Социализм как консолидирующая идея
Юрий Сухотин - доктор экономических
наук, профессор ЦЭМИ РАН
Лет 9-10 назад заявленная тема навлекла бы
укоры за исторический идеализм. Ныне, когда официозные идеологи (быть может, те
же самые лица) с не меньшим ожесточением преследуют "истмат",
приходится напомнить, что основоположники последнего вовсе не были в социологии
вульгарными толкователями формулы "бытие определяет сознание".
Достаточно назвать три, казалось бы, хрестоматийных, но забываемых (или
замалчиваемых) положения об активной, во многом упреждающей события, роли
сознания в человеческой жизнедеятельности. Это противопоставление процесса
труда "работе" животных (анализ примера "Архитектор и
пчела"), тезис о том, что в формировании общественных порядков "идея
становится материальной силой, когда она овладевает массами", а также
вывод о возрастании значимости "субъективного фактора" в истории
человечества. Конечно, обеспечение материальных условий жизни - важнейшая
составляющая человеческой деятельности (в этом "материализм"). Но
способ, каким это делают люди, - целенаправленное преднамеренное приспособление
предметов и сил природы к своим нуждам, - резко выделяет людей из прочей фауны.
Они не повторяют раз навсегда заданный стереотип, но ищут и находят все новые
пути, средства решения даже ранее освоенных задач, не довольствуются
достигнутым, т.е. развивают в своем сознании функцию оценки, поиска лучшего,
выработку императивов к "изменению мира". "Научное
отражение" того, что существует независимо от человеческой практики, есть
лишь один из компонентов многогранной работы сознания. Общественные порядки,
социальная организация тоже есть продукт человеческой деятельности, как и
материальные предметы жизнеобеспечения. Они не заданы раз навсегда Природой и
Богом, но постоянно находятся под напором преобразовательных замыслов и
действий. В обновлении социальных отношений тоже присутствуют фазы недовольства
наличным положением, поиски лучшего общественного устройства, выдвижение и
осуществление "социальных проектов". Однако (см. третий тезис),
человечество не сразу вырывается из исходного "животного" состояния
во всей специфике своей научно-технической и социально обновленческой
деятельности. долгие века на старте Истории материальное жизнеобеспечение
зиждется на употреблении непосредственно данных Природой благ (собирательство),
а в общественном устройстве доминирует "стадная общность".
Невыделенность индивидов, личностей тормозит появление инициаторов
сознательного обновления - изобретателей в технике, реформаторов и
законодателей в социальном устройстве. В целом верно раскрыл марксизм
противоречивое взаимодействие материальной (преобразование Природы) и
социальной составляющих исторического развития человечества. Достаточно
напомнить освещение предмета Энгельсом в "Анти-Дюринге", чтобы
признать актуальность его трактовки для современности. Более поздние по времени
концепции лишь вносили те или иные поправки в фактографию жизненного уровня
разных социальных слоев, но суть главного противоречия остается той же и для
разработчиков "концепции устойчивого развития" в рамках программы ООН
"Повестка дня на XXI век".
Развитие производительных сил и знаний, НТП,
множат разнообразие и обилие жизненных благ, знаменуя переход от их скудости к
общедоступности. Но вместо того, чтобы плавно транслировать эти возможности в
повышение достатка и досуга для всех членов общества, социальные преобразования
повсеместно и неуклонно начинались с расслоения общества, захвата названных
благ агрессивным меньшинством, монополизирующим также интеллектуальные занятия
и властные полномочия, в ущерб остальному населению. Классовая поляризация, контрасты
богатства и нищеты, всевластия и угнетенности, усиление грабительских набегов и
кровавых завоевательных походов против "чужих" племен, хищническая
эксплуатация природной среды, приведшие к обращению в пустыню цветущих
областей, гибели всех ранних цивилизаций, - таковы горькие социальные плоды
технологического прогресса и роста продуктивности на старте формирования
"ноосферы".
Не будем повторять всех разумных и
убедительных объяснений подобного хода событий недостаточностью технических
возможностей для всеобщего освобождения от рутинной "черной" ручной
работы, вынужденностью полного освобождения от нее только для лиц,
специализировавшихся на интеллектуальных занятиях, что и вело к основанному на
насилии классовому расслоению. Но такое положение дало толчок новым этапам и
формам НТП, направленным на облегчение труда (а не только на рост его
продуктивности), развертывание "техники безопасности" (особенно в
деле рационализации природопользования), а также началу
социально-освободительной классовой борьбы. Происходит заострение специфически человеческого
характера деятельности, выдвижение личностей-новаторов и (что особенно важно в
социальной борьбе) складывание коллективов как "союзов свободно
собравшихся людей", единомышленников. Цементируют эти союзы социальные
идеи, становящиеся все более внушительной "материальной силой".
История многократно убедительно выявляла превосходство таких союзов в любых
сферах деятельности над человеческими стадами, гонимыми на каторжный труд или
на убой произволом и насилием властителей.
Ведь содержанием этих идей как раз и является
протест против бесчеловечных порядков, мечта о лучшей доле для всех
соучастников движения, а также более конкретные программы социального
переустройства. Важно, однако, отметить, что большинство таких движений и
программ в прошлом (а во многом и посейчас) не ставили задачу принципиального
устранения из жизни общества любых отношений господства и угнетения. Их
ближайшими требованиями было освобождение от самых тяжелых ущемлений своей
социальной группы, завоевание для нее тех или иных "вольностей" и
привилегий, а в дальнейшем, быть может, господствующего положения, позволяющего
угнетать других. Таково было идейное содержание многочисленных освободительных
движений добуржуазных эпох (вопреки упрощенным представлениям о "мраке
Средневековья", всеобщей покорности и забитости). Борьба за "права и
вольности" разных сословий (дворян, духовенства, бюргеров, купцов,
ремесленников, крестьянских общин и т.д.) ставила в итоге определенные правовые
ограничения безудержному социальному гнету и эксплуатации, вела к их
постепенному смягчению (освобождение от барщины, крепостной зависимости и
т.д.), прокладывала пути менее грубым формам социального неравенства.
Принципиально иным подходом к идейному
обоснованию социально-освободительных движений, нежели ссылки на тяготы и нужды
конкретных общественных групп, стала апелляция к общечеловеческим ценностям.
Она открыла перспективу радикального устранения социальной поляризации, раскола
общества на господствующие, сверхобеспеченные всеми благами цивилизации, классы
и угнетенные, лишенные свободного доступа к этим благам слои. Эта линия
обозначилась еще в христианском учении и некоторых других религиях, а также в
раннесоциалистических (коммунистических) доктринах (Т.Мор, Т.Кампанелла и др.).
Подчеркивая духовное единство (братство) всех людей, выдвигая императив любви к
ближнему и помощи слабым, эти представления стали непреходящими ориентирами в
сфере моральных ценностей. Но они отнюдь не "плавно" входили в жизнь,
зачастую попираются на практике самым грубейшим образом - во многом и потому,
что проповедуют покорность "в миру" сложившимся угнетательским
порядкам (лишь некоторые еретические религиозные течения требовали приступить к
установлению "царства Божия на Земле"). Раннесоциалистические же
доктрины-утопии были слишком явной искусственной конструкцией
мыслителей-гуманистов, оторванной от поиска реализуемых путей их
"внедрения в практику". Все это долго придавало социалистическим
идеалам характер красивой, но несбыточной мечты.
Огромным шагом в развитии общегуманитарного
подхода стало требование соблюдать "естественные неотчуждаемые права"
каждого человека, - на жизнь, свободу, стремление к счастью, выдвинутое как
императив к практическим действиям буржуазными революциями XVIII века. Право
народов на восстание и смену политических властей, не защищающих права
человека. Верная социальная интуиция (или мудрость) лидеров поднимавшейся
буржуазии побудила их выставить лозунги не прав и свобод своего класса
(промышленников, банкиров, торговцев), но именно прав Человека, призывы к
всеобщей Свободе, Равенству и Братству. Это обеспечило ей прочную поддержку
широких народных масс.
В дальнейшем эта поддержка утрачивалась,
сменялась борьбой против буржуазных порядков именно по мере того, как
обнаруживалось, что они обеспечивают не столько права Человека, сколько
специфические права и свободы предпринимателей-приобретателей, широким же
массам достается в удел несколько смягченная и модернизированная зависимость от
новых господ. Но само представление о неотчуждаемых правах человека остается
непреходящим ценностным достижением человечества, ориентиром и критерием
социального развития. Оно стало вкладом капитализма как идейной доктрины в
копилку общечеловеческих, цивилизационных ценностей-императивов и вместе с тем
отправной точкой для критики самого капитализма как системы конкретных
общественных отношений со стороны нового поколения социалистов - утопистов
(А.Сен-Симон, Р.Оуэн, Ш.Фурье и др.), а также К.Маркса и других основателей
"научного коммунизма".
Задача критики облегчалась тем, что капитализм
как система (особенно в своих ранних реализациях) "допускал" очень
большие отклонения от выставленных им самим (как доктриной) ценностных
императивов (в угоду "узкосистемным" выгодам), практикуя
"свободную работорговлю" и крупномасштабную коммерческую эксплуатацию
невольников, свободу нанимателя обрекать на непосильный труд и увечья, либо на
голодную смерть пролетариев, принуждаемых к работе или безработице
"потребностями" капитала в самовозрастании. Но капитализм на практике
обнаружил и способность постепенно "цивилизоваться" под воздействием
многих социальных, материальных, духовных факторов - классовой борьбы
работников, все более явной нерациональности бесчеловечного обращения с "рабсилой"
в усложняющемся технологическом мире, ценностного вызова со стороны социализма
как доктрины и затем как системы.
Новым словом социально-экономического развития
в XIX и XX веках стал именно императив гарантирования и защиты общечеловеческих
прав и свобод, проводившийся не только в социалистических доктринах, партийных
программах и политических движениях, но и в порядке вынужденной законодательной
практики, в мерах социальной политики самих буржуазных государств и
правительств, - будь то Дизраэли и Бисмарка в XIX веке, или Ф.Рузвельта и
Л.Эрхарда в XX. Внутренняя логика перехода к "гарантийной" трактовке
фундаментальных прав человека (в отличие, например, от права каждого стать
президентом страны, которое вряд ли возможно положительно гарантировать) видна
в следующих высказываниях Ф.Рузвельта: "Каждый человек имеет право на
жизнь: а это значит, что у него есть право на достойные средства к жизни. Ленью
или преступлением он может лишить себя возможности реализовать это право; но
ему нельзя в нем отказывать".* А разве не отказом в таком праве является
хроническая массовая безработица, лишающая миллионы людей, - не лентяев и не
преступников, - доступа к средствам жизнеобеспечения в условиях раннего
("дикого") капитализма? "Цивилизованный" капитализм признает
обязанностью общества, - в лице ответственной перед гражданами государственной
власти, - всеми законными способами обеспечить право всех граждан на
жизнеобеспечение, будь то через содействие в трудоустройстве, либо через
достаточно высокую материальную поддержку безработных. Это и есть основной
принцип "государства всеобщего благосостояния" (welfare state),
который стал постепенно входить в практику с середины прошлого столетия, а в
нынешнем получил дальнейшее продвижение в виде императивов "социальной
рыночной экономики". В ряде стран уже много лет проводится курс на
гарантирование прожиточного минимума всем гражданам независимо от их
персонального участия в хозяйственной деятельности. Отмечено, что такая
практика отнюдь не стимулирует леность или паразитизм трудоспособных. Напротив,
гарантии благосостояния поддерживают активизацию их усилий по переподготовке,
поиску новых занятий и т.п.**
* Цит. по кн. Л. и П.Келсо. Демократия и
экономическая власть. М., "Знание", 1993, с. 48.
** Мировая экономика и международные
отношения. 1994, № 6, с. 148-149.
Очевидно, помощь в трудоустройстве - менее
сильное обязательство, ежели гарантированное право на труд, характерное для
стран бывшей "соцсистемы". Именно оно оказалось более привлекательным
для внешнего мира, о чем свидетельствуют декларации ООН 1948 и 1965 гг.,
которые обязывали все государства и правительства обеспечить всем гражданам
право на труд и прожиточный минимум, ликвидацию нищеты, справедливое и более
равномерное распределение доходов. При всей близости формулировок пункта о
трудоустройстве, социалистическая знаменует устранение раскола общества на
работников и работодателей, как своего рода граждан разного сорта,
"социально-рыночная" исходит из сохранения названного раскола. Будучи
привлекательнее, нежели гарантия пособий по безработице, гарантия права на труд
несомненно осуществилась в обществах советского типа. Здесь сказалась та
особенность марксова научного социализма, которая делает его заведомым
антиподом "социализму-мечте" утопистов, - а именно чрезвычайное
внимание к практической реализуемости всех компонентов социального проекта.
Нет, пожалуй, ни одного сколько-нибудь известного "признака
социализма", который не был бы задействован в практике предшествующих
обществ (особенно капитализма), подтвердив свою дееспособность и живучесть. Все
виды коллективной собственности, включая общенациональную (государственную).
Перспективное и среднесрочное планирование и директивное управление, изначально
присущие капитализму как реализации "фабрично-заводского уклада",
наряду с рыночными договорами и механизмами саморегуляции. Как раз утопией
является хрестоматийно-рекламное описание капитализма в качестве безраздельного
царства Рынка. Способность директивно-плановой системы выходить за пределы
предприятия, разрастаться в определенных условиях до модели "народное
хозяйство как единая фабрика". Государственное централизованное
регулирование как необходимая опора самой "рыночной экономики".
Распределение первичных доходов "по труду" как превалирующий способ
их формирования (75-80% национального дохода развитых "капстран"
составляют такого рода заработки) и даже "коммунистическое"
распределение по потребностям (во-первых, как необходимое вторичное - от
внутрисемейного до общественно организованного - "дораспределение"
первичных доходов; во-вторых, как приемлемая для капитализма современная форма
гарантий прожиточного минимума - см. выше). Все это позволяет не только
объяснить дееспособность социально-экономических систем советского типа как
попытки построения "реального социализма", но и обнаружить главные
логические просчеты (осложненные, конечно, появлением антиобщественных
интересов и слоев) этой попытки. Правомерная и основательная идея
"научного социализма" соединить прагматически классовый и общечеловеческий
ценностной походы к социальному переустройству (не маскируя один другим),
состояла в том, что пролетариат защищая свои собственные интересы, устраняет
буржуазию с позиций господствующего класса (последнего в Истории, как по многим
признакам могло казаться в XIX в.), тем самым кончает и со своим статусом
последнего угнетенного класса, осуществляя переход к бесклассовому обществу,
где каждому человеку обеспечен материальный достаток, личные права и свободы,
реальное участие в решении общесоциальных проблем.*
* Неизбежное фактическое наличие в каждом
обществе нетрудоспособных, хозяйственно не активных, неправоспособных
контингентов населения (по возрасту, состоянию здоровья, устройству неотложных
личных дел и т.п.), разумеется, влечет не "поражение в правах" этих
лиц, но особо тщательную защиту их прав и интересов специальными учреждениями,
строжайше ответственными за благополучие своих клиентов.
Именно неосуществление последнего пункта
(который отнюдь не был забыт в социальном проекте "научного
коммунизма") привело к катастрофе общественные системы "реального
социализма" советского типа. Специалисты-управленцы (бюрократия,
технократия, идеократия, в современных терминах), как и в глубокой древности,
успели сорганизоваться в несменяемый господствующий слой. Он и захватил
опустевшую экологическую нишу "буржуазии", несмотря на наличие в
арсенале человечества действенных приемов контроля и ротации управленческих
контингентов (причем обязательно демократического обновления волей электората
по отношению к "руководящим кадрам" общегосударственного уровня).
Дело, стало быть, не в несбыточности замысла, а в дефектах исполнения.
Разумеется, их исправление будет диктоваться самой жизнью, ибо правящая
верхушка успела разложиться до такой степени, что изменила не только идеалам
социализма, но и зачастую национально-государственным интересам. Провозгласив
курс на "построение капитализма" (и будучи "обновлена" из
прямо антиобщественных, уголовных элементов), элита втолкнула общество в
глубочайшую экономическую разруху, развал законного правопорядка,
демографическую катастрофу.
Тут уже и самые доверчиво-терпеливые из числа
поверивших реформаторам начинают вспоминать, что "при коммунистах было
лучше". Нарастает "левая волна" в общественном сознании и политических
движениях, реален приход к власти людей, одобряющих социалистические ценности.
Теперь самое время уточнить содержание этих ценностей, чтобы не свести дело к
буквальной реставрации дореформенных порядков, обремененных теми же самыми
недугами, которые привели нынешним бедам. Разумеется, не приходится ожидать
чего-либо толкового от официозной пропаганды, с ее столь же невнятными, сколь и
громкими, проклятиями доктрине социализма, заклинаниями об "окончательном
крахе коммунизма" и т.п.
Но вот авторитетное мнение глубокого знатока и
тонкого аналитика Й.Шумпетера, писавшего, правда, во времена, когда
"реальный социализм" еще не развернул всех своих немалых достижений и
фатальных пороков. Будучи убежден в перспективности социализма как продукта и
преемника развитого капитализма и в исторической обреченности
"классического" капитализма, Й.Шумпетер объясняет принципиальное
превосходство социализма тем, что для него экономический аспект - не
единственный и даже не наиболее важный. Он имеет и более высокие цели, нежели
наполнение желудков. Главное, социализм - это новый тип культуры.* Однако,
противореча этим признаниям, он определяет сущность социализма как
"институциональную систему, в которой контроль над средствами производства
и самим производством находится в руках центральной власти, т.е. принадлежность
экономики к общественной, а не частной сфере - дело принципа".** Налицо
именно "экономическое", а не "более высокое",
культурологическое, этическое и т.п. ценностное определение. Как бы акцентируя
эту путаницу, автор дает перечень отнюдь не узкоэкономических признаков,
совместимых, по его мнению, с осуществлением социализма. "Общество может
быть в полной мере социалистическим и тогда, когда им управляет диктатор, и при
самой демократической организации; оно может быть аристократическим или
пролетарским,... , воинствующим националистическим, или миролюбивым
интернационалистическим, иметь этику господ и этику рабов; формы организации
жизни людей индивидуализированными и стандартизированными".***
* Й.А.Шумпетер. Капитализм, социализм и
демократия. М. Экономика, 1995, с. 230.
** Там же, с. 226.
*** Там же, с. 231.
Вот тебе раз. Нет уж, думается, что правильнее
именно подход научного социализма - приоритет за определением социализма как
бесклассового общества, покончившего с делением людей на господ и слуг. Только
тогда он вправе притязать на роль ценностного компаса для человечества, а не
для хозяйственного функционера. В какой мере экономика
"огосударствлена", как построены даже отношения собственности, - все
это имеет для определения сути социализма не "абсолютное",
самодовлеющее, а лишь относительное значение: в какой мере данная конкретная
модель экономических отношений устраняет (или сохраняет) раскол общества на
"допущенных" и "отлученных" от полного объема прав и свобод
людей. Любая неотчуждаемая форма собственности совместима с социализмом, ибо
делает невозможным раскол общества на имущих и неимущих (пролетариев).
Напротив, капитализм принципиально основан на классовом антагонизме нанимателей
и нанимаемых. Поэтому любые формы социальной поддержки последних не ликвидируют
названной социальной дискриминации, деления граждан "по сортам". В
этом весьма преуспели ныне "страны Балтии", но ведь и кровавый
геноцид "инородцев" - явление того же порядка. Нормальные люди не
должны мириться с социальной дискриминацией.
Отсюда, пожалуй "можно разобраться с
такой своеобразной, правомерно претендующей на одобрение масс доктриной, как
"бесклассовый капитализм".* Посредством поголовного наделения граждан
практически неотчуждаемым персональным капиталом (с помощью мощных пенсионных
фондов и страховых компаний) она стремится обеспечить каждому человеку
(благодаря весомому социальному дивиденду) реальную свободу выбора между
занятостью и досугом - т.е. освобождение как от мук вынужденного труда ради
куска хлеба, так и от мук вынужденного безделья при недобровольной
"незанятости". Эта свобода во всех предшествующих обществах была
привилегией только высших, теперь же предлагается следать ее общедоступной. Выходит,
социализм, для этого не обязателен? И нечего ему претендовать на овладение
массовым признанием и поддержкой.
Но хотя один из авторов доктрины, Л.Келсо, успел в
свое время выпустить даже "Капиталистический манифест", его
гуманистическая доктрина все же не совместна с капитализмом и не чужда
социализму. Бесклассовый капитализм - это не капитализм. Последний не может
функционировать, не имея опоры в экспроприации наемных работников, да и самих
потерпевших неудачу капиталистов (фирм, корпораций и т.д.). Гарантированное
всем людям материально обеспеченное существование со свободой выбора занятий
это именно атрибут социализма. Правда, концепция Келсо имеет и другие
немаловажные ракурсы, связанные с пониманием НТП, эффективности и самой
необходимости "живого труда". Но эти аспекты уместнее рассмтреть при
обсуждении проблем собственности и распределения.