V.
ПОЛЕМИКА
ТАК
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ УГРОЗА?
"Вам как возражать: вежливо или
честно?"
/
Из разговора. /
В
№ 1 "Альтернатив" за 1994 год читателя удивляет своим присутствием
небольшая, но очень путаная статья профессора Межуева. Для её автора всё ещё
неразгаданной тайной остаётся вопрос вчерашнего дня: "Существует ли
угроза русского фашизма?"
Почему же этот вопрос люди
считали важным? Да потому лишь, что с фашизмом связывают возможность репрессий,
жестокостей и несвободы. Не только фашизм осуществляет репрессии, но фашизм их проводит
как правило. Этим исчерпывается экзистенциальный (жизненный) вопрос о фашизме,
волнующий простого читателя. И лишь после этого возникает академический вопрос
специалиста: что мы понимаем под "фашизмом"? Научное определение
фашизма требуется, чтобы предупредить народ о степени опасности, над ним
нависшей. Опасность исходит не от одного фашизма, но от фашизма, если он есть,
опасность наибольшая. А вот в случае, если фашизм России не грозит, то стало
быть можно немного успокоиться, не смотреть в его сторону, убаюкать себя
"многомудрыми" теоретическими суждениями. Именно это и делает
Межуев. Поэтому я считаю его статью не только не состоятельной, но и
политически вредной.
Результаты
последнего голосования позволяют, наряду с прочими, выдвинуть и такой вариант
прогноза: если во второй тур президентских выборов пройдет Жириновский, то
часть электората КП РФ, аграриев, женщин России и "достойных
милосердия" отдаст ему свои голоса. А это сделает его шансы на власть
вполне реальными.
Логика
Межуева такова: идеи Жириновского вроде бы несут некоторую опасность, но
опасность эта не фашистская. Идеи Жириновского - лишь попытка указать особый
путь возрождения России к экономическому процветанию и могуществу. Это
капитализация без компрадорства, но всё же это капитализация ценой
геополитической экспансии. Жириновский - не националист, а великодержавник. Но
великодержавие - вовсе не фашизм.
"Слава
богу, что не фашизм!" - облегченно вздохнёт обыватель и вспомнит, что
Афганская война его не коснулась, не грозила перерасти в мировую ядерную. А,
вздохнув так, отправится голосовать за Жириновского, за этого борца с
компрадорами, как за меньшее зло по сравнению с демократами типа Новодворской,
в которой "действительно есть что-то фашистское". Обыватель решит для
себя то, чего автор решать не брался.
Таково
политическое значение статьи. Но обеспечено оно алогизмом научного аппарата
Межуева. Отличительная черта научности - прямой смысл всех высказываний.
Научный текст не имеет подсознательных аналогий, психологической игры
латентными смыслами. А в обыденной речи слово "фашизм" несёт сильный
заряд отрицательных эмоций. Если Жириновский не фашист, то он не столь опасен.
Если в России, якобы, нет почвы для фашизма, поскольку страна многонациональна,
то и бороться с фашизмом не стоит. По мнению Межуева, и русский национализм не
реакционен, и русский империализм только на пользу всем народам. Здесь много
лжи под видом научной ясности. Автор играет словом "фашизм", как
фокусник новым платком. Сначала Межуев отбрасывает явно расширительные
толкования термина. "Фашизм" - это не социализм, не тоталитаризм, не
традиционализм. Всё правильно: фашизм - это политическое течение, а не общественно-исторический
период, не сфера применения власти, не культурная инерция. Далее Межуев
отбрасывает остенсивное (указательное) определение фашизма, как недостаточное
для науки. Фашизм - не только
практика немецкого и итальянского режимов середины века. И опять всё верно...
Должно быть и дальше автор станет говорить нам истину - уже мелькнуло в мозгу
наивного читателя. Однако дальше сказано нечто странное... Процитируем точно:
"Не
расизм является отличительным признаком фашизма (то есть не национальное
превосходство, не апартеид, не черносотенство - автором перечислено). Так стало
быть не национально-биологические признаки, а чтоже? "Фашизм -
действительно крайняя форма национализма, понимаемого как идея "чистоты
нации". Речь идет о превосходстве национально-этнического начала в
устройстве государственной жизни... Сама же нация понимается... как чисто
биологическое сообщество..."
Вот
это да! Автор утверждает и опровергает одно и тоже. Вот до чего доходит
плюрализм в одной, отдельно взятой профессорской голове. Однако и абсурд
пригодится, чтобы запутать читателя. А когда он запутан, Межуев выкладывает
свой козырь: "И уж совсем (совсем-совсем!) неправомерно трактовать фашизм
как этатизм, возвеличивающий государство..."
Вот
и всё! Читатель в ловушке! Теперь можно утверждать: сепаратизм малых наций -
это фашизм, то есть "бяка". Империализм большой нации не фашизм, а
цивилизация. Их национализм - плох, наш национализм - хорош. - Образчик морали
кафров!
Я
вовсе не защитник сепаратизма, как фашизоидного, так и либерального. Я ратую
только за научность, за объективную истину, за логичность публикаций. Сначала
истина, а уже потом её прикладная роль. Это вещи разные. Фашизму надо дать
точное определение по правилам логики. Логическое определение не остановит
фашизм, но поможет избежать тенденциозной псевдонаучной демагогии, научит не
путать "божий дар с яичницей".
Межуев
же кладёт в основу рассуждений определение, которое сам только что убедительно
опроверг. Испанские фашисты не заботились о чистоте крови - они были за
слияние с басками. В разных вариантах фашизма нация понимается по-разному, в
основу может быть положен любой её признак, и даже признак общности вовсе не
национальной. "Сын юриста", так же, как, например, Кургинян заведомо
не могут быть поборниками чистоты русской крови. Но их политическая
принадлежность несомненна, как несомненна будущая политика, хотя идеи их
мелькают как в калейдоскопе.
Конечно,
фашизм не тождествен этатизму хотя бы потому, что словарь терминов не имеет
синонимов. Это азбука научной логики.
Есть
нужда, но здесь нет места изложить теорию фашизма, который является особенной
частью в спектре прочих, по тем же параметрам классифицируемых политических
движений современности. Замечу только несколько моментов. Фашизм тесно связан
с национализмом, переплелись кроны этих явлений, но корни у них разные. Квинтэссенция
национализма - ксенофобия, биологический инстинкт, перенесённый на этнос.
Квинтэссенция фашизма - иная. Это один из политических принципов, сам по себе
необходимый, но гипертрофированный во зло. Квинтэссенция фашизма - принцип
организованности, возведённый в абсолют, так сказать,
"сверхорганизация". А государство есть самая мощная организация в
нашу эпоху. В этом близость фашизма с этатизмом. Конечно, фашизм - это и его
культурная атрибутика, копившаяся издавна, и вечный психо-этический комплекс.
Но только на стадии смешанной экономики позднего капитализма / приватного и
государственного владения / он обретает классические формы и политическую
реальность. Фашизм есть определённый способ соединения собственности; прямой
административный контроль государством частного производства. Это первый его
сущностный признак - экономический. Социальный признак: корпоративность -
деление общества не по классам, а по институтам. Политический признак: примат
государственности. Организационный признак: предельная иерархичность, вечное
неравенство. Остальные признаки, стиль и методы производны. Иерархизм в
полиэтнической среде означает неравноправие наций.
Вот
слова евразийца Зюганова: "Провозглашение государственного статуса
русского народа" /А как жить, тем у кого нет особого статуса? / И опять
Зюганов: "Вера совпадает с природными особенностями нации", а
"вера", религия для него есть и нравственность, и симфония с властью.
Значит, человек иной крови аморален и должен быть отчуждён от власти. Но сама
природа нации для евразийцев создана пространством политических завоеваний,
территорией государства, соединением Европы и Азии, осуществленной
Чингизханом.
Кроме
существенных атрибутов, такое явление как фашизм наделено массой сопутствующих
признаков. Даже о залежах полезных руд предполагают по сопутствующим, то есть
по совсем иным ископаемым. И если наблюдатель обладает некоторым жизненным
опытом и проницательностью, ему не трудно распознать фашизм по косвенным
симптомам. Симптом - это такой единичный признак, который делает возможным
правильный вывод и при неполной индукции. /Для неглупого человека обобщение
иногда допустимо и по одному признаку. Как говорится: "Умному
достаточно"./ Даже по манерам, по способу аргументации, свойственных
политику, можно догадаться и о его моральном облике, и о скрытых до поры
целях. Конечно, это не доказательство в научном смысле, а догадка. Но кто
сказал, что догадка не может быть верной? Субъективно избрав стиль, политик
должен будет идти ему соответствующей, объективно возможной линией.
Не
известно, станет ли Жириновский Президентом, но голосование за него /как и за
Мавроди, Илюмжинова, Гамсахурдия/ уже состоявшийся факт! Межуев обвиняет
интеллигенцию в том, что своей политикой она спровоцировала народ голосовать за
Жириновского. Не стоит забывать, что мы, научные социалисты, тоже относим себя
к интеллигенции. Разумеется, не к той, что облечена ныне властью, а к той, что
не забывает об ответственности за своё мышление, за будущее и тогда, когда она
в оппозиции. Если же народ, согласно Межуеву, не несёт ответственности за свои
свободные решения, то он не является и морально ответственным субъектом
истории. И тогда вопрос о демократии не может быть даже поставлен. Такое отношение
к народу его, якобы заступника Межуева, идею демократии просто хоронит.
П. Алеев