РАБОЧИЙ КЛАСС МАГНИТКИ: ВЗГЛЯД
АМЕРИКАНКИ
Патти Ли Пармалли
Крупнейший в мире металлургический комбинат, флагман
сталинской индустриализации, построенный ценой огромных человеческих жертв, сыгравший
важнейшую роль в победе Советского Союза во второй мировой войне, главный
загрязнитель окружающей среды сегодня оказывается перед лицом эпохальных
перемен в экономике. Могла ли я упустить возможность посетить и запечатлеть на
пленку этот гигант, встретиться с его администрацией, мастерами и особенно
рабочими?
В
июне 1994 г. вместе со своими русскими друзьями, с одним шотландцем и двумя
американцами я отправилась в двухнедельную поездку через Уральский хребет на
границу с Сибирью. Путь был долог. Сталин выбрал это место для строительства
металлургического гиганта по двум причинам: потому, что его отдаленность
служила гарантией безопасности, и потому, что здесь было расположено богатейшее
в мире месторождение по открытой добыче железной руды, давшее свое название
некогда сонной башкирской деревушке - Магнитка. К тому времени я прочитала
книгу Стефана Коткина "Стальной город СССР" и знала, что Магнитная
гора давно сравнялась с землей, но завод и город, выросшие вокруг нее, были так
огромны, что не представлялось возможным перенести их в другое место или закрыть.
По планам комбинат должен был стать копией завода Гарри в Индиане и
одновременно превзойти его по своей мощности. Проблема Магнитогорска - это как
бы в миниатюре проблема всей экономики, которая была не только административно
централизована, но и географически децентрализована, рассредоточена по целому
ряду фактически автономных, изолированных городов-спутников, построенных вокруг
одного производства и подчиняющихся диктаторской власти директора местного
комбината.
Я
также прочитала книгу Джона Скотта "По ту сторону Урала" о его работе
добровольцем на строительстве завода с 1932 года. Здесь собирались
рабочие-добровольцы со всех республик (этим, кстати, обусловлен
многонациональный состав населения Магнитогорска). Было много и заключенных,
которых иногда трудно было отличить от остальных граждан, судя по трудовому
энтузиазму. Они жили в палатках и бараках, часто недоедали, были плохо одеты.
Работая в почти невыносимых условиях, они выполняли чрезмерно завышенные
плановые задания. При этом несчастные случаи были обычным явлением. Но они были
первопроходцами и, несмотря ни на что, построили комбинат, проявив чудеса
самопожертвования, свойственные разве что первому поколению революционеров.
(Любопытно, что сам Скотт после начала чисток в Магнитогорске стал
антикоммунистом; его сообщения для американской разведки вошли в его книгу).
Однако
магнитогорцы проявили чудеса героизма и в годы Великой Отечественной войны,
когда на долю комбината пришлось производство 50% стали для советских танков и
30% боеприпасов, использованных для разгрома фашистской армии. Об этом подвиге
напоминает громадная статуя, которая возвышается над комбинатом, находящимся на
восточной (азиатс-
____________________________
Патти Ли Пармали - журналистка, социолог по
проблемам труда, автор более 50 статей и других публикаций. США.
кой)
стороне реки Урал, когда смотришь на
него от городской ратуши, которая, как и
большая часть города, находится на западной (европейской) ее стороне. И если
есть что-либо, что может сегодня смягчить наше осуждение Сталина, так это то,
что во время его господства советский народ остановил нацистов и спас мир от их
господства. (Ныне, судя по юбилейным торжествам 1994 г. в Соединенных Штатах и
выводу войск из Германии, трудно представить, что Советский Союз вообще сыграл
какую-либо роль в той войне).
Магнитогорск
производил сталь, которая спасла мир. Эта освободительная миссия
города-комбината запечатлена и в статуе: рабочий передает огромный меч
солдату, меч, острие которого направлено на запад.
В
день нашего приезда в заводском музее нам показали изображения строительства
завода и те самые орала, которые перековывались на мечи или, вернее, танки.
Затем мы встретились с начальниками нескольких цехов, руководителями профсоюза
и рабочими. Нам стало ясно, что этот рабочий город одновременно типичен и
нетипичен для жизни в России. Он типичен, так как представляет собой образец
некоего планово организованного, эгалитарного сообщества, созданного вокруг
тяжелого производства, образец, чем-то напоминающий американские утопические
проекты XIX века. Нетипичность же его заключается в чрезмерности: он огромен,
хорошо отлажен, привилегирован. Архитектура жилых районов оказалась отличной и
просто нас поразила. Мы ожидали увидеть мрачный, тесный, загрязненный промышленный
город. Вместо этого, магнитогорские градостроители (приехавшие из Ленинграда)
заложили красивые палисадники по периметру больших жилых кварталов с деревьями
и газонами, игровыми площадками для детей, защищенными с улицы. Воздух был чист
(по-видимому, комбинат находится с подветренной стороны). Нас поразили
несравнимо более счастливые лица магнитогорцев после стандартно мрачного вида
людей на улицах Москвы. Все в Магнитогорске говорит о том, что это рабочий
город, до которого спекулянты и мафия еще почти не добрались. В Москве на
крышах зданий можно увидеть огромные рекламные щиты зарубежных фирм -
"СОНИ", "ФИЛЛИПС", "МАКДОНАЛЬДС". В Магнитогорске
же лозунги по-прежнему славят рабочий класс.
Возможно,
высказываемое рядом рабочих удовлетворение сегодняшними условиями жизни, - лишь
ответ на неопределенность будущего. Но если верить их рассказам, жизнь в городе
действительно протекает относительно благополучно. Здесь до сих пор
сохраняются большие возможности для культурного досуга, отдыха и развлечений -
местный цирк, театр, кукольный театр, рабочие хоры, многопрофильные
образовательные учреждения и др.
Однако
определяющим фактором в жизни горожан, бесспорно, является труд, и недаром
само присутствие комбината (в его пределах проложено больше километров
железных дорог, чем во всей Финляндии!) довлеет над городом.
Хотим
мы того, или нет, но ветры перемен все же дуют с запада на восток. Рабочие, с
которыми мы беседовали, ощущают их преимущественно как холодные ветры, несущие
штормовую погоду. Их надежды на будущее перед лицом грядущих перемен - это в
основном надежда не на то, что это будут перемены к лучшему, а на то, что их
будет не слишком много. Им ясно, что эти изменения будут выгодны отнюдь не
рабочим.
Кроме
возможности увидеть в действии старейшие доменные печи, нам посчастливилось
познакомиться с несколькими рабочими и их семьями, которые делились с нами
своими мыслями и опытом свободно и щедро. Свои впечатления мы вынесли из
вечерних бесед с четырьмя женщинами и тремя мужчинами у них дома или у нас в
гостинице. Один из серьезных недостатков города - отсутствие клубов, баров,
помещений для встреч. Общественная жизнь здесь протекает на рабочих местах, в
семье и дома (в весьма удобных квартирах по сравнению с российским стандартом),
на даче (хибарка или летний одноэтажный домик с верандой) или на организованном
отдыхе.
Мы
беседовали с двумя рабочими - Володей и Павлом, с женой Павла Любой, занятой
ранее на коксовании угля, и двумя женщинами, работающими в
кислородно-конверторном цехе, - Ириной и Илюзей, а также с Сергеем, бывшим
строителем трубопровода, а теперь безработным, и его женой Аллой, учительницей
рисования в детском саду. Их отличало разное отношение к своей работе и
грядущим переменам. Подвижная Илюза - с поэтическими склонностями, не скрывает
своего желания выйти замуж за иностранца, оставить работу и сидеть дома,
воспитывать детей (по словам учительницы одной из московских школ, это, к
сожалению, обычная мечта нынешних девочек). Ирина, более тихая и застенчивая,
напротив, не хотела бы бросать работу, так как она дает ей возможность
общаться с людьми. Раньше Илюза работала оператором подъемного крана, Люба - в
отделении коксования, где она боялась высоты и вредного действия химикатов.
Теперь все три женщины заняты исполнением контрольных функций. Они определенно
предпочитают не делать тяжелую, "мужскую" работу, в отличие от
некоторых наших женщин на Западе, мечтающих приобщиться к ней, возможно, именно
потому, что у них нет такой возможности. Илюза убеждена, что такие виды работ
вредны для здоровья женщины. Их нынешняя работа, однако, угнетает их своей
монотонностью. Они слишком устают от нее, чтобы по окончании рабочего дня еще
участвовать в культурной жизни города. Кроме того, кинотеатры стали слишком
дороги и в них показывают худшие американские фильмы вместо лучших российских.
С другой стороны, Алла выглядит счастливой, занимаясь более творческой работой.
Отношение
мужчин к тяжелому труду иное. Сергей гордится своей высокой квалификацией. Он
работал трубоукладчиком в экстремальных условиях Арктики. Теперь же он
оказался не у дел, крушение надежд выражается у него в серьезном
злоупотреблении алкоголем. Он слишком горд, чтобы зарегистрироваться на бирже
труда, и перебивается случайными заработками, жалуясь, что ему не к чему
приложить руки. Его семья в большом беспокойстве - как справиться с его
разрушительной депрессией?
Павел
также говорит о "руках" и о гордости за хорошо выполненную трудную
работу. По его словам, немногие рабочие покидают завод, чтобы зарабатывать деньги
коммерцией. О себе он говорит: "Я никогда не уйду, потому что у меня
другие руки. Нужно иметь особую хватку, чтобы делать деньги. Мне было бы стыдно
уйти в торговлю". Некоторые даже пытаются подзаработать, продавая своих
домашних животных, тогда как, по его мнению, надо было бы найти для них
хорошего хозяина. (Действительно, в Москве можно увидеть старушек, вытянувшихся
в цепочку вокруг станций метро, с щенками, котятами или сушеной воблой для
продажи. Вероятно, Павел в довольно благополучном Магнитогорске плохо
представляет себе все трудности существования в новой Москве).
Значит
ли это, что ему нравится его работа? Павел колеблется: "нравится" -
не подходящее слово в этом случае. Он гордится ей, имеет высокий
квалификационный разряд и находит ему достойное применение.
Володя
также говорит, что ему не хотелось бы когда-нибудь оставить работу. Он очень
уважает честный труд, чувствует свою ответственность перед заводом за выпуск
продукции. Оба они привыкли ощущать себя нужными, потому что сталь была нужна
всегда.
Стойкую
веру в рабочую этику, свое отношение к труду эти рабочие утверждают на фоне тех
изменений, которые привели к хаосу в Москве и на большей части России и теперь
приближаются к Магнитогорску. Они пока еще не воспринимают безработицу как серьезную
угрозу: три тысячи рабочих, высвобожденных в начале 1994 года, вскоре и так
должны были уйти на пенсию. Некоторые из пожилых работников беспокоятся, что
следующими настанет их черед, но они еще верят, что если будут честно
трудиться, то их не уволят: "Производство стали необходимо, и не каждый
захочет заниматься этим".
Проблема
поиска рынка сбыта для продукции комбината, очевидно, с рабочими не
обсуждалась. Как им совершить переход от экономики замкнутого типа с нехваткой
материалов, продовольствия и трудовых ресурсов к конкурентному мировому рынку с
переизбытком всех трех компонентов? Работники управления, с которыми нам
довелось беседовать, были уверены в конкурентоспособности Магнитогорского
металлургического комбината по двум причинам. Они уже начали, хотя и с явным
опозданием, техническое переоснащение завода. Старое оборудование его, как это
ни удивительно, все еще функционирует, но будет заменено, согласно решению
правительства, разрешающему заводу реинвестировать его прибыли, что позволит
поднять качество продукции до экспортных стандартов и снизить уровень
загрязнения окружающей среды. Администрация полагает, что их более дешевая
рабочая сила позволит устоять в международном соревновании. Мы не были так
уверены. И никто даже не упомянул о том, что для модернизированного завода
обычно требуется меньше рабочих.
Создалось
впечатление, что основная забота этих высококвалифицированных рабочих тяжелой
индустрии - не столько экономика или политика, сколько социальные проблемы или
проблемы отношений в производственной сфере. Они выполняют работу, которая
ранее была образцом честного труда, ценившегося и награждавшегося, как основа
общества, называвшего себя социалистическим. Им не только хорошо платили. Их
уважали. Постоянное восхваление рабочих было отчасти показным, за ним скрывалась
их фактическая эксплуатация и бесправие. Но тем не менее рабочие сознавали
свое достоинство и ощущали себя нужными. Теперь же с культом
предпринимательства рабочие чувствуют себя еще более эксплуатируемыми и
бесправными, чем раньше. Сегодня их статус ниже, чем у предпринимателей, ловких
говорунов, работников сферы услуг и торговли. Молодежь, жалуется Павел, не
хочет больше работать на заводе. Средний возраст работающих вырос с 20-25 до 40
лет (в компъютерном классе городского лицея, который мы посетили, все
школьники, кроме одного, заявили, что хотят работать в банках).
В
значительной степени прежнее чувство самоуважения рабочих обусловливалось
особым статусом Магнитогорска (где труд школьного учителя оплачивался выше, а у
рабочих квартиры были лучше, чем у профессоров МГУ), а также дружеским,
отеческим отношением к рабочим бывшего директора комбината Рамазана, умершего
внезапно от сердечного приступа во время августовских событий 1991 года.
Похоже, его все любили за внимание и заботу о нуждах рабочих. Часто
вспоминают, как он с помощью бартера помогал обеспечивать "своих"
рабочих всем необходимым, когда не хватало обуви, продовольствия или мыла.
Павел: "Рамазан был действительно хорошим человеком, всегда здоровался с
рабочими... Когда он умер, к гробу трудно было пробиться, и люди
плакали..."
Свое
благополучное существование в прошлом рабочие склонны сегодня объяснять
заботой директора или государства в обмен на их честный труд. Но по мере того,
как исчезает работа, падает ее престиж, они продолжают по привычке надеяться на
те же источники спасения, но тщетно. Возможность же третьей альтернативы -
рабочее самоуправление, самоорганизация, сопротивление - ими еще слабо
осознается.
После
смерти Рамазана и последовавших за этим перемен в администрации уважение
рабочих к управленцам резко пошло на убыль. Говорят, увеличился разрыв в оплате
труда, бартерные сделки были поставлены под контроль администрации с целью
внести раскол среди рабочих. Как заявил новый директор, он стремится получить
от них как можно больше работы, чтобы выжить в условиях рыночной экономики,
тогда как Рамазан особое внимание уделял поддержке самых низкооплачиваемых
рабочих, по крайней мере по их представлениям. "Борьба" за сокращение
бюрократического аппарата привела лишь к появлению новых отделов и
административных должностей для бывших партийных руководителей. Зарплату
обычно задерживают на две недели. А от своей доли собственности комбината
рабочие либо совсем ничего не получили, либо не более двух долларов в год от
акций, помещенных в инвестиционный фонд. Короче говоря, они начинают познавать
на опыте антагонизм классовых интересов. Однако это не привело еще к созданию
какой-либо оппозиционной организации. Рабочие чувствуют себя до сих пор
растерянными.
Рабочие
переживают также переход от системы, в которой директор комбината был
фактически главным человеком в городе и большинство проблем социальной сферы
решалось через него, к системе, которая разделяет управленческие и социальные
функции и в том вакууме, который возник вследствие исчезновения КПСС с ее
функциями не только подавления, но и патерналистской опеки. В этот переходный
период не ясно, кто конкретно за что отвечает. Постепенно станет ясно, что
комбинат уже не несет ответственности за благосостояние работающего.
Старая
патерналистская модель общества была, разумеется, придумана отнюдь не
Рамазаном или администрацией. Ее проводниками в жизнь были КПСС и профсоюзы.
Мы поинтересовались отношением к КПСС некоторых рабочих. Володя ответил, что
его как-то пытались втянуть в партию, угрожая, что иначе он не получит хорошей
работы. Он отказался, сказав:"У меня хорошие руки и голова, вы можете
разговаривать так с управленцами, но вам всегда будут нужны хорошие
рабочие". Люба также отказалась вступать в КПСС, так как ей казалось, что
партия ничего не делает для рабочего класса. Оба они утверждают, что не
интересуются политикой, считая, что "дело рабочего человека -
работа".
Павел,
муж Любы, в свое время тем не менее вступил в партию. Он признается, что сделал
это во многом из карьерных соображений, но не отрицает своего тогдашнего
стремления строить социализм. За 20 лет членства ("Прошла зима, настало
лето, спасибо партии за это", - шутит он), ему опостылили пустозвонство,
самодурство мелких чиновников - "местных божков" и все то, что
раскрылось с приходом М.С.Горбачева. В 1990 году Павел написал заявление о
выходе из партии, мотивируя свое решение тем, что КПСС "довела людей до
бедности и поставила их на колени". Однако он продолжает утверждать, что
партия помогла поддержанию дисциплины на предприятии.
Эти
рабочие чувствуют свою связь и ответственность перед комбинатом и не уважают
тех, кто покидает его в поисках легкой жизни, уходят в бизнес, торговлю или
сферу услуг: "Комбинат как Родина, мы не хотим предавать ее. Людям,
которые ушли в коммерцию, а теперь хотят вернуться, не доверяют, считая их
предателями".
Недавно
Павел пытался заняться политической деятельностью. В 1993 году он организовал
встречу рабочих с администрацией, которая успехом не увенчалась, - рабочие
просто жаловались на состояние дел. Администрация же пригрозила уволить Павла
как "смутьяна". Октябрьская трагедия 1993 года, по словам Павла,
потрясла рабочих ("демократы стреляют в демократов").
Для
нас совершенно очевидно, что им нужен профсоюз! Но профсоюз служил еще одним
столпом патерналистской системы и, по мнению рабочих, если куда обращаться, то
к профсоюзу - в последнюю очередь. Им это кажется даже смешным. Они просто не
видят в нем средства борьбы за свои права. Как это ни странно, но мысль о
создании независимого профсоюза им не приходит в голову, и они даже не пытаются
взять уже имеющуюся организацию под свой контроль.
На
территории Российской Федерации (например, районы угольных шахт) имеются
регионы, где это уже произошло, но до Магнитогорска эта волна, видимо, еще не
докатилась. В течение 60 лет профсоюзы выступали в тесном сотрудничестве с
администрацией и служили ни коем образом не как инструмент в сопротивлении
рабочих властям, а скорее как служба социальной поддержки. На их попечении были
реабилитационные центры, профилактории, три Дворца культуры, библиотека на
миллион томов, а также турпоездки, летние лагеря, дома отдыха. Несмотря на все
перемены - бумажную
приватизацию (создана акционерная компания, в которой основным держателем
акций выступает государство, а остальное находится у работников и
администрации), высвобождение трех тысяч рабочих и объявленные планы
интенсификации труда - в структуре и функциях профсоюза не произошло никаких
изменений.
Общеизвестно,
что советские профсоюзы стали воплощением ленинской модели профсоюзов в
обществе, не предполагающей наличия каких-либо антагонистических противоречий.
Но непонятно, почему рабочие не обращаются к профсоюзу и не пытаются его
преобразовать по мере того, как общество становится все более открыто
конфронтационным. Было и грустно, и смешно, когда профсоюзный руководитель
жаловался на пассивность и отказ от участия в работе рядовых членов, а затем
рабочие жаловались на пассивность профсоюза. Но "участие" означало
участие в предлагаемых мероприятиях, а отнюдь не борьбу за влияние. Теперь
рабочим нужно представительство их интересов и реальная власть, а профсоюз
воспринимается как враг - рабочие отчисляют туда процент от заработка и ничего
не получают взамен. О создании забастовочного фонда даже не мечтают. По словам
Ирины, ее поколение никогда не будет участвовать в стачке, так как они просто
не привыкли к этому.
Вследствие
благодушной, патерналистской стратегии администрации и старой профсоюзной
модели, рабочие не только не имеют оргструктур для коллективных действий по
защите своих интересов, но даже и не представляют, что такие могут быть или
что они нужны. Конечно, существуют немало партий, отдельных
политиков-интеллектуалов и мнимых организаторов, стремящихся представлять
интересы рабочего класса, но они сами с горечью осознают, что не имеют массовой
социальной базы.
И все же мы считаем, что будущее
рабочего класса Магнитогорска - его профсоюзная и политическая самоорганизация.
И это будущее не за горами.