ХРУПКИЙ КОНСЕНСУС ОБЪЕДИНЕННЫХ ЛЕВЫХ
Хайме Пастор
С тех пор как испанская коммунистическая
партия объединила усилия с рядом других более мелких левых групп для
образования Объединенных Левых, организация выросла в силу, способную стать
серьезной альтернативной коррумпированной правящей социалистической партии. Но
быстрый рост имеет как свои плюсы, так и минусы.
На IV федеральной Ассамблее Объединенных Левых Генеральной
координатор организации Джулио Ангуита сделал достаточно критический доклад о
деятельности ОЛ на протяжении последних нескольких лет. Руководители
федерального уровня осознают все проблемы данного политического образования,
расширяющего свой электорат без параллельного, более глубокого внедрения в
местные инициативы и ассоциации, в наиболее динамичные социальные слои
общества. Такое несбалансированное развитие проявляется как в сектантстве (на
уровне местных объединений), так и в "опьянении" "новой
политикой" некоторых товарищей. Однако большинство делегатов проявили обеспокоенность
тем, что повторение впечатляющего успеха недавних лет вряд ли возможно.
В манифесте, принятом съездом,
рассматриваются проблемы глобального кризиса цивилизации, новые и старые формы
социального неравенства, конфликт между центром и периферией, а также кризис
капиталистической экономики и благосостояния граждан. Манифест - шаг вперед в
развитие политической культуры Объединенных Левых. Программа организации
признает необходимость защиты социальных завоеваний, но не предлагает
перекройку устаревших социал-демократических идей. Выстраивая новую иерархию
ценностей, манифест открывает возможности для ОЛ работать во имя слияния
традиционных и модернистских социальных движений в альтернативный социальный
блок в Испании и в Европе.
В глобальном контексте правящая Социалистическая
партия Филипе Гонсалеса подверглась острой критике. Значительная часть
населения оказалась деморализованной по вине неолиберальной экономической и
социальной политике партии, коррупции и государственного терроризма (в борьбе с
сепаратистскими движениями басков). Для Испании характерны кризис политики и
политических партий в их нынешнем виде, потребность в альтернативных формах
действия. Очевидна необходимость трансформации ОЛ в "социополитическое
движение", интегрирующее все традиции антикапиталистических левых. К
сожалению, критика колеблющейся линии профсоюзных лидеров была отвергнута
руководителями конференции как якобы противоречащая нашим краткосрочным
политическим задачам.
Отношение ОЛ к союзам характеризуется
следующей поправкой, предложенной Альтернативными Левыми (АЛ) и принятой
Федеральным Политическим Советом в сентябре 1994 года: "Мы стремимся к
тому, чтобы гегемония не имела ничего общего с харизматическим руководством или
со всевластием бюрократического аппарата. Гегемония может проистекать только из
сложения различных течений, при взаимном уважении".
Обьединенные Левые и две основные партии
"Респектабельные оппозиционные
течения в Социалистической партии Испании относятся к слабейшим, в то время как
сильнейшие - к наименее респектабельным". В этой ситуации "общие
положения такие как институциональная стабильность или оппозиция правым не
могут служить оправданием для оформления каких-либо соглашений" до тех
пор, пока Соцпартия не покончит с дурными привычками "филипизма"*.
Локальные союзы признаются возможным при условии "укрепления нашей
автономии и отказа от любой подчиненной позиции".
Хотя ОЛ не признает общих целей с
основным правым крылом Народной партии (НП), съезд не исключил возможности
ограниченного соглашения во имя "победы демократических реформ перед
угрозой обьединения сил сторонников "филипизма".
Новые Левые (НЛ) предложил поправку,
определяющую борьбу против правых в качестве главного приоритета и допускающую
возможность правительственной коалиции с Соцпартией. Но это предложение не
получило 25% поддержки в рабочей группе, что не позволило обсудить его на
пленарном заседании.
Было принято следующее решение: там, где
ОЛ удастся догнать Соцпартию и сформировать правительство в городе или регионе,
необходимо создавать "культуру перехода", а не втягиваться в конфликт
по вопросу о конкурентоспособной экономической модели и международном климате
"социального дарвинизма". Если в правительстве находиться Народная
партия, мы должны укреплять оппозицию и противодействовать деморализации
социальной базы левых. Если Соцпартия присоединиться к нашим условиям, мы будем
это приветствовать. Там же, где у руля управления находится Соцпартия,
Федеральный Политический Союз оценит возможности соглашения с нею.
Государство и нация в Испании
Комиссия высказалась за федеральное
государство с проведением конституционной реформы и формированием сената,
отражающего многонациональный характер испанского государства. Некоторым
представителям Альтернативных Левых употреблявшееся в дискуссии понятие самоопределения
показалось слишком расплывчатым. Они выступили с критической поправкой,
утверждая, что право на самоопределение и независимость должно быть условием,
предваряющим проведение любой конституционной реформы. Это и ему подобные
предложения получили около 25% голосов участников пленума 6, но не были
приняты. Совершенно очевидно, что большинство не желало вновь поднимать вопрос,
обойденный в постфранкистской конституции Испании 1978 года. Но дебаты
продолжаются. Рядовые члены организации далеко не равнодушны к национальным требованиям большинства в
Стране Басков, Каталонии и Галисии. Говоря это, мы не должны закрывать глаза на
возрождение реакционного испанского национализма. Если правоориентированная
Народная партия победит на следующих выборах, будут определенно иметь место
попытки отказаться от даже ограниченной автономии различных некастильских
национальностей.
На съезде был принят ряд мер для
укрепления внутренней демократии. Было разрешено существование различных
течений, ограничено время представительства ОЛ в выборных органах. Первички
были наделены правами
_____________
* Политическая практика названная по имени лидера
Социалистической партии Испании Фелипе Гансалеса.
избирать кандидатов на будущих выборах. Основным
нерешенным "внутренним" вопросом остался вопрос о федеральном
устройстве ОЛ. Некоторые федерации предложили более свободную, конфедеративную
(но не совсем демократическую) структуру, другие ратовали за гипертрофированную
"неоцентралистскую" модель.
К сожалению, остался нерешенным вопрос о
статусе молодежных организаций. Некоторые представители Альтернативных Левых
доказывали, что молодежные антивоенные, экологические движения, движение за мир
в настоящий момент охватывают наиболее радикальные и активные слои общества.
Превращение ОЛ в социальное и политическое движение без переоценки значения
молодежи, без поворота к ней невозможно. Левым организациям в целом необходимо
новое пополнение их членов и лидеров за счет молодежи.
Стремление к консенсусу среди делегатов
было благосклонно воспринято Партией Социалистического действия и
Республиканской Левой, двумя небольшими партиями, которые объединились с
Коммунистической партией для образования ОЛ. Им противостояло большинство
несоюзных товарищей. Тем не менее в состав Федерального Политического Совета из
103 членов были избраны 2 "эко-социалиста", один "зеленый",
2 члена "Альтернативных Левых" и несколько "красно-зеленых"
независимых участников съезда.
Несмотря на краткость принятой резолюции
по женскому вопросу, в ней были признаны "ошибки и расхождения между
декларациями и практическими делами". Внутри ОЛ были начата дискуссия по
этому вопросу для углубления феминистского сознания членов организации.
ОЛ разрабатывает антикапиталистический
проект преобразования общества. Активисты организации борются не за повторное
издание социальной демократии, а за новую альтернативу. Такая политика включает
в себя "структурные реформы" в экономической и политической сферах, а
также в сфере государственных институтов. Общая нить всех движенческих дискуссий
- поиск новой модели общественного устройства.
Мы увидим, как этот проект обретает
конкретные очертания на приближающихся муниципальных выборах и на выборах в
местные парламенты в различных национальных регионах. Конечно, в процессе
начатого ОЛ поиска возможных партнеров по коалиции, угроза давления с целью
выхолащивания содержания проекта становится достаточно реальной.
В ближайшие месяцы ОЛ могут вполне
успешно догнать Соцпартию в нескольких важных регионах и городах. Но на
национальном уровне разрыв в электоральной поддержке остается значительным. Как
подчеркивалось в отчетном докладе руководства организации, увеличение
электоральной поддержки не равнозначно углублению в социальную базу левых. Нам
все еще предстоит много сделать, чтобы доминировать в социальных секторах,
являющихся, по данным социологов, базой для проведения левой политики.
Необходимость одновременной борьбы против
Народной партии и Соцпартии очевидна. Федеральное руководство ОЛ часто обвиняют
в том, что ОЛ солидаризировалась с правыми в стремлении зажать Соцпартию в
тиски. Обвинения зачастую искренние, но нередко под ними скрываются попытки
перевести нас на позиции "одобрямса" в отношении Соцпартии. Мы,
несомненно, способны критиковать Соцпартию (которая никогда не колебалась в
отношении формирования коалиции - "тисков" с правым крылом
Каталонского националистического блока против рабочего класса), при одновременной
критике правого крыла, не способного выдвинуть сколько-нибудь значимую
альтернативу. Как сказал один из делегатов из Валенсии, ОЛ не является ни
тисками для правых, ни подпоркой для Соцпартии.
В заключение хочется отметить, что ОЛ представляет
шанс политической реорганизации и переструктурирования, который нельзя
недооценивать. Необходимо им воспользоваться, если мы хотим поддержать
социальную ремобилизацию, одержать победу над Соцпартией на выборах во имя
торжества левой альтернативы и в более или менее отдаленной перспективе
восстановить веру испанцев в альтернативу, антикапиталистическую и
интернационалистическую программу.