V.
ПОЛЕМИКА
ВРЕДНАЯ СТАТЬЯ ПО ЕВРЕЙСКОМУ ВОПРОСУ
Майк Дэвидоу
И это тем более вызывает беспокойство, что она вышла
из-под пера Юрия Белова, главы идеологического отдела КПРФ ("Советская
Россия", 21 октября 1995). И что еще больше запутывает вопрос - Белов
опирается в этой статье на почти забытую работу, написанную 25-летним Марксом в
1843 году. До настоящего времени ее использовали только антикоммунисты,
стремящиеся изобразить Маркса антисемитом. Белов, а до него Виктор Тюлькин,
первый секретарь Российской коммунистической рабочей партии, имеют сомнительную
честь быть единственными коммунистическими лидерами, насколько мне известно,
которые использовали эту раннюю работу молодого Маркса. Ни Ленин, ни
какой-нибудь другой лидер-марксист не ссылались на эту статью Маркса "К
еврейскому вопросу". И на то есть причины.
Только
закоренелый догматик или человек, стремящийся очернить Маркса, будет считать
аксиомой любое написанное им слово, особенно это касается работ, созданных в
процессе исследований и выработки основ научного подхода. Но Белов объявил эту
статью "актуальной и сегодня", поскольку проблема
"еврейства" "донельзя обострилась в современной России". И
он цитирует Маркса: "Деньги - это ревнивый бог Израиля... Вексель - это
действительный бог еврея... Мы обнаруживаем в еврействе (в данном случае
используется неточный перевод: К.Маркс пользуется термином, обозначавшем в
разговорном языке первой половины XIX века "ростовщичество",
"торгашество" - редакция) проявление общего современного
антисоциального элемента".
В
интересах своей статьи Белов ограничился Марксом не старше 25 лет. Белов
игнорирует тот факт, что Маркс никогда больше не возвращался к этой ранней
работе, никогда больше не использовал слова "еврейство" (точнее,
повторим, "ростовщичество", "торгашество" - редакция).
Читая Белова, мы никогда не узнаем, что источником российской трагедии является
реставрация капитализма. Фактически капитализм и не упоминается в его статье.
Белов заменил капитализм "еврейством", сделал эти слова синонимами.
Что привело Россию к трагедии? Согласно Белову, это "еврейство". Дав
такое определение капитализма, Белов пишет: "Любой торгаш, вне зависимости
от его национальности, болен "еврейством". По его словам, не
капитализм, а "еврейство" оккупировало современную Россию". Перечисляя
ведущих контрреволюционеров ельцинской России, Белов заявляет, что "они
превратили тему еврейства в тему на злобу дня".
С
понятной эмоциональностью и глубоким анализом Белов обвиняет ренегатов и
предателей России за расчленение и развал великой страны. Он справедливо
замечает, что национализм ждал своего часа и дождался его. Но какая сила
открыла двери этому разрушительному вирусу? Антикоммунизм, которому Горбачев
позволил вызреть внутри КПСС? Нет! "Оказывается политическое и
идеологическое еврейство-торгашество открыло дорогу национализму". Это
оборотная сторона древней антисемитской медали, которая все несчастья относила
на счет махинаций евреев.
Белов
пытается провести тонкую линию различия между "еврейством" и евреями
как таковыми. Он отмечает, что евреи внесли выдающийся вклад в советские годы в
области культуры, искусства и науки. Он правильно указывает, что
"содружество евреев и русских,представителей других национальностей было
естественным в советское время". Как считается повсюду в мире, это было
одним из величайших достижений советской власти. Он признает, что
"антиеврейские настроения в русском народе есть". "Но это",
- утверждает он, - лишь стихийная реакция на действия... знаменосцев
воинствующего "еврейства" ... кто, избрав линию Шейлока, принялся
торговать Россией". О роли таких русских людей, как Борис Ельцин, в
торговле Россией не упоминается.
Одним
таким жестоким ударом Белов почти оправдывает "антиеврейские
настроения" и бросает тень на положительную роль, сыгранную евреями в России.
Бессердечный
шекспировский персонаж Шейлок символизирует еврейских торгашей, а русский
торговец мясом Кузьма Минин был спасителем России. Мало кто думал о Кузьме
Минине, великом патриоте, как "о русском торговце мясом". Но Белов
подчеркивает это, чтобы противопоставить его еврейскому торгашу Шейлоку. Ведь
статья так и называется "Шейлок и Кузьма". Это соответствует задаче
изображения "еврейства" как воплощения безжалостного капитализма. В
то же время это и идеализация русского мелкого торгаша.
Белов
утверждает" "Антисемитизм никогда не был приметой российской
истории", включая и царское время. Имели место лишь "случаи
антисемитизма". Это по меньшей мере поверхностный взгляд на историю
России. Это правда, что массы русского народа не поддались ядовитому вирусу
антисемитизма. Мои родители и многие прогрессивные евреи, которые эмигрировали
в США, никогда не связывали погромы с ними. Погромы были организованы сверху
как часть политики отвлечения внимания народа от его действительных врагов -
царизма и капитализма. Однако по России и особенно по Украине в 1880-х, 90-х
годах и в начале 20 века одна за другой прокатились волны страшных погромов.
В
1903 году ужасное побоище евреев произошло в Кишиневе. Толстой сурово осудил
его: "Я испытываю ужас особенно по отношению к тем, кто более всего
виновен - нашему правительству и духовенству, которые разжигают злобу и
фанатизм среди людей, эти банды мелких бандитов-бюрократов". В результате
с 1881 по 1903 год в США эмигрировал один миллион российских евреев.
Исторический
центр евреев пер двинулся из России и Польшу в Северную Америку. Наиболее
массовые и страшные погромы произошли в октябре 1905 года вслед за подавлением
революции 1905 года. Были убиты тысячи евреев и революционеров. Ленин и
большевики резко осудили погромы.
Я
перечисляю эти горькие факты, потому что я считаю, что давно пора прекратить
странное молчание вокруг них, в том числе в левых кругах. Никакие статьи не
прольют свет на еврейский вопрос, если мы не повернемся лицом к этим
болезненным страницам российской истории.
Верно
и то, что одним антисемитизмом нельзя объяснить сложную историю евреев, ужасный
груз, которые они несли в течение столетий. В этой истории трагическую роль
сыграли газовые камеры. В результате
извращений сионизма произошла чудовищная трансформация преследуемого на
протяжении столетий народа в притеснителя палестинского народа. Чтобы
объективно оценить еврейскую историю, необходимо видеть, что в ней всегдабыло
два главных и противостоящих друг другу течения. Они есть и сейчас, в том числе
и в России.
Одно
следовало и следует курсом финансового расширения и стремления стать
господствующим, правящим классом. Это течение подпитывало антисемитизм,
поскольку часть евреев (всегда очень небольшое меньшинство) оказывается иногда
в очень одиозном положении по отношению к нееврейскому населению:
ростовщичество в средние века, сборщики налогов для польских панов на Украине,
владельцы кабаков в среде русских крестьян, компрадоры и спекулянты в России
сегодня. Капитализм дал полное развитие этому течению и выдвинул это
незначительное меньшинство в высшие круги финансового капитала. Но было бы
грубым искажением изображать капитализм как "еврейский капитализм"
или смешивать сам капитализм с "еврейством". К сожалению, это
эксплуататорское меньшинство изображалось как типичное для еврейского народа.
Прогрессивный американский еврейский писатель Майк Гоулд написал свое
классическое произведение "Евреи без денег" для того, чтобы
развенчать этот миф и обрисовать подлинно общественное положение еврейского
народа.
Вторым
и более представительным было прогрессивное и революционное течение. Необходимо
однако сказать, что рост сионизма ослабил влияние этого течения. В России
прогрессивное течение отражено в пропорционально высоком числе евреев, которые
играли активную и часть ведущую роль в борьбе против царизма и за социализм.
Царское правительство ухватилось за эту возможность, чтобы раздувать
антисемитизм и реакцию. Внутри этого течения существовали и националистические
(бундовцы), а также реформистские, эсеровские и меньшевистские направления.
Евреи
в большевистской партии боролись против этих направлений и играли важную роль в
партии и правительстве, что демонстрирует пример Якова Свердлова. Ленин вел
энергичную борьбу против бундовцев, но он никогда не смешивал русский
капитализм с "еврейством" и не привлекал внимания к "еврейскому
капитализму". Его любовь к России и русскому народу не мешала ему видеть
преступления царизма и капитализма (которые подчас искажали их). Напротив,
Ленин боролся против народничества, которое способствовало идеализации России,
ее народа и истории. "Вторая жертва народничества - это вера в
исключительность России, идеализация деревенской общины и т.п.". В ответ
на русофобию, которая сопровождает антикоммунизм, в рядах левых сил возникло
неонародничество. Я думаю, что трактовка Беловым "русского вопроса" -
это отражение этой тенденции. Это и привело к путанице в еврейском вопросе,
что, как показывает статья Белова, повлияло даже на левые силы.
С
внешней стороны может показаться, что большое число евреев играет ведущие роли
в составе ельцинско-черномырдинского режима и в капитализации России. Но корни
гораздо глубже. Разрушение СССР, развал КПСС не только развязали мощные
центробежные силы, зачастую ведущие к кровавым национальным конфликтам.
Наступила массовая дезориентация. И больше всего в области национальных
отношений. Социалистический цемент, гармонически скреплявший многонациональное
советское государство, разрушился и был заменен не "еврейством", а
капиталистическим государством в ходе безжалостного процесса первоначального
накопления капитала. Устранение марксизма-ленинизма как правящей идеологии
оставило опасный вакуум.