От редакции
Публикуемый ниже
проект Федерального закона подготовлен группой ученых под руководством к.э.н.
Э.Н.Рудыка для внесения в Государственную думу. Редакция не считает, что этот
проект достиг совершенства и не имеет изъянов. Например, в Проекте почти никак
не прописаны вопросы взаимодействия органов участия работников в управлении и
профсоюзов. И хороший юридический закон получается только тогда, когда
написанию каждой его статьи предшествует глубокая научная проработка (несколько
солидных монографий, 1-2 научных конференций и т.п.). Однако времени ни на что
такое нет. Жизнь наша стала крутой. Трудовые коллективы ждут хоть что-нибудь,
на что можно хоть как-нибудь опереться.
В этом смысле мы
считаем публикацию Проекта целесообразной. Еще более полезной она будет, если
вызовет критические отклики наших читателей.
Редакционная коллегия
Пояснительная записка
к проекту Федерального закона
"Об участии
работников в управлении, имуществе и прибыли коммерческой организации"
В ходе проведения в
России реформы собственности вся полнота власти на производстве переходит к
узкому слою частных собственников либо администрации предприятия. Работники,
как и прежде, отчуждены от власти в хозяйстве.
В социально-политическом
аспекте отчуждение работников от власти в хозяйстве, а значит, и от
собственности увеличивает социальное неравенство в обществе, обостряет
политическую борьбу трудящихся за передел собственности, что делает маловероятным
достижение социальной стабильности на производстве и политической - в обществе
в целом. Отсутствие экономической демократии препятствует развитию политической
демократии.
В экономическом аспекте
реформа собственности в ее нынешнем виде ведет к построению архаичной экономики
базирующейся на системе наемного труда в ее традиционном виде и авторитарной
организации управления производством. И это в то время, когда в современном
мире активно идет процесс формирования экономики нового типа, основанной на
системе реального участия работников в управлении производством, имуществе,
прибыли, равно как и в убытках предприятия. Этот тип рыночной экономики
демонстрирует существенные преимущества: возрастает мотивация к труду, растут
его производительность и качество, резко уменьшается количество
производственных конфликтов и др. Неудивительно, что в более чем 70 странах
мира законодательно закреплено право работников на участие в управлении
производством, имуществе и прибыли предприятия.
Демократизация собственности
является непременным условием и эффективного функционирования большей части
российских предприятий, трудовые коллективы которых выбрали так называемый
второй вариант приватизации. Как показывает отечественный и мировой опыт,
передача имущества предприятия во владение его работников без реального
привлечения работников к управлению производством не дает и не может дать
положительного результата. Демократизация собственности является также условием
преодоления тенденции криминализации российской экономики.
Необходимость смены
главных ориентиров и приоритетов реформы собственности с учетом самобытности
России (приверженность основной части народа идеалам социальной справедливости,
давние традиции артельно-кооперативного труда, принятия решений коллективно, миром
и т.д.) и мирового опыта, а также приведения трудового законодательства страны
в соответствие с нормами международного права становится более чем очевидной.
Разработчики
законопроекта считают принципиальным следующие его положения.
Во-первых, закрепление в
законе права всех работников на участие в управлении предприятием независимо от
того, имеет ли работник долю в имуществе предприятия.
Во-вторых, установление
законом минимального объема прав работников и их представительных органов в
управлении предприятиями всех видов собственности. Эти минимальные права могут
быть расширены в ходе переговоров с собственниками имущества предприятия или с
их представителями и зафиксированы в соглашениях, в коллективном договоре.
В-третьих, предоставление
на государственных и муниципальных унитарных предприятиях работникам и их
представительным органам дополнительных прав в сфере управления производством.
В-четвертых, установление
минимальных, а не максимальных нормативов на представительство работников в
органах управления предприятиями различных видов собственности.
В-пятых, дополнение права
работников на участие в управлении правом на участие в имуществе и
распределении прибыли предприятия. При этом прописывается такой мехнизм участия
работников в имуществе и распределении прибыли предприятия, который ориентирует
работников не столько на увеличение своего текущего потребления, сколько на
инвестирование в основные фонды предприятия.
Законопроект подготовлен
авторским коллективом в составе:
д.п.н. Я.Н.Керемецкий -
ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН; д.э.н. А.И.Колганов -
ведущий научный сотрудник МГУ; акад. АЕН В.А.Лисичкин - заместитель
председателя Комитета по собственности, приватизации и хозяйственной
деятельности Госдумы Федерального собрания РФ; д.э.н. О.В.Маляров - ведущий
научный сотрудник Института востоковедения РАН; к.и.н. В.Е.Можаев - зав.
сектором международного отдела Исполкома Всеобщей конфедерации профсоюзов;
В.Д.Пономарев - эксперт социально-экономического отдела Исполкома Всеобщей
конфедерации профсоюзов; к.э.н. Г.Я.Ракитская - старший научный сотрудник
Института экономики РАН, руководитель Центра труда и рабочего движения
Института перспектив и проблем страны АЕН; к.э.н. Э.Н.Рудык (руководитель
авторского коллектива) - зав. лабораторией Института проблем занятости РАН и
Минтруда РФ, руководитель Центра новых форм хозяйствования Института перспектив
и проблем страны АЕН; Г.Б.Завьялова - научный сотрудник Института проблем
занятости РАН и Минтруда РФ.
30 января 1995 г.
Проект
Российская Федерация
Федеральный закон
Об участии работников
в управлении, имуществе и прибыли коммерческой организации
Статья 1. Задачи и сфера
действия закона
1.1. Настоящий Закон
устанавливает правовые основы участия работников в управлении, имуществе и
прибыли коммерческой организации в целях содействия созданию эффективной
социально-ориентированной рыночной экономики и преодолению остро
конфронтационного типа социально-трудовых отношений на основе демократизации
собственности с учетом самобытности России и мирового опыта.
1.2. Права работников на
участие в управлении, имуществе и прибыли коммерческой организации,
определенные настоящим Законом, не ограничивают права работников на участие в
управлении, имуществе и прибыли коммерческой организации в качестве ее
акционеров (пайщиков).
1.3. Права органов
участия работников в управлении производством, имуществе и распределении
прибыли коммерческой организации, определенные настоящим Законом, не
ограничивают права профессиональных союзов, предусмотренные нормами
международного права и законами Российской Федерации.
1.4. Действие настоящего
Закона распространяется на все коммерческие организации независимо от их
организационно-правовой формы и вида собственности - хозяйственные товарищества
и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные
унитарные предприятия (именуемые в дальнейшем - предприятия).
Статья 2. Право
работников участвовать в управлении предприятиями
2.1. Работники
предприятий независимо от их организационно-правовой формы и вида собственности
имеют право:
- получать через свои
представительные органы, уполномоченных лиц, а также в индивидуальном порядке
информацию о деятельности предприятия, знакомиться с его бухгалтерской и иной
документацией, за исключением информации, составляющей в соответствии с
законодательством Российской Федерации государственную, служебную или
коммерческую тайну; информация, составляющая государственную, служебную или
коммерческую тайну, предоставляется представительному органу (органам)
трудового коллектива (именуемому в дальнейшем - совет трудового коллектива)
[вариант редакции здесь и далее: предоставляется представительному органу
(органам) всех работников предприятия (именуемому в дальнейшем - совет
работников предприятия)] или лицам, уполномоченным общим собранием
(конференцией) трудового коллектива, по письменному их запросу. Указанный орган
и лица, получившие доступ к такой информации, несут ответственность за ее
разглашение в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- вносить, в том числе в
индивидуальном порядке, предложения по вопросам занятости, технической и
финансовой политики предприятия, организации производственного процесса,
перспектив развития предприятия;
- участвовать в принятии
решений через общие собрания, конференции, совет трудового коллектива с правом
отлагательного вето до принятия судебного решения либо решения органа,
выбранного (созданного) по соглашению общего собрания (конференции, совета)
трудового коллектива и собственника имущества предприятия (работодателя) по
вопросам: оплаты, нормирования, условий и организации труда; профессиональной
подготовки работников; социально-культурного и бытового обслуживания
работников; реконструкции предприятия, введения в действие новых производственных
мощностей; сокращения производства, численности работников; ликвидации
предприятия; изменения структуры имущественного состава и
организационно-правовой формы предприятия;
- решать через общие
собрания (конференции) трудового коллектива вопросы самоуправления трудового
коллектива, коллективов структурных подразделения предприятия;
- определять через общие
собрания, конференции, совет трудового коллектива порядок использования фондов
трудового коллектива и порядок распределения иных средств, предоставленных
трудовому коллективу;
- принимать на общем
собрании (конференции) или советом трудового коллектива решение о проведении
аудиторской и иной независимой проверки экономического или финансового
состояния предприятия, в том числе о проведении такой проверки за счет
собственника имущества предприятия в порядке, определенном ст. 3 настоящего
Закона;
- быть представленными в
Совете директоров, Наблюдательном совете, в других органах управления
предприятиями;
- решать иные вопросы в
соответствии с нормами международного права, законами Российской Федерации,
уставом предприятия (положением о предприятии), соглашениями, коллективным
договором.
2.2. Работники
государственных и муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве
оперативного управления (казенные предприятия) имеют сверх прав, перечисленных
в п.
2.1. настоящей статьи,
следующие права: - рассматривать и утверждать (на общем собрании, конференции
трудового коллектива)
совместно с учредителем предприятия изменения и дополнения, вносимые в устав
предприятия;
- определять (на общем
собрании, конференции, совете трудового коллектива) совместно с учредителем
(собственником имущества предприятия) предприятия условия трудового договора
(контракта) при назначении, избрании руководителя предприятия;
- выступать перед
учредителем (собственником имущества предприятия) с инициативой об изменении
организационно-правовой формы предприятия.
2.3. Работники
государственных и муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве
хозяйственного ведения, имеют сверх прав, перечисленных в пп. 2.1 и 2.2
настоящей статьи, следующие права:
- принимать (на общем
собрании, конференции трудового коллектива) совместно с учредителем
(собственником имущества предприятия) решение о назначении, избрании
руководителя предприятия;
- принять решение (на
общем собрании, конференции трудового коллектива) о переходе предприятия в
категорию унитарного, основанного на праве хозяйственного ведения трудового
коллектива;
- в случае объявления
предприятия банкротом (принятия решения о ликвидации предприятия) принять
решение на общем собрании (конференции) трудового коллектива о передаче
имущества предприятия в хозяйственное ведение трудового коллектива (в общую
собственность работников - долевую или совместную в порядке, определенном
законами Российской Федерации).
2.4. Работники
государственных и муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве
хозяйственного ведения трудового коллектива, или взятых в аренду трудовым
коллективом, имеют сверх прав, перечисленных в пп. 2.1-2.3 настоящей статьи,
следующие права:
- назначать, избирать
руководителя предприятия;
- определять (на общем
собрании, конференции, совете трудового коллектива) условия трудового договора
(контракта) при назначении, избрании руководителя предприятия;
- осуществлять через свои
представительные органы права и нести всю полноту ответственности в
соответствии с законодательными нормами, установленными для унитарных
предприятий, основанных для права хозяйственного ведения, или взятых в аренду
трудовым коллективом;
- в случае, если
предприятия не запрещено к приватизации Федеральным Законом "О
государственной программе приватизации государственных и муниципальных
предприятий после 1 июля 1994 года", принять решение (на общем собрании,
конференции трудового коллектива) об изменении вида собственности предприятия
(выкуп имущества предприятия в общую собственность его работников - долевую или
совместную; продажа имущества предприятия в собственность граждан, не
являющихся работниками предприятия, и юридических лиц).
Статья 3. Обязанности
работодателя (собственника имущества предприятия) по созданию условий,
обеспечивающих участие работников в управлении предприятиями
Работодатель (собственник
имущества предприятия) обязан: - не реже одного раза в год (одного раза в
квартал) информировать общее собрание или конференцию трудового коллектива
(совет трудового коллектива) об экономическом и финансовом состоянии
предприятия;
- предоставлять
информацию о деятельности предприятия работникам не позднее чем через 5 дней
после поступления соответствующего запроса в порядке, определенном п. 1 ст. 2;
- в срок до одного месяца
рассматривать предложения работников, внесенные в письменном виде, и сообщать
им о принятых мерах;
- принимать
производственные решения совместно с органами,
уполномоченными
работниками, в порядке, определенном п. 1 ст.2; - предоставлять трудовому
коллективу возможность проводить
общие собрания
(конференции) трудового коллектива в рабочее время общей продолжительностью не
менее 8 часов в течение года;
- предоставлять совету
трудового коллектива предприятия (подразделения) бесплатно необходимые
помещения со всем оборудованием, отоплением, освещением, уборкой и охраной для
работы самого совета трудового коллектива, для проведения собраний
(конференций) трудового коллектива, а также для проведения экономической учебы
и просвещения работников;
- предоставлять членам
совета трудового коллектива (уполномоченному от работников), не освобожденным
от производственной работы, свободное от работы время с сохранением средней
заработной платы для выполнения общественных обязанностей (не менее 10 часов в
месяц на предприятиях с числом занятых до 100 человек, не менее 15 час. в месяц
на предприятиях с числом занятых до 1000 человек и не менее 20 часов на предприятиях
с числом занятых более 1000 человек);
- предоставлять членам
совета трудового коллектива (уполномоченному от работников), не освобожденным
от производственной работы, свободное от работы время с сохранением средней
заработной платы для учебы, если это необходимо для выполнения общественных
обязанностей (не менее 4-х недель в течение одного срока их выборных
полномочий);
- выделять органу,
уполномоченному трудовым коллективом, необходимые средства для проведения
аудиторской и иной независимой проверки экономического и финансового состояния
предприятия по требованию общего собрания (конференции) трудового коллектива
(не чаще одного раза в три года).
Статья 4. Право
работников участвовать в имуществе и распределении прибыли предприятия
4.1. Работники предприятий
независимо от их организационно-правовой формы и вида собственности имеют право
на участие в имуществе предприятия (за исключением государственных и
муниципальных унитарных предприятий) и распределения прибыли предприятия.
4.2. На предприятиях
независимо от их организационно-правовой формы и вида собственности формируются
инвестиционные фонды работников предприятия (ИФРП). ИФРП формируются путем
выделения на цели, определенные в п.1 данной статьи, не менее 10 процентов прибыли
предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Средства ИФРП расходуются
исключительно на: - приобретение акций (паев) данного предприятия в общую собственность
работников предприятия - долевую или совместную (за исключением государственных
и муниципальных унитарных предприятий);
- приобретение акций
(паев) других предприятий в общую собственность работников предприятия -
долевую или совместную;
- выкуп акций (паев)
предприятия у работников в случае их ухода на другое предприятие, на пенсию
либо по желанию работников;
- инвестиции в основные
производственные фонды предприятия,
работниками которого они
являются (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий,
основанных на праве оперативного управления);
- приобретение
государственных ценных бумаг;
- вклады в банки, другие
кредитные учреждения, сберегательные организации и инвестиционные фонды.
4.3. Общее собрание
(конференция) трудового коллектива ограничивает долю одного работника в ИФРП.
4.4. Средства ИФРП
освобождаются от подоходного налога. 4.5. Порядок распределения ИФРП и
использования средств из ИФРП определяется Положением об участии работников в
управлении, имуществе и распределении прибыли предприятия, утверждаемым общим
собранием (конференцией) трудового коллектива.
4.6. Размер и порядок
выплаты работникам процентов (дивидендов) начисляемых на средства ИФРП,
расходуемые на инвестирование в основные фонды предприятия, определяются в
коллективных договорах или в специальных соглашениях между трудовым коллективом
и собственником имущества предприятия (работодателем).
4.7. В ИФРП в
доверительное управление могут быть переданы работником принадлежащие ему акции
(паи) предприятия.
Статья 5. Обязанности
работодателя (собственника имущества предприятия) по созданию условий,
обеспечивающих участие
работников в имуществе
предприятия и распределения прибыли предприятия
Работодатель (собственник
имущества предприятия) ежегодно не позднее одного месяца с начала финансового
года отчислять в инвестиционный фонд работников предприятия часть прибыли
предприятия в размере, определенном п. 2 ст. 4 настоящего Закона.
Статья 6. Органы участия
работников в управлении производством, имуществе и распределении прибыли
предприятия
6.1. Общее собрание
(конференция) трудового коллектива. Высшим органом участия работников в
управлении производством, имуществе и распределении прибыли предприятия
является общее собрание (конференция) трудового коллектива.
Общее собрание
(конференция) трудового коллектива: - заслушивает информацию работодателя об
экономическом и финансовом состоянии предприятия; - утверждает Положение об
участии работников в управлении,
имуществе и распределении
прибыли предприятия; Положение об органах участия работников в управлении,
имуществе и распределении прибыли предприятия и Положение о представительстве
работников в органах управления предприятием;
- утверждает Положение о
самоуправлении трудового коллектива и коллективов структурных подразделений
предприятия;
- избирает (отзывает)
членов совета трудового коллектива,
представителей работников
в Совете директоров (Наблюдательном совете), других органов управления
предприятиями и заслушивает отчеты об их деятельности;
- вправе делегировать
часть своих полномочий, определенных настоящим Законом, общим собраниям
(конференциям) коллективов структурных подразделений предприятия;
- решает иные вопросы в
соответствии с законами Российской Федерации, уставом предприятия (положением о
предприятии), соглашениями, коллективным договором.
6.2. Совет трудового
коллектива (уполномоченный трудового коллектива) предприятия. В период между
общими собраниями (конференциями) трудового коллектива предприятия основным
органом участия работников в управлении, имуществе и распределении прибыли
предприятия является совет трудового коллектива (на предприятиях с численностью
работников менее 5 человек эту функцию выполняет уполномоченный трудового
коллектива).
Совет трудового
коллектива (уполномоченный трудового коллектива) наделяется правами органа,
через который трудовой коллектив приобретает права юридического лица.
Численность, порядок
избрания (отзыва) членов совета трудового коллектива (уполномоченного трудового
коллектива) и представительства в СТК профсоюзов, действующих на предприятии,
определяются Положением об органах участия работников в управлении, имуществе и
распределении прибыли предприятия.
Совет трудового
коллектива предприятия: - подготавливает проекты Положения о самоуправлении
трудового коллектива; Положения об участии работников в управлении, имуществе и
распределении прибыли предприятия; Положения об органах участия работников в
управлении, имуществе и распределении прибыли предприятия и Положения о
представительстве работников в органах управления предприятием;
- подготавливает
(принимает) решения, отнесенные Положением об органах участия работников в
управлении производством, имуществе и распределении прибыли предприятия к
компетенции совета трудового коллектива.
Члены совета трудового
коллектива (уполномоченный трудового коллектива) не могут быть по инициативе работодателя
переведены на другую работу или подвергнуты дисциплинарному взысканию без
согласия совета трудового коллектива (общего собрания трудового коллектива).
Увольнение членов совета трудового коллектива (уполномоченного трудового
коллектива) по инициативе администрации помимо соблюдения общего порядка
увольнения допускается лишь с согласия совета трудового коллектива (общего
собрания трудового коллектива).
Статья 7.
Представительство работников в органах управления предприятием (объединением
предприятий)
7.1. Работники
предприятий независимо от их организационно-правовой формы и вида собственности
имеют право быть представленными в Совете директоров (Наблюдательном совете) в
количестве не менее одной трети от общего числа членов Совета директоров
(Наблюдательном совете).
7.2. Порядок избрания
(делегирования) работниками своих представителей в Совет директоров
(Наблюдательный совет), а также их отзыва определяются Положением о
представительстве работников в органах управления предприятием.
7.3. Распределение квоты
представительства работников в органах управления объединением предприятий
(ассоциацией, союзом) осуществляется пропорционально численности работников
предприятий, входящих в объединение (ассоциацию, союз).
Статья 8. Ответственность
работодателя (собственника имущества предприятия) за невыполнение обязанностей по
созданию условий, обеспечивающих участие работников в управлении, имуществе и
распределении прибыли предприятия
Лица, представляющие
собственника имущества предприятия (работодателя), виновные в невыполнении
обязанностей по созданию условий, обеспечивающих участие работников в
управлении, имуществе и распределении прибыли предприятия, определенных ст. 3 и
ст. 5 настоящего Закона, подвергаются штрафу в размере от десятикратной до
стократной величины (вариант: не менее стократной величины) установленной
законом Российской Федерации минимальной оплаты труда за каждый случай
невыполнения обязанностей, налагаемому в судебном порядке.
Порядок и сроки
рассмотрения дел о наложении штрафов, предусмотренных настоящим Законом,
регламентируются Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях.
По требованию совета
трудового коллектива собственник имущества предприятия обязан наложить
дисциплинарное взыскание на руководителя, виновного в нарушении ст. 3 и ст. 5
настоящего Закона.
Статья 9. Заключительные
положения
Настоящий Закон вступает
в силу со дня его официального опубликования.