ПРОМЫШЛЕННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ
Начало Вверх

ПРОМЫШЛЕННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

В РОССИИ И ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ПРЕДПРИЯТИЙ  

к.э.н. Мстислав Афанасьев  (РЦЭР при правительстве России)

За 4 года экономической реформы в России пройден путь от экономики неплатежей поставщикам к экономике неплатежей государству. 1995 год стал годом реального отделения предприятий от государства. Патерналистская модель, которая существовала, как сплав между государством и предприятиями, именно в 1995 году была окончательно разрушена. Предприятия больше не верят в то, что государство сможет и будет их спасать. Это выразилось в отказе от уплаты налогов государству.

Еще в 1993 г. имела место ситуация консенсуса интересов государства и предприятия, т.е. государство давало привилегированные кредиты, а в обмен предприятие платило налоги. Это был своеобразный контракт и одновременно мистификация экономической реформы. Когда государство прекратило давать кредиты и льготы, в частности весной 1995 г., предприятия очень "обиделись" на государство и теперь пытаются ему "отомстить", не платя налоги.

На данный момент ситуация с невыплатами заработной платы и налогов промышленными предприятиями определяется ухудшившимся положением с ликвидностью во 2-й пол. 1995 г. и его стабилизацией в начале 1996 г. Наиболее широкий показатель обеспеченности оборотными активами для покрытия всех краткосрочных обязательств предприятий - коэффициент текущей ликвидности - немного упал в течение IV кв. 1995 г., но в первом месяце 1996 г. ситуация с ликвидностью предприятий почти не изменилась.

Падение промышленного производства в январе 1996 г. никак не отразилось на финансовых итогах деятельности предприятий - впервые с начала осени 1995 г. произошло заметное увеличение балансовой прибыли за месяц в реальном выражении, вслед за которым вырос и коэффициент Байера, отражающий способность предприятий погашать краткосрочную задолженность за счет результатов истекшего месяца работы.

Значительная часть оборотных активов летом-осенью 1995 г. перешла из сферы расчетов в сферу производства - в "активы производства прибыли". Эта особенность ликвидности - перераспределение в сторону менее ликвидных оборотных фондов - отражена в меньшем наклоне кривой текущей ликвидности по сравнению с кривой финансового покрытия. Отчасти ситуация объясняется возросшими осенью 1995 г. трудностями с реализацией: денежные средства замораживались не в расчетах с дебиторами, а в складских запасах сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции.

Сравнение структуры оборотных средств и их источников показывает важную роль просроченных обязательств (неплатежей) для промышленных предприятий. В период локального пика неплатежей осенью 1994г. доля просроченной дебиторской задолженности в оборотных активах промышленности достигала 28%, к октябрю 1995 г. опустившись до 23,5%, т. е. в настоящее время примерно каждый четвертый рубль оборотного капитала предприятий иммобилизован в "плохие" или "безнадежные" долги покупателей продукции и других дебиторов.

Доля просроченной кредиторской задолженности после локального пика неплатежей осени 1994 г. резко упала (примерно на 1/3) до 19,5%, однако, уже к началу весны 1995 г. она выросла до прежнего уровня. К осени 1995 г. уже около 30% оборотных средств было сформировано за счет разного рода неплатежей (не включая просроченной задолженности по кредитам банков и займам). Если сравнивать удельные веса неплатежей в составе оборотных активов и их источников, то можно считать конец 1994 - начало 1995 г. переломным для поведения предприятий периодом. Если раньше они имели устойчивое превышение доли неплатежей в оборотных фондах над долей неплатежей среди источников этих фондов, то в 1995 г. сложилась противоположная ситуация. Просроченная кредиторская задолженность теперь постоянно обгоняет на несколько процентных пунктов просроченную дебиторскую задолженность. Неотъемлемые элементы стратегии выживания предприятий, таким образом, состоят, т.о., в наращивании недоимки по налогам, а теперь и неплатежей по заработной плате, с тем, чтобы пассивная часть баланса была в большей степени сформирована за счет неплатежей, чем активная.

Учитывая, что доля заемных ресурсов в составе источников оборотных средств практически не опускалась ниже отметки 80% (что само по себе говорит о низком значении коэффициента обеспеченности собственными средствами), можно считать, что на неплатежи приходилось в разное время от 30 до 40% заемных оборотных средств предприятий. Так, в октябре 1995 г. этот показатель был равен 34,6%.

В целом, с начала сбора данных по неплатежам (янв. 1994 г.) форма кривых всей задолженности кредиторам и ее просроченной части совпадала. Таким образом, роль нормального (непросроченного) товарного кредита среди финансовых источников в промышленности остается на протяжении 1994-95 гг. постоянной, изменяется только удельный вес просроченных платежей.

Вместе с тем, место банковского кредитования в составе источников оборотных фондов сравнительно стабильно - на протяжении 1993-95 гг. они формировали примерно 7-10% от общего объема этих источников. При этом принимаются во внимание только краткосрочные кредиты, поскольку считается, что за счет долгосрочных кредитов предприятия приобретают, в первую очередь, основные средства.

Таким образом, все виды неплатежей вызваны комплексом взаимосвязанных причин:

- остающиеся высокими темпы инфляции и связанные с ними обесценение оборотного капитала предприятий, высокие риски производственной деятельности, отток денежных ресурсов из реального сектора в финансовый;

- отсутствие системы финансирования в форме банковского или коммерческого кредита не только капитальных вложений, но и текущей деятельности предприятий;

- отсутствие нормальных инвестиционных стимулов в виде ускоренной амортизации (исходящей из реальной, близкой к рыночной оценки основных фондов) и инвестиционного налогового кредита, которые должны быть альтернативой неплатежам в бюджет.

- неразвитость финансовых рынков (в первую очередь, рынка долгов) и используемых финансовых инструментов;

- очевидная недостаточность действий государства в тех областях, где его вмешательство необходимо (законотворчество, установление эффективной системы налогообложения, принуждение дебиторов к исполнению взятых на себя обязательств, в том числе обязательств по выплате заработной платы и т.д.);

- отсутствие достаточных стимулов для руководства предприятий к эффективному финансовому управлению предприятиями в условиях размытых отношений собственности.

К текущему моменту положение с федеральным бюджетом является напряженным. Собираемость налогов по итогам 1 кв. 1996г. упала до 60% от запланированного уровня. Расходы федерального бюджета, включая трансферты регионам и бюджетные беспроцентные ссуды, были увеличены с целью  полной ликвидации задолженности по заработной плате. Поэтому, несмотря на некоторое сокращение расходов по другим статьям, общий дефицит бюджета в 1 квартале 1996 г. составил почти 10% ВВП.

Постепенное нарастание задолженности по оплате труда происходило на протяжении всей осени прошлого года, но взрывной характер процесс приобрел в начале января 1996 г. На начало апреля размер просроченной задолженности по оплате труда составил в промышленности 11,8 трлн руб. (в производственных отраслях 19,8 трлн руб.) - рост за год в сопоставимых ценах составил 220%. Более чем в 2 раза увеличилось количество предприятий, имеющих задолженность: с 36,5 до 86 тысяч (по промышленности с 7,7 до 12,3 тысяч).

Именно на октябрь 1995 - февраль 1996 гг. пришлась постепенная отмена правила “30/70”, позволявшего предприятиям резервировать часть средств, поступающих на расчетные счета, на выплату заработной платы и другие неотложные нужды. С начала марта окончательно прекратило действовать правило “30/70”, что позволяет прогнозировать обострение ситуации с невыплатами заработной платы на протяжении апреля-мая 1996г.

Возможны два объяснения сложившейся ситуации: финансовое положение предприятий действительно продолжает ухудшаться или предприятия стремятся выкачать деньги из Правительства. Если второе соответствует действительности, то попытки помочь предприятиям рассчитаться с задолженностью лишь усугубят положение: едва убедившись в склонности правительства к уступкам в этом вопросе, предприятия станут обращаться за помощью во все возрастающем масштабе.

Хронологически начало ухудшения ситуации с выплатами работникам датируется концом лета 1995 г., т. е. задолго до отмены механизма льготного бронирования средств. Непосредственно оно было вызвано снижением средств, поступающих на расчетные счета, из-за сокращения размеров балансовой прибыли, получаемой предприятиями.     Причины ухудшения финансовых результатов по разным отраслям промышленности неодинаковы. Значительная часть из них пострадала от введения валютного коридора.  Другие отрасли столкнулись осенью с кризисом реализации в связи с падением платежеспособного спроса и жесткой конкуренцией со стороны качественного импорта из стран дальнего зарубежья и дешевого импорта из стран СНГ и Юго-Восточной Азии. Несмотря на разницу в конъюнктуре, итог 1996 г. оказался неутешительным для предприятий практически всех отраслей: в целом по промышленности снижение месячной балансовой прибыли в реальном выражении за 2-е полугодие 1995 г. было примерно 2-х кратным.

Специфика задолженности по оплате труда состоит в том, что в отличие от долгов бюджету и поставщикам, взаимозачет, бартер и другие формы избежания использования денежных средств при ее погашении возможны в очень ограниченных масштабах или вовсе невозможны. Средства, выделяемые предприятиями на заработную плату, могут быть выплачены только в наличной форме.

В настоящее время соотношение между денежными средствами и просроченными долгами по заработной плате колеблется около отметки 100%, т. е. при всем желании задолженность может быть погашена немедленно лишь гипотетически, если предприятия совсем не будут погашать обязательства перед другими кредиторами.

Основная причина невыплаты зарплаты состоит не в нежелании директоров предприятий погашать обязательства перед работниками, а в недостатке возможностей из-за резкого перераспределения структуры использования денежных средств, поступающих на счета предприятий, на фоне сильного сокращения размеров самих средств.

В то же время, по совокупности показателей, в экономике не наблюдается сжатия денежной массы:

1. В начале года произошло смягчение бюджетной политики.

2. Процентные ставки также опустились, оставаясь на низком уровне до конца февраля. Недавнее повышение ставок имеет причиной предвыборные ожидания, а также смягчение бюджетно-налоговой политики, но никак не усиление денежного сжатия.

3. Реальный обменный курс с сентября 1995 г. вырос на 13.85%. Однако торговый баланс ухудшился лишь на относительно незначительную величину - с $2,28 млрд в сентябре до $2,12 млрд январе. Это указывает на то, что пока Россия не столкнулась всерьез с проблемой конкурентоспособности.

4. Не зарегистрировано сильного спада в личных доходах населения. В действительности, реальные денежные доходы на душу населения возросли за август-декабрь 1995 г. на 14%. Падение их в январе 1996 г. было умеренным по сравнению с опытом двух предыдущих лет, тогда как в феврале этот показатель снова вырос на 4% за месяц. К тому же, доля расходов на потребление в реальном среднедушевом доходе была значительно выше, чем в тот же период прошлых лет.

5. Неблагоприятным сигналом являются данные о денежных поступлениях и прибыли предприятий. Более того, все стандартные коэффициенты ликвидности промышленных предприятий указывают на постоянное снижение их ликвидности с июля 1995 года.

6. Еще один неблагоприятный сигнал - это рост просроченной задолженности по банковским кредитам. Ее доля в общей просроченной задолженности выросла с 4.7% до 6.9%. Возможно, это обусловлено теми же причинами, что и рост просроченной задолженности по заработной плате, поэтому при анализе этот фактор не может использоваться как независимая переменная.

Из вышеизложенного следует второй вывод: есть основания считать часть задолженности по зарплате не только результатом тяжелого экономического положения предприятий, но и целенаправленной стратегии директорского корпуса ряда предприятий.

В тоже время, размер просроченной задолженности по заработной плате предприятий реального сектора в отличие от учреждений социальной сферы не поддается прямому регулированию. Правительство не имеет прямых рычагов к принуждению руководства предприятий выплачивать зарплату в срок и в полном объеме.

Исключение составляет задолженность, связанная с недофинансированием из федерального бюджета. Но она равна только 5% от общего размера просроченной задолженности (около 600 млрд руб. по промышленности и около 1 трлн руб. в целом по производственным отраслям).

Правда, по отдельным отраслям ситуация в большей степени, чем в среднем по промышленности определяется бюджетным недофинансированием: в угольной промышленности 11-15% задолжености в феврале-марте 1996 г. было сформировано именно по этой причине, на предприятиях машиностроения и металлобработки эта доля колебалась на уровне 8-9%.

Правительство не несет ответственности за задолженность по заработной плате, накопленную частными предриятиями. Правительство выполнило свою долю обязательств тем, что организовало быструю выплату той части задолженности, которая образовалась из-за непоступления средств из бюджетов всех уровней. Главное предложение заключается в том, что Правительству сейчас следует заставить частные предприятия поступить аналогичным образом.

Медленное проведение промышленного реструктурирования предприятий в России привело к обострению проблемы невыплаты заработной платы на предприятиях реального сектора экономики. Любое участие Правительства в финансировании зарплаты в негосударственном секторе порочно. Оно служит для предприятий сигналом того, что они могут обойтись без структурной перестройки, повышения эффективности производства, жестких финансовых ограничений.

Однако, если политическое руководство страны считает предоставление денег предприятиям для выплаты заработной платы неизбежным, надо попытаться выработать такую процедуру, чтобы не подорвать общий процесс экономических реформ, а в известной степени способствовать ему. Существует два принципиальных решения - дать ликвидность предприятиям (субсидии, кредиты и пр.) или сохранить ликвидность на предприятиях (бронировать средства, не собирать налоги и пр.).

Цель мероприятий Правительства должна состоять в следующем: направить поведение предприятий на возврат как минимум к дисциплине платежей работникам на уровне, достигнутом к лету 1995 г., при условии поддержания нынешнего уровня занятости (не допустить резкого роста насильственных увольнений), по возможности не дав повода руководству предприятий полагать, что Правительство согласно пойти на ослабление жестких бюджетных ограничений.

Неплатежи по заработной плате в размере около 20 трлн. рублей - сумма значительная, и в краткосрочном плане негативно повлияет на финансовую стабилизацию в целом. Однако не стоит преувеличивать это влияние. 20 трлн. - это около 50% от налоговых доходов декабря 1995 г. или меньше 10% общей денежной массы.

Возможно несколько сценариев экономической политики для срочного погашения просроченной задолженности по заработной плате в производственных отраслях.

Вариант 1. Прямые субсидии негосударственным предприятиям должны быть исключены. Косвенная поддержка (через Банк России или посредством широкомасштабных налоговых льгот, госзаказа и т.п.) будет иметь аналогичный эффект и потому также должна быть исключена. Нет никакой уверенности, что субсидируемые предприятия будут выплачивать зарплату - так же, как и раньше, они могут просто перевести финансовые средства на счета за рубежом. Следует добиться того, чтобы рентабельные предприятия прибегали для выплаты зарплаты к банковским кредитам. В этом случае Банк России смог бы либо смягчить кредитно-денежную политику и скупать у банков ГКО/ОФЗ для обеспечения их ликвидными средствами, либо еще раз понизить нормы резервирования.

Этот механизм вряд ли будет работать, если у банков не будет уверенности в том, что обратившиеся за кредитом предприятия являются платежеспособными. Если же эта схема начнет действовать, это послужит доказательством того, что просроченная задолженность по зарплате является в своей основе фиктивной и повлечет за собой катастрофические последствия.

Вариант 2. Правительство может предоставить помощь коммерческим банкам в выделении кредитов. Следует установить для предприятий определенную цену за кредит и побудить банки идти на более высокий риск, чем обычно. Предприятие, имеющее задолженность, обращается к банку за ссудой. Ссуда выделяется под рыночный процент и обеспечивается материальными активами предприятия. Если предприятие не в состоянии выплатить ссуду, банк в кратчайшие сроки конфискует залог. Возможная разница между стоимостью залога и суммой невыплаченного кредита частично покрывается государством. Банк не должен быть освобожден от риска при этой операции, чтобы предотвратить возможность сговора между банками и предприятиями.

Возможно обязать предприятие, имеющее просроченную задолженность брать в кредит у банка суммы, необходимые для выплаты задолженности. При этом банк получает акции на сумму, равную стоимости соответствующей части акционерного капитала. Предприятие обращается за ссудой в банк только при условии, что оно не является совладельцем данного банка.

Вариант 3. Данный вариант состоит в предоставлении предприятиям государственных кредитов. Правительство объявляет, что просроченная задолженность по заработной плате будет ликвидирована в два этапа и не позже определенного срока (например, 15 или 31 мая).

Источник государственных средств будет следующим. Бумага, удостоверяющая получение кредита предприятием будет предоставлять собой актив Минфина России. Пассив будет находиться непосредственно в Банке России, либо в Сбербанке России, который, в свою очередь, вероятно, должен будет обратиться в Банк России.

Необходимая составляющая этой кампании - всемерная огласка и пропаганда со стороны Правительства, что оно идет на такие шаги ради поддержки работающих на предприятиях, и что задача менеджмента передать эти средства рабочим, а задача трудовых коллективов - проконтролировать исполнение Указа Президента. СМИ должны регулярно давать информация о том, кто отказывается от государственных целевых кредитов, какой процент предприятий подал заявку, когда были предоставлены кредиты и когда они должны быть получены непосредственно рабочим, как это делалось при выплате зарплаты в бюджетной сфере.

Для ослабления негативного влияния на финансовую стабилизацию можно предоставить льготы тем предприятиям, которые вернут предоставленные кредиты раньше срока, так как это уменьшит рост денежной массы. Для таких предприятий возможно снижение ставки на 50% или 30%.

Предприятия, которые не вернут кредиты в срок, подвергнутся проверке со стороны ФУДН при Госкомимуществе России, которое должно будет составить заключение о состоянии платежеспособности предприятия вплоть до банкротства.

В заключение следует отметить, что последний из перечисленных вариантов - резервирование средств на счетах для выплаты заработной платы - представляет наиболее резонный вариант для принятия решения в нынешней сложной экономической и политической ситуации.

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020