СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ: УРОКИ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
Начало Вверх

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ: УРОКИ

АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА

 доктор Мануэль Кастельс (США)

Азиатско-Тихоокеанский регион имеет наиболее динамичную экономику в мире на протяжении последних 25 лет, и к 2000 г. превратится в крупнейший промышленный центр на планете, один из важнейших финансовых центров и технологически развитый регион. В добавление к Японии и пяти азиатским "тиграм" (включая, разумеется, Малайзию), необычный рост Китая в последние десятилетия, современные процессы развития в Таиланде, Индонезии, и, в последнюю очередь, на Филиппинах, и, возможно, во Вьетнаме, превращает Азиатско-Тихоокеанский регион в один из крупнейших рынков и источников инвестиций и торговли в новой, глобальной экономике.

Можно идентифицировать ряд ключевых факторов, которые объясняют необычное функционирование этих экономик, чтобы извлечь важные потенциальные уроки для других стран.

Во всех странах этот процесс направляется государством. Государство устанавливает цели стратегическим отраслям промышленности, организует исследования и разработки, предоставляет капитал и технологии, обучает рабочую силу, и принуждает компании как к объединению, так и к конкуренции. Однако государственный сектор имел ограниченные масштабы, и планы были стратегическими, а не административными. 

Таким образом, страны Азиатско-Тихоокеанского региона в течении 25 лет были (а некоторые до сих пор остаются) стратегически планируемыми экономиками, отличными и от либерального капитализма, и от централизованно планируемых экономик. В 90-х гг. компании становятся более мощными и глобальными, и не нуждаются в такой степени в государстве. Однако сохраняется целый ряд механизмов взаимосвязи, консультирования, и выработки направлений, взаимосвязи между государством и фирмами.

Стратегии развития были существенным образом ориентированы на мировую экономику и завоевание мест на важнейших рынках в США и Западной Европе. Однако это не означало открытия рынков в Тихоокеанских странах, которые оставались крайне протекционистскими. Стратегии сочетали импортозамещение (до 80-х гг.) и широкомасштабную экспортную ориентацию. Внутренние рынки использовались для проверки качества продуктов, производительности технологических процессов, также как и для аккумуляции ресурсов. Помощь США была весьма значительной на начальном этапе процесса, в 50-е гг., но не позднее.

Наибольшую значимость имели отрасли обрабатывающей промышленности. Банки и финансовые институты использовались для развития индустрии и (в Японии, Корее и Тайване) демонстрировали тесную связь с нуждами индустрии. Спекулятивные операции также имели место, но находились под жестким контролем в рамках монетарной политики.

Многонациональные корпорации играли меньшую роль, за исключением Сингапура и Малайзии. Это была очень диверсифицированная промышленная структура.

Некоторые правительства (например, в Корее), допускали значительный рост задолжности, но их успехи в области экспорта позволяли им обслуживать долги без особых проблем.

Национальная технологическая политика и инвестиции компаний в технологию, исследования и развитие позволяют фирмам и странам очень быстро наращивать добавленную стоимость. Страны, подобные Корее, не имевшие никакого опыта в электронике, стали, к 90-м гг., более продвинутыми, чем Западная Европа, в производстве микроэлектроники. Огромными были инвестиции в образование.

Организация бизнеса в систему связей (вертикальных в Японии и Корее, горизонтальных на Тайване, Гонконге и в Китае) обеспечивала гибкость и приспособляемость к постоянным изменениям в спросе и технологии,что являлось особенностью новой экономики.

За исключением Японии, все режимы были авторитарными. Они существенно улучшили условия жизни своего населения в области образования, здравоохранения, коммунальных услуг и жилья. Гонконг и Сингапур создали весьма эффективные две крупнейших государственных системы жилищного строительства в капиталистическом мире (относительно размеров населения). Неравенство в доходах сокращалось в 50-80-х гг., хотя в последние годы возросло. Тем не менее, в последние 10 лет экономическая и культурная модернизация оказывает давление на политическую систему и развивается процесс демократизации.

В 90-е гг. Азиатско-Тихоокеанский регион является менее зависимым от экспорта в США и Западную Европу в связи со значительным ростом их собственных рынков. Региональная экономическая интеграция желательна, но затруднительна. Система связей китайского бизнеса, находящиеся в тесных отношениях с китайскими местными и провинциальными властями, являются важнейшей силой интеграции. Второй важнейшей силой интеграции является производственная структура, основанная японскими компаниями, которые содействуют региональному экспорту как в Японию, так и на рынки США и Западной Европы. Осуществлялась растущая диверсификация капиталовложений, чтобы уменьшить потери в условиях волны протекционизма. Также как в отношении промышленности и высоких технологий, регион формируется как ключевой центр финансового капитала и  современных услуг для бизнеса. К тому же американские и европейские компании укрепили свое присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе, особенно в электронике, банковской сфере, услугах для бизнеса, телекоммуникации и связи.

Основной слабостью Азиатско-Тихоокеанского региона является его крайне сильная зависимость от источников энергии и естественных ресурсов. В этом отношении экономика Сибири и российского Дальнего Востока является естественным дополнением к экономике Азиатско-Тихоокеанского региона.

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020