовищных формах. Начать осуществлять переход на государственных и коллективных предприятиях к системе договорных отношений между самоуправляющимся трудовым коллективом (свободная ассоциация работников), собственником (он может совпадать с коллективом) и администрацией.

На акционерных предприятиях, контролируемых частным бизнесом, возможен ряд переходных мер, включающих государственные гарантии:

а) нормативов, определяющих условия труда и его оплаты, на уровне, обеспечивающем нормальное воспроизводство работника  данной квалификации;

б) прав работников на участие в контроле, управлении, собственности; на получение информации о деятельности предприятия, источниках и направлениях использования финансовых средств;

в) заключения коллективных договоров и ответственности за их выполнение.

Чтобы эти шаги к освобождению труда стали реальностью, необходимо поддержать формирование снизу разнообразных органов самоуправления. Задачей является формирование "демократической вертикали", обеспечивающей возможность каждому гражданину принять участие в решении тех проблем, в которых он непосредственно экономически заинтересован.

Сформировать гибкую систему занятости, обеспечивая прогнозирование и планирование высвобождения работников, создания новых рабочих мест и осуществляя соответствующее переобучение работников. Такая система должна функционировать под эгидой профсоюзов на средства, выделяемые предпринимателями.

Механизм деятельности этой системы - планируемое высвобождение ("увольнение") с предприятий (первоначально - хотя бы в госсекторе) наиболее высококвалифицированных работников для их переобучения и перевода во все более творческую работу в "отраслях прорыва". Условием такого роста передовых работников может быть обучение, "подтягивающее" остающийся персонал до уровня высвобожденных. Задача такой системы - создание возможностей для получения работы каждому, кто может и желает трудиться, а не расширение слоя люмпенов, живущих на подачки в виде пособия по безработице.

В тактическом плане такая установка означает ориентацию на движение к полной занятости и поэтому:

а) поддержку безработных и обеспечение им достойного образа жизни как абсолютно необходимого в кризисной экономике средства предотвращения люмпенизации общества;

б) приоритет форм и механизмов, обеспечивающих создание новых рабочих мест, переобучение и переквалификацию работников;

в) создание условий для поддержки государством, предпринимателями и общественными организациями (прежде всего профсоюзами) служб занятости.

Создать систему распределения, стимулирующую труд, новаторство и предпринимательство и "выдавливающую" паразитические слои. В частности:

а) разграничив рантьерские доходы, предпринимательские доходы, доходы от трудовой деятельности и социальные пособия, установить жесткий прогрессивный налог на первые (вплоть до социального максимума), более мягкий прогрессивный налог на предпринимательские доходы (с поощрением их использования для инвестиций, благотворительности и т.п.);

б) не вводить ограничений по максимуму, но гарантировать минимум реальных доходов от труда и социальных пособий;

в) реализовать программу борьбы с нелегальными доходами, введя обязательность регистрации всех видов доходов на именных счетах и безналичной формы расчетов по крупным гражданским сделкам.

Используя современные зарубежные и отечественные достижения в области мотивации труда, ввести комплексные системы, обеспечивающие стимулирование творческого, инициативного труда, повышения квалификации, трудовой активности на основе использования денежного стимулирования, стимулирования свободным временем, создания возможностей профессионального роста и др. Развивать механизм общественного контроля и самоуправления в сфере организации и стимулирования труда.

Перейти к демократической системе социальной защиты, основанной на самоорганизации нуждающихся граждан, возможности выбора ими различных (альтернативных) форм, методов и источников получения гарантированных пособий. Целью такой системы социальной защиты должно стать предоставление равных стартовых возможностей для получения образования и квалификации для молодежи (бесплатное среднее и высшее образование, социально гарантированный минимум равнодоступных медицинских услуг, услуг для инвалидов, и др.), гарантий реальных доходов уже нетрудоспособных пропорционально их трудовому вкладу.

Эти установки требуют выделения в тактической программе: гарантированного государством минимума социальной защиты для всех слоев населения; формирования необходимых предпосылок для сохранения все еще функционирующих систем социальной защиты и рекреации; осуществления первых шагов по созданию новых институтов и механизмов в этой сфере.

 Система программирования и регулирования качественных сдвигов

В ближайшей перспективе российская экономика будет оставаться противоречивой системой, в которой будут сочетаться: (1) пережитки отмирающего бюрократического централизованного планирования и управления; (2) ростки деформированного рынка; (3) мощное локальное корпоративно-монополистическое регулирование; (4) ростки демократического регулирования и программирования.

Мы исходим из того, что рынок - это не цель экономических реформ, а одна из форм хозяйствования (наряду с планом и др.), которые можно и должно эффективно использовать в переходной экономике, находящейся к тому же в глубоком кризисе. Рассматривая рынок как форму товарной экономики, мы отдаем себе отчет, что его развитие связано с отчуждением человека, что противоречит  задаче свободного развития человека, преодоления отчуждения.

В то же время как реалисты мы понимаем, что переходная экономика России будет включать рынок, в том числе капитала и рабочей силы. Но при этом необходимо следующее:

а) Стимулирование опережающего (по отношению к частным фирмам) развития экономически самостоятельных, демократически организованных, социально ориентированных субъектов и институтов рынка. Последними могут стать в первую очередь самоуправляющиеся трудовые коллективы государственных и коллективных предприятий, кооперативы и их объединения; ассоциации наемных работников (профсоюзы); потребительские, экологические и т.п. организации.

Их задача - контроль "снизу" и формирование ориентированных на социальные приоритеты федеральных и местных государственных органов, а также обладающих широкими экономическими полномочиями массовых демократических организаций - объединений трудовых коллективов, профсоюзов, потребительских, экологических, творческих союзов и др. Демократизм этих субъектов и институтов достигается за счет внутренних принципов организации - самоуправления, открытости для демократического регулирования и контроля, включенности в стратегические программы.

б) Разработка и реализация социальных нормативов и других регулирующих механизмов. Эти нормативы и подобные им механизмы должны разрабатываться исходя из стратегических установок, принятых в стране на перспективу и закрепленных законодательно. Важнейшей функцией нормативов должно стать не только создание социально-экономических рамок рынка, но и стимулов социальной переориентации агентов и институтов рынка.

Переход к демократическому регулированию и социальному программированию экономики предполагает следующие меры.

Во-первых, разработку и реализацию долгосрочных целевых программ, обеспечивающих социальную переориентацию и структурную перестройку экономики. Успешный практический опыт такой деятельности имеется в нашей стране (в частности, в период НЭПа), Южной Корее, Японии и других странах.

В силу этого, во-вторых, изменение механизмов формирования в деятельности центральных экономических органов и институтов. Основные из них могут носить негосударственный характер и создаваться на основе инициативы "снизу" и зависеть экономически и организационно от эффективности их деятельности по обслуживанию производителей и потребителей. Органы, непосредственно являющиеся государственными, должны быть подчинены и подконтрольны законодательной власти и ее соответствующим структурам (комитетам, комиссиям парламента и т.п.). В то же время необходимо создать жесткие экономические и правовые механизмы, обеспечивающие исполнительскую дисциплину, без чего демократизм будет неэффективен. Не менее важной задачей является делегирование многих государственных полномочий местным (муниципальным) властям или негосударственным органам (названным выше неправительственным организациям).

В-третьих, селективное регулирование (фискальная, кредитная, денежная политика государства, нормативы и т.п.) должно быть "встроено" в долгосрочные социальные программы и служить средством их реализации, согласуясь по целям, объектам, этапам. Целесообразно двигаться в направлении "точечного" косвенного регулирования, ориентированного на выборочную поддержку наиболее важных сфер экономики.

Перспективной задачей, осуществление которой, однако, может начаться немедленно, является формирование добровольных и открытых ассоциаций производителей и потребителей, создаваемых на контрактной основе. Такие объединения могут стать своего рода "островами" или "архипелагами" сознательно регулируемого развития (комплексы, регулируемые долгосрочными контрактами, в частности, о согласованном понижении внутренних цен) в рыночной среде и соединить преимущества крупных корпораций с преодолением ключевых пороков монополизма за счет развития открытости, добровольности, подконтрольности, подвижности таких ассоциаций.

Необходимо сформировать современную финансовую систему, адекватную реализации стратегии опережающего развития, поддающуюся демократическому регулированию, что предполагает, в частности, проведение рестрикционной денежной реформы, а так же активное увеличение доли безналичных операций, концентрацию всех видов доходов на именных счетах, регистрацию крупных гражданских сделок, открытость финансовой информации для любых государственных и общественных контрольных органов.

 Материальные и финансовые ресурсы опережающего развития

Описанная выше стратегия предполагает (и для реализации целей, и для "включения" новых средств, стимулов роста) использование огромных по своим масштабам материальных и финансовых ресурсов. Естественным становится вопрос: где их взять в стране, находящейся в условиях экономического кризиса, страдающей от отсутствия инвестиций, вывоза капитала, и гигантского дефицита государственного бюджета?

В некотором смысле российская экономика попала в замкнутый круг: для выхода из кризиса (а тем более для перехода к стратегии опережающего развития) стране нужны дополнительные ресурсы, а чтобы их получить, нужно преодолеть кризис. Как можно разорвать этот замкнутый круг?

Во-первых, необходимо обеспечить качественное изменение природы и субъектов экономической и политической власти. Проведение названной экономической стратегии невозможно без достижения политической власти, (а) обеспечивающей преодоление отчуждения человека (прежде всего - трудящегося большинства) от принятия решений, контроля, т.е. от управления микрорайоном, областью, государством и потому (б) пользующейся доверием и поддержкой снизу; (в) стабильной (в силу первых двух факторов); (г) обладающей знаниями, волей и силой для последовательной реализации долгосрочных программ (выработанных на основе учета интересов и при широком участии большинства граждан).

Такая политическая власть уже сама по себе обеспечит резкий прирост доходов за счет утилизации не используемых или теряемых ныне экономических ресурсов, в частности, за счет более полного поступления в госбюджет налогов, резкого сокращения теневого сектора, прекращения оттока капиталов за границу, увеличения инвестиций в долгосрочные проекты (и их оттока из сферы спекуляций) и т.п.

Во-вторых, ряд предлагаемых нами средств повышения экономической эффективности связан с действиями, требующими минимальных дополнительных расходов (если их, конечно, проводить демократически, а не бюрократически); их реализация, следовательно, не связана с ограниченностью ресурсов. Это шаги по развитию хозяйской мотивации (демократическая реформа собственности); обеспечению социальной справедливости и создаваемых ею стимулов к труду и новаторству (денежная реформа, контроль за распределением и доходами, жестко прогрессивный и неуклонно взымаемый подоходный налог и т.п., позволяющие разорвать связь: "зачем повышать квалификацию и производительность труда, быть предприимчивым и инициативным на производстве, если наибольший доход получают спекулянты, насильники и бюрократы?”); "включению" новой мотивации труда и новаторства (участие в управлении, "человеческие отношения" и мн.др.).

В-третьих, важнейшей задачей является концентрация имеющихся ресурсов на ключевых направлениях и их согласованное использование в рамках долгосрочных программ. Нормативное, кредитное, налоговое и т.п. регулирование, привязанное к реализации таких программ, вкупе со стабильностью государства и его социально-экономической стратегии позволят перераспределить значительные ресурсы из трансакционного сектора в "сектора прорыва". Кроме того, в настоящее время нехватка средств (прежде всего, государственных) во многом обусловлена их крайне нерациональным использованием, распылением вследствие коррупции, лоббирования и т.п. следствий корпоративно-бюрократического характера власти.

Итак, сократив гигантские нерациональные расходы, в частности, за счет наведения порядка в военном бюджете, сокращения бюрократического аппарата, охраны высших чиновников и т.п.; ликвидации привилегий и льгот номенклатуры; отказа от нерациональных дотаций и льгот, вызванных лоббированием и коррупцией и мн.др.; обеспечив более полный сбор налогов, "перекачку" ресурсов из теневого сектора в контролируемый и регулируемый оборот, остановив вывоз капитала; перераспределив при помощи косвенного регулирования ресурсы из трансакционного сектора в “сектора прорыва” - осуществив все эти шаги (а их набор легко расширить и детализировать) Россия уже получит крупные ресурсы. Даже этих средств (а это ресурсы, близкие по величине к нынешнему госбюджету) хватит для решения наиболее жгучих социальных проблем и создания "секторов прорыва" (с соответствующим переобучением высвобождаемых военно- и гос-служащих, а также миллионов высококвалифицированных безработных).

В-четвертых, названная экономическая стратегия может открыть целый ряд новых источников финансовых поступлений.

Рестрикционная денежная реформа передаст государству и другим институтам, осуществляющим стратегию прорыва, капиталы незаконного происхождения.

Развитие демократического контроля снизу (со стороны объединений потребителей, например) и государственного нормативного регулирования рынка позволит снизить цены (за счет монопольной составляющей прибыли торговых и финансовых посредников).

Стабилизация политической и экономической системы вкупе с дешевой рабочей силой, большими сырьевыми ресурсами и т.п. при гарантии прав собственности вызовет значительные инвестиции со стороны крупных транснациональных корпораций (как показывает опыт Китая, они могут составлять до 30-50 миллиардов долларов в год и приносить прибыль, а не увеличивать долги, как алкаемые нашим правительством зарубежные займы).

Долгосрочные международные программы в области высоких технологий, прикладной науки, информатизации, здравоохранения, образования и т.п. могут финансироваться не только развитыми, но и развивающимися странами (напомним: последние вывозят капитал: до 80 млрд. долларов ежегодно) при совместном использовании разработок и без "утечки мозгов" из России, что уже в первые годы даст крупные инвестиции.

В сумме даже эти наиболее доступные каналы позволят стране получить значительные дополнительные внутренние и внешние ресурсы уже в первые годы преобразований. В единстве с имеющимися и более не разбазариваемыми (на бюрократию, милитаризм, коррупцию, воровство, паразитизм нуворишей, поддержку устаревших производств и т.п.) доходами государства, предпринимателей, населения этих ресурсов хватит для первого шага по пути реализации стратегии опережающего развития. Названные выше изменения в системе отношений собственности, труда, распределения, предпринимательства позволят "включить" новые стимулы и мотивы, существенно повышающие эффективность использования старых и новых ресурсов.

Первоначальный импульс (естественно, весьма ограниченный по размерам) вложений в "выращивание" человека-новатора, создание дорогой рабочей силы, социальную защиту населения через несколько лет даст мощный мультиплицирующий эффект: квалифицированный работник и предприниматель-новатор (как ассоциированный, так и индивидуальный) обеспечат (при наличии соответствующих экономических и социальных отношений) рост производительности труда и качества продукции, ее конкурентоспособности, а значит приток внешних и внутренних инвестиций. В свою очередь защищенное население с растущим благосостоянием дает стабильность и расширение спроса (плюс, через рост налогов и социальных потребностей, рост инвестиций).

Так система начнет воспроизводить себя в расширенном масштабе за счет раскрепощения человеческого потенциала и в стратегически перспективном направлении (постиндустриального общества с доминированием ценностных установок на развитие культуры и ноосферным типом воспроизводства), используя энергию своего прогресса в рамках открытых в будущее коридоров долгосрочных целевых программ. Существенно, что эти "коридоры" будут (1) строиться и перестраиваться по инициативе снизу (базовая демократия) и (2) открыты для демократического и равноправного международного сотрудничества и интеграции.

В заключение подчеркну, что стратегия опережающего развития для России - это долгосрочная целевая программа, не более утопичная, чем программа электрификации в нищей, разоренной гражданской войной крестьянской России 1922 года; чем программа превращения в технологическую и экономическую сверхдержаву Японии 1945 года, с ее разрушенной индустрией, деморализованным поражением в войне и ядерной бомбардировкой населением.

Вопрос, следовательно, не в принципиальной возможности "опережающего развития", а в наличии в России социально-политической силы, способной реализовать этот курс. Но это уже совсем другая проблема.

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020