ВРЕДНАЯ СТАТЬЯ ПО ЕВРЕЙСКОМУ ВОПРОСУ
Начало Вверх

V. ПОЛЕМИКА

ВРЕДНАЯ СТАТЬЯ ПО ЕВРЕЙСКОМУ ВОПРОСУ

Майк Дэвидоу

И это тем более вызывает беспокойство, что она вышла из-под пера Юрия Белова, главы идеологического отдела КПРФ ("Советская Россия", 21 октября 1995). И что еще больше запутывает вопрос - Белов опирается в этой статье на почти забытую работу, написанную 25-летним Марксом в 1843 году. До настоящего времени ее использовали только антикоммунисты, стремящиеся изобразить Маркса антисемитом. Белов, а до него Виктор Тюлькин, первый секретарь Российской коммунистической рабочей партии, имеют сомнительную честь быть единственными коммунистическими лидерами, насколько мне известно, которые использовали эту раннюю работу молодого Маркса. Ни Ленин, ни какой-нибудь другой лидер-марксист не ссылались на эту статью Маркса "К еврейскому вопросу". И на то есть причины.

Только закоренелый догматик или человек, стремящийся очернить Маркса, будет считать аксиомой любое написанное им слово, особенно это касается работ, созданных в процессе исследований и выработки основ научного подхода. Но Белов объявил эту статью "актуальной и сегодня", поскольку проблема "еврейства" "донельзя обострилась в современной России". И он цитирует Маркса: "Деньги - это ревнивый бог Израиля... Вексель - это действительный бог еврея... Мы обнаруживаем в еврействе (в данном случае используется неточный перевод: К.Маркс пользуется термином, обозначавшем в разговорном языке первой половины XIX века "ростовщичество", "торгашество" - редакция) проявление общего современного антисоциального элемента".

В интересах своей статьи Белов ограничился Марксом не старше 25 лет. Белов игнорирует тот факт, что Маркс никогда больше не возвращался к этой ранней работе, никогда больше не использовал слова "еврейство" (точнее, повторим, "ростовщичество", "торгашество" - редакция). Читая Белова, мы никогда не узнаем, что источником российской трагедии является реставрация капитализма. Фактически капитализм и не упоминается в его статье. Белов заменил капитализм "еврейством", сделал эти слова синонимами. Что привело Россию к трагедии? Согласно Белову, это "еврейство". Дав такое определение капитализма, Белов пишет: "Любой торгаш, вне зависимости от его национальности, болен "еврейством". По его словам, не капитализм, а "еврейство" оккупировало современную Россию". Перечисляя ведущих контрреволюционеров ельцинской России, Белов заявляет, что "они превратили тему еврейства в тему на злобу дня".

С понятной эмоциональностью и глубоким анализом Белов обвиняет ренегатов и предателей России за расчленение и развал великой страны. Он справедливо замечает, что национализм ждал своего часа и дождался его. Но какая сила открыла двери этому разрушительному вирусу? Антикоммунизм, которому Горбачев позволил вызреть внутри КПСС? Нет! "Оказывается политическое и идеологическое еврейство-торгашество открыло дорогу национализму". Это оборотная сторона древней антисемитской медали, которая все несчастья относила на счет махинаций евреев.

Белов пытается провести тонкую линию различия между "еврейством" и евреями как таковыми. Он отмечает, что евреи внесли выдающийся вклад в советские годы в области культуры, искусства и науки. Он правильно указывает, что "содружество евреев и русских,представителей других национальностей было естественным в советское время". Как считается повсюду в мире, это было одним из величайших достижений советской власти. Он признает, что "антиеврейские настроения в русском народе есть". "Но это", - утверждает он, - лишь стихийная реакция на действия... знаменосцев воинствующего "еврейства" ... кто, избрав линию Шейлока, принялся торговать Россией". О роли таких русских людей, как Борис Ельцин, в торговле Россией не упоминается.

Одним таким жестоким ударом Белов почти оправдывает "антиеврейские настроения" и бросает тень на положительную роль, сыгранную евреями в России.

Бессердечный шекспировский персонаж Шейлок символизирует еврейских торгашей, а русский торговец мясом Кузьма Минин был спасителем России. Мало кто думал о Кузьме Минине, великом патриоте, как "о русском торговце мясом". Но Белов подчеркивает это, чтобы противопоставить его еврейскому торгашу Шейлоку. Ведь статья так и называется "Шейлок и Кузьма". Это соответствует задаче изображения "еврейства" как воплощения безжалостного капитализма. В то же время это и идеализация русского мелкого торгаша.

Белов утверждает" "Антисемитизм никогда не был приметой российской истории", включая и царское время. Имели место лишь "случаи антисемитизма". Это по меньшей мере поверхностный взгляд на историю России. Это правда, что массы русского народа не поддались ядовитому вирусу антисемитизма. Мои родители и многие прогрессивные евреи, которые эмигрировали в США, никогда не связывали погромы с ними. Погромы были организованы сверху как часть политики отвлечения внимания народа от его действительных врагов - царизма и капитализма. Однако по России и особенно по Украине в 1880-х, 90-х годах и в начале 20 века одна за другой прокатились волны страшных погромов.

В 1903 году ужасное побоище евреев произошло в Кишиневе. Толстой сурово осудил его: "Я испытываю ужас особенно по отношению к тем, кто более всего виновен - нашему правительству и духовенству, которые разжигают злобу и фанатизм среди людей, эти банды мелких бандитов-бюрократов". В результате с 1881 по 1903 год в США эмигрировал один миллион российских евреев.

Исторический центр евреев пер двинулся из России и Польшу в Северную Америку. Наиболее массовые и страшные погромы произошли в октябре 1905 года вслед за подавлением революции 1905 года. Были убиты тысячи евреев и революционеров. Ленин и большевики резко осудили погромы.

Я перечисляю эти горькие факты, потому что я считаю, что давно пора прекратить странное молчание вокруг них, в том числе в левых кругах. Никакие статьи не прольют свет на еврейский вопрос, если мы не повернемся лицом к этим болезненным страницам российской истории.

Верно и то, что одним антисемитизмом нельзя объяснить сложную историю евреев, ужасный груз, которые они несли в течение столетий. В этой истории трагическую роль сыграли газовые камеры.  В результате извращений сионизма произошла чудовищная трансформация преследуемого на протяжении столетий народа в притеснителя палестинского народа. Чтобы объективно оценить еврейскую историю, необходимо видеть, что в ней всегдабыло два главных и противостоящих друг другу течения. Они есть и сейчас, в том числе и в России.

Одно следовало и следует курсом финансового расширения и стремления стать господствующим, правящим классом. Это течение подпитывало антисемитизм, поскольку часть евреев (всегда очень небольшое меньшинство) оказывается иногда в очень одиозном положении по отношению к нееврейскому населению: ростовщичество в средние века, сборщики налогов для польских панов на Украине, владельцы кабаков в среде русских крестьян, компрадоры и спекулянты в России сегодня. Капитализм дал полное развитие этому течению и выдвинул это незначительное меньшинство в высшие круги финансового капитала. Но было бы грубым искажением изображать капитализм как "еврейский капитализм" или смешивать сам капитализм с "еврейством". К сожалению, это эксплуататорское меньшинство изображалось как типичное для еврейского народа. Прогрессивный американский еврейский писатель Майк Гоулд написал свое классическое произведение "Евреи без денег" для того, чтобы развенчать этот миф и обрисовать подлинно общественное положение еврейского народа.

Вторым и более представительным было прогрессивное и революционное течение. Необходимо однако сказать, что рост сионизма ослабил влияние этого течения. В России прогрессивное течение отражено в пропорционально высоком числе евреев, которые играли активную и часть ведущую роль в борьбе против царизма и за социализм. Царское правительство ухватилось за эту возможность, чтобы раздувать антисемитизм и реакцию. Внутри этого течения существовали и националистические (бундовцы), а также реформистские, эсеровские и меньшевистские направления.

Евреи в большевистской партии боролись против этих направлений и играли важную роль в партии и правительстве, что демонстрирует пример Якова Свердлова. Ленин вел энергичную борьбу против бундовцев, но он никогда не смешивал русский капитализм с "еврейством" и не привлекал внимания к "еврейскому капитализму". Его любовь к России и русскому народу не мешала ему видеть преступления царизма и капитализма (которые подчас искажали их). Напротив, Ленин боролся против народничества, которое способствовало идеализации России, ее народа и истории. "Вторая жертва народничества - это вера в исключительность России, идеализация деревенской общины и т.п.". В ответ на русофобию, которая сопровождает антикоммунизм, в рядах левых сил возникло неонародничество. Я думаю, что трактовка Беловым "русского вопроса" - это отражение этой тенденции. Это и привело к путанице в еврейском вопросе, что, как показывает статья Белова, повлияло даже на левые силы.

С внешней стороны может показаться, что большое число евреев играет ведущие роли в составе ельцинско-черномырдинского режима и в капитализации России. Но корни гораздо глубже. Разрушение СССР, развал КПСС не только развязали мощные центробежные силы, зачастую ведущие к кровавым национальным конфликтам. Наступила массовая дезориентация. И больше всего в области национальных отношений. Социалистический цемент, гармонически скреплявший многонациональное советское государство, разрушился и был заменен не "еврейством", а капиталистическим государством в ходе безжалостного процесса первоначального накопления капитала. Устранение марксизма-ленинизма как правящей идеологии оставило опасный вакуум.

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020